Д.Медведев: Подведу итоги.
Мне тоже понравилось всё, что звучало, всё было вполне системно, несмотря на то что мы понимаем: если говорить откровенно, то область в очень тяжёлом положении. И ресурсов здесь самых разных, несмотря на обилие полезных ископаемых, всё равно меньше, чем, может быть, в других сопредельных регионах, где есть возможность выбирать и использовать какие‑то разные экономические составляющие. Здесь, по сути, нужно концентрироваться в одном направлении.
На что я обратил внимание? Что очень часто, к сожалению, встречается, и здесь, как в капле воды, это отразилось: никто друг друга не слышит. Должны слышать те, кто отвечает за решение соответствующих вопросов.
Наша задача, раз уж я сам провожу совещание, причём не окружное, а в каждом субъекте Федерации (что не очень экономно с точки зрения распределения сил, то есть присутствие здесь не только Президента, но и ключевых министров), то наша задача не просто отбиваться от того, что здесь говорится: это нельзя, потому что так, это не следует делать, потому что здесь не получается, здесь вы и так всё получили и так далее…
Что мы тогда сюда приехали‑то? Так не годится. Давайте‑ка по‑серьёзному все это анализируйте и в части, касающейся судьбы зоны, и в части, касающейся тех предложений, которые делались. Я не говорю, что со всем этим нужно согласиться, но просто такой бухгалтерский подход здесь не годится. Это Дальний Восток, это не Подмосковье. И бизнес должен вести себя более внимательно.
Я вас послушал и понимаю: очень много сложностей. Бюрократический аппарат у нас крайне тяжёлый: запускают по два, по три раза по одному кругу. Но если трудностей так много, вам так тяжело работать – откажитесь от проекта, давайте мы у вас лицензию заберём. Или работайте. Скулить не надо. Взяли на себя обязательства выполнять – выполняйте. Это всё‑таки золото, а не подъём животноводства в нечерноземной зоне. Вы знаете, что сейчас на финансовых рынках происходит, знаете, что с ценами на золото происходит. Быстрее надо это всё делать.
Поэтому, скажу откровенно, мне не очень понравилось то, что звучало и со стороны бизнеса, и со стороны ряда наших ведомств. Нужно искать общий язык, а не перекидывать этот шарик туда-обратно: нам это невыгодно, нам это тяжело, у нас тут экономики нет, экономика проекта маргинальная… Ну маргинальная, так откажитесь, других найдём. И ведомствам нужно внимательнее себя вести.
По маршруту подачи энергии нужно решение принять. Игорь Иванович [Шувалов], Вы определитесь, кто это сделает: или Министр энергетики Сергей Шматко, или Игорю Сечину [заместитель Председателя Правительства] поручите, чтобы не было потом разговоров, что по этому вопросу не определились. Так понимаю, что возможности для того, чтобы принять решение, есть. С бизнесом встретьтесь и обсудите это.
Буквально несколько вещей ещё из того, что звучало. Давайте по зоне: с учётом специфики этой ситуации, я, собственно говоря, уже дал поручение на письме губернатора, ещё раз вернемся к этому вопросу. Я пока вас ни к чему не подталкиваю, понимаю и все опасения, которые есть и у Министерства экономического развития, и у Минфина. В то же время посмотрите на идею более широко, в контексте этих четырёх регионов, и окончательно, наверное, это нужно будет согласовать на комиссии, которую возглавляет Игорь Шувалов, и доложить мне об этом, какое решение вы предлагаете принять. Естественно, позвать на заседание комиссии всех участников, в том числе губернаторов, допустим, этих четырёх регионов.
Здесь говорили по поводу того, что, может быть, есть смысл перекачивать деньги из ФЦП в инвестиционный фонд. Не знаю, если мы найдем механизм для того, чтобы это делать, то вообще‑то, может быть, и можно было бы. Не знаю, насколько это легко.
Реплика: Это сложностей больших не представляет.
Д.Медведев: Тогда нужно определяться и делать это. Потому что, если там в одном случае механизм не работает в рамках ФЦП, а инвестиционный фонд можно было бы задействовать, так давайте это делать, потому что деньги‑то всё равно имеют одно происхождение, одну окраску.
Считаю, что в целом мы правильно поступили, что решили провести в каждом субъекте Российской Федерации, которые сейчас посещаем на Дальнем Востоке, отдельное совещание. Потому что, несмотря на сходность проблем, есть своя специфика, и это всё‑таки внимание к более конкретным вещам, более конкретным проектам.
Более того, те, кто здесь присутствует, имею в виду руководителей министерств, руководителей Правительства, собственными глазами всё посмотрели. Вот Игорь Иванович Шувалов сейчас сказал, что занимал одну позицию, сейчас она поменялась. Здесь нечего стесняться, потому что на самом деле у нас у всех позиция трансформируется. Если мы собственными глазами что‑то увидели, убедились в том, что на схеме это выглядит иначе, чем в жизни, значит, нужно поменять схему, если, конечно, в жизни всё устроено рационально. Иногда возможно и обратное.
Мы продолжим разговор об этом в Москве и в других регионах по тем проблемам, которые мы сегодня здесь обсуждали, будем работать в регулярном режиме, в том числе и по тем проблемам, которые остались за рамками сегодняшнего обсуждения. Считаю, что проблема трудовых ресурсов, проблема демографии в целом очень сложная, просто для нас она сейчас критическая в этих регионах.
Смотрите, мы сейчас говорим о том, как придать ускорение всем этим проектам, ищем налоговые схемы, пытаемся активизировать деятельность ведомств, бизнеса. Но мы понимаем: если начнётся какой‑то более или менее внятный рост, допустим, мы сделаем железнодорожную ветку, ещё что‑то – кто работать‑то будет? Здесь 170 тысяч человек – они не справятся с этим. Не знаю, сколько ещё нужно, но, наверное, ещё тысяч сто, не меньше, чтобы эти крупные задачи решать. Уже не говорю про возвращение к цифрам советского периода. Тоже отдельная тема, которая требует самого внимательного анализа.
Чем хотел бы закончить. Знаете, сегодня мы были в краеведческом музее – там есть известная экспозиция, посвящённая трагической странице истории нашей страны, непосредственно связанной с развитием Магаданской области. Мы понимаем, что весь экономический потенциал, который здесь есть, создан потом и кровью миллионов наших соотечественников. Да, в определённой исторической ситуации, очень тяжёлый период. Тем более мы не имеем права растратить то, что досталось такой ценой.
Поэтому закончу на том, о чём говорил вчера. Мы должны заниматься проблемами Дальнего Востока, в данном случае Магаданской области, в ежедневном режиме для того, чтобы найти решения, которые позволят сохранить потенциал края, увеличить его, найти новые трудовые ресурсы, в конечном счёте просто показать, что и в этих достаточно сложных условиях мы способны создавать современную жизнь.