Д.Медведев: Сегодня мы с вами продолжим серию совещаний, касающихся развития Дальневосточного округа, и рассмотрим вопросы социально-экономического развития Камчатского края. Причём поступим несколько иначе, чем в предыдущие два дня: сначала обсудим проблемы и перспективы, а потом, я надеюсь, все здесь присутствующие разъедутся по подведомственным объектам, для того чтобы на деле ещё раз ознакомиться проблемами, которые существуют.
Я думаю, Вы все прекрасно понимаете, что Камчатский край – это уникальное место и по природным своим возможностям, по тому, как здесь всё выглядит, и по объёму накопившихся здесь проблем. В известной мере мы движемся по нарастающей: от Чукотского округа, затем в Магаданскую область и Камчатский край – и по объёму населения, которое проживает в этих субъектах Федерации, и по количеству накопившихся здесь за последние годы проблем.
С одной стороны, край демонстрирует экономический рост. В 2007 году валовый региональный продукт на душу населения увеличился почти на 23 процента, что, в общем, естественно, не так плохо. С другой стороны, объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчёте на одного человека в прошлом году оказался более чем в два раза ниже, чем среднероссийский показатель.
Уровень безработицы высок. Практически каждый четвёртый житель края – за чертой бедности. И эта цифра очень тревожная. За ней просто судьбы людей, которые, по сути, живут в нищете. И меры, которые здесь требуется предпринять, носят чрезвычайный характер.
Крайне актуальны, как и в других регионах Дальнего Востока, здесь демографические проблемы. Численность населения уменьшается, хотя определённые просветы здесь есть: отток стал существенно меньше, но тем не менее эти проблемы в полной мере ещё сохраняются.
Существует и другая составляющая демографической политики, я имею в виду высокую смертность. Но за последнее время младенческая смертность была снижена: она сократилась на треть, что неплохо. Случаев материнской смертности в прошлом году не было зафиксировано. Однако в целом эффективность региональной системы здравоохранения остаётся очень низкой. К внедрению современных финансово-экономических механизмов управления здесь вообще не приступали.
Аналогичная ситуация в жилищно-коммунальном комплексе. Почти 87 процентов предприятий ЖКХ убыточны. Это существенно хуже даже по сравнению с теми субъектами Дальневосточного федерального округа, в которых мы с вами, уважаемые коллеги, уже побывали, где были проведены совещания. Без современных методов управления жилищным фондом, без создания условий для привлечения инвесторов делать здесь нечего.
Как я уже сказал, отток населения хотя и сократился, но всё‑таки эти тенденции не преодолены. Причины здесь очевидны: это низкий уровень жизни, невозможность реализовать свои способности, найти себя в той или иной профессии, оценка людьми своего пребывания здесь как временного. Это, наверное, в таком, ментальном плане – самое опасное. Есть необходимость для выделения дополнительных средств на оплату жилищных сертификатов гражданам, которые желают выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к нему областей. Это тоже составляющая часть жилищной проблемы.
Пора приступать к поиску путей решения накопившихся проблем. И, конечно, главное – и, собственно, из‑за этого мы как раз и встречаемся – это научиться эффективным образом использовать потенциал края.
Ещё раз напомню, мы с вами уже об этом говорили, в конце 2006 года Совет Безопасности принял решение о разработке стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года. Было утверждено техническое задание, предусмотрены средства на разработку этой концепции. Результатов нет.
Без чётких ориентиров развития, понимания долгосрочных целей, механизмов в достижении этих целей мы ситуацию не изменим, это очевидно. На самом деле, если мы будем и дальше так вести дела, то нам просто придётся всё больше и больше увеличивать финансирование программ по переселению людей. Вспоминали, что в 90-е годы было допущено несколько серьёзных ошибок, в том числе и в оценке перспектив трудового потенциала края, когда высокие должностные лица из Москвы, приезжая сюда, позволяли себе говорить о том, что здесь избыточное население. Вот, договорились. Поэтому мы должны принять меры по формированию стратегии регионального развития, и, конечно, ускоренное развитие должны приобрести отдалённые территории всего нашего Дальневосточного региона.
Надо искать разные современные направления. Для того чтобы выделить специфику Камчатского края, обозначу буквально четыре-пять позиций.
Первая позиция: Камчатка очень богата различными природными ресурсами. Это её конкурентное преимущество. Но это преимущество, которое никак не реализовано, никак. Одной из ключевых проблем является незаконный промысел морепродуктов. Об этом что только ни сказано и где только ни сказано с самых высших трибун. Сегодня масштабы незаконного промысла, то есть браконьерства, достигают астрономических величин. Ежегодный ущерб оценивается почти в полтора миллиарда долларов. Причём критерии этих оценок, я думаю, как и все такие критерии, занижены.
