Д.Медведев: По‑чукотски добрый вечер, по‑московски доброе утро – в любом случае, добрый день, уважаемые коллеги.
Мы с вами встречаемся здесь, в Анадыре; надеюсь, что все участники совещания успели ознакомиться с текущей ситуацией: для этого было достаточное количество времени. Мы продолжим работать над вопросами социально-экономического развития дальневосточных регионов. Естественно, сегодня обсудим перспективы Чукотского автономного округа.
Здесь, как и в других дальневосточных регионах, в один узел связаны самые разные проблемы, накопившиеся на Дальнем Востоке России: и экономические, и социальные, и демографические, – это с одной стороны, а с другой стороны – здесь, совершенно очевидно, в концентрированном виде выражаются геополитические интересы России. Всё это повышает значимость тех вопросов, которые мы с вами рассматриваем, и тех решений, которые необходимо принять.
Естественно, что главным для нас являются требования к качеству жизни, к условиям жизни и труда наших людей, в данном случае, применительно к Чукотке, – особенно коренных малочисленных народов Севера.
Несмотря на то что много было сделано, мы пока ещё не имеем окончательной версии [стратегии]развития Дальнего Востока в целом. Напомню присутствующим здесь членам Правительства Российской Федерации, что срок представления в Правительство стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года был обозначен как 18 июня. Сегодня у нас уже третья декада сентября. Где документ? Надо понимать, что затягивание работы над этим документом грозит не только приостановкой работы над важнейшими вопросами, но и немедленно сказывается просто на уровне жизни.
Всем хорошо известно, в каком в депрессивном состоянии находилась Чукотка ещё некоторое время назад, что вело к опустению огромных территорий, оттоку населения. Очевидно, что в последние годы ситуация в округе стала меняться к лучшему, экономические показатели – расти. Эти цифры известны. Я тем не менее их приведу, потому что нельзя говорить только о проблемах – нужно всё‑таки демонстрировать и то, что было сделано. В 2007 году объём валового регионального продукта увеличился почти на 12 процентов. Объём инвестиций в основной капитал вырос более чем на 5 процентов и составил около 40 тысяч рублей в расчёте на одного человека. Оба этих показателя существенно выше средних по России.
Такая позитивная динамика сказалась и на росте доходов. Среднемесячная заработная плата в 2007 году выросла приблизительно чуть меньше чем на четверть и составила 34,5 тысячи рублей.
Улучшилась и демографическая ситуация. Здесь, конечно, прогресс незначителен, но в любом случае, это уже хорошо, что происходят изменения. Младенческая смертность тоже сокращается. Мы сегодня посещали одну из больниц – современную, новую, хорошую больницу. И в то же время, она хороша тем, что находится просто в самом посёлке. Там тоже мне привели данные о сокращении младенческой смертности где‑то на четверть по округу, тем не менее по тем данным, которыми я располагаю, всё‑таки она выше среднероссийских показателей, хотя коллеги мне сегодня говорили, что в этом году удастся выйти на среднероссийский уровень.
Регион занимает первое место по показателю обеспеченности жильём. Но это связано не только с новыми стройками, но и с оттоком населения.
В целом, в округе, естественно, сохраняется набор проблем. Основные фонды в промышленных отраслях крайне изношены. В ЖКХ почти две трети организаций убыточны, есть проблемы – естественно, это при том что в арктических районах отопительный сезон имеет круглогодичный характер.
С учётом того, что мы с вами встречаемся в преддверии зимы, я хотел бы, чтобы в ходе сегодняшнего совещания мне была доложена информация о готовности ЖКХ к зимнему сезону в целом.
У нас этим совещанием открывается целая серия совещаний на Дальнем Востоке. Мы по всем этим регионам, естественно, ситуацию оценим, но начнём с Чукотки.
Далее. Очевидно, что основным из факторов, которые сдерживают динамичное развитие региона, помимо таких традиционных факторов для России, является отсутствие или слабость нормальной транспортной и энергетической инфраструктуры. Здесь нет ни железных дорог, ни средне- и крупнотоннажного флота, ни полноценного, который требуется для округа, развитого авиасообщения. Лишь треть дорог имеет твёрдое покрытие.
Понятно, что такие проблемы невозможно решить округу в одиночку – как и в других дальневосточных регионах, эта ситуация такая же: её могут решить лишь крупные инвестиционные проекты по развитию автомобильной и железнодорожной сети. Необходимо развивать и малую авиацию, и сверхмалую авиацию, каботажные перевозки вдоль побережья, которые всегда играли свою роль на территориях Крайнего Севера.
