Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня у нас первое заседание Комиссии в обновлённом составе. Мы обсудим предварительные итоги деятельности в сфере военно-технического сотрудничества за 2008 год и поговорим о перспективах нашего взаимодействия с нашими самыми разными партнёрами.
Военный экспорт – важный канал поступления денежных средств в бюджет, и реализация тех контрактов, которые заключены, в целом укрепляет нашу репутацию как одной из ведущих промышленных держав мира. Совместные научные разработки в этой сфере, производственная кооперация – мощный стимул развития отечественного оборонно-промышленного комплекса и формирования инновационной стратегии. Особенно важно это сейчас – в период финансового кризиса. У России существуют институциональные и финансовые возможности для поддержки крупных оборонных предприятий (об этом я уже несколько раз говорил, давал прямые поручения Правительству, и хотел бы, чтобы Правительство об этом помнило в своей повседневной деятельности).
Остановлюсь на некоторых вопросах, которые считаю в настоящий момент актуальными. Мы, естественно, продолжим работу: будем поставлять и оружие, и технику исключительно для обеспечения обороноспособности наших партнёров. Между тем, как показали события августа этого года, далеко не все члены международного сообщества придерживаются таких подходов.
Мы знаем о том, с каким усердием ряд государств поставляли оружие режиму Саакашвили, чем весьма активно подстёгивали его к агрессии, и сейчас, по сути, осуществляют планы перезагрузки этого режима дополнительными видами вооружений. К сожалению, в этом участвовал и ряд близких нам государств. Мы этого не забудем и, естественно, будем учитывать в своей практической политике. Хотел бы, чтобы все это имели в виду.
В очередной раз по инициативе госдепартамента Соединённых Штатов введены односторонние санкции в отношении Рособоронэкспорта. Считаем такие санкции недальновидными. Это недобросовестная конкуренция, просто попытка отсечь поставщика.
Теперь несколько слов о предварительных итогах работы в текущем году. Могу их охарактеризовать как удовлетворительные. По состоянию на 1 октября суммарный объём военного экспорта превысил аналогичный показатель за прошлый год, увеличились валютные поступления, а портфель заказов заметно пополнился и сейчас оценивается в сумме более чем в 30 миллиардов долларов. Партнёрами России в этой области является 81 государство. Со многими из них договорно-правовая база в сфере ВТС укрепляется. Наглядный пример тому – недавнее рамочное соглашение с Саудовской Аравией.
Новые возможности (и для нас, может быть, это одно из центральных направлений сотрудничества) открываются в ходе наших контактов со странами ОДКБ, в первую очередь в ходе работы по созданию совместной системы ПВО и региональной системы связи и управления группировками ОДКБ. Более 80 процентов экспортного объёма приходится на нашего госпосредника – Рособоронэкспорт. Год от года он расширяет и номенклатуру, и общий объём, а также пакет тех услуг, которые сопровождают соответствующую работу. Успешно в целом справляются с плановыми заданиями и другие субъекты военно-технической деятельности.
Считаем, что у нашего комплекса есть хорошие перспективы роста. Это укрепляет позицию России среди ведущих мировых экспортёров военной техники. Но, как и всякая такая деятельность, она всегда создаёт двойной эффект и кому‑то, естественно не даёт покоя. Не так давно в очередной раз по инициативе госдепартамента Соединённых Штатов введены односторонние санкции в отношении Рособоронэкспорта. Мы уже неоднократно говорили (и я об этом говорил), что считаем такие санкции недальновидными. Это недобросовестная конкуренция, просто попытка отсечь поставщика, и самое главное, что для нас это решение практически нечувствительно, так что тот, кто его принимает, должен иметь это в виду.
Теперь о ключевых приоритетах работы на ближайшее будущее. Во‑первых, нам нужно понимать, что растущий объём заказов, особенно в нынешнюю пору, – это серьёзный экзамен для отечественного оборонно-промышленного комплекса, для производственных мощностей наших предприятий. Поэтому и Ростехнологиям, и Рособоронэкспорту, и другим субъектам ВТС следует обеспечить гарантированное выполнение объёмов и сроков поставок.
Вторая задача – это поддержка и обеспечение в конечном счёте высокого качества продукции и своевременного послегарантийного обслуживания этой продукции. Российское оружие традиционно отличалось своей надёжностью, и предприятия ВПК, конечно, обязаны держать свою марку. Любые сбои по качеству должны анализироваться самым критическим образом, потому что, когда в ходе контактов с иностранными покупателями высказываются претензии по качеству, становится неудобно всем. Есть резервы для того, чтобы всё это завернуть. Мы понимаем, насколько это чувствительный рынок и как все внимательно относятся к этим вопросам.
И, наконец, третье. Нужно активнее принимать различные формы поддержки и совместные разработки новых видов техники. Считаю, что в этом плане мы должны кооперироваться с нашими ближайшими партнёрами (об этом я уже говорил) – с государствами – членами ОДКБ. Причём сотрудничество с ними должно быть поставлено на полноценную почву на основе программ сотрудничества, в том числе и среднесрочных. В перспективе и с другими государствами нужно переходить к такому режиму сотрудничества.
Мы должны учитывать общую экономическую ситуацию. Работа сейчас в этом очень важном для нас секторе является крайне необходимой для поддержки общего самочувствия в экономике. Мы должны учитывать и тенденции мирового рынка, и, естественно, укреплять позиции России в сфере сотрудничества с другими государствами. Поэтому жду от всех присутствующих в этом плане уже конкретных предложений.