Д.Медведев: Добрый день!
Уважаемые коллеги! Это уже второе за последние сутки совещание, которое посвящено развитию дальневосточных территорий. Вчера мы с вами занимались вопросами развития Чукотки, сегодня находимся в Магаданской области и предметным образом обсудим социально-экономическую ситуацию в этом регионе, перспективы развития региона, трудности и проблемы, естественно.
Очевидно, что Магаданская область – это очень непростой регион и по своему отдалённому географическому положению, и имея в виду ограниченную ёмкость местных рынков товаров и услуг. Определённые трудности, конечно, создаёт и необходимость осуществления северного завоза. Ну и, наконец, довольно серьёзную проблему создал отток трудовых ресурсов, который произошёл в определённый исторический период.
Все эти сложности в целом преодолимы. Более того, по нашему убеждению, область имеет все возможности для стабильного роста, устойчивого подъёма своего экономического, а стало быть, и социального потенциала.
На территории области, как известно, расположены крупные месторождения полезных ископаемых, редких и драгоценных металлов. Здесь находится около половины общего объёма разведанного в России серебра, а в прибрежных водах – около пятой части всех общероссийских запасов рыбных ресурсов.
Отмечу, что за последние годы показатели, отражающие экономический рост в регионе, в целом вышли на положительную динамику. Так, объём валового внутреннего продукта, который рассчитан на душу населения, в прошлом году увеличился на 20 процентов. Доходы консолидированного бюджета в январе–июле текущего года выросли более чем на 40 процентов по сравнению, естественно, с аналогичным периодом прошлого года.
Во многом это и следствие той работы, которая ведётся руководством области, и целенаправленной поддержки области со стороны федеральной власти. Общий объём средств, выделенных в текущем году Магаданской области из федерального бюджета, составил 8,3 миллиарда рублей. Это в полтора раза больше финансирования 2007 года. В рамках целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья было выделено 33,5 миллиарда рублей, в том числе из средств федерального бюджета 31 миллиард.
Вместе с тем, и я об этом сказал уже вначале, в области остаётся очень значительное число нерешённых проблем. Несмотря на то что среднемесячная номинальная заработная плата в прошедшем году выросла на треть и составляет 23300 рублей, что выше среднероссийского значения, практически каждый шестой житель области, по тем данным, которыми мы располагаем, проживает за чертой бедности. Такое положение, естественно, необходимо менять и начинать эту работу с определения чётких приоритетов развития самого региона.
Один из них и, наверное, главный – мы с Николаем Николаевичем [Дудовым] об этом говорили и вчера, и сегодня – это расширение ресурсной базы полезных ископаемых. Речь идёт о новых месторождениях золота и серебра, меди, молибдена, олова, вольфрама. Сегодня их разработка – это основной вид экономической деятельности Магаданской области, они обеспечивают практически пятую часть ВРП. И для их освоения необходимо привлекать инвестиции и российские, и зарубежные. Я думаю, что такую работу необходимо вести, использовать различный потенциал, в том числе иностранный потенциал, для запуска новых перспективных совместных проектов.
Серьёзное внимание стоит уделить примагаданскому нефтегазоносному шельфу. По данным экспертов, здесь находятся прогнозные ресурсы весьма приличные нефти и газа, и их освоение тоже в конечном счёте могло бы стать одной из точек роста региона, послужить укреплению экспортного потенциала области. Тем более что область имеет в этом смысле определённые преимущества: непосредственно к области примыкают рынки наших ведущих партнёров по Азиатско-Тихоокеанскому региону.
Второе важное направление – это развитие энергетики, причём и для собственных нужд, и для поставок на экспорт. На развитие топливно-энергетического комплекса по федеральной программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» будет направлено почти 18 миллиардов рублей, в том числе на строительство Усть-Среднеканской ГЭС свыше 5 миллиардов рублей, на строительство воздушных линий электропередачи около 12 миллиардов.
Мы рассчитываем на то, что по мере возможности и региональные власти активно включатся в эту работу. Хотел бы, чтобы Николай Николаевич тоже в своём выступлении этому уделил внимание.
Ещё одна задача очень важная – это совершенствование транспортной инфраструктуры. Она играет ключевую роль в развитии экономики области, в повышении мобильности самих магаданцев. Более того, мы понимаем, что без развития транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожной инфраструктуры, вот те самые крупные проекты по развитию ресурсной базы, вовлечению новых месторождений будут неосуществимы. Это большая проблема для всей нашей страны, для Дальнего Востока, может быть, одна из самых острых.
Государство вкладывало и будет вкладывать в эту сферу значительные средства. И, конечно, в самое ближайшее время мы обязаны приступить к модернизации аэродромов, морских и речных портов, увеличению объёмов пассажирских перевозок и грузоперевозок.
В целом нужна комплексная программа развития особенно северной части Магаданской области. И усилия бизнеса по разработке и добыче полезных ископаемых должны подкрепляться государственными вложениями в строительство транспортной инфраструктуры. Тем более что подобного рода решения Правительством уже обсуждались, в частности, я имею в виду комплексный проект, проект комплексного развития Приангарья.
Есть и ещё одна тема, о которой мы не можем не сказать, – это экологические проблемы. Серьёзную угрозу окружающей среде, здоровью людей создают токсичные отходы производства, накопленные от различных видов деятельности, здесь промышленность в этом смысле тоже работает. И, конечно, мы должны совместно обсудить пути улучшения экологической ситуации в области.
Второй блок вопросов – это, собственно, социальные программы, повышение качества здравоохранения и образования. Очевидно, что необходимо продолжить укрепление материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений, тем более что часть из них расположена в отдалённых районах. И в этой связи большое значение имеют дистанционные образовательные программы, которые подключены к сетям, которые используют глобальную сеть, применение телемедицины тоже является абсолютно актуальным.
Теперь в отношении систем оплаты труда. Здесь пока не очень хорошо обстоят дела. Новая система, отраслевая система оплаты труда пока ещё не внедрена, для общеобразовательных учреждений эта доля составляет пока совсем небольшую цифру – около 6 процентов. Мне, правда, Николай Николаевич только что сказал, что вы собираетесь уже в этом году и в следующем переходить к отраслевой системе оплаты труда полностью, то есть будет введена нормативно-подушевая система оплаты. В здравоохранении вообще к этим вопросам пока ещё не приступали. С учётом того, о чём мы договаривались, надо это делать, делать в самом ближайшем будущем.
Медицинские центры должны быть переведены на одноканальное финансирование через обязательное медицинское страхование, а в системе общего образования, как мы и говорили, будут внедряться и современные методы управления.
Ещё одна чувствительная, тяжёлая тема, которая, собственно, досталась по наследству, но от которой всё равно придётся избавляться, – это ветхое жильё и вообще ситуация с жилищным строительством. Доля ветхого и аварийного жилья в области в три раза превышает среднероссийский показатель. Очень высокой является доля убыточных предприятий ЖКХ, более трети таких организаций имеет отрицательный финансовый результат. Износ оборудования и электрических сетей в области составляет порядка 70 процентов, об этом тоже нам необходимо переговорить, это тоже нужно обсудить. Рассчитываю услышать, какие меры здесь предпринимаются, что будет сделано.