Что касается энергетики, в ближайшее время вопросы доставки электроэнергии к потребителю можно решать по‑разному. Мы сегодня уже, когда смотрели различные районы Чукотки, говорили частично об этом: есть идея использовать ветровые электроустановки (но, по всей вероятности, это всё равно не панацея, хотя как один из вариантов, видимо, можно рассматривать и такой), а также за счёт использования других возобновляемых энергоресурсов.
Сразу хотел бы сказать, что реализация всех проектов такого рода потребует внедрения и современных технологий, необходимых для разработки новых месторождений, и технологий освоения труднодоступных районов. В конечном счёте это должно улучшить и предпринимательский климат в регионе. В целом, в уже более дальней перспективе за счёт избавления от инфраструктурных ограничений может быть восстановлена полноценная интеграция Чукотки с другими дальневосточными регионами, и в конечном счёте это должно повлечь и полную модернизацию образа жизни.
Ещё один вопрос, который имеет стратегическое значение не только для Чукотки, но и в целом для Дальнего Востока, – это эффективное освоение Арктики. Тему активизации нашей работы в арктической зоне мы недавно рассматривали на заседании Совета Безопасности. Чукотка может и должна сыграть в этих процессах свою роль, восстановив свои права в качестве неотъемлемого звена Северного морского пути. Здесь можно поговорить и о портовой инфраструктуре, об использовании круглогодично тех или иных возможностей – естественно, при условии ледокольного сопровождения судов. Очевидно, что вопрос использования портов Чукотки заслуживает отдельного внимания и специальной проработки в Правительстве.
Уважаемые коллеги! Есть ещё один вопрос, который вполне органично рассматривать именно здесь, – это проблема развития коренных малых народов Севера.
На Чукотке в настоящий момент проживает почти 17 тысяч представителей этих народов. Практически вся территория округа относится к местам их традиционного проживания, обычной деятельности и хозяйствования. И наша задача, естественно, сохранить уклад жизни и самобытную культуру коренных народов, при этом, с другой стороны, придав этой жизни всё‑таки современную динамику и создав дополнительные условия для нормальной жизни, подняв стандарты этой жизни. Здесь работу необходимо, как и всякую другую работу такого рода, основывать на системных решениях. Наверное, главное здесь – наладить ситуацию с федеральным финансированием ФЦП «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года». Ситуация здесь крайне неравномерна. По тем данным, которыми я располагаю, то мы финансировали что‑то, то не финансировали. Здесь нужно исправлять ситуацию.
Кроме того, необходимо оказывать поддержку малому предпринимательству, которое, по сути, и должно помочь как вид деятельности сохранению традиционного образа жизни коренных народов.
Важным является также корректива федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». В неё следует включить ряд социальных и производственно-инфраструктурных объектов национальных посёлков. Я имею в виду реконструкцию котельных, жилых домов, другой инфраструктуры, школ, детских домов, лечебных учреждений.
Знаю и то, что в инициативном порядке Минрегион разрабатывает концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Я думаю, что Дмитрий Николаевич [Козак] нам более подробно на эту тему доложит.
И последнее. Я предлагаю также обсудить и вопрос расширения инфраструктуры туризма, запрос на который всё время растёт в этом регионе. Естественно, это связано с уникальной природой края, близостью стран, жители которых проявляют интерес к развитию туристических возможностей Чукотки.
И, наконец, самое последнее. Я сказал, что нынешнее наше вечернее совещание открывает серию совещаний по Дальнему Востоку. По итогам работы на Дальнем Востоке мною будет дан набор поручений – единый набор поручений для всех регионов. Поэтому всех участников совещания я просил бы работать исходя из этого.
Уважаемые коллеги, давайте начнем работу.
Пожалуйста, Роман Валентинович Копин, губернатор, председатель правительства Чукотского автономного округа.
Р.Копин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Истёкший 7-летний период был для администрации автономного округа периодом антикризисного управления. Значительные инвестиции направлены на модернизацию транспортной, телекоммуникационной, энергетической инфраструктур. В основном реанимировано жилищно-коммунальное хозяйство. Удалось сохранить и развить традиционные отрасли экономики: рыболовство, оленеводство. В результате по многим показателям достигнут существенный рост. Объём промышленного производства и средняя заработная плата в округе увеличились более чем в два раза.
Тем не менее динамика экономического развития в регионе пока не соответствует потребностям народного хозяйства. Несмотря на существенный рост промышленного производства, доля базовых секторов экономики, промышленности и сельского хозяйства в ВРП остается незначительной – всего 12 процентов. Для сравнения, например, в северных регионах Канады этот показатель составляет 50 процентов, а в Ненецком автономном округе достигает 69. Как следствие, собираемых на территории округа налогов явно не хватает для финансирования текущих бюджетных расходов. Положение осложняется уходом из региона крупных налогоплательщиков, в результате чего доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета достигла в 2007 году 73 процентов.
