В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Первый раз в этом году мы собираемся для обсуждения проблем военно-технического сотрудничества. В повестке дня: подведение итогов за 2000 год и определение задач на 2001-й.
Уникальная особенность военно-технического сотрудничества заключается в том, что оно находится на стыке нескольких важнейших направлений. Это и международная деятельность в целом, военно-политическая работа (причем как внутри страны, так и за рубежом), торгово-экономическая деятельность государства. Судя по тем объемам, которые ВТС дает в бюджет страны, это направление для нас – одно из весьма важных.
Общеизвестно, что экспорт вооружений и военной техники приносит федеральному бюджету значительные валютные средства. Эти валютные поступления во многом обеспечивают сохранение научно-производственной кооперации в стране, научно-промышленного потенциала и кадров оборонных предприятий.
В начале прошлого года состояние и особенно перспективы ВТС вызывали определенную обеспокоенность, причем обоснованную. Конкуренция на внешних рынках и соперничество внутри России государственных посредников и других субъектов ВТС обострились, причем обострились настолько, что приводили подчас к подрыву наших позиций как надежного и стабильного партнера, к заметным потерям валюты для российского бюджета. Не хватало жесткого государственного подхода. Именно поэтому назрела необходимость в совершенствовании системы ВТС, именно поэтому были приняты соответствующие решения.
В новой системе ВТС экспорт и импорт вооружений поручен одному государственному посреднику – Рособоронэкспорту. Появление единого госпосредника положительно воспринимается и нашими иностранными партнерами. Новая система включает также семь оборонных предприятий – субъектов военно-технического сотрудничества, напрямую осуществляющих продажу своей военной продукции за рубеж. В целом сегодня можно говорить о создании экономически оправданной и оптимальной структуры экспорта вооружений.
Принципиально важно, что в короткие сроки удалось уйти от распыления ответственности за принятые решения, которые ранее в основном возлагались на коллегиальные органы. Для координации и контроля за внешнеторговой деятельностью госпосредника и других субъектов ВТС образован Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.
Приятно отметить, что в процессе реорганизации удалось избежать присущих любым переходным периодам разбалансировок и спадов в работе.
По итогам за 2000 год достигнуты в целом неплохие результаты. Стоимостный объем выполненных в 2000 году контрактных обязательств составил 3,68 миллиарда долларов США, а валютные поступления в страну – 2,84 миллиарда долларов США. Основной объем обеспечен Рособоронэкспортом, неплохо сработали и предприятия – субъекты ВТС, которым ранее было дано право выхода на внешние рынки. Их вклад составляет примерно 16 процентов от общей суммы или чуть больше полумиллиарда долларов США.
Работа по созданию работоспособной и целостной системы ВТС близка к завершению, но предстоит еще решить ряд вопросов организации и управления военно-технического сотрудничества. И, надеюсь, это приведет к эффективности работы в этой сфере.
Есть над чем работать, уверяю вас, потому что, несмотря на те объемы, которые я назвал, мы далеко отстаем от соответствующих объемов ведущих индустриальных стран мира, например, от Соединенных Штатов в несколько раз, от Великобритании почти в два раза. Это, кстати сказать, должны взять на вооружение и сотрудники Министерства иностранных дел Российской Федерации при работе с нашими партнерами, когда нам напоминают о том, что мы слишком много продаем вооружения. Оказывается, что мы на порядок отстаем от наших партнеров в этой области.
Правительству поручено внести предложения по дальнейшему повышению эффективности внешнеэкономической деятельности в этой сфере. Это должны быть развернутые детальные меры по видам экспортной военной продукции и по странам-импортерам. Следует также ожидать настойчивой и системной работы по совершенствованию использования политического ресурса в целях ВТС, обеспечению внешнеполитического сопровождения крупнейших контрактов и экспортных программ.
На этом, как и на других участках, не должно быть отдельных интересов: ни военных, ни дипломатических, ни финансовых. Должен быть объединенный государственный интерес. В ВТС, как нигде, согласованные действия министерств и ведомств, специальных служб, предприятий ВПК обязаны быть подчинены одному интересу – государственному.
Следует также отметить, что в целом политический вектор в отношениях с рядом наших традиционных партнеров по сотрудничеству в ВТС выбран правильно, это хорошая основа для дальнейшего развития и повышения эффективности военно-технических связей.
Спасибо большое.