В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня в Вологде, одном из традиционных центров отечественной лёгкой промышленности, обсудим актуальные проблемы этой сферы деятельности. Вы знаете, наверное, кроме меня, уже многие из здесь присутствующих побывали (я только что был) на одном из ведущих предприятий в Вологде, поговорил и с работниками, и с работницами, посмотрел выставку предприятий нашей лёгкой промышленности. Должен сказать, что слухи о преждевременной кончине этой отрасли сильно преувеличены.
Тем не менее проблем ещё много. Поэтому мы и собрались, чтобы поговорить об этих проблемах. Для создания здесь эффективных и высокооплачиваемых рабочих мест немало сделано. Но, повторяю, проблем ещё достаточно много. Ситуация в отрасли остаётся сложной.
В своё время, после распада Советского Союза, была потеряна значительная часть сырьевой базы. Многие производства устарели. Определённые позитивные подвижки, как я уже сказал, есть. Появляются успешные компании, способные предложить современную продукцию. В целом объём производства в лёгкой промышленности в последние годы постоянно растёт. Но, к сожалению, кардинальных изменений пока нет. И яркий показатель тут – это наш собственный, внутренний, внутрироссийский рынок, где по‑прежнему доминирует импорт, причём зачастую невысокого качества и сомнительного происхождения.
Объём рынка лёгкой промышленности составляет примерно 2,8 триллиона рублей. Это очень большой объём. Из них доля российских товаров – всего около 25 процентов. Примерно треть рынка, что особенно печально, занимают незаконно произведённые и нелегально ввезённые товары. Вот это катастрофа, вот это настоящая беда.
Контрафакт – одна из самых больных тем для отечественной лёгкой промышленности. Решение этой проблемы прежде всего означает создание прозрачной, цивилизованной среды в отрасли. Мне сейчас работницы задавали вопросы, связанные со вступлением России во Всемирную торговую организацию. Здесь не так уж страшно вступление во Всемирную торговую организацию, хотя и это мы должны, безусловно, учитывать и формы поддержки отрасли формулировать, но ещё страшнее этот контрафакт и контрабанда. Нужно добиваться нормальных условий для отечественного производства, для инвестора, для реализации проектов развития.
Ряд мер на этом направлении принимается, как я уже сказал. Символичным, но очень действенным шагом стало закрытие в Москве некоторых крупных торговых площадок, в том числе так называемого «черкизона», как вы знаете, потоки товаров с которого расходились по всем регионам страны.
На постоянной основе работает Межведомственная комиссия по борьбе с контрафактной продукцией. На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, предусматривающий уничтожение продукции, изъятой из незаконного оборота. Прошу депутатов Государственной Думы ускорить принятие этого закона. Только решительные меры могут оградить отрасль от недобросовестной конкуренции. Считаю, что такую практику нужно распространить и на весь Таможенный союз. Этот вопрос, конечно, будем обсуждать с руководителями Белоруссии и Казахстана. Уверен, что защита национальных рынков от недобросовестной конкуренции, от контрабанды и «серых» схем, от разного рода подделок отвечает интересам всех участников нашего интеграционного объединения. И как раз в рамках Таможенного союза у нас есть возможность эффективно объединить усилия в борьбе с контрафактом.
В то же время противодействие нелегальной продукции – это лишь одно из направлений нашей работы по поддержке отрасли. Очевидно, что российская лёгкая промышленность нуждается в ускорении развития, глубоком обновлении основных фондов и существенном увеличении производительности труда – существенном.
Нужен настоящий прорыв по всей производственной цепочке: от изготовления сырья до выпуска и реализации качественной, востребованной продукции. И конечно, важно чётко определить те ниши, где наши предприятия могут занять сильные позиции, причём не только на российском, но и на внешних рынках.
Например, речь может идти о таком перспективном направлении, как специальный технический текстиль. Вот сейчас на выставке коллеги демонстрировали такие возможности. Кроме того, в медицине, строительстве, биотехнологиях, химии сейчас растёт спрос на натуральные, экологически чистые ткани. И в этих областях у нас также есть хорошие наработки и возможности для развития. Нужно ими, безусловно, воспользоваться.
Далее. Важная тема – это сырьевое обеспечение отрасли. Сегодня потребление хлопка в стране полностью зависит от импортных поставок. Потребление шерсти – на 85 процентов, химических волокон – примерно на треть. Конечно, некоторые виды сырья и материалов в России не производятся, и на них у нас установлены нулевые значения на таможенные и ввозные пошлины. Однако убеждён: там, где это возможно, нужно последовательно развивать собственную сырьевую базу, продолжать финансирование НИОКРов, направленных на разработку и внедрение новых технологий в этой сфере.
Следующая системная проблема. Нам необходимо добиться качественного, серьёзного повышения эффективности и результативности инструментов поддержки отрасли. У нас уже действует механизм субсидирования процентных ставок по кредитам на закупку сырья и материалов, а также на техническое перевооружение. Предприятие, на котором мы были сегодня, также воспользовалось этими инструментами. В федеральном бюджете на текущий год ассигнования на эти цели увеличены почти вдвое – до 865 миллионов рублей. В прошлом, 2012 году это было 472 миллиона рублей. Кроме того, впервые (сейчас работницам предприятия об этом сказал) в федеральном бюджете заложены 275 миллионов рублей на продвижение отечественной продукции лёгкой промышленности на розничные рынки. Безусловно, важно, чтобы эти средства своевременно и в полном объёме доходили до получателей, без излишней волокиты и бюрократических проволочек.
Контрафакт – одна из самых больных тем для отечественной лёгкой промышленности. Решение этой проблемы означает создание прозрачной, цивилизованной среды в отрасли.
В то же время хочу отметить, что банки сегодня не очень охотно идут на выдачу кредитов предприятиям лёгкой промышленности, предъявляют подчас не просто высокие, а завышенные требования по залоговой массе, оперируют короткими сроками кредитования в 1,5, максимум 3 года. «Не отстают» в этом вопросе и органы власти, к сожалению. Так, решения о предоставлении субсидий принимаются Минпромторгом (Денис Валентинович [Мантуров] скажет, наверное, о том, как предполагается менять ситуацию) только на один год. Для перевооружения производства, для запуска полноценных инвестпроектов такие условия явно являются некомфортными.
В этой связи предлагаю сегодня обсудить вопрос о предоставлении долгосрочных субсидий на погашение процентов по кредитам для предприятий отрасли.
Серьёзной мерой поддержки российских предприятий лёгкой промышленности является размещение государственного заказа. Мы сегодня очень подробно говорили об этом с коллегами на выставке. Этот инструмент приобретает особую важность в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию. Тем более что условия, на которых мы вступили, позволяют (я хочу это подчеркнуть), позволяют нам всё, что касается государственных и муниципальных заказов, полностью, стопроцентно обратить на собственных производителей. То есть при вступлении во Всемирную торговую организацию мы выговорили для себя условия, при которых госзакупки могут осуществляться российскими покупателями исключительно на основе предложений отечественных производителей.
Вместе с тем требования к комплектации и качеству поставок у большинства министерств и госкомпаний вызывают серьёзные вопросы. Нет должного порядка, существует почва для разного рода злоупотреблений. При этом добросовестным поставщикам, изготовителям качественной продукции доступ к госзаказу порой оказывается закрытым.
Нужно сформировать чёткие, прозрачные условия контрактов и требования, предъявляемые к участникам конкурсов, а также подумать о возможности заключения долгосрочных государственных контрактов.
Это позволит сделать работу отечественных предприятий более устойчивой как с позиций текущей деятельности, так и для выполнения инвестпроектов.
Здесь важно затронуть ещё одну тему. Хотел бы обратить на неё внимание. На заседании Госсовета в конце декабря прошлого года вновь был поднят вопрос о возвращении школьной формы. Сегодня мы видели очень хорошие образцы. Конечно, главная задача – сделать так, чтобы для всех ребят, независимо от доходов семей, школьная форма была удобной и доступной. Было бы правильно, если такие решения смогут предложить наши, российские производители. Поэтому рассчитываю на конкретные инициативы и в целом на ваше активное, заинтересованное участие в этой работе. Ну а предложений, как мы сегодня убедились на выставке, очень много, они очень инетересны и, мне кажется, вполне приемлемы по ценам.
Конечно, в основе основ должно лежать кадровое обеспечение отрасли. Сегодня предлагаю посмотреть также на шаги, которые нужны для восстановления потенциала подготовки профессиональных кадров лёгкой промышленности, для создания отраслевых центров компетенций в регионах страны, для эффективного использования возможностей профильных научно-исследовательских институтов и вузов.
Давайте перейдём к обсуждению. Слово Денису Валентиновичу Мантурову – Министру промышленности и торговли.
Пожалуйста, Денис Валентинович.
Д.Мантуров: Уважаемые коллеги!
Я не буду повторять статистические данные, скажу лишь, что общий объём рынка, который был обозначен, находится на втором месте после продуктов питания и больше, чем автомобильная промышленность, которую мы всегда считаем, что она достаточно капиталоёмкая и, соответственно, значимая в цифрах по рынку.
Но Вы, Владимир Владимирович, правильно сказали о том, что основная проблема у нас связана с контрафактом, и в части контрафакта, если посчитать, сколько теряет российский бюджет, по году это около 200 миллиардов рублей недополученных бюджетных поступлений, которые для нас крайне важны. Для того чтобы бороться с этой проблемой, недостаточно только административных мер.