Таким образом, дальнейшее развитие региона возможно только на основе тщательно продуманной и согласованной системы мер, определяющей государственные приоритеты в развитии округа на долгосрочную и среднесрочную перспективы.
С этой целью правительством округа в 2006 году была осуществлена работа по оценке возможных тенденций развития автономного округа на долгосрочную перспективу, выработке стратегии развития региона до 2020 года. Для разработки стратегии были привлечены профессиональные консультанты «Стратегика», проведены консультации с заказчиками и разработчиками стратегии развития Аляски, северных регионов Канады и Гренландии. При разработке стратегии мы рассмотрели три альтернативных варианта развития округа.
Первый – повышение уровня экономической активности в регионе. Второй – сохранение экономической активности в регионе на современном уровне. И третья альтернатива – снижение уровня экономической активности в регионе.
Так, в рамках первой альтернативы предполагается значительное увеличение инвестиций в транспортную, энергетическую инфраструктуру для развития добывающей промышленности. В рамках второй альтернативы – строительство инфраструктурных объектов в соответствии с уже утвержденными программами без дальнейшего увеличения капитальных вложений. Третья альтернатива предполагает закрытие инвестиционных проектов и вывоз большей части населения с территории округа.
По нашему мнению, по совокупности экономических и социальных критериев, по ожиданиям государства и населения наиболее предпочтительным является первый вариант. Данная альтернатива не только приводит к наибольшему росту доходов населения, но и учитывает экономические и геополитические интересы Российской Федерации, позволяет снизить дотационность бюджета округа в будущем. Важно отметить, что выбранная альтернатива полностью соответствует мировым тенденциям в развитии северных регионов. Несмотря на высокий уровень дотационности таких регионов и значительную поддержку из федерального центра, их осознанный стратегический ориентир – на создание развитой экономики региона как основы обеспечения необходимых условий и качества жизни населения.
В результате развития Чукотского округа в соответствии с выбранной альтернативой среднедушевой доход населения региона увеличится более чем в два раза и достигнет к 2020 году около 60 тысяч рублей в ценах 2007 года. Одновременно валовой региональный продукт вырастет практически в четыре раза.
Для достижения таких амбициозных показателей предполагается развитие в регионе двух промышленных узлов. В Чаун-Билибинском промышленном узле акцент будет сделан на добычу цветных металлов (это золото, серебро, медь) как на существующих рассыпных и рудных месторождениях, так и на развитие новых рудных месторождений. Так, совокупный ресурсный запас золота на данных месторождениях составляет порядка 950 тонн, и прогнозный объём добычи к 2020 году составит более 30 тонн в год, серебра – до 250 тонн.
Второй промышленный узел, Анадырский, будет ориентирован на разработку месторождений угля и углеводородов. Добычу угля предполагается осуществлять в Беринговском месторождении в объёме около 2 миллионов тонн с дальнейшей поставкой в соседние регионы и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Добыча углеводородов будет осуществляться на материке. Добыча к 2020 году может составить около 500 тысяч тонн нефти и 70 миллионов кубометров газа.
Основная цель данного проекта – обеспечение потребностей округа в нефтепродуктах и энергоресурсах. Специально под этот проект в 2006 году проложен газопровод, а в городе Анадыре введена в эксплуатацию газомоторная станция.
Развитие промышленности потребует опережающего развития транспортно-энергетической инфраструктуры. В частности, к 2020 году необходимо реализовать масштабные инфраструктурные проекты строительства дорог, линий электропередач, транспортных узлов и объектов энергетики.
Для реализации всех необходимых инфраструктурных проектов понадобится 134 миллиарда рублей государственных инвестиций. При этом около 80 процентов из них предполагается направить на строительство автодорог. По нашим оценкам, частные инвестиции до 2020 года превысят государственные вложения и составят около 150 миллиардов рублей. В основном это финансирование геологоразведки и строительство производственных объектов для добычи и переработки полезных ископаемых.
Некоторые инфраструктурные объекты уже получают финансирование в рамках действующих программ. В первую очередь это федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Общий утвержденный объём финансирования до 2013 года – срока окончания действия программы – около 20 миллиардов. Таким образом, потребность в дополнительных государственных инвестициях составляет около 114 миллиардов рублей.