Не менее важным в этой связи является нарушение природоохранного и пограничного законодательства, особенно иностранными судами. Сложившаяся ситуация требует крайне чёткого, а в некоторых ситуациях просто жёсткого реагирования власти на это.
Вторая вещь. Отмечу, что энергетические проблемы региона могут быть решены в том числе и за счёт местных видов топлива и возобновляемых источников энергии. У нас сегодня состав участников расширенный: присоединились наши коллеги, которые отвечают за энергетику, природные ресурсы, развитие физкультуры и спорта (и я надеюсь, что об этом тоже будет сказано). Насколько я знаю, есть проект строительства гидроэлектростанции, проект использования геотермальных ресурсов. Они должны позволить существенно удешевить электроэнергию, а значит, дать дополнительный импульс экономике, в том числе и перспективным инвестиционным проектам в области добывающей и обрабатывающей промышленности, хотя с учётом специфики региона возможны и другие пути, нестандартные.
Ещё один приоритет – это модернизация дальневосточного транспортного комплекса. Именно от него зависит развитие территорий, а также уровень сотрудничества Камчатского края со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Кроме того, я думаю, что безусловно важным направлением сотрудничества с такими регионами и вообще в целом является развитие инфраструктуры туризма и спорта. Я уже говорил об этом, Камчатка – край, который уникален по своим природным характеристикам, и он, безусловно, может стать одним центров международного туризма, в том числе экологического туризма. Надо только реально оценить потенциал, возможности. Мы понимаем, что есть проблемы трафика, проблемы доставки туристов. Я считаю, что мы должны обязательно думать о развитии рекреационных возможностей региона, но, конечно, эти возможности нужно оценивать трезво. Просто говорить о том, что здесь завтра наступит рай только за счёт возможностей развития рекреационного потенциала, было бы нечестно. Будем надеяться, что через какой‑то обозримый период времени такого рода цель может быть достигнута – и инфраструктура туризма и спорта разовьётся очень хорошо. Но пока это всё‑таки в дополнение к другим возможностям.
Мы надеемся, что будет развиваться спортивная составляющая и регион займёт подобающее место, в том числе и для занятий зимними видами спорта. На Камчатке, по вполне понятным естественным природным и климатическим причинам, особой популярностью пользуются лыжные гонки и биатлон. Здесь работают две специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва по горнолыжному спорту. Достаточно сказать, что на Олимпийских играх 2006 года в Турине половину сборной команды России по горнолыжному спорту составляли жители Камчатки. Это означает, что, конечно, спорт здесь пока сохраняется на уровне – нужно просто придать дополнительный импульс этому, несмотря на то, что, кстати, спортивные сооружения практически никак не развивались с конца 60-х годов. То есть фактически они морально и физически уже устарели.
В этой связи было бы полезным рассмотреть вопрос о создании в Камчатском крае центра спортивной подготовки сборных команд Российской Федерации по зимним видам спорта, и соответственно построить необходимые для этого спортивные сооружения.
Уверен, что этим не замыкаются возможности. Камчатский край – это абсолютно неповторимое место, и я уверен, что мы сможем придать его развитию должную динамику. Тем более что принято говорить, что именно здесь начинается Российская Федерация.
Уважаемые коллеги, как и договаривались, я жду от вас сейчас докладов. С учётом опыта проведения двух прежних совещаний хотел бы акцентировать внимание на нескольких вещах. Доклады должны быть чёткими, включая вопросы о том, что сделано и что предстоит ещё сделать. Я имею в виду те поручения, которые давались и в предыдущий период, а то у нас, к сожалению, принято поступать таким образом, что новое совещание открывает новый набор поручений. Всё, что было дано до того, как правило, или не анализируется, или анализируется самым поверхностным образом. Я просил бы начальника Контрольного управления Президента впредь при подготовке визитов заниматься реальной проработкой поручений, которые ранее были даны, и чтобы все здесь присутствующие члены Правительства готовы были ответить на вопросы по ранее данным поручениям.
И ещё одна вещь, которая крайне важна. Ценность таких совещаний, я об этом вчера говорил, вижу в том, чтобы те схемы, которые у нас зачастую возникают в кабинетной тиши, внешне, может быть, абсолютно правильные, всё‑таки соизмерялись с реальными возможностями, с реальными ситуациями в регионе. И в этом смысле, я считаю, что поездки на Дальний Восток позволяют решать эти проблемы.
Сегодня у нас последнее совещание. Результатом будут, естественно, и новые поручения. Я рассчитываю, что члены Правительства, в том числе Игорь Иванович [Шувалов] как отвечающий за соответствующую комиссию по развитию Дальнего Востока, предложат своё видение того, что нам нужно переработать по итогам нашей с вами деятельности за последние три дня.