В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы в последний раз встречались в Москве, где в расширенном составе обсуждали подготовку к проведению юбилейных торжеств по случаю основания Казани и Санкт-Петербурга. Я бы сегодня предложил сосредоточиться не столько на праздничных торжественных мероприятиях, которые, наверное, мы своим вниманием не обойдем, сколько на социально-экономической ситуации в Петербурге и области (с учетом того, что здесь присутствует губернатор Ленинградской области), поговорить о текущих проблемах, которые, безусловно, вырастают в вопросы, связанные и с юбилеем.
Мне кажется, будет правильно, если мы вспомним о том, о чем говорили в Москве: за внешним блеском этих мероприятий мы не должны забывать про жителей. Не должны забывать про то, что город получит в результате подготовки к 300-летию, что останется городу от этого. Мы вообще должны просто использовать это (я позволю себе выразиться подобным образом) для того, чтобы улучшить ситуацию в городе и области.
Вопросов, к сожалению, больше, чем ответов. Но есть такие, на которые мы должны обратить особое внимание. Это крупные инфраструктурные проекты. Это просто долг перед горожанами по метро. Это проекты кольцевой дороги, которые помогут разгрузить город от транспорта, улучшить экологическую ситуацию и сохранить исторический центр. Это некоторые другие вопросы: не только восстановления исторического центра, хотя и это важно, но и состояния новостроек, состояния инфраструктуры города, дорог и коммуникаций.
Должен сразу сказать, что очень много в городе полезного и образцового. Сегодня мы были с губернатором на Адмиралтейских верфях, где спускали на воду новый крупный танкер. Действительно, это большое событие не только для корабелов, но и для всего региона, да и для всей страны. Далеко не часто у нас происходят события подобного рода, когда на российской верфи российскими строителями на российские деньги и для российского заказчика спускают такое уникальное судно. Больше того, это, без всякого сомнения, можно рассматривать как дополнительный шаг в решении общегосударственной задачи освоения Северного морского пути, укрепления наших позиций на Северном морском пути. Очень важное и позитивное событие.
Вместе с тем, к сожалению, проблем больше, чем решений. Перед тем как нам здесь собраться – руководство города знает, – здесь побывала комиссия Главного контрольного управления Президента. Я исхожу из того, что специалисты подобного рода всегда найдут, что наковырять. Но дело здесь не в выискивании блох и хватании друг друга за рукава. Дело в некоторых вещах, на которые мы не можем не обратить внимания. И самое главное – это относится не только к руководству города, но и к представителям федеральных министерств и ведомств, которые здесь собрались. Я, конечно, познакомлю вас с этими выводами и с этой информацией, не обратить на нее внимание мы не можем.
Вот только маленький эпизод из того, что здесь значится. Проверка показала, что из‑за отсутствия координирующего органа, обобщающего информацию о финансировании, состоянии строительства, реконструкции объектов, контроль за освоением выделенных объектам капитальных вложений и фактического использования средств и федерального, и городского бюджета должным образом не осуществляется. Данные представлены Минэкономразвития, Госстроем, Минфином России, другими министерствами и ведомствами, администрацией города. В ходе настоящей проверки данные разнятся по перечням объектов, номенклатуре и стоимости запланированных работ, сроков их реализации и отчетных данных об исполнении.
Ну что это такое? Деньги выделяем — миллионы! Согласен — недостаточно. Здесь я с губернатором согласен. Мы часто с ним обсуждаем эту тему. Недостаточно. Но даже то, что выделяется, используется неэффективно.
В результате ни по одной стройке нет сводных смет на полный объем работ, а только локальные, в пределах выделенных лимитов. Комплектная проектная документация по отдельным объектам до настоящего времени отсутствует. По 12 объектам из 21, включенных в программу «Центр Санкт-Петербурга», подрядным организациям не передана согласованная проектно-сметная документация в полном объеме.
Здесь у нас присутствуют руководители отдельных, знаковых, я бы сказал, объектов Петербурга. Я уверен: то, что сейчас скажу, вызовет споры, и мы можем, конечно, поспорить. Но цифры есть цифры.
В 2001 году в соответствии с бюджетной росписью Минкультуры России на проведение ремонта и противоаварийных работ в Государственном Мариинском театре направлено 20,6 миллиона рублей, из которых 20 миллионов не были реализованы. Почему?
В Российской национальной библиотеке при отставании от запланированных объемов реставрационных работ на 30 процентов в доходы федерального бюджета перечислены назад неиспользованные средства в сумме 3,8 миллиона рублей.
Так как мы организуем работу? А потом говорим, что денег нет, не дают. То, что дают, не можем освоить.
На реставрацию объектов историко-культурного заповедника «Петропавловская крепость» в результате смены заказчика до настоящего времени договоры с подрядными организациями не перезаключены, что повлекло отставание от предусмотренных графиком работ. Аналогичная ситуация сложилась по всем видам работ, реконструкции и реставрации концертно-выставочного комплекса «Смольный собор».
Госстрой России длительное время не предпринимал мер по выполнению функций заказчика по объектам центра Санкт-Петербурга. И так далее, и так далее. Минфин России, Госстрой, Минэкономразвития, Минтранс и администрация города Санкт-Петербурга не принимают должных мер по привлечению дополнительных финансовых средств.
Я сам работал в Главном контрольном управлении и знаю, что цель контролеров – выявить недостатки. Это не значит, что нет ничего положительного, хочу это подчеркнуть. Но мы собрались не для того, чтобы хвалить друг друга, а для того, чтобы посмотреть, где проблемы. И вот давайте на этих проблемных вопросах, на узких местах и сосредоточим свое внимание сегодня.