Для реализации стратегии Чукотского автономного округа мы просим вас утвердить выбранную альтернативу развития Чукотского автономного округа с одобрением необходимого объёма государственных инвестиций до 2020 года, согласовать увеличение финансирования строительства объектов инфраструктуры, уже включенных в ФЦП, на 11 миллиардов рублей, в том числе на разработку проектно-сметной документации, и включить дополнительные объекты в федеральные целевые программы в размере 114 миллиардов рублей. Необходимость финансирования за счёт средств федерального бюджета разработки проектно-сметной документации по объектам округа вызвана отсутствием свободных средств в региональном бюджете, и без господдержки данный вопрос разрешить практически невозможно.
Правительство округа считает, что в ходе реализации стратегии необходимо учитывать интересы коренных малочисленных народов Севера. Большая часть территории будет сохранена для отраслей традиционной экономики: оленеводство, морской зверобойный промысел, рыболовство. К сожалению, следует признать, что на данный момент все усилия и вложенные средства не позволяют вывести коренные малочисленные народы на уровень устойчивого развития. За это время нам удалось закрыть только самые острые проблемы их жизнедеятельности.
Традиционный уклад жизни коренных народов однозначно требует особых мер со стороны федерального центра. Опыт государственной поддержки коренного населения в других близких по климатическим условиям странах это подтверждает. Считаю необходимым акцентировать внимание на важных аспектах развития коренных малочисленных народов не только в региональном, но и в общегосударственном масштабе: сохранение и государственная поддержка традиционного образа жизни, обустройство национальных сёл, мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, поддержка и развитие традиционных видов природопользования (оленеводство, морской и зверобойный промысел, рыболовство).
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Полагаю, что реализация обозначенных в докладе предложений позволит существенно улучшить социально-экономическое положение Чукотки – приграничного арктического региона России, учесть интересы коренных малочисленных народов Севера. Прошу принять решение об оказании государственной поддержки стратегии развития Чукотки на период до 2020 года. Надеемся на взаимопонимание и поддержку.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо. Мы обсудим, естественно, потом, в ходе выступления других коллег и моего заключительного слова то, что Вы сказали.
Сейчас слово для выступления я хотел бы предоставить Министру регионального развития Дмитрию Николаевичу Козаку. Но естественно, что, может быть, сразу же есть смысл откликнуться на то, что было сказано губернатором. Потому что есть три сценария, мы сегодня обсуждали их, когда на вертолёте летали, когда общались с нашими другими коллегами во время посещения объектов. То есть первый сценарий – это развитие. Собственно говоря, два других сценариями не являются – это консервация того, что есть, или деградация, по сути, того, что есть. Выбирать тут не из чего. Естественно, для нас возможен только первый сценарий. Вопрос именно в динамике, в том, как быстро нам двигаться к этому.
Пожалуйста.
Д.Козак: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Я вначале скажу несколько слов об экономическом положении Чукотского автономного округа исходя из тех критериев оценки, которые приняты сегодня на федеральном уровне. Хотел бы на этом остановиться: и на фактическом состоянии, и на качестве тех оценок, которые мы сегодня предоставляем.
Сегодня объём валового регионального продукта в расчете на душу населения в Чукотском автономном округе составляет, по состоянию на 2007 год, по итогам 2007 года, 325 тысяч рублей, что значительно превышает соответствующий показатель в среднем по Российской Федерации (185 тысяч рублей). В 2007 году он увеличился на 12,2 процента.
Объём инвестиций в основной капитал, опять же в расчёте на одного жителя, составляет 40,7 тысячи рублей, что почти в два раза выше, чем в среднем по Российской Федерации. Уровень безработицы также ниже, чем в среднем по Российской Федерации, почти на 2 процентных пункта. Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума значительно ниже среднероссийского показателя и по сравнению с 2006 годом (мы говорим о 2007 годе), данный показатель улучшился ещё на 0,3 процента и составил 12,8 процента.
По методике оценки эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которая предусмотрена 825-м Указом, был проведен детальный анализ деятельности органов исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации включая Чукотский автономный округ. В основном эта оценка производилась по полномочиям, которые находятся в собственной компетенции субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, на что органы исполнительной власти оказывают существенное влияние. И в целом хочу отметить, что по результатам этой оценки с соответствующей корректировкой (я чуть более подробно на этом остановлюсь) Чукотский автономный округ по этим основным социальным показателям выглядит неплохо.
