В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья!
Сегодняшним заседанием мы возобновляем работу Совета по культуре и искусству. После реорганизации он собрался в обновленном составе. Прежде всего хотел бы поздравить тех, кто вошел в новый состав. Разумеется, хочу поприветствовать всех тех, кто принимал участие в его работе с самого начала и принимал участие в его создании еще шесть лет назад.
Прежде чем перейти к повестке дня, несколько слов о целях и принципах нашей совместной работы.
Полагаю, что наш прямой диалог должен привести к правильному определению приоритетов политики государства в области культуры и определить пути их реализации.
Думаю, что рамки Совета – это хороший формат для обсуждения концептуальной основы политики в сфере культуры, для содержательного объединения всей палитры мнений. Ограничивать такую дискуссию сугубо цеховыми или ведомственными рамками, думаю, было бы неправильно – мы сузим возможности тех рамок, которые мы выбрали.
Кроме того, в современных условиях важно найти формы использования потенциала культуры для формирования имиджа России, для утверждения ее новой роли и места в мировой цивилизации.
Абсолютно уверен в том, что исключительно ведомственными возможностями, как бы велики и искусны они ни были, мы этой задачи не решим.
Необходимым условием развития культуры сегодня является ее интеграция с рынком. И речь не о примитивном рынке с его умением выживать. Речь о современной индустрии культуры, которая не только обеспечивает занятых в ней хлебом насущным, но и служит консолидации национального самосознания.
Я не буду, конечно, сегодня останавливаться на концептуальных проблемах современной культурной политики. Это отдельный, большой и серьезный разговор. У нас есть сегодня тема, которую мы выбрали.
Мы должны подробно говорить об этом в рамках повестки заседаний Совета. Предварительный план у вас на руках, и мы его сегодня обсудим. Конечно же, он далеко не окончательный. И если есть какие‑либо предложения, мы в ходе дискуссии выработаем эти решения по повестке дня на будущее.
А сейчас переходим к основной теме нашей повестки – «культура и дети». Речь пойдет о тех проблемах, которые встают на пути создания нормальной духовной среды для развития ребенка, молодого человека вообще. Среды столь необходимой для того, чтобы в стране выросло полноценное поколение граждан.
Вы все имели возможность ознакомиться с докладом. Ситуация, как видите, да и из доклада это видно, запущенная, трудная. И практический результат нашего разговора в том, чтобы предложить средства преодоления укоренившихся проблем, в том числе и проблем бездуховности.
Этому явлению есть много причин. И не последней стала утрата и школой, и отчасти уже и семьей ключевых воспитательных функций. Мы ушли от засилья идеологии в воспитании, но так и не сумели заменить его правильными подходами, адекватными современным условиям.
Революционные социально-экономические изменения последних десятилетий были отягощены ведомственным переделом детской проблематики. В результате ребенок оказался фактически один на один с очень непростым миром. Детство и так тяжелое, а в условиях переходного периода – особенно.
Одиночество детей, их безнадзорность даже в семье, девальвация культурных ценностей и образцов поведения, дефицит воспитания – все это база для роста детской преступности, наркомании, беспризорности. Валентина Ивановна Матвиенко многократно приводила эти цифры. Подавляющее большинство беспризорных – при живых родителях.
Очевидно, что нужна новая педагогика, новая система воспитания в школе, в детских и социальных учреждениях. И для этой педагогики нужно создавать созвучные времени системы культурных ценностей.
Причем не только создавать, но и тиражировать, внедрять в сознание. Для этого необходимо использовать все имеющиеся у государства и общества ресурсы – как уже привычное телевидение, другие средства массовой информации, так и нетрадиционные, такие как Интернет.
Сегодня очень много претензий к содержанию программ радио и телевидения. К тем ценностям, которые воспитываются телевизионными и компьютерными играми. Об этом мы часто говорим. И задача творческой интеллигенции, творческой элиты – создавать такие культурные образцы, которые смогут вытеснить из средств массовой информации убогие персонажи и сюжеты.
Надо прямо признать: просветительская задача сегодня практически исключена из эфирной политики. Большинство центральных телеканалов нарушают условия лицензий в части детского вещания.
В этой связи надо как минимум контролировать соблюдение лицензионных норм. Хочу обратить на это внимание министерства. А в целом – развивать принципы лицензирования с учетом расширения детского вещания.
Считаю, что государственным каналам телевидения необходимо вернуться к практике научно-познавательных и образовательных передач, ориентированных на потребности детей. А частные каналы должны строго выполнять условия лицензий.
Много проблем у нас в детском книгоиздании, театре, кинематографе. Здесь, как и на телевидении, кроме содержательных задач есть и организационные, и финансовые. Возможно, даже прежде всего финансовые.
Считаю совершенно недопустимым повышение цен на детские книги, художественную и научную литературу. И отношу это, конечно, на свой счет и на счет Правительства. А ведь это слишком чувствительная область, чтобы действовать в ней грубо, не просчитывая последствия. Экономия государства минимальная, а потери могут быть колоссальными.
Для эффективного решения всех этих вопросов нам необходимо согласование государственной, общественной и частной инициативы. И это заседание нашего Совета, надеюсь, только первый шаг на предстоящем пути.
Сегодня я обозначил в самом общем виде те проблемы, которые нам придется обсудить. Очень рассчитываю на то, что наш сегодняшний разговор будет содержательным. Если ко мне или к Валентине Ивановне Матвиенко будут вопросы, мы с удовольствием ответим на них и поучаствуем в сегодняшнем разговоре.
Большое спасибо.