В.Путин: Добрый день.
Прежде чем начать наше совещание, хотел бы представить вам человека, которого и представлять особо не нужно, но, собственно, я официально обязан это сделать – представить полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Валентину Ивановну Матвиенко. Для нее такие мероприятия не редкость, я знаю, однако в качестве полномочного представителя Президента она участвует в таком мероприятии впервые. Еще раз скажу, в специальном представлении Валентина Ивановна не нуждается, на наиболее сложном участке она работала в Правительстве в течение длительного времени, и работала в очень сложных условиях успешно. Думаю, что и ее человеческие качества помогут ей исполнять все обязанности, которые на нее возложены здесь, на северо-западе страны. В подтверждение всего того, что я здесь сказал, хочу передать ей удостоверение и пожелать всего самого доброго в работе, и надеюсь, что вы поддержите ее в этом.
Теперь по повестке нашего совещания.
Думаю, полезно будет, во‑первых, проанализировать то, что было сделано в последнее время, с момента нашей последней встречи, на окружном совещании, и, во‑вторых, конечно, как мы это делали всегда и сделаем сейчас, поговорим о приоритетах Северо-Западного федерального округа.
Вы знаете, за последнее время ряд важных экономических показателей в округе улучшился. Прежде всего отмечу рост производства промышленной продукции на 16,4 процента, а также увеличение налоговых поступлений. Более чем вдвое снижена задолженность по заработной плате. На сегодняшний день эта задолженность наименьшая среди федеральных округов. Стабильное положение остается и с пенсионным обеспечением. В значительной степени это результат вашей работы, уважаемые коллеги.
Убежден, у округа есть все возможности, чтобы закрепить и развить эти позитивные тенденции. Мы уже не раз говорили о значительном экономическом и интеллектуальном потенциале округа, его инвестиционных возможностях.
На северо-западе немало перспективных сфер для долгосрочных и масштабных капиталовложений. Среди них – ТЭК, транспортные коридоры, лесопромышленный комплекс, рыбное хозяйство. Мы с вами отдельно с каждым и в таком формате практически все эти вопросы регулярно обсуждаем.
Однако по объему инвестиций Северо-Западный округ пока занимает лишь четвертое место. И эти инвестиции не обеспечивают качественную модернизацию реального сектора экономики. Свидетельством тому – увеличение износа основных фондов.
Деловую активность в регионе во многом сдерживает неразвитость социально-экономической и транспортной инфраструктуры. По‑прежнему есть серьезные неиспользованные резервы для приграничного сотрудничества и торговли. Эта проблема актуальна для всех приграничных территорий, особенно для Калининградской области.
По итогам прошлого совещания мы вышли на некоторые договоренности, в том числе по организации транспортного сообщения Ленинградской и Калининградской областей с рядом портов ФРГ. Ввод в эксплуатацию паромных комплексов в Балтийске и Усть-Луге намечен на декабрь 2005 года, а завершение строительства переправы – на 2006-й. Недавно мы встречались с губернатором Ленинградской области, он говорил, что некоторые федеральные ведомства замедлили темп соответствующей работы, и думаю, что сегодня у нас есть возможность и с губернатором Калининградской области поговорить, и со всеми теми, кто задействован в реализации этого проекта. Прошу всех вас, и в особенности полпреда, держать выполнение хода работ по этой тематике под постоянным контролем. Эти объекты имеют важное значение не только для северо-запада Российской Федерации, но и для всей России.
Мы много раз говорили и о тех возможностях, которыми обладает округ для развития внутреннего и международного туризма. Не буду об этом лишний раз говорить. Все вы знаете эту тему. Она должна и может помочь решить многие вопросы, потенциал здесь очень большой.
Экономический потенциал округа формируют в основном крупные предприятия. Однако очевидные перспективы есть у малого и среднего бизнеса. Тем более что по количеству малых предприятий Северо-Западный округ занимает второе место в России. Конечно, в первую голову речь идет о Петербурге, но и в других местах эта сфера развивается неплохо. В формировании благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса многое зависит от работы именно региональных и местных властей. От их способности оказать предпринимателям необходимую организационную, правовую, информационную поддержку. Пока же, по данным социологов, только 20 процентов предпринимателей малого бизнеса в регионе считают, что необходимые условия для работы уже созданы. Между тем многообещающие сферы для приложения усилий малого и среднего бизнеса – это инновационные производства, выпуск наукоемкой продукции и продукции глубокой переработки. Особенно это может быть характерно для Северо-Западного округа с его высоким научно-техническим потенциалом.
Сегодня хотел бы также затронуть проблему, вызывающую социальную напряженность в округе. И поговорить о проблемах, которые мы с вами обсуждали и в двусторонних встречах, и с Михаилом Михайловичем Прусаком говорили по поводу жилищно-коммунальной сферы. Область столкнулась в эту зиму с достаточно сложной ситуацией. Процент износа объектов жилищно-коммунального хозяйства – более 45 процентов. Средств для их ремонта и своевременной замены у местных властей, как правило, не хватает. Предлагаю поговорить на эту тему отдельно, тем более сейчас на прямой проработке находится проект закона о разграничении полномочий. Уверен, здесь у вас будут свои вопросы, давайте обсудим и эту тему. Тема очень важная, стыкуется как раз с той проблематикой, которую я сейчас затронул, с необходимостью определения источников финансирования муниципалитетов. Должен быть решен вопрос о том, за что же все‑таки каждый уровень власти отвечает, за что должен нести ответственность и какими ресурсами для выполнения этих обязательств должен располагать.
Это все, что я бы хотел сказать вначале.