Прежде всего, следует учитывать – я это хотел отдельно оговорить, – что те показатели, которые у нас предусмотрены Указом Президента «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации», не совсем учитывают особенности таких субъектов Российской Федерации, как дальневосточные регионы. И здесь, если исходить из той общей мерки (пока у нас другой вариант), оценивать из тех общих критериев, которые установлены для всех субъектов Российской Федерации безо всякой дифференциации, то доля неэффективных расходов (прежде всего, по этому показателю оценивая субъекты Российской Федерации) в Чукотском автономном округе, как и во всех субъектах Российской Федерации, является довольно высокой. Но если применить соответствующие поправочные коэффициенты с учётом естественных объективных условий, в которых находятся эти регионы: это, прежде всего, крайне низкая по сравнению со многими, особенно европейскими регионами, плотность населения, низкая транспортная доступность, суровые климатические условия, – это, естественно, приводит к удорожанию предоставляемых услуг, это приводит к увеличению бюджетной сети. Например, по такому показателю, как эффективность расходов на государственное управление, Чукотский автономный округ находится в положении лучшем, чем среднероссийский. Незначительные неэффективные расходы, исходя из этих формальных оценок (и это ещё необходимо разбираться), имеются в здравоохранении и образовании.
Что касается преобразований, которые необходимо проводить в этой сфере, то они тоже в необходимой степени проводятся прежде всего в здравоохранении. Уже внедрена одноканальная система финансирования, в настоящее время осуществляется перевод на новые системы оплаты труда, ориентированные на конечный результат. Аналогичные преобразования проводятся в сфере образования.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства в силу объективных условий, прежде всего в силу климатических условий, а также в силу дороговизны топливно-энергетических ресурсов, в силу того, что мы регулируем тарифы, защищая население, на новые экономические механизмы функционирования жилищно-коммунального хозяйства, к сожалению, ещё перейти не можем. Здесь необходимо тоже нам делать скидки, в том числе и в федеральном законодательстве, когда речь идёт о предоставлении субсидий на реформу жилищно-коммунального хозяйства, на капитальный ремонт жилого фонда и так далее. Это если говорить об оценке результативности деятельности органов исполнительной власти.
Если говорить о конкурентных преимуществах, о которых здесь Роман Валентинович подробно говорил, то они действительно находятся, прежде всего, в сфере горнодобывающей промышленности. И перспектива развития региона прежде всего связана с добычей и переработкой руд, цветных и драгоценных металлов, экспортом угля, добычей углеводородов. А зоны опережающего развития региона, в соответствии с концепцией долгосрочного развития страны, её территориальным разрезом, который мы вместе с Минэкономразвития здесь прорабатывали, вместе с округом прорабатывали и с регионом, – они практически полностью совпадают. И для реализации этого экономического потенциала действительно нам необходимо, прежде всего, развитие транспортной системы, и развитие энергетики, и, прежде всего, транспортировки электроэнергии.
Если говорить о тех сценариях, которые здесь предложены, тот средний сценарий, который предполагает сохранение существующих темпов экономического развития, он сегодня реализуется, – он сегодня предусмотрен федеральными и целевыми программами. Мы можем при некоторой его корректировке, о которой здесь уже сказал губернатор, – и я считаю, что это надо поддержать, – мы можем его сохранить. Конечно же, правильным было бы поддержать более оптимистичный сценарий развития региона, но это всё связано, прежде всего, с ограниченностью финансовых ресурсов. Чтобы определиться, по какому сценарию мы можем пойти на территории Чукотки, так же как на территории всего Дальнего Востока, нам необходимо завершить рассмотрение, прежде всего, концепции долгосрочного развития страны.
И здесь я выхожу на проблему, связанную с принятием стратегии Дальнего Востока и Забайкалья. Мы не можем сегодня принимать окончательное решение, несмотря на всю важность территории Чукотского автономного округа и всего Дальнего Востока, выхватывая из территории всей страны только один регион, и принимать окончательно решение, какими темпами и в какие сроки будем развивать. Мы не можем это делать до тех пор, пока такая оценка и приоритеты не будут определены применительно ко всей территории страны.
И в отношении стратегии развития Дальнего Востока позиция Министерства (а эта ответственность за стратегию закреплена за Министерством), состоит в том, что такое решение может быть принято в отношении стратегии, её параметров, её финансовых параметров и временных только после того, как будет принята концепция долгосрочного развития страны.
Предполагалось, что у нас концепция будет принята в мае, и именно исходя из этого планировалось, что стратегия будет до конца июня разработана. Мы её в принципе заказали, но те пожелания, которые были в первоначальном проекте высказаны, как раз говорили о том, что, естественно, те, кто разрабатывал стратегию, являются патриотами Дальнего Востока и хотят, чтобы он как можно скорее, быстрее развивался и даже темпами большими, чем здесь говорил Роман Валентинович. Но если мы не оценим возможности страны в целом, не оценим приоритеты, то мы рискуем принять очередной документ, который будет не подкреплен финансовыми ресурсами, а у людей будет только эффект обманутых ожиданий.
