В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые члены Совета Безопасности, уважаемые члены президиума Госсовета.
Сегодня мы впервые проводим совместное рабочее заседание. Такая необходимость продиктована самой темой нашего сегодняшнего разговора – «Состояние и пути развития оборонно-промышленного комплекса страны».
В этой проблеме пересеклось целое множество вопросов: национальная безопасность, внешняя политика, экономика, социальная стабильность в стране и ее отдельных регионах. Поэтому наши действия в этой сфере должны быть с максимальной точностью просчитаны и сбалансированы.
В феврале этого года президиум Госсовета уже рассматривал проблемы, связанные с реформированием ОПК. Обсуждение выявило ряд дискуссионных тем, прежде всего – в обеспечении социально-экономических интересов регионов Российской Федерации. Совместная деятельность в рамках рабочей группы президиума Госсовета позволила выработать и согласовать общую позицию. Она содержится в подготовленных основах политики в области развития ОПК до 2010 года и на дальнейшую перспективу, представленных вам для обсуждения.
ОПК всегда играл ключевую, я бы сказал, системообразующую роль в экономике нашего государства и в жизни целых регионов страны, в этом были свои «плюсы» и свои «минусы».
В наши дни, когда рыночные отношения в России набрали полную силу, мы должны еще раз подумать, как использовать преимущества рыночного хозяйства для прорывного развития ОПК, для развития отрасли, где традиционно доминировали жесткое директивное управление и государственный патернализм.
Последние годы были трудными для оборонного комплекса страны. И дело не только в сокращении военных расходов. Процесс структурных реформ в ОПК в отличие от многих других отраслей экономики шел медленно и противоречиво. У многих сохранялась иллюзия, что морально и технически устаревающая продукция будет, как и раньше, востребована государством. А предприятия ОПК могут и дальше существовать вне таких экономических категорий, как эффективность и конкуренция.
Структура оборонно-промышленного комплекса, к сожалению, все еще архаична, не отвечает современным военно-политическим задачам государства. Нельзя забывать, что сегодня мы сталкиваемся с новыми угрозами, живем и работаем в условиях, которые предъявляют к надежности национальной обороны принципиально иные, более высокие требования, чем раньше.
Очевидно, что государство должно провести детальную инвентаризацию этой отрасли и четко сформулировать и свои интересы, и свои приоритеты в сфере ОПК.
Перечислю наиболее важные задачи, требующие безотлагательных действий. Первое – это создание современных действенных механизмов управления и контроля в комплексе, выработка реальных инструментов защиты интересов и государства, и разработчиков, и создателей оборонных изделий, имея в виду в том числе и правовую защиту интеллектуальной собственности.
Второе – это неотложная задача по внутренней консолидации оборонно-промышленного комплекса, избавлению от его структурной избыточности. Средний уровень загрузки мощностей сейчас не превышает 20 процентов, а костяк оборонно-промышленного комплекса существует в основном благодаря высокому экспортному потенциалу очень ограниченного числа предприятий.
Сохраняется и во многом раздутая структура мобилизационных мощностей, это мешает повышению эффективности работы предприятий, их технологическому перевооружению. При этом нарастающими темпами идет моральное устаревание производственных фондов и научно-исследовательской базы профильных предприятий ОПК.
На последнем совещании с руководством Министерства обороны мы говорили уже, что нужно серьезно переориентировать ресурсы в сторону научно-исследовательских работ, иначе мы рискуем остаться без столь необходимого технологического задела, а это неизбежно скажется на качестве и конкурентоспособности не только перспективных вооружений, но и гражданских технологий тоже.
Устаревают не только технологии – мы начинаем терять и кадровую преемственность, поэтому думаю, что отдельной темой обсуждения должна стать проблема подготовки кадров для ОПК.
Третья проблема – это все еще неэффективное управление на самих предприятиях ОПК и связанная с этим низкая экономическая отдача от используемой государственной собственности. Смешно на первый взгляд, но нужно сказать, что дивиденды от принадлежащих государству акций все еще не превышают арендной платы за имущество этих организаций.
Традиционные ссылки здесь на нерыночный характер ОПК звучат неубедительно: во всем мире, да и у нас тоже, я только что об этом сказал, производство вооружений и оборонных технологий – это уже давно высокоприбыльный и успешный бизнес, недаром за позиции в этой области и на этом рынке идет жесточайшая конкуренция.
Поэтому нам необходима обоснованная программа интеграции оборонно-промышленного комплекса в рыночную инфраструктуру, повышение экономической привлекательности ОПК. Это позволит привлечь негосударственные инвестиции, в том числе и иностранные, как это ни покажется на первый взгляд странным, конечно же, с учетом всех требований, предъявляемых к проблемам национальной безопасности.
Все это не исключает и организационных изменений. Здесь одним из важнейших инструментов может быть создание интегрированных научно-промышленных комплексов, сочетающих различные формы собственности. Позитивные примеры здесь есть, в том числе и в авиастроении.
Полагаю, что именно такие структуры способны стать ядром обновляющегося оборонно-промышленного комплекса России. Это позволит с максимальной отдачей распорядиться имеющимися ресурсами, покончить с малоэффективными затратами.
Хочу в заключение еще раз подчеркнуть: прорывное развитие ОПК, качественное повышение его эффективности и конкурентоспособности возможно сегодня только на основе последовательного и квалифицированного внедрения рыночных инструментов. Другого пути здесь нет. В этом и интересы национальной безопасности, и интересы развития экономики страны в целом.
Давайте перейдем непосредственно к обсуждению подготовленных документов. С сообщением выступит Илья Иосифович Клебанов. Поблагодарим прессу за совместную работу.
Спасибо.