В.Путин: То, что я услышал сейчас, говорит о том, что в регионах идет такая серьезная, по‑настоящему государственная работа по совершенствованию законодательства страны.
Что мне показалось наиболее важным и что я для себя отметил: все финансово-экономические вопросы пакет законов о разграничении полномочий оставляет на потом. Это может дискредитировать саму идею реформирования.
Уважаемые коллеги, это абсолютно не так!
То, что это замечание сделано, правильно. Мы многократно обсуждали это и на Госсовете, и с руководителями регионов, губернаторами и президентами республик в составе России. И пришли к выводу, что этот процесс, а именно процесс синхронизации предложенных законов и изменения в законы, которые регулируют финансово-экономическую деятельность, должен идти параллельно, и рассматриваемые нами и вами сегодня законы о разграничении полномочий должны вступать в силу синхронизированно с изменениями в налоговое и бюджетное законодательство. И уже сейчас Министерство финансов готовит эти предложения. Эта работа идет вместе с депутатами Государственной Думы, которые принимают непосредственное участие.
После того как они будут сформулированы, они обязательно будут вам предложены. Это ни в коем случае не должно оставаться тайной за семью печатями. Больше того, необходимо провести комплексную ревизию законодательства. Именно так и предполагается сделать. До 2005 года предполагается пересмотреть более 200 законов. Они сейчас все находятся в работе Комиссии, которую возглавляет Дмитрий Николаевич Козак вместе с представителями регионов, министерств и ведомств и депутатами Федерального Собрания. Я думаю, что из верхней палаты там есть соответствующее представительство.
Теперь об ответственности всех сторон, в том числе и федерального центра, за те решения, которые будут приняты в ходе разделения полномочий. Абсолютно согласен. Я думаю, что Комиссия по подготовке законопроектов, если там нет этого в пакете, конечно, должна обратить внимание на эту сторону дела. То же самое могу сказать о недопустимости выхолащивания конституционных прав субъектов Российской Федерации. Нет у нас цели строительства страны по советскому образцу, суперцентрализации. Это неэффективно и работать не будет, особенно в условиях рыночного хозяйства. Если такие опасения есть, если есть такие намеки в законе, нужно обратить на это внимание.
И, наконец, самое главное. За регионами могут быть закреплены такие обязательства, которые окажутся неисполнимыми.
Уважаемые коллеги!
Я хочу задать вам вопрос. Знаете ли вы, каков уровень обязательств государства перед населением? Вот если бы мы захотели исполнить все, что мы обязаны исполнить перед народом, все, что написано в законе, каким должен быть бюджет Российской Федерации, кто знает?
Знают только эксперты. Никто не знает конкретно. Потому что столько понаписали за последние годы, что разобраться до сих пор не можем.
Приблизительная оценка – 6,5 триллиона рублей. Консолидированный бюджет страны – 3,5 триллиона рублей. Шесть с половиной минус три с половиной – это три триллиона неисполненных обязательств перед населением. Вот где проблема. И вот ради чего мы с вами работаем.
Надо разграничить полномочия и прекратить обманывать население. Сказать, кто и за что отвечает и какими источниками должен наполнять свой бюджет для того, чтобы исполнять эти обязательства. А если что‑то не можем исполнить, прямо и честно надо сказать: не исполним, не можем.
Все могут простить люди, только одного не простят – обмана. А мы постоянно, из года в год переносим и делаем вид, что не замечаем… Говорим, этот закон в этом году действовать не будет, зная, что и в следующем не будет, потому что денег нет.
В связи с этим, конечно, абсолютно правильно сказать, что является приоритетом, что государство обязано сделать «кровь из носу», обязательно исполнить: помочь инвалидам, помочь ветеранам войны, малообеспеченным слоям населения и так далее. Сказать, что обязательно должны сделать и чего не можем пока сделать, а если можем, то в каком объеме. Вот в этом и есть цель.
Хочу вам сказать, что не только у вас вызывают сомнения некоторые законоположения или проекты этих законоположений. У федеральных властей, у Правительства Российской Федерации не меньше вопросов и опасений. Они опасаются, что, когда за ними точно будут закреплены определенные обязательства и когда они обязательно должны будут их исполнять, им трудно будет это сделать.
Сейчас идет достаточно напряженная работа в Министерстве финансов и в экономике в целом, во всех министерствах и ведомствах. Как только она выйдет на такой качественный уровень, который можно будет представить депутатам Государственной Думы и вам, это будет сделано.
И, наконец, по «смешанной» системе. Вы знаете, правильно здесь было сказано – закон принят, и, конечно, его надо исполнять. Вместе с тем не могу не обратить внимание и на некоторые озабоченности, которые были высказаны: малое количество мандатов, которые даются на места партиями, необходимость открытия списков, большая открытость списков; такие спорные, но возможные для обсуждения вопросы, как ценз оседлости, и так далее, и так далее.
Я только повторил бы тезис, о котором сказал, когда выступал перед вами в начале. Этот закон и вообще эта система вводится не для кого‑то и не под кого‑то. Не для того, чтобы кого‑то ублажить или создать преимущества в конкурентной политической борьбе на местах или в стране в целом. Это делается для того, чтобы наша страна была более понятной и нам самим, и миру. Чтобы она была более стабильной и прогнозируемой. Чтобы люди наши, когда идут на выборы, выбирали не просто хорошего человека, а выбирали бы хорошего человека с понятными политическими убеждениями, и чтобы этот человек нес двойную ответственность: перед страной – перед избирателем и перед партией, с идеями которой он идет на выборы.
Понятно, что это не может быть введено с сегодняшнего дня на завтрашний – это требует времени. И я согласен со многими из присутствующих, что нужно, может быть, подойти более взвешенно и тонко. Давайте подумаем над тем, что можно сделать. Я не против, я – за. Если вы считаете, что ваше мнение не было в достаточной степени учтено, давайте подумаем, но так, чтобы не получилось, как в России у нас часто бывает: сто лет будем думать, только бы ничего не делать, думать, лежа на диване, и посматривать в потолок, как Обломов. У нас больше нет исторического времени так себя вести. Исчерпан лимит времени, поэтому закон надо исполнять. Но параллельно давайте будем вместе думать о том, как это сделать. Я готов вместе с вами, опираясь на ваше мнение, подумать еще. Сформулируйте, пожалуйста, через председателя верхней палаты. Если действительно мы все с вами сочтем, что это является обязательным, вместе готов выйти к депутатам Государственной Думы для того, чтобы что‑то подправить.
Большое вам спасибо за внимание, всего вам доброго.