Я считаю, что если мы до конца сентября доработаем, удастся на Правительстве рассмотреть концепцию долгосрочного развития, там в принципе основные приоритеты определены, согласуем финансовые параметры, прогнозы доходов бюджета до 2023 года, до конца года стратегия такая будет разработана. Это будет реалистичный, точный документ, который мы точно сможем выполнить. И я прошу тоже такой подход, такой алгоритм действий поддержать.
Что касается тех параметров, которые сегодня приняты, на территории округа реализуется пять федеральных целевых программ, в соответствии с которыми здесь строится 17 объектов: 6 федеральных, 11 региональных, из них 5 – в сфере энергетики, 4 – в сфере транспорта и 4 – в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Этими программами предусматривается финансирование объектов капитального строительства в объёме 20,041 миллиарда рублей, если быть точным. Из федерального бюджета запланировано 84 процента от этих средств, то есть 16,8 миллиарда рублей. Средства от Чукотского автономного округа составляют 2,2 миллиарда рублей. И внебюджетные источники – около 1 миллиарда рублей.
Какая здесь возникла проблема, когда формировалась программа развития Дальнего Востока и Забайкалья? Именно в рамках этой программы предусматривается основной объём инвестиций за счёт федерального бюджета. Программа формировалась в условиях, когда ещё не была подготовлена проектно-сметная документация. Сейчас она администрацией округа подготовлена, плюс были применены индексы-дефляторы, которые утверждены к настоящему времени, и там требуется значительное – на 11 миллиардов рублей – увеличение объёма финансирования этих мероприятий, которые предусмотрены программой. Они как раз, эти мероприятия, позволяют реализовать сдержанный оптимистичный сценарий развития округа, позволяют развивать зоны опережающего развития, о которых говорил Роман Валентинович. Я считаю, что нам необходимо в протокольном решении это поддержать.
Кроме того, у нас в текущем году сложилась ситуация, когда средства, в том числе и в связи с необходимостью увеличения объёма средств, до конца года не будут все освоены. И это тоже вопрос, который касается многих сегодня программ, прежде всего программ развития транспортной системы. В целом по стране 16 миллиардов рублей не может быть освоено до конца года.
Есть общее предложение на эту тему. У нас уже есть поручение Председателя Правительства о том, чтобы найти способ для того, чтобы эти средства сохранить на те же цели в 2009 году. Они точно в 2009 году, эти средства – на 2009 и на 2008 годы точно будут освоены. И такие предложения, способ, каким образом в рамках действующего бюджетного законодательства необходимо решить, мы нашли.
Далее следующий вопрос, который, видимо, следует обсудить во всех регионах, которые предстоит посетить, – это вопрос о том, какие инструменты опережающего развития этих территорий, чрезвычайно важных, необходимо применить. Мы считаем, что здесь есть у нас общая позиция, и с Эльвирой Сахипзадовной [Набиуллиной] мы говорили, что в дополнение к тем свободным экономическим зонам, которые направлены на развитие конкретных отраслей нашей экономики, нам необходимо тоже продумать – и над этим думаем, чтобы в таких регионах, как Чукотка, Магадан, Сахалин, использовать инструмент свободных экономических зон как инструмент территориального развития, чтобы на этих территориях предоставлять конкретные налоговые, может быть, таможенные преференции для бизнеса.
Мы все прекрасно понимаем, что в эти условия – в условия низкой транспортной доступности, суровые климатические условия, удалённости – бизнес на общих условиях, на таких же, как он идет в европейскую часть нашей страны, не пойдет. Конечно, очень важно продумать эти механизмы, чтобы это не стало, – у нас история совсем недавняя это показывала – чтобы это не стало «чёрной дырой» российской экономики, и здесь очень тщательно необходимо выверить эти механизмы. Но другого выхода нет.
Здесь иногда звучат такие предложения: давайте федеральные налоги, которые мы получаем в федеральный бюджет, они незначительны, оставлять всё в распоряжении региональных властей. Здесь, считаем мы (во всяком случае с руководством Чукотского автономного округа мы здесь едины), что органам власти деньги в таком виде, так сказать налоги оставлять, это существенного эффекта иметь не будет. Всё равно мы даем трансферты – зачем оставлять налоги? А преференции необходимо не власти, а бизнесу предоставлять на этой территории, и тогда возможен эффект. Я ещё раз оговорюсь, что только не допустить, чтобы была «чёрная дыра».
