В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги, члены комиссии!
Сегодня мы вновь обращаемся к нашей деятельности в сфере военно-технического сотрудничества, в том числе к нормативно-правовой базе организации этой работы. Обсудим некоторые пока нерешенные проблемы и наметим планы на будущее.
Исхожу из того, что от эффективности работы в сфере военно-технического сотрудничества напрямую зависит укрепление экономических и политических позиций в мире, позиций нашей страны. Кроме того, средства, получаемые от военно-технического сотрудничества, – это, как мы много раз об этом говорили, хороший ресурс для модернизации военного комплекса России.
Ряд задач в поддержку экспорта военной продукции в этом году удалось решить положительно. Правительство ведет систематическую работу по совершенствованию в сфере ВТС и держит связанные с этим вопросы на контроле.
Но сегодня считал бы более важным сосредоточить внимание на том, что еще пока не сделано, посмотреть, почему это не сделано.
Одно из ключевых направлений – дебюрократизация процедуры экспорта специмущества. Мы уже говорили, что дебюрократизация здесь не может приравниваться к волюнтаризму, и жесткий контроль со стороны государства должен быть обеспечен.
КВТС России уже активно использует предоставленное ей право принимать решения на поставки вооружений самостоятельно. В настоящее время более половины решений об экспорте принимается на уровне Комиссии. Это позволило реально ускорить процесс реализации внешнеторговых сделок, а значит, быстрее реализовать те запросы, которые поступают к нам от наших партнеров.
В сентябре мною было подписано распоряжение, упрощающее процедуру экспорта запчастей, технического обслуживания и ремонта военной продукции. Теперь более широкий круг предприятий получает право работать с инозаказчиками по этим направлениям. Своевременным считаю и решение Правительства о возмещении ущерба субъектам ВТС при форс-мажорных обстоятельствах.
Все эти меры должны улучшить систему послепродажного сопровождения российской продукции военного назначения, обеспечить приоритет наших производителей. Это серьезный и емкий рынок, по объему сопоставимый с рынком новых вооружений, я имею в виду запчасти и обслуживание. Потерять его легко, а восстанавливать – очень сложно. Думаю, что последние решения помогут нам прочно занять свои позиции.
Еще один вопрос повестки – обучение иностранных специалистов в наших военных учебных заведениях.
На сегодняшний день сотрудничество в этой области ведется с 51 страной мира, и с каждым годом все большее количество стран проявляет заинтересованность в подготовке своих военных специалистов в России. Более половины обучаемых – военнослужащие из стран Договора о коллективной безопасности и Содружества Независимых Государств, что принципиально важно для укрепления связей с нашими ближайшими соседями. Однако при подготовке военных кадров считаю необходимым учитывать не только коммерческий, но и военно-политический аспект сотрудничества. Предлагаю предметно обсудить те меры, которые укрепили бы здесь позиции российской военной школы.
В заключение еще раз отмечу: работа в сфере ВТС требует долгосрочного планирования и системной организации. И, разумеется, высокой степени ответственности при принятии решений и проведении этих решений в жизнь.
Я предлагаю начать обсуждение и хочу представителей прессы поблагодарить за внимание, которое они проявляют к нашей работе.