У нас, конечно, работает и существует межведомственная комиссия на российском уровне, но в рамках решения Совета Безопасности в ноябре прошлого года было принято решение о создании наднационального межведомственного органа в рамках Таможенного союза. Мы сейчас находимся на этапе формирования этой комиссии, которая должна мониторить и, более того, влиять на ситуацию с поставками особенно через китайско-казахскую границу, через которую поступает большой объём контрафактной продукции. Думаю, что коллеги смогут дополнительно добавить.
Мы с таможней предварительно прорабатывали этот вопрос, по созданию специальных таможенных постов, которые обеспечат, во‑первых, контроль. Сформируем лабораторию, у нас уже есть такой опыт, в частности, фармацевтика так работает. Думаю, что это будет таким хорошим подспорьем.
Вместе с тем ключевой задачей является создание условий, в которых наше легальное производство, легальный оборот продукции будет выгоднее, чем сам контрафакт. Я хотел бы сейчас обозначить те основные вопросы, где мы прорабатываем наши меры как административной, так и финансовой поддержки. Это в части сырьевой переработки, швейного производства и, конечно же, доступа в торгово-проводящую сеть.
На сегодняшний день практически во всех сырьевых сегментах существует проблема как с качеством, так и с объёмом его производства. Вместе с тем основные страны-поставщики стремятся перерабатывать у себя это сырьё. Естественно, нам достаются только излишки, поскольку выгоднее перерабатывать у себя в стране. Только за последние три года – 2010-й, 2011-й, 2012-й – в частности, на хлопковое сырьё цена выросла в три раза. Таким образом, формирование собственной сырьевой базы и развитие комплекса переработки сырья является крайне важной задачей.
Что делается для этого решения? На территории Северо-Кавказского федерального округа будет создан кластер по развитию производства и переработки шерсти, на территории Астраханской области, я Вам докладывал в январе, Владимир Владимирович, мы получили первый опытный урожая хлопка. Хлопководство у нас всегда – ещё и в России, и в Советском Союзе – активно развивалось. Соответственно, мы также надеемся на это направление.
Совместно с Костромской областью прорабатываем вопрос выращивания ненаркотической конопли на использование как в текстильной отрасли, так, собственно, и в технических отраслях для производства композиционных материалов. Ну и, конечно же, находясь в Вологде, нельзя оставить без внимания производство льна. Это первый пилотный проект в отрасли, об этом Вам, Владимир Владимирович, сегодня докладывалось. Соответственно, компания «Вологодский текстиль» и «Premier vision», где формируется на базе Вологодской области кластер по льняному производству.
Одной из основных программ лёгкой промышленности в сфере переработки сырья и производства готовой продукции является использование морально изношенного технического оборудования, 60 процентов оборудования – это оборудование, которое эксплуатируется по возрасту более 15 лет. В этой связи расширение мер господдержки техперевооружения становится ключевой задачей. Вы сегодня упомянули о тех инструментах, которые у нас есть в части субсидирования.
Процентные ставки по кредитам. Мы с Министерством финансов сейчас договорились о том, что продлим субсидии по тем кредитам, которые предприятия, соответственно, могут брать и в этом, и в 2014, и в 2015 годах, потому что сегодня у нас в рамках закона о бюджете 2013, 2014, 2015 годов ограничения 2012 годом.
У нас также есть прецедент по судостроительной промышленности, когда мы в 2010 году распоряжением Правительства прописали обязательства российского Правительства на семилетний период закладывать в российский бюджет субсидии на погашение процентных ставок при закупках, соответственно, судостроительной продукции. Мы можем с Минфином проработать этот вопрос, используя прецедентную составляющую для лёгкой промышленности. Думаю, это будет хорошим подспорьем.
Несмотря на тяжёлые макроэкономические условия и неразвитую инфраструктуру, отдельные сегменты отрасли сегодня уже привлекают серьёзных инвесторов. Вы сегодня посетили предприятия плюс посмотрели те предприятия, которые были представлены на выставке, это «Парижская коммуна», «Русская кожа», «Даргез», «Донецкая мануфактура», которые сегодня сами активно привлекают средства и развиваются. Это означает, что вопреки распространённому мнению отрасль лёгкой промышленности является крайне рентабельной.
Вам сегодня коллеги докладывали о том, что строительство завода по переработке льна окупается за девять месяцев, даже пусть будет не за девять, а за полтора года. Таких условий не найти по другим отраслям промышленности. Поэтому имеет смысл тиражировать эти предприятия.
На базе отраслевых научно-исследовательских институтов, согласившись с моим предложением, Вы дали поручение создать научно-исследовательский национальный инновационный центр на базе оставшихся отраслевых институтов, отдельный инновационный центр. Я думаю, что мы с Росимуществом, с Минэкономразвития до конца года должны завершить все процедуры по его формированию.
Задача центра – это дать отрасли новые технологии, в том числе использовать те, которые ещё наработаны в Советском Союзе, адаптированы к сегодняшним экономическим условиям и обеспечить всю цепочку производства от сырья до конечных изделий. На цели поддержки инновационных разработок мы планируем уже в этом году аккумулировать и выделить около 300 миллионов рублей на НИОКРы.
Вы обозначили тему, связанную с поддержкой продвижения нашей качественной продукции на российский и зарубежный рынки, это 275 миллионов рублей. Впервые в этом году выделяются средства, поэтому мы сейчас с Министерством финансов, с Минэкономразвития завершаем процедуру согласования распоряжения Правительства на предмет правил использования этих средств.
Совместно с региональными органами власти, предприятиями отрасли, торговыми организациями мы ведём работу по выработке взаимоприемлемых условий и норм их сотрудничества. Сегодня, буквально до начала сегодняшнего заседания, наши предприятия лёгкой промышленности, Ассоциация производителей и Ассоциация торговых сетей подписали Кодекс о добросовестных практиках, который даёт возможность напрямую предприятиям выстраивать нормальные, экономически выгодные отношения, сокращать сроки оплаты за поставленную продукцию, увеличить объёмы поставляемых через торговые сети российских продуктов.
Хотелось бы коротко остановиться на таком вопросе, как осуществление государственных закупок продукции лёгкой промышленности для нужд силовых ведомств. В 2011 году Вы, будучи Председателем Правительства, подписали постановление об ограничении использования иностранных тканей, иностранной продукции при закупках силовых ведомств. Есть одна только маленькая проблема.
Сегодня закупаются готовые швейные текстильные изделия, но порой в этих текстильных изделиях часто используются иностранные дешёвые ткани. Соответственно, предлагается вернуться к прежней практике, как это было раньше, когда закупаются силовыми ведомствами отдельно ткани камвольные, в частности, ткани, которые разработаны в том числе и с участием государства, за счёт государственных средств.
Отдельно закупая ткани, силовые ведомства могут размещать их на складах предприятий на период заказа самой швейной продукции и затем уже получать готовый продукт. То есть мы обеспечиваем загрузку наших камвольных комбинатов, и, соответственно, потом эти изделия будут шиться, естественно, в России.
Важный вопрос в плане кадрового обеспечения. Важно, чтобы в рамках программы Минобрнауки России по укрупнению вузов и увеличению доли внебюджетных мест удалось сохранить опорные отраслевые вузы, которые готовят специалистов для лёгкой промышленности. Когда мы с Эльвирой Сахипзадовной [Набиуллиной] подготовили протокольное решение этого совещания, мы договорились о том, что нужно рекомендовать Минобрнауки создавать центры обучения, конечно же, в регионах, то есть тянуть всё в Москву смысла нет никакого.
Российская лёгкая промышленность нуждается в ускорении развития, глубоком обновлении основных фондов и существенном увеличении производительности труда.
Нужно привязываться к тем регионам, к тем областям, где сегодня уже развиваются предприятия, где есть школа, есть научно-исследовательские институты, для того чтобы предприятия получали подпитку кадров. И, конечно, возродить на региональном уровне профтехобразование, повысить привлекательность работы в этой отрасли. В решении этих вопросов основную нагрузку, конечно, должны взять на себя как регионы, так и бизнес. Такая практика существует, она уже отработана.
Резюмируя, хотел бы отметить, что в настоящее время и Правительством Российской Федерации, и бизнесом вместе вырабатываются те меры поддержки, которые будут оказаны нашим предприятиям, для того чтобы мы могли видеть динамично развивающейся отрасль.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо.
Я предлагаю так: коллеги выступят, а потом, если какие‑то будут вопросы либо предложения, идеи для обсуждения, обсудим.
Самойленко Надежда Ивановна, пожалуйста.
Н.Самойленко: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Прежде всего позвольте мне от имени бизнес-сообщества лёгкой промышленности Российской Федерации поблагодарить Вас, уважаемый Владимир Владимирович, и выразить признательность за то внимание, которое уделяется за последнее время решению наших проблем.
Лёгкая промышленность России – это многопрофильный комплекс, в состав которого входят 17 подотраслей промышленности, и эта отрасль относится к чувствительному сектору экономики. Продукция и её изделия востребованы населением и практически всеми отраслями промышленности, силовыми структурами, сегодня это уже звучало.