И последнее, на чём хотелось остановиться, это относительно развития мер по поддержке коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Хочу заметить, что с 2005 года по 2009 год объём финансовой поддержки из федерального бюджета коренных малочисленных народов возрастет более чем в шесть раз: со 102 миллиона рублей в 2005 году до 600 миллионов рублей в 2009 году. Ключевой задачей государства в этой сфере является реализации принципа устойчивого развития этих народов без патерналистских перекосов, с участием самих коренных малочисленных народов, институтов гражданского общества и социально ответственного бизнеса.
В качестве целевых показателей такого развития должно быть обеспечение достижения среднероссийских показателей уровня жизни коренных и малочисленных народов. Именно поэтому мы предложили в инициативном порядке разработать концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов, в которой предусмотреть конкретные меры по всем. Их у нас не так много – гораздо больше, чем в других странах, но тем не менее, так сказать, это можно охватить единым управленческим взглядом, описать конкретные проблемы в конкретных регионах.
Со следующего года мы предполагаем, что в этой сфере будет больше предоставлено самостоятельности самим субъектам Российской Федерации и коренным малочисленным народам, их объединениям, организациям. Не федеральная целевая программа, которая действовала в 2007-м (мы опекали субъекты Российской Федерации, закупая с федерального уровня снегоходы, строя какие‑то объекты и так далее), а передать субсидии субъектам Российской Федерации исходя из численности коренных малочисленных народов, исходя из уровня жизни, который достигнут на соответствующих территориях, учесть те особенности соответствующих субъектов Российской Федерации, которые объективно имеются, – в отличие от предыдущей ситуации.
Мы здесь с Романом Валентиновичем на прошлой неделе обсуждали эти вопросы, и были внесены дельные предложения, каким образом, какие поправочные коэффициенты необходимо предусмотреть для того, чтобы распределение средств было объективным и справедливым среди субъектов Российской Федерации. А в качестве правил их предоставления мы предполагаем прописать, что в распределении этих средств должны как раз региональные организации коренных малочисленных народов активно участвовать. И критерием оценки эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в этой области должно быть реальное ежегодное повышение качества жизни, уровня обеспеченности социальной и производственной инфраструктурой мест компактного проживания коренных и малочисленных народов.
Думаю, что такой подход будет более эффективным, чем если мы будем опекать с федерального уровня в том числе органы исполнительной власти Чукотского автономного, куда мы с вами тоже крайне редко заезжаем.
Вот собственно всё, о чем хотел сказать. Я готов ответить на любые вопросы, если они есть.
Д.Медведев: Дмитрий Николаевич, я не очень понял. Всё‑таки последнее в отношении этой концепции‑то – когда она будет готова?
Д.Козак: Концепция будет готова до конца года.
Д.Медведев: Я имею в виду концепцию развития коренных и малочисленных народов.
Д.Козак: Да, да, она тоже до конца года. У нас не было такого поручения, мы сами решили, что она нам необходима для того, чтобы это был публичный документ. Он до конца года будет сделан.
Д.Медведев: Ладно. Пожалуйста, коллеги. Кто хотел бы продолжить? Я, единственное, просил бы компактно высказываться, минутки по две, по три, потому что основные проблемы обозначены. Прошу.
П.Суляндзига: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые друзья!
Большое спасибо за предоставленную возможность участия. И, естественно, я хотел бы выразить благодарность руководству страны, в целом органам государственной власти за ту работу, которая проводится по коренным малочисленным народам, а работа проводится очень большая. Но если Вы позволите, так как времени очень мало, я бы остановился на проблемах, которые существуют.
Буквально несколько примеров я хотел бы привести, очень, может быть, кричащих. Это по Амурской области. У нас, к сожалению, произошло следующее. Ни одна община коренных малочисленных народов не получила в пользование охотугодья. Всё выиграла одна компания. Наши общины эвенков подавали заявления на участие в конкурсе, но ни одна не выиграла. Нам удалось с помощью прокуратуры опротестовать решение конкурсной комиссии, сейчас идут суды. Но, к сожалению, такая практика, тенденция имеет место быть.
На сегодня, например, в Приморском крае подходит время уже для охотников уходить на охотсезон, для того чтобы соболя добывать и так далее. Но за общинами нашими не закрепляют охотугодья, то есть люди сегодня не знают, будут ли они охотиться или не будут. К сожалению, наши обращения к губернатору Приморского края пока ни к чему не приводят.
Я хотел обратить внимание, что в последнее время наши общины начинают отодвигаться от своего традиционного природопользования, то есть того, что составляет основу жизни наших народов, того, что составляет основу этноса.
Также я хотел бы сказать о том, что очень важно было бы предусмотреть механизмы участия коренных народов при принятии тех или иных решений органов государственной власти, местного самоуправления. На уровне регионов решения такие приняты. Согласно закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» создаются специальные уполномоченные представители. В Хабаровском крае принят специальный закон, на Чукотке, в других субъектах это сделано постановлениями губернаторов. Но всё‑таки на федеральном уровне пока такого решения не принято.
Когда на территории коренных малочисленных народов приходят работать компании, мы ведём с ними переговоры, у нас действуют соглашения, очень много хороших примеров.
Я хотел бы также сказать, что я назначен спецдокладчиком ООН по вопросам взаимоотношений коренных народов и промышленных компаний, и у меня уже существует договоренность с «Куполом» и с «Новотеком» о том, что эти хорошие примеры, которые существуют по Ямалу и по Чукотке, мы обязательно представим в ООН как очень положительные и хорошие примеры отношений между коренными народами и промышленными компаниями и Российской Федерацией.
И мне кажется, что есть достаточно много проблем, связанных с охотугодьями, с рыболовными угодьями, с квотами на вылов рыбы, на охоту. И здесь, мне кажется, одна из проблем связана с тем, что нет органа, который мог бы все эти проблемы в комплекс связать. Минрегион очень активно нам помогает, но, к сожалению, там, Дмитрий Николаевич [Козак], мало людей: всего два человека занимаются нашими вопросами по всей России. Опять по опыту, который имеется в сопредельных странах, мне кажется, было бы важно, может быть, департамент в Минрегионе создать, который охватил бы все проблемы, скоординировал бы работу и федерального, и, самое главное, региональных уровней. Мне кажется, мы могли бы решить очень много тех проблем, которые сегодня существуют.
И последнее, о чем бы я хотел сказать, что очень важно. Сегодня большая проблема – это занятость наших народов в пос`лках, населенных пунктах. И здесь, конечно, программа занятости, программа развития малого бизнеса коренных малочисленных народов на основе традиционного хозяйства была бы очень важна. Я могу привести такой пример. У нас очень много сувенирной продукции производится. Мы обращались – ради опыта взяли и организовали выставку, которая у нас проходила в Москве, в дьюти-фри в Шереметьево-2. Она за полтора дня, вся эта выставка, была раскуплена.
Мы обратились – нам сказали, что нужно обратиться к Левитину, так как Министр транспорта является председателем совета директоров «Шереметьево», чтобы была какая‑то там лавка организована сувениров коренных малочисленных народов, но, к сожалению, наше письмо осталось без ответа. И, мне кажется, очень много таких вопросов, которые можно было бы решить.
Спасибо Вам большое.
Д.Медведев: Спасибо, Павел Васильевич.
Пожалуйста, коллеги.
Г.Тынанкергав: Уважаемый Президент Российской Федерации! Я представляю здесь старшее поколение чукотского народа, из тех, кто приехал сюда, на Чукотку, и до сих пор живет. Вы первый глава Российского государства, который посетил Чукотку, – для нас это событие огромной важности. Огромное спасибо за то, что Вы нашли время для поездки на нашу древнюю землю.
Говоря о сценарии развития Чукотки, мы поддерживаем, конечно, первый вариант и как бы первый сценарий в связи с тем, что, конечно, мы не хотим плестись в хвосте цивилизации, мы хотим иметь своих образованных людей, мы хотим жить достойно.
Вместе с тем сегодня, если идет жизнь округа по первому сценарию, то естественно, что здесь есть вопросы, которые необходимо решать попутно с этим вопросом. Первое – это то, что, как правильно сказал уважаемый Президент Российской Федерации, вся территория Чукотки фактически относится к территории традиционного природопользования. Вместе с тем у нас семь лет назад был принят закон о территориях традиционного природопользования, но он до сих пор не заработал. И учитывая то, что сегодня, в общем‑то, и на Севере, и на Чукотке будет возрождаться опять добыча полезных ископаемых (я сам геолог, хорошо разбираюсь в этом деле), естественно, будут возникать, возможно, даже трения между теми, кто живет на этих территориях, и теми, кто работает.
Но у нас в округе, уже сказал Суляндзига, есть примеры, как строить отношения между коренными жителями и теми добывающими компаниями, которые находятся на нашей территории. Но это примеры, как бы сказать, не законодательно оформленные, поэтому, естественно, необходимо создать механизм реализации закона о традиционных правах пользования.
Дальше. Уважаемый Президент Российской Федