В.Путин: Уважаемые коллеги!
Мы в последний раз собирались здесь почти 9 месяцев тому назад. Знаю, что весь этот период Совет работал активно. И на предыдущих заседаниях обсуждали такие значимые вопросы, как систематизация регионального законодательства, межбюджетные отношения, многие важные аспекты разграничения полномочий.
Знаю, что ваш Совет работает над поиском новых, эффективных форм сотрудничества федерального и региональных парламентов. Идет постоянный обмен законотворческим опытом, особенностями правоприменительной практики. По сути, реализуются те задачи и цели, которые и ставились при создании этого Совета.
Все это, безусловно, влияет на профессиональный рост законодателей, а в целом на качество законодательного процесса в России.
Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что все базовые условия для системной законодательной деятельности в России созданы. Но исключительно важной задачей остается обеспечение сбалансированности федерального и регионального законодательства, преодоление рассогласованности нормативных актов в центре и на местах. Этот правовой «разрыв» до сих пор тормозит еще решение многих проблем как в социальной, так и в экономической области.
И, конечно, все принимаемые в стране законы должны быть прежде всего реально работающими, эффективно применяемыми на практике. Недопустимо повторять ошибки прошлых лет, когда в центре принимались акты, не учитывающие региональную специфику. А в регионах – законы, противоречащие самим основам Конституции Российской Федерации.
Уважаемые коллеги!
Знаю, что не во всех субъектах Федерации безоговорочно принимается выдвинутая концепция разделения полномочий. Есть вопросы и к организации «смешанной» избирательной системы в регионах.
Именно в связи с этим хотел бы еще раз остановиться на позиции федеральной власти по технологии исполнения уже принятых законов. А также выслушать ваше мнение по тем вопросам и проблемам, которые пока еще дискутируются в ходе их принятия.
Хотел бы подчеркнуть: в рамках реформы местного самоуправления мы должны сразу решить несколько задач.
Прежде всего уточняются полномочия органов государственной и муниципальной власти. Сформирован целый пакет законопроектов по разграничению полномочий между центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Таким образом, должна сложиться внутренне непротиворечивая и отвечающая современным потребностям правовая основа их работы.
Кроме того, государство должно взять на себя только те обязательства, которые оно реально может исполнить и которые финансово обеспечены. Мы с вами многократно говорили об этом, нужно прекратить заниматься пустыми обещаниями, демагогией. А если что и пообещали, то нужно исполнять. Надеюсь, что мы эту тему сегодня еще обсудим. Хотел бы лишь добавить, что без тесной увязки полномочий с межбюджетными отношениями предпринимаемая реформа будет абсолютно неэффективной.
И, наконец, важно обеспечить контроль за движением средств, прозрачность механизма их поступления и расходования.
Хотел бы также услышать ваше мнение по поводу структурной модернизации местного самоуправления. Считаю важным то, что мы договорились по единству принципов территориальной организации муниципальной власти. И то, что они должны быть установлены федеральным законом.
Вы также знаете, что в законопроектах предусмотрен ряд мер, направленных на то, чтобы сделать местную власть более доступной людям. И, что немаловажно, более «дешевой», менее бюрократизированной.
В заключение несколько слов о так называемой смешанной системе формирования региональных парламентов. Мы и в прошлый раз, 9 месяцев назад, об этом говорили, и тогда из этого зала звучали предложения не спешить. 9 месяцев уже прошло, нельзя сказать, чтобы кто‑то «гнал лошадей», спешки и так никакой нет. Появление фракций общероссийских партий в законодательных собраниях субъектов Федерации создает фундамент, во всяком случае, на это все рассчитано, должно создать фундамент единой партийно-политической системы страны. Поэтому переход к такой системе может стать одним из знаковых шагов на пути совершенствования демократического устройства власти и общества.
В чем, собственно говоря, смысл этого действия? В том, чтобы сделать политическую систему страны более устойчивой, стабильной и прогнозируемой. В этом весь смысл.
Возможные изменения в законодательство субъектов Федерации должны быть внесены до 14 июля этого года. Таково требование федерального закона.
Еще раз подчеркну: мы вышли на очень ответственный этап законодательного обновления государственного устройства России. И исключительно важно сейчас сохранить не только взятый темп, но и качество работы.
Большое вам спасибо за внимание.