Инновационные и композиционные материалы на 70 процентов состоят из текстиля. Рост выпуска технического текстиля является главным направлением развития межотраслевых связей экономики страны. Как показывает опыт, на рынке ЕС, особенно в Германии, технический текстиль даёт 50 процентов темпов роста отрасли. С точки зрения потенциала его роста производство является одним из пяти ведущих отраслей в области высоких технологий.
Я бы хотела обратить ваше внимание на позитивный опыт нашей страны за последние пять лет в развитии одного из инновационных направлений технического текстиля – это производство нетканых материалов. Прозрачный, выстроенный на основе здоровой конкуренции рынок этой продукции позволил создать отечественную отрасль, отвечающую самым высоким требованиям мировых стандартов.
За период с 2007 по 2012 год производство нетканых материалов в нашей стране выросло в 7,6 раза и составило 2,4 миллиарда квадратных метров. Создан ряд новых высокоэффективных российских предприятий. Безусловно, бизнесу и нам важно при поддержке государства продолжать работу в этом направлении, потому что этот сектор востребован другими отраслями экономики нашей страны.
Вместе с тем Вы, Владимир Владимирович, сегодня абсолютно правильно в своём выступлении поставили проблемные точки на развитии нашей отрасли. Сегодня очень много звучало с точки зрения зависимости нашей отрасли от мирового рынка сырья. Безусловно, прозвучало экологически чистое сырьё, как шерсть и лён, но вместе с тем мне хотелось бы остановиться на том, что такие виды сырья, как химические волокна и нити нового поколения, полиэфирные волокна и нити, которые мы покупаем в основном из Китая, также в достаточной степени не хватает в России.
Сегодня у нас нет ни вискозы, ни лайкры. Если смотреть по итогам 2011 года, импортировано химической продукции на сумму свыше 1,3 миллиарда долларов США. В этой связи, безусловно, правильно поставлена Вами задача, и сегодня отразил Денис Валентинович [Мантуров], что нам нужен комплекс мер по развитию сырьевой базы для текстильной и лёгкой промышленности.
Сдерживание сырьевой базы не позволяет нам резко менять свою ассортиментную политику, а сегодня, по сути дела, все предприятия, и я думаю, что Вам сказали на «Вологодском льне», стали работать коллекционно, делают коллекцию «весна–лето», «осень–зима». И наши модельеры, дизайнеры могут подтвердить, что такое направление в отрасли начинает успешно развиваться.
Безусловно, правильно сегодня было отмечено с точки зрения субсидирования процентных ставок как на техническое перевооружение, так и на сырьё. Но учитывая, что в основном в отрасли покупка сырья – это сезонная продукция, мы покупаем как хлопок, так и шерсть, лён, заготовки идут, поэтому считали бы с точки зрения субсидий, чтобы их доведение было, компенсация процентной ставки, до 90 процентов от процентной ставки Центрального банка.
С точки зрения стимулирования инвестиций. Владимир Владимирович, Вы абсолютно верно сказали по созданию высокопроизводительных рабочих мест. Если мы посмотрим сегодня за смену, сколько же проходит ткачиха у нас, эта цифра удивляет многих, но я хотела бы её озвучить: за смену ткач сегодня проходит 15–20 километров, настолько высока интенсивность её труда.
Поэтому если сегодня мы будем обновлять производственные фонды, как сегодня есть, 5–6 процентов в год, то, конечно, мы не сможем привлечь нашу молодёжь к работе на таком оборудовании. Поэтому с этой точки зрения, конечно, хотелось бы, чтобы субсидии для лёгкой промышленности, и сегодня это звучало, действительно были продлены на 7 лет, и, конечно, процентная ставка была бы доведена тоже до 90 процентов. Сегодня две трети мы получаем от ставки Центрального банка.
Абсолютно правильно было Вами обозначено, что сегодня у нас есть проблема с получением кредитов. Сегодня банки предприятия лёгкой промышленности отнесли к зоне повышенного риска. У нас нет доступности «длинных» денег, в основном мы кредитуемся на «коротких» деньгах. И ещё появилось такое новое направление – необходимость предоставления личных поручительств руководителей предприятий при оформлении кредитов.
С нашей точки зрения, необходимо включить предприятия текстильной и лёгкой промышленности в число приоритетных для инвестиционной деятельности отдельных банков, например, Россельхозбанка. Предусмотреть и проектное финансирование. Сегодня проектное финансирование там, где свыше 5 миллиардов рублей, но, например, закупка и стоимость швейного оборудования, трикотажного оборудования, оно в разы ниже. Поэтому, с нашей точки зрения, мы, может быть, могли бы такой вариант рассмотреть, что от 50 миллионов рублей и выше.
Расширение направления субсидирования, в частности, на новое строительство, реконструкцию производственных помещений, объектов инфраструктуры и предоставление государственных гарантий при реализации инвестиционных проектов. К сожалению, когда‑то мы пользовались этой формой, но на сегодняшний день у нас в промышленности этого нет.
Сегодня звучал вопрос о гособоронзаказах, региональных, муниципальных заказах. С нашей точки зрения, в условиях нашей работы в ВТО конкуренция за рынки продаж выходит за пределы экономических категорий и является элементом национальной безопасности. Основной задачей в обеспечении силовых структур вещевым имуществом является сохранение и расширение приоритета российским товаропроизводителям, в том числе и поставщикам полуфабрикатов. Сегодня уже Денис Валентинович говорил об этом, что только конечная продукция – это и производители пряжи, ткани, фурнитуры для изготовления одежды и обуви для солдат, офицеров и всех силовых структур. С нашей точки зрения, долгосрочный заказ – не менее трёх лет, это будет являться гарантией для промышленности и стабильности её работы.
Кроме того, мы считали бы, что в рамках единого экономического пространства необходима разработка реестра производителей товаров лёгкой промышленности с оценкой возможного объёма выпуска продукции для реализации государственного заказа на поставки государственного имущества, в том числе для госкорпораций. Тем самым посредники как бы уже будут отсечены. То есть можно будет видеть реальный реестр, и можно видеть, кто реально производитель продукции.
Уважаемый Владимир Владимирович! Вы уже поднимали вопрос о введении в стране школьной формы. Её пошив может стать элементом государственного заказа, с нашей точки зрения, исполняемого из отечественного сырья. Реализация столь масштабного проекта даст дополнительную работу сотням швейных предприятий в нашей стране. Данный вопрос требует решения на уровне Правительства Российской Федерации и, конечно, поддержки губернаторов Российской Федерации. Государство могло бы поддержать это начинание путём выдачи дотаций родителям учеников начальной школы с её целевым использованием.
Мне хотелось бы остановиться на розничном рынке нашей страны. Действительно, Денис Валентинович дал подробную оценку, как складывается ситуация на розничном рынке. И я бы хотела подтвердить, что сегодня товары текстильной лёгкой промышленности в объёме продаж на рынках и ярмарках реализуются где‑то в пределах более 44 процентов, но доля в торговых сетях очень низка. Поэтому мы очень много работали, и сам бизнес работал с крупными торговыми сетями, большая поддержка была со стороны Министерства промышленности и торговли по систематизации процесса реализации продукции через крупные торговые сети. Сегодня президент Союза Андрей Валентинович Разбротин подписал вместе с нашей ассоциацией Кодекс добросовестных практик. Тем самым мы сделали большой шаг в направлении создания в нашей стране цивилизованного рынка товаров и изделий лёгкой промышленности.
В условиях глобальной конкуренции, конечно, остаются вопросы с защитой внутреннего рынка. Сегодня Вами было озвучено, каков наш внутренний рынок, сколько занимает контрафакт, и в этой связи какие потери несёт бюджет – 200 миллиардов рублей ежегодно!
Создание единого экономического пространства и непринятие мер по борьбе с незаконным оборотом ухудшили положение дел на российском рынке, и это уже звучало, я цифры не хотела бы называть. Я только хотела бы привести одну-единственную цифру в подтверждение тех слов, о чём говорил Денис Валентинович. Мы сегодня беседовали с Андреем Юрьевичем [Бельяниновым]. Через границу Казахстана в I квартале текущего года ввезли обуви в 230 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Поэтому предложение, которое прозвучало со стороны нашего Министра – с точки зрения посмотреть таможенные платежи, оценки соответствия качества продукции – было бы актуальным.
Для защиты внутреннего рынка, конечно, необходимо создание межгосударственной комиссии по борьбе с контрабандной и контрафактной продукцией. Может быть, посмотреть и на создание торговой комиссии Таможенного союза по принципу работы Торговой комиссии Евросоюза в целях установления временного квотирования импорта китайской текстильной продукции. С учётом того, что на сегодняшний день снижена пошлина на готовые изделия и снижена пошлина на обувь, этот вопрос становится не только для нас, но и для наших производителей, которые работают в Республике Беларусь, очень актуальным.
Сегодня радостно для нас прозвучало то, что наконец‑то внесли, и Вы поддержали это, предложение о том, что надо ускорить принятие изменений, которые внесли, по уничтожению контрафактной продукции. Я думаю, что это будет соответствовать нормам ВТО, и мы не нарушаем. Принятие данного законопроекта послужит сигналом для участников рынка о действиях государства в отношении контроля за теневым оборотом.
Несколько слов о развитии отраслевой науки высшей школы. Связка «фундаментальные исследования – прикладные исследования – выпуск инновационной продукции – подготовка кадров в лёгкой промышленности» оказалась разорванной. В целом мы поддерживаем инициативу Минпромторга России о создании единого инновационного научного центра. Однако, исходя из мирового опыта, хотели бы обратить внимание, что наибольших результатов такие центры добиваются тогда, когда они совмещены с высшей школой.
Поэтому мы считаем целесообразным создание инновационного научно-образовательного центра текстильной и лёгкой промышленности с приданием ему более широких функций и возможностей и объединить этот центр со всеми существующими отраслевыми школами, а часть вопросов управления данным комплексом передать Минпромторгу России.
Уважаемый Владимир Владимирович! В отрасли сегодня есть точки роста, очень приятно, что Вы отметили, и пример успешного взаимодействия власти и бизнеса. Наше совещание проходит в первые дни весны, а с весной всегда связаны добрые перемены и новые планы. Надеемся, что поддержка государства позволит обеспечить дальнейшее развитие и создание современной конкурентоспособной отечественной лёгкой промышленности.
Нужно сформировать чёткие, прозрачные условия государственных контрактов и требования, предъявляемые к участникам конкурсов. Это позволит сделать работу отечественных предприятий более устойчивой как с позиций текущей деятельности, так и для выполнения инвестпроектов.
Спасибо большое за внимание.
В.Путин: Спасибо Вам большое.
Зухра Салаватовна, пожалуйста.
З.Исмагилова: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Позвольте мне от имени 10 тысяч женщин, работающих в сфере нелёгкой лёгкой промышленности, поприветствовать Вас от имени Республики Башкортостан. У нас работает 349 предприятий и мелких ателье. Это 0,5 процента валового объёма промышленной продукции нашей республики.
Я о цифрах не буду много говорить. Я бы остановилась коротко на своём предприятии. Вы сегодня увидели на стенде – «Уфимская трикотажная фабрика». За последние три года нами было взято кредитов более чем на 200 миллионов рублей и куплено немецкое оборудование «STOLL». Но получилось так, что процентные ставки очень высокие. Субсидирование у нас было в малых процентах. И в итоге получилось, что около 30–40 миллионов мы заплатили за процентные ставки. Это практически полтора года нашего сырьевого, будем говорить, оборота.
Сегодня Вы точно так же увидели, что мы перешли на коллекционные методы, то есть два раза в год выпускаем коллекции. Но в связи с тем, что опять‑таки мы покупаем сырьё за пределами, картина получается такая, что где‑то в год 70–100 миллионов рублей уходит у нас на покупку сырья из Китая, Белоруссии и Турции. В связи с этим мне бы хотелось заострить внимание на сырьевом недостатке.
В Республике Башкортостан насчитывается около 1,3 миллиона голов мелкого рогатого скота. По численности овец наша республика вторая после Северного Кавказа. И мне бы хотелось совместно, наверное, с Министерством сельского хозяйства разработать некий проект по переработке шерсти в пределах, наверное, нашего региона, республики, если это возможно, потому что проблема скоро встанет остро. Белоруссия как таковая сырьё производить уже не будет, либо качество не будет соответствовать нашему оборудованию.
По кадрам такая же, будем говорить, проблема. Мы сегодня работаем на немецком оборудовании «STOLL». Тех же специалистов, которые на сегодняшний день нам нужны, тех же дессинаторов, тех же технологов, к сожалению, у нас нет в России, которые могли бы работать на нашем оборудовании.
В.Путин: Зухра Салаватовна, в любых отраслях, когда продавец продаёт оборудование, в контракт, как правило, включаются требования о подготовке кадров. Это просто нужно делать – и всё.
З.Исмагилова: Я согласна, у нас есть.
В.Путин: Это одно из условий приобретения оборудования. Это и в медицине, и в лёгкой промышленности – везде практически.
З.Исмагилова: Да, это у нас есть, но мне бы хотелось, чтобы в последующем, если мы будем увеличивать объём наших мощностей, купить ещё дополнительно оборудование, конечно, дешевле бы обошлось, если бы специалисты обучались в рамках наших учебных заведений.
В.Путин: Да, это можно сделать, но техника развивается так быстро, что всё‑таки нужно закладывать в контракт подготовку специалистов для работы на конкретном оборудовании. Тем не менее я Вас услышал.
З.Исмагилова: Но это же будет ложиться на себестоимость наших изделий. Цена в любом случае вырастет.
В.Путин: Да, это правда. Это ложится в стоимость контракта, но зато это обеспечивает качество эксплуатации вновь приобретаемого оборудования. Тем не менее я услышал Вас. Хорошо.
З.Исмагилова: Согласна.
И хочется всё‑таки поблагодарить за Черкизовский рынок, потому что он всё‑таки дал толчок нашим покупателям на сегодняшний день. Будем говорить, что оценка и, наверное, патриотизм наших покупателей в последнее время возросли. Но чтобы ещё увеличить реализацию нашей продукции и объёмы, конечно, хотелось бы иметь розничные сети, в которых арендная плата была бы всё‑таки более льготной.
Д.Мантуров: Только, наверное, не в торговых сетях. Торговые сети сами арендуют в крупных торговых центрах для того, чтобы реализовывать продукцию. А Вы, наверное, говорите о собственнике самих зданий, которому принадлежат эти торговые комплексы, я правильно понимаю?
З.Исмагилова: Да.
Д.Мантуров: Не торговые сети.
В.Путин: Далеко не все торговые сети являются собственниками зданий, в которых они осуществляют торговлю. Они сами арендуют. Конечно, могут и сдавать в субаренду, если это предусмотрено договором аренды. Но прежде всего, конечно, речь, наверное, идёт о собственниках зданий, которые сдают для целей торговли свою площадь.
З.Исмагилова: Я, может быть, не так сформулировала. Я хотела сказать, чтобы розничная сеть для отечественных производителей присутствовала бы как сеть, допустим, одна какая‑то крупная на более льготных условиях.
В.Путин: Такая же проблема существует и в области торговли продуктами питания, и в некоторых других сферах. Идея понятна.
З.Исмагилова: Я, может, немножко волнуюсь и говорю как‑то не так, но говорю как производитель.
А в целом хочется поблагодарить за понимание, и хочется верить, что в принципе, как Вы увидели и заметили, мы конкурентоспособны. Мы готовы работать. На сегодняшний день у меня на предприятиях работает около 400 человек, это в основном женщины – 85 процентов. Это поддержка как бы социального уровня. Средняя заработная плата на сегодняшний день желает быть лучше. Если бы убрать сырьевую базу, убрать те же самые розничные сети, кредитные, то на сегодняшний день, я посчитала, если эти все расходы добавить, у меня швея получала бы 25–30 тысяч заработную плату.
В.Путин: А сейчас сколько получает?
З.Исмагилова: Сейчас получает где‑то 15–18. Это мало.
В.Путин: 15–18?
З.Исмагилова: Да, но это мало.
В.Путин: Да, конечно. Это ниже среднего по экономике в стране.
З.Исмагилова: Да, и у нас всё‑таки в Башкирии «нефтянка», конечно, к нам мало кто идёт.
Спасибо.
В.Путин: Понятно. Мы специально пригласили некоторых наших коллег, которые представляют крупные торговые сети. Я потом предоставлю им слово. Предлагаем пока подумать на тему о том, что они скажут на нашем сегодняшнем совещании. Спасибо Вам большое.
Евгений Васильевич, прошу Вас.
Е.Томак: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники совещания!
Я представляю отрасль тонких шерстяных камвольных тканей. И могу с уверенностью сказать, что во многом благодаря Вашему, Владимир Владимирович, решению в 2012 году наша армия по‑прежнему пока одета в российские шерстяные ткани. МВД России снова утвердило наши ткани для формы и обеспечило её закупку у отечественного производителя. Мы приглашаем Вас и присутствующих в Брянск ознакомиться с работой нашего предприятия, посмотреть, как это выглядит.
18 лет я руковожу камвольным предприятием и могу отметить, что в 2011–2012 годах Правительством страны и Минпромторгом были предприняты наиболее эффективные меры поддержки легпрома за весь период с 91-го года. Милостью божьей шерстяную подотрасль на сегодня удержали Рогозин Дмитрий Олегович, наш министр Денис Валентинович Мантуров, Клепач Андрей Николаевич, Полтавченко, тогда полпред был, Костин – ВТБ и наш депутат Екатерина Филипповна Лахова.
Говорилось выше о том постановлении, которое было принято. И если бы не это постановление, мы бы уже не работали, это совершенно точно.
В.Путин: То есть и я тоже в этот список попадаю? (Смех.)
Е.Томак: Да, Владимир Владимирович. Благодарим.
В.Путин: Спасибо Вам большое.
Е.Томак: До нас дошла шутка, когда Вы сказали, что члены Правительства тоже будут, возможно, носить отечественные камвольные ткани.
В.Путин: Какая же это шутка? Это не шутка.
Е.Томак: Благодарим.
Сегодня улучшилась ситуация, и мы, конечно, поддерживаем Вашу позицию. Весь заказ по легпрому должен быть российский, а внешний вид военнослужащих должен повышать престиж государственной службы.
В России ещё сохранилось три предприятия, которые могут делать тонкую ткань. Однако проблемы с госзакупками, когда покупают готовую форму, очень сложны. И мы просим дать поручение доработать названное постановление таким образом, чтобы госзаказчик на несколько лет (это Минобороны, МВД, другие федеральные органы) имел чёткую, недвусмысленную формулировку для аукционной документации, какой камвольный комбинат и сколько тканей изготавливает для поставщика готовой формы.
Почему это необходимо сделать? Такие предприятия не могут иметь короткий горизонт планирования – полгода. И импортозависимость здесь у нас уже очень высока, за 85 процентов. Нам очень важно сохранить существующие коллективы и мощности как базу для будущего развития. Представьте, 75 профессий только в основном производстве. Около 60 видов сложнейшего оборудования. И сегодня таких специалистов нигде не готовят. Мы их учим только на предприятии. Принятие решения Минпромторгом о проведении ВИПа [важнейшего инновационного проекта государственного значения] в 2011 году способствовало выживанию предприятия и обеспечило разработку новых тканей качества «Super 100's» и новых тканей для школьной формы.
Мы просим в целях создания изделий нового качества сохранить господдержку для шерстеперерабатывающей отрасли, продлить важнейший инновационный проект либо определить иные источники финансирования со стороны Минпромторга. И хотелось бы, безусловно, отметить позицию Минпромторга, который сегодня стал намного более глубоко вникать в нужды нашей промышленности. Произошло серьёзное кадровое укрепление, пришли новые люди. И мы видим очень позитивное направление работы.
Благодарим за школьную форму, Вашу позицию по ней. Мы можем доложить, что сегодня промышленные предприятия готовы поэтапно осуществить производство тканей школьной формы европейского уровня. И просим определить на федеральном уровне порядок её введения в школах. Если даже не брать во внимание социальные аспекты этого решения, а только экономику, то простой расчёт показывает, что в случае размещения этого заказа в стране (12 миллионов комплектов), каждая семья, где есть школьники, сэкономит минимум от 2 до 5 тысяч рублей в год, по стране – до 50 миллиардов. Иностранным поставщикам не отдадим до 50 миллиардов рублей, налогов свыше 60 миллиардов должен получить бюджет, 30–50 тысяч человек швей и обслуживающих специалистов займём работой. Вы не один раз высказывались уже, Владимир Владимирович, о необходимости введения. Просим поручить Правительству Российской Федерации решить вопрос о разработке единых требований к школьной форме, введение которой в обязательном порядке поможет решить ряд проблем, в том числе избежать дискомфорта и социальных различий школьников, сохранить и укрепить их здоровье. И для содействия в данной работе мы создаём национальный союз производителей школьной формы.
Несколько слов о сырье. В 2011 году в стране заготовлено 28 тысяч тонн мытой шерсти, из которой отечественная промышленность способна теоретически переработать 10–12 тысяч тонн. Но лучшая шерсть, к сожалению, уходит на экспорт, а обратно в Россию ввозится продукция в виде тканей и готовых изделий с высокой добавленной стоимостью. При этом государство субсидирует на овцеводство ежегодно около миллиарда рублей, фактически опосредованно мы поддерживаем зарубежных производителей текстиля. Просим решить вопрос о дифференцированном подходе к государственному субсидированию овцеводства.
И такой момент, что в госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы о шерсти упоминания практически нет. Нет показателей по качеству, объёмам, сроку производства как сырья для текстильной промышленности. Мы доложили вопрос Министру, Николай Васильевич [Фёдоров] дал поручение. Сегодня мы готовим предложения о внесении изменений и просим поручить это поддержать.
И об отношениях с торговлей. Для предприятий, производящих готовую продукцию, для нас, конечно, важна возможность использовать эффективные каналы сбыта. Сегодня в России наиболее значимые сети магазинов принадлежат, как правило, иностранным владельцам и продвигают, ввиду сложившихся многолетних связей с поставщиками, часто продукцию зарубежных производителей. Использовать эти каналы мы теоретически можем, практически – нет.
Сегодня очень важным моментом является подписание и создание Кодекса добропорядочных отношений между сетями, но это первый шаг, заказов он не гарантирует. Необходима более существенная поддержка промышленности со стороны торговли. И частичным выходом из данной ситуации мы видим, конечно, создание реестра производителей, реальных производителей товаров лёгкой промышленности с экспертным освидетельствованием наличия интеллектуального, технического и кадрового потенциала наших предприятий. И были бы, конечно, рады, если бы была введена практика компенсаций предприятиям – производителям легпрома, входящим в реестр, части затрат по арендной плате торговых площадей либо части затрат при выкупе помещений под торговые площади.
К сожалению, на главный вопрос, как замотивировать торговые сети или обязать законодательно закупать продукцию наших предприятий по долгосрочным контрактам, нет у нас однозначного мнения. Мы просим дать поручение проработки механизмов гарантированных заказов на гражданские изделия для наиболее значимых сохранившихся предприятий легпрома с докладом Вам до конца года.
Благодарю.
В.Путин: Спасибо большое.
Кузин Константин Витальевич, пожалуйста.
К.Кузин: Уважаемые коллеги!
Для наглядности были розданы презентации, можно посмотреть.
О развитии текстильного комплекса в части его хлопкового сегмента. Согласно Стратегии развития лёгкой промышленности России на период до 2020 года доля российских товаров на внутреннем рынке должна составлять 50 процентов к 2020 году. Сегодня, как Вы помните, звучала цифра – это порядка 20 процентов.
Ёмкость рынка текстильной промышленности хлопкового сектора – 1,3 триллиона рублей. В части структуры хлопковый сектор текстильного рынка состоит на 50 процентов из одежды, производимой из хлопковых тканей, на 40 процентов – домашнего текстиля и на 10 процентов – махровых изделий.
Структура российского текстильного рынка в части хлопка в основном работает на импортном сырье. Это пряжа либо хлопок, производимые в странах СНГ, и западные производители красителей и химикатов.
Мы имеем производственный комплекс и также имеем огромный потребительский рынок – 142 миллиона населения ёмкостью 1,3 миллиона рублей.
Основная проблема российского текстильного производства – низкий уровень модернизации, о чём сегодня говорили. Если сделать своданализ по текстильной отрасли, то нашей сильной стороной является большая ёмкость рынка, слабой стороной является низкий уровень модернизации. Основная угроза, о чём сегодня ранее говорилось, – это высокая доля импорта в части «серого» импорта, контрабанда.
И наши возможности – это в первую очередь модернизация нашего производства и развитие сырьевой базы для лёгкой промышленности. Если взять на примере структуры рынка махрового полотна, неофициальный импорт, контрабанда занимает 40 процентов, официальный импорт – 40 процентов, и российские производители всего лишь 10 процентов занимают в ёмкости рынка.
Я бы хотел на примере успешной модернизации, на примере одного предприятия показать, какой эффект может быть достигнут в лёгкой промышленности. «Донецкая мануфактура» – предприятие, в которое было инвестировано 50 миллионов евро, находится в моногороде, сегодня численность 1350 человек работающих. Рост объёма производства с 2010 по 2012 год вырос в 17 раз, рост производительности труда вырос в 20 раз, рост среднемесячной заработной платы вырос в 30 раз, и рост объёмов продаж вырос в 30 раз, то есть вы видите, какие цифры звучат.
Основная угроза, как сегодня говорилось, – это нелегальный «серый» импорт, и здесь, Владимир Владимирович, нужно защищать российский рынок уже в рамках Таможенного союза, потому что существует соглашение с ВТО, и продукция беспошлинно попадает через Казахстан на российскую территорию.
Предложение по государственной поддержке текстильной отрасли: для того чтобы мы достигли поставленной цели – 50 процентов российского производства на рынки в 2020 году, необходима, на наш взгляд, поддержка модернизации производства в первую очередь, использовать налоговые льготы. Может быть, так как текстильная отрасль является трудоёмкой и многочисленной, возможно использовать льготу по страховым взносам. Снижение стоимости финансирования для инвестиций, так как 12–14 процентов для производства – это очень высокая стоимость финансов для производства. И безусловно, комплексная система мер по противодействию контрабанды в рамках Таможенного союза.
К чему приведут эти меры государственной поддержки? К приросту объёма продаж российских производителей на отечественном текстильном рынке, цифра звучит – 400 миллиардов рублей. К созданию новых рабочих мест до 1 миллиона человек и средней заработной платой по отрасли около 35 тысяч рублей.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо Вам большое.
Я уже говорил, что хотел бы предоставить слово нашим коллегам, которые представляют торговые сети. Мы их пригласили как раз для того, чтобы они почувствовали, в каком ключе развивается наша дискуссия по развитию отрасли, чтобы почувствовали себя членами нашей расширенной семьи.
Пожалуйста, или господин Дюннинг, или господин Жермен – кто хотел бы что‑то сказать?
Я.Дюннинг: Большое спасибо за предоставленную мне возможность высказаться.
То, что я сегодня услышал, мне кажется немного удивительным. Если посмотреть на то, над чем мы работаем, особенно в сфере розничной торговли, например, когда мы стараемся расширять наш рынок и проникать в различные города, мы стараемся организовывать конференции для поставщиков, мы объясняем им, что мы от них ожидаем.
И до того, как началось наше заседание, я прогуливался по выставке и разговаривал с поставщиками. Я спрашивал их: «Мы с вами работаем или нет? Если мы работали, то почему мы сейчас уже не работаем?» И знаете, что я заметил? В действительности мы работаем с некоторыми компаниями, но существует много других возможностей, например, существует возможность работать в сфере домашнего текстиля.
Вы знаете, я понял следующее. Кто, например, будет инвестировать сети поставок для того, чтобы начать продажи по всей стране? Это первый вопрос.
И второй вопрос заключается в следующем. Иногда те условия, которые мы ставим, являются слишком жёсткими для производителей. И вы знаете, какой урок я извлёк для себя из этой встречи? На сегодняшний день в России мы видим, что повышается уровень осведомлённости потребителей в сфере продуктов питания или в других сферах. Повышается уровень осведомлённости о национальных производителях. И повышается уровень лояльности. Я буду стремиться к продвижению этого подхода, например, в нашей компании «Лента».
Мне кажется, что мы должны больше сотрудничать с местными поставщиками. Мы должны стремиться к тому, чтобы потребители покупали то, к чему они привыкли. Говорим мы о продовольствии или других товарах, нам кажется, что потребители должны иметь возможность покупать товары высокого качества.
Поэтому я вернусь в свою организацию, обсужу эту проблему и посмотрю, что мешает нам развивать эти отношения. Я знаю из наших разговоров с министерствами, что у нас есть около 70 процентов местных производителей, допустим, обувной промышленности. Но я тоже знаю, что подписываю счета и Китаю. Естественно, нам нужно искать альтернативы.
На более высоком уровне дискуссии лёгкая промышленность – это промышленность, которая зависит от сельского хозяйства. И я полагаю, что мы хотели бы, чтобы не только лёгкая промышленность, но и для себя мы хотели бы это, чтобы Правительство попыталось инвестировать субсидии, с тем чтобы сельское хозяйство также развивалось, потому что овца – это не только мех, но и мясо. Я полагаю, что есть регионы в России, где есть хорошие возможности для развития сельского хозяйства, и, таким образом, от развития сельского хозяйства и лёгкая промышленность получит своё развитие.
Спасибо большое за возможность выступить.
Я убеждён, после того что я видел сегодня на выставке, что мы не используем все возможности, которые нам предоставляются. И я полагаю, что я говорю не только за себя, но и за своих коллег: все мы разделяем идею, что должны обратить на это больше внимания.
Благодарю.
В.Путин: Спасибо большое.
Я думаю, очень полезно, что у нас встретились и производители, и представители крупных сетей. Это очень хорошая площадка для того, чтобы слышать друг друга и понимать, что в конечном итоге все мы должны работать на интересы потребителей. Это самое главное. В этом смысле господин Дюннинг очень верно подметил.
Между тем практически каждая страна всё‑таки, надо сказать об этом прямо, несмотря на все правила Всемирной торговой организации, стремится поддержать своего национального производителя. И споры в ВТО, и все препятствия для позитивного развития дискуссии в рамках этой организации упираются как раз и прежде всего в эту составляющую.
У нас присутствует президент наших торговых сетей господин Якубсон. Мы попросим его буквально несколько слов сказать о том, как в целом торговые сети смотрят на расширение доли отечественного производителя в сетях.
И.Якубсон: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Денис Валентинович! Уважаемые коллеги!
Благодарю за возможность представить интересы торговой отрасли среди такого высокого собрания.
Существенный вклад в торговлю и в развитие экономики России свидетельствует об эффективности государственного регулирования этой сферы. И с этим не поспоришь. Темпы роста розничной торговли за последние 10 лет почти вдвое превышают темпы роста ВВП страны в целом.
Однако, как известно, развитие рыночной экономики не может осуществляться максимально эффективно только за счёт государственной поддержки. Важна воля, энергия и, собственно, деловой дух участников рынка – предпринимателей и бизнесменов.
Наша Ассоциация компаний розничной торговли, которая существует уже более 10 лет, является хорошим подспорьем государственному регулированию отрасли. Она объединяет крупнейшие торговые сети, такие как «Пятёрочка», «Магнит», «Дикси», «Метро», «Ашан», «O'кей», «Снежная королева», «М-видео» и многие-многие другие. Более 15 тысяч торговых точек, в которых ежедневно обслуживается свыше 15 миллионов жителей нашей страны.
Таким образом, принципы саморегулирования, на которых строится наша ассоциация, позволяют консолидировать мнения участников рынка, решать внутренние споры и, собственно, доносить позицию бизнеса до государства.
Приведу пример, прекрасно иллюстрирующий взаимодействие внутри отрасли. В рамках Межотраслевого экспертного совета по потребительскому рынку, в который входит большое количество союзов и ассоциаций, мы в течение двух лет разрабатывали свод добросовестных практик, обязательных к исполнению. Данные нормы сгруппированы и легли в основу Кодекса добросовестных практик для участников потребительского рынка.
Кодекс является действенным инструментом саморегулирования, позволяющим не только установить цивилизованные, законные правила игры на рынке, но и также отслеживать их исполнение. Кодекс разработан в соответствии со статьёй 12 закона о торговле, согласован с ФАС и поддержан профильным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
14 декабря 2012 года Кодекс был подписан. Участниками подписания стали ассоциация ритейлеров АКОРТ, Ассоциация «РусБренд», «Союзмолоко», ассоциация «Руспродсоюз», Национальная мясная ассоциация, «Рыбный союз», Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции, Торгово-промышленная палата РФ и Союз потребителей Российской Федерации.
Однако заслуга данного Кодекса состоит не только в том, что он даст возможность представителям торговли урегулировать споры в досудебном порядке. Но главное, он позволит проводить в жизнь важные, я бы сказал, стратегические решения, в которых заинтересованы и государство, и общество. На сегодняшний день это создание приоритета российских товаров. Уже сейчас свыше 70 процентов ассортимента в торговых сетях – это продукция отечественного производства. Я говорю сейчас о продуктах питания и соответствующих товарах. Львиная доля приходится на товары местных, локальных производителей, относящихся к среднему и малому бизнесу.
Также немаловажный факт, что в отличие от стран Европы в сетевой торговле России сохраняется на самом деле ведущая роль за отечественными розничными компаниями. Сегодня мы с большим удовольствием отмечаем тот факт, что к Кодексу присоединяется Российский союз предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности. Это даёт право ожидать, что в ближайшее время в розничной торговле будет более широко представлен ассортимент российских товаров лёгкой промышленности. Не секрет, что проводится комплексная работа по поддержке отрасли. Конечно, очень многое зависит от помощи государства на всех этапах: от закупки сырья и до производства готовой продукции. Но немалую в этом роль, в возрождении отечественной лёгкой промышленности, сыграет и розничная торговля.
От лица ассоциации я могу уверенно утверждать, что мы с удовольствием готовы продавать отечественную конкурентоспособную продукцию. Мы всегда при прочих равных условиях будем поддерживать отечественного производителя, так же как мы делаем это и в работе с другими отраслями. Исходя из вышесказанного, мы как представители торговли считаем, что у отечественного производителя лёгкой и текстильной промышленности есть все основания для того, чтобы довести свою долю на полках российских магазинов до 30 и даже более процентов. При этом необходимо отметить, что в торговых сетях по ряду наименований отечественный производитель уже имеет преобладание. Например, мы можем говорить о таких категориях, как постельные принадлежности, постельное бельё, чулочно-носочные изделия.
И последнее. Итоговые решения всегда принимает потребитель, поэтому все наши усилия должны быть нацелены исключительно на удовлетворение потребительского спроса, который будет зависеть от качества и конкурентоспособности отечественной продукции.
Спасибо.
В.Путин: Очень приятно, думаю, было для производителей услышать, что Ассоциация наших торговых сетей считает, что в них, в этих торговых сетях, не меньше 30 процентов должно быть как минимум, я считаю, что это как минимум, товаров отечественного производства. Но, естественно, ещё раз хочу подчеркнуть, прежде всего вся наша работа должна быть направлена на то, чтобы удовлетворять растущий спрос потребителей. Но это не может не быть связано с работой людей, которых мы называем дизайнерами. Это в конечном итоге в значительной степени результат их работы.
У нас присутствуют и наши известные дизайнеры, и иностранные коллеги. Может быть, господин Хельман несколько слов скажет по поводу того, как он считает возможным организовать работу в России?
Пожалуйста.
П.Хельман: Благодарю Вас. Прежде всего спасибо большое за приглашение.
Господин Президент! Дамы и господа!
Что я сегодня услышал, для меня довольно новая информация. И я убеждён, что индустрия моды может успешно производить товары в России, у меня долгий опыт в этом. Российская индустрия довольно профессиональная. И я был бы заинтересован в том, чтобы участвовать в производстве товаров в России. Что я могу сказать сейчас: я действительно хочу производить здесь, в вашей стране.
В.Путин: Уважаемые дамы и господа! Коллеги, друзья! Если есть какие‑то соображения, предложения, то, пожалуйста, я предлагаю всем, кто желает, дополнить нашу дискуссию.
В.Юдашкин: Можно одну минуту? Я хотел бы, если возможно.
В.Путин: Прошу Вас.
В.Юдашкин: Уважаемый Владимир Владимирович!
Я от создателей хотел бы выступить, от моих коллег, что для нас очень важно и что нас на сегодняшний день волнует – это, конечно, профессиональное техническое образование, основа основ, где молодой человек или девушка постигает основы профессии, своей культуры, ремесленнической культуры. Эта проблема сейчас не только у нас, но, думаю, и во всём мире. Каждый охраняет свои национальные достоинства, промыслы развивает.
Школы остаются очень маленькими. Мы сегодня находимся в Вологде, и я отлично знаю школы, как мы помогали, развивали, чтобы обязательно эти школы выставлять и пропагандировать во всём мире, потому что для нас это наше лицо. Конечно же, нарушена ещё и связь, прямая связь между ремесленническим профтехобразованием, художественным образованием и высшим образованием. Раньше это была прямая дорога.
Если человек мог окончить профтехобразование, он знал, что получит высшее образование, постигнет высоты этой индустрии и уйдёт работать в индустрию. Так как мы сегодня обсуждаем и международную политику моды и индустрии, буквально за 10–15 лет изменились стандарты обучения. Появились совершенно новые профессии, по которым должна учиться молодёжь, она привлекала бы уже новые знания, это как веб-дизайн, это как социология в моде, международный маркетинг, что для нас очень важно.
То есть мы не можем делать моду вдали от международного рынка, потому что мы вошли в ВТО. Для нас важна, наверное, защита наших авторских прав, потому что юридическое образование, которое в моде, имеет тоже очень много международных основ. И, конечно, мы все говорим о мерчендайзере, выставке и продаже своего продукта. Что очень важно, мы сегодня говорим о производстве.
Я был у Вас, наверное, полтора года назад, и Вы поддержали кластеры, чтобы создать инновационные предприятия, которые будут и обучать, создавать, перерабатывать и выпускать уже готовую продукцию. На сегодняшний день, мне кажется, такие зоны готовы, и мы их обсуждали с министерством. Это наш Владивосток, это, конечно, центр России, потому что он исторический, Вологда, Кострома, Иваново, Нижний Новгород, где собраны наши промыслы и есть, конечно, культура обучения. И, естественно, юг России – это переработка шерсти.
Наверное, ещё один совершенно короткий вопрос, который тоже нас интересует. Вы неоднократно говорили о «мягкой силе». Я лично уже 20 с лишним лет представляю Россию на международных рынках моды. Я понимаю, как важно поддержать молодых дизайнеров, художников, чтобы они попали в международные календари моды.
Практически каждая страна, несмотря на правила Всемирной торговой организации, стремится поддержать своего национального производителя. Все препятствия для позитивного развития дискуссии в рамках этой организации упираются прежде всего в эту составляющую.
Такой же здесь был пример, наверное, с вологодским комбинатом. Мы долго его лоббировали на международную выставку (и Слава Зайцев, и я) «Premier Vision». И сейчас они стали достойными участниками международной выставки, у них есть и заказы, их стали узнавать, они стали делать коллекции. Поэтому, наверное, политика «мягкой силы», где мы можем делать выставки, участвовать в форумах и международных презентациях, для нас это очень важно.
Мы выступили с инициативой сделать такой комплекс, он называется «Моя Россия», где будут собраны все промыслы, где иностранный покупатель, гость может увидеть лучшее и купить наше лучшее.
Большое спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.
Пожалуйста, прошу Вас.
Т.Соснина: Владимир Владимирович, я представляю Российский профсоюз работников текстильной и лёгкой промышленности. И хотела бы от имени нашего профсоюза поблагодарить Вас, Владимир Владимирович за то, что Вы поддержали программу достойного труда, которая была инициирована Международной организацией труда, и дали поручение по созданию к 2020 году 25 миллионов рабочих мест.
Мы посчитали, что если наша отрасль действительно выйдет на ту программу, которая недавно утверждена Правительством Российской Федерации, по развитию промышленности и повышению конкурентоспособности, то в нашу отрасль надо будет привлечь дополнительно 540 тысяч работников и создать дополнительно 270 тысяч рабочих мест, из них 207 тысяч – инновационных. Но это перспектива.
Сейчас же нас очень волнует та ситуация, которая складывается в связи с вступлением России в ВТО. По расчётам наших экспертов, эти условия вступления именно по лёгкой промышленности, резкое снижение ввозных таможенных пошлин на одежду и обувь могут привести к очень тяжёлым последствиям: к снижению объёмов производства в четыре и десять раз по различным видам продукции и потере, высвобождению 140 тысяч работников. Для того чтобы это не случилось, мы очень просим принять меры государственной поддержки нашей отрасли и сохранения этих высококвалифицированных рабочих кадров, которых и так не хватает в отрасли.
Сегодня уже говорилось о том, что наша отрасль работает в основном на импортном сырье. Поэтому для того, чтобы уравнять условия на нашем внутреннем рынке для производства отечественной продукции, иностранной продукции, мы очень бы просили рассмотреть возможность введения нулевой ставки НДС и нулевых таможенных пошлин на те виды импортных ресурсов, которые перерабатывают наши текстильщики, а это и хлопок, и шёлк, и искусственные волокна и нити, и всё прочее. В то же время целесообразно защитить наше отечественное сырьё.
Сегодня уже говорили о том, что вывозится шерсть из России, кожевенное сырьё катастрофически вывозится, и мы боимся, что обувные предприятия останутся вообще без кожевенного сырья. Поэтому целесообразно было бы установить временный запрет на вывоз шерсти и кожевенного сырья из Российской Федерации.
В рамках Таможенного союза мы считаем, что надо рассмотреть возможность введения квотирования завоза готовой продукции, готовой одежды, готовых трикотажных изделий, обуви. По обуви вообще требуется специальное антидемпинговое расследование, потому что обувь декларируется буквально за копеечную стоимость, это, наверное, может подтвердить Андрей Юрьевич [Бельянинов], присутствующий здесь.
И, Владимир Владимирович, конечно, Вы знаете о необходимости ускорения технического перевооружения наших предприятий, и было бы очень полезно, если бы были приняты меры стимулирования, налогового стимулирования для нашей отрасли. Можно было бы, мы считаем, уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль для предприятий, инвестирующих новую технику и передовые технологии, на сумму расходов на модернизацию до выхода предприятий на полную мощность. Недавно принято решение о предоставлении государственных гарантий по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов. Мы просили бы распространить эту меру на предприятия текстильной и лёгкой промышленности.
И последнее, очень важное. (Обрыв записи) …В основном с импортной продукцией, потому что и дизайн уже современный, и качество продукции довольно хорошее, а цена на нашу продукцию выше. Мы просили бы снизить НДС с 18 процентов до 10 процентов, как на детский ассортимент, на готовую отечественную продукцию текстильной и лёгкой промышленности.
Это, с одной стороны, позволило бы снизить стоимость нашей продукции и, с другой стороны, стимулировать потребительский спрос на нашу отечественную продукцию. Владимир Владимирович, мы были бы Вам очень благодарны, если бы Вы рассмотрели эти предложения, поддержали их. Я передала Эльвире Сахипзадовне наши предложения.
И если бы был принят специальный указ по поддержке лёгкой промышленности для адаптации её к условиям членства России в ВТО, мы были бы очень благодарны.
Спасибо Вам.
В.Путин: Спасибо за выступление. Действительно, ваше письмо есть, и оно, конечно, будет самым внимательным образом рассмотрено. Я смотрю, у нас здесь нет Министра финансов…
Э.Набиуллина: Замминистра есть.
В.Путин: Министр сразу бы «повесился» не выходя даже из зала после Вашего последнего предложения по поводу понижения НДС до 10 процентов, потому что, думаю, что общая тенденция в целом, надо с этим согласиться, всё‑таки должна быть направлена на то, чтобы прийти к единой ставке.
Может быть, что‑то понизить, что‑то повысить, потому что иначе у нас очень много лазеек для нарушений, и Вы тоже не можете это не знать. Под видом детской продукции идёт всё что угодно: от гвоздей до бриллиантов. Поэтому единственным эффективным способом борьбы с таким положением является не просто улучшение налогового администрирования, а принятие кардинальных структурных мер. Но в целом предложения, которые Вы сформулировали, конечно, это предмет для обсуждения и внимательного анализа.
Спасибо большое.
Николай Васильевич Фёдоров – Министр сельского хозяйства, я хотел бы дать Вам слово.
Н.Фёдоров: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Я хотел бы обратить внимание господина Дюннинга, который затронул тему производства сельскохозяйственного сырья, по нашей теме, что после появления государственной программы поддержки сельского хозяйства у нас за последние годы ежегодный прирост поголовья овец и коз доходит до миллиона голов, уважаемые коллеги. Это вызывает и рост производства отечественной шерсти, правда, не теми темпами, какими нам хочется. То же самое происходит и в производстве льноволокна. Также примерно 850 миллионов рублей в год поддержка из бюджетов вызывает рост объёмов производства льноволокна.
У нас самое слабое звено, из‑за чего мы здесь, мне кажется, и собрались под председательством Президента и по его инициативе, и доклад сделал мой коллега Денис Валентинович, у нас самое слабое звено, по нашей оценке, всё‑таки это технологическая отсталость. И необходимость технологической модернизации, первичной обработки и глубокой переработки и шерсти, и льноволокна – это главный вопрос.
В комплексе мероприятий, которые предлагаются сейчас в рамках этого совещания, появление двух новых или таких актуализируемых тем, как государственные заказы – это гарантированный рынок сбыта, появление новых указаний по поводу борьбы с контрафактом. По нашему взгляду, по оценке и Минпромторга, и Минсельхоза, это главные инвестиционные и благоприятные составляющие для того, чтобы переработчики получили более благоприятные условия и для привлечения кредитов, и гарантированный рынок реализации продукции.
И вот этот комплексный подход, который предложен в рамках сегодняшнего совещания, мне кажется, нам позволяет быть оптимистами. Может быть, не очень верно, что я так говорю, будучи федеральным Министром, но я вижу, уважаемые коллеги, что эти блоки проблем нам должны помочь лучше справиться с вопросами и Минсельхоза, и Минпромторга в рамках сегодняшней повестки дня.
В.Путин: То есть у нас баранов много – шерсти мало. (Смех.) Во всяком случае, качественной. Мы для того и собрались, чтобы увеличить объём производства.
Н.Фёдоров: Владимир Владимирович, ещё одна реплика. Вот заградительные экспортные пошлины на шерсть предложил представитель профсоюзов. Я общался с теми, кто производит баранину и шерсть. Они говорят: «Если будут заградительные экспортные пошлины, мы перейдём с производства шерсти на производство баранины».
В.Путин: И шерсти будет ещё меньше.
Н.Фёдоров: Цены на шерсть в мире их интересуют. И они хотят производить…
В.Путин: Я сказал, что предложение профсоюзного лидера заслуживает оценки, внимательного изучения. И нужно всё взвесить, чтобы решения, которые вы предлагаете, не были контрпродуктивными для самой отрасли. Нужно просто внимательно посмотреть. Но в целом они вполне понятные и направлены на защиту работников отрасли. Это очевидный факт.
Пожалуйста, прошу Вас.
Е.Ахмадуллина: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Ещё раз добрый вечер!
Когда мы говорим о лёгкой промышленности в России, то чаще всего говорим о её проблемах, и это понятно, потому что сырья нет, оборудования нет, технологии нет. Но сегодня мне бы хотелось сосредоточиться на том, что у нас есть, а у нас есть молодые талантливые дизайнеры, способные придумывать высококачественные конкурентные идеи. И если сейчас 70 процентов всех продаваемых в России товаров лёгкой промышленности приходится на долю импорта, то при новом подходе к решению проблемы мы можем не только сократить импорт, но и занять свою нишу на рынках Европы, Азии и Китая.
За последние 10–15 лет в мировой текстильной промышленности произошли очень серьёзные изменения. В результате глобализации мировой экономики центр производства текстиля переместился из Европы и Америки в страны «третьего мира», и правительства этих стран, понимая перспективы развития собственной промышленности, принимали программы поддержки развития новых производств. В ответ европейским компаниям ничего не оставалось, как сконцентрироваться на более качественной, уникальной продукции и инвестировать дизайнерские разработки и торговые марки.
Говоря о развитии лёгкой промышленности в России, я считаю, что мы можем быть одними из первых в качестве уникальности и новаторства. У нас есть молодые талантливые дизайнеры, которые являются носителями необходимых знаний и конкурентоспособных идей, но сейчас у них нет ресурсов для реализации своего потенциала. И наша задача – обеспечить их техническими возможностями, которые позволят им воплощать свои идеи в жизнь и быть конкурентными как на внутреннем рынке, так и на внешнем.
Для этого необходимо создать единый технологический центр поддержки. Это может быть маленький кластер, который объединит внутри себя всех дизайнеров, где бы они генерировали свои идеи, а система производства была бы одна. Он будет создавать, производить и продавать их продукты, при этом гарантируя очень высокое качество. Главная цель центра – собрать дизайнеров и начать их централизованное продвижение как на российском рынке, так и за рубежом. Он даст то, что дизайнеры сегодня не способны обеспечить в нашей стране самостоятельно: это фабрику полного цикла с широкой линейкой специалистов, способных создавать высокотехнологичный продукт, готовый к тиражированию в производстве.
От того, как мы эффективно справимся с этими задачами, зависит и качество товаров, которыми будут пользоваться миллионы наших граждан, и уровень жизни тех, кто работает в отрасли.
Само производство, оптовые и розничные продажи через собственную сеть мультибрендовых бутиков. Бренды будут принадлежать дизайнерам, дизайнеры будут создавать идеи и коллекции, а всё остальное – делать команда специалистов. Так может появиться настоящее русское прет-а-порте. Оборот средств в отрасли даже сейчас происходит от двух до четырёх раз в год, и при вложении инвестиций в центр уже через несколько лет можно будет увидеть реальные результаты. Инвесторы будут зарабатывать, а дизайнеры не только получать доход от своей деятельности, но и наконец смогут продемонстрировать все свои возможности, уверенно чувствуя себя на внешнем рынке и достойно представляя лицо новой России.
В.Путин: Спасибо большое.
Пожалуйста.
А.Старцева: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Я бы хотела в своём выступлении несколько более точечно остановиться на тех мерах поддержки, которые дополнительно нужны тем предприятиям нашей отрасли, которые уже являются реальными точками роста и реализуют приоритетные инвестиционные проекты.
К сожалению, мы должны констатировать, что устойчивость таких предприятий, особенно которые находятся в активной фазе модернизации, и особенно если эта модернизация, как, например, у нас, на «Вологодском текстиле», идёт без основного производства, она ещё, к сожалению, недостаточна. И ныне действующих мер поддержки из федерального бюджета в виде субсидирования и части процентных ставок по кредитам тоже недостаточно.
Поэтому мы предлагаем ввести некоторые дополнительные меры поддержки именно для таких предприятий, которые реализуют приоритетные проекты в отрасли. Прежде всего на первом месте это субсидирование части прямых затрат на энергоносители, водопотребление, транспортные расходы, продвижение продукции, а также на закупку нового технологического оборудования и закупку отечественного сырья льноволокна до 50 процентов от суммы фактически произведённых затрат. Это самый короткий путь так нужного нам сейчас снижения себестоимости, а значит, повышения конкурентоспособности нашей продукции.
Вторая мера. Понятно, что невозможно развитие отрасли без внедрения современных технологий. Поэтому мы считаем целесообразным уже с 2013 года начать реализацию важнейшего инновационного проекта государственного значения по разработке и освоению производства экологически безопасных текстильных материалов широкого ассортимента на основе нашего льняного натурального сырья на платформе компании ОАО «Вологодский текстиль». Общая сметная стоимость НИОКР порядка 1,1 миллиарда рублей, срок работ – четыре года. Половину этой суммы, естественно, мы внесём за счёт собственных средств, а половину просим выделить за счёт средств федерального бюджета
Третья мера. Для повышения реализуемости подобных приоритетных проектов, в частности, нашего проекта по «Вологодскому текстилю», мы просим дать поручение о привлечении к его дальнейшей реализации нашего ведущего государственного финансового института развития в лице госкорпорации «Внешэкономбанк». Мы полагаем, что «длинные» и, надеемся, достаточно «дешёвые» деньги госкорпорации могли бы повысить эффективность реализуемости нашего проекта и сократить сроки его окупаемости.
И ещё одна мера про госзакупки в той части, как это касается нас – льнянщиков. Мы просили бы дать поручение федеральным министерствам, ведомствам в оперативные сроки завершить корректировку ГОСТов и технических условий на закупаемое ими вещевое имущество, с тем чтобы можно было обеспечить формирование и размещение заказов, в том числе и на льняную продукцию. Сейчас так складывается, что льна нет среди перечня тех материалов, которые входят в заказ для вещевого имущества этих министерств и ведомств. А притом, что, например, срок годности изделий изо льна минимум в два раза выше, чем аналогичные изделия из хлопка, то эффективность такого решения была бы очевидна. И мы считаем, что эти дополнительные меры, безусловно, способствовали бы повышению стабильности и устойчивости работы предприятий, которые реализуют приоритетные проекты, и позволили бы нам и дальше активно продолжать модернизацию и внедрять инновации.
Спасибо большое.
В.Путин: Спасибо Вам за ваши предложения, за идеи. Это тоже требует внимательной проработки.
Мы говорили о возможности поддержания новых производств, так называемых «проектов гринфилд», которые с нуля начинаются. Прежде всего начать это с Дальнего Востока, но речь шла прежде всего об освобождении от ряда налогов, в том числе налога на прибыль, снижении других отчислений.
Что касается субсидирования, то это посложнее, потому что затраты бюджета, видимо, будут весьма существенными. Тем не менее всё, что Вы предложили, нужно проработать и учесть.
Мы обсуждаем с вами тему очень сложную, очень чувствительную. И от того, как мы эффективно справимся с этими задачами, зависит и качество товаров, которыми будут пользоваться миллионы наших граждан, и уровень жизни тех, кто работает в отрасли.
Я знаю, что мы можем обсуждать это бесконечно. Я прошу извинения перед коллегами, которые высказаться не успели. Но в целом мы так или иначе практически все аспекты развития отрасли затронули. По результатам нашей сегодняшней встречи будет подготовлен соответствующий перечень поручений Правительству. И мы его самым внимательным образом проработаем.
Я хочу всем вам пожелать успехов. Спасибо вам большое за сегодняшнюю работу.