В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня нам предстоит обсудить вопросы обеспечения безопасности в Сибирском федеральном округе. По сути, нужно будет проанализировать еще раз ситуацию в округе в целом. Это не первое наше заседание, посвященное региональной проблематике. Совет Безопасности уже анализировал ситуацию в Дальневосточном федеральном округе, в Калининградской области, и, по общему нашему мнению, такая практика полезна, позволяет в комплексе взглянуть на все проблемы региона.
Что касается Сибирского федерального округа, то среди главных тем хотел бы обозначить следующие. Прежде всего об экономике. Экономическая ситуация за последние годы несколько стабилизировалась, отмечается рост валового регионального продукта, в прошлом году промышленное производство выросло на 4 процента.
На этом я закончил бы с позитивом, давайте сегодня будем больше говорить о проблемах. Даже этот рост достигнут главным образом за счет предприятий, работающих на экспорт, добывающих и перерабатывающих сырье. При недостаточных трудовых ресурсах в Сибири сосредоточены колоссальные природные богатства, работают крупные промышленные и научные центры, предприятия ВПК. Однако эффективность их использования низкая, большинство сибирских территорий остаются дотационными, сохраняется сырьевая направленность экономики, остро стоят вопросы изношенности основных фондов, дефицита инвестиций и восполнения сырьевой базы.
Ситуация усугубляется высокими энергетическими и транспортными тарифами.
Вы знаете, в прошлом году была принята стратегия экономического развития Сибири. Между тем механизмы ее реализации пока не очень ясны, нет четких решений и по выдвинутым округом инициативам, в частности усиления инновационной деятельности. Было бы неплохо сегодня поговорить, как идет реализация этих программ.
Второе, на что хотелось бы обратить внимание, – это серьезные социальные проблемы. К ним так же приводят вышеназванные экономические диспропорции. На протяжении последних лет доходы населения сибирских регионов, к сожалению, на 20 процентов ниже, чем в среднем по России. Сохраняется высокая задолженность по зарплате, выше среднероссийского и уровень безработицы. Крайне неудовлетворительное состояние ЖКХ, здесь системы изношены на 60 процентов. Все это сказывается на жизни людей, ведет к росту социальной напряженности, к оттоку квалифицированных кадров, и не только с предприятий, но и из органов государственного управления. В среднем за последние 10 лет население округа уменьшалось ежегодно, подчеркну, на 100 тысяч человек. Такая тенденция – серьезная угроза для будущего региона.
Еще один крупный блок проблем – это крайне тяжелая экологическая и санитарно-эпидемиологическая обстановка. Половина – пять из десяти самых неблагополучных в экологическом плане российских городов находятся в Сибирском округе. На сибирские предприятия приходится до 1/3 вредных выбросов в окружающую среду. Настоящим бедствием стали лесные пожары.
Высока смертность, социально обусловленные заболевания: наркомания, туберкулез, СПИД. Уровень наркомании превышает среднероссийский показатель на 73 процента.
Отдельно остановлюсь на проблеме военной и технической безопасности важнейших стратегических объектов – их высокая концентрация в Сибирском округе тоже одна из его особенностей. Просил бы на этом вопросе остановиться подробнее, давайте обсудим сегодня необходимые меры по улучшению ситуации в этой сфере.
Далее. Все еще не удается переломить негативные тенденции в криминогенной обстановке. Уровень преступности остается высоким, а в ее структуре преобладают тяжкие и особо тяжкие преступления. Криминальные группировки пытаются брать под контроль важнейшие отрасли экономики, природные богатства, и в этой ситуации правоохранительные органы еще не всегда действуют эффективно.
Наконец, важнейший аспект ситуации в этом регионе России – это охрана границы. На территории округа проходит самая протяженная часть сухопутной границы страны. Проблема ее полноценного обустройства не решена. Я думаю, что мы можем и должны честно сказать: по‑серьезному и не приступали к обустройству границ. Прежде всего это касается российско-казахстанского и российско-монгольского участка. И речь идет не только о защите от трансграничной преступности, не о создании погранполосы по советскому образцу. Речь идет о создании современной, цивилизованной границы, которая была бы препятствием на пути незаконной миграции, контрабанды, трансграничной преступности, но создавала бы условия для нормального приграничного сотрудничества, торговли и туризма. В апреле текущего года мы обсуждали эти вопросы с Президентом Казахстана и руководителями приграничных регионов. По итогам встречи были выработаны определенные рекомендации, даны поручения Правительству. Давайте поговорим о том, что делается для того, чтобы ситуацию исправлять, что делается по исполнению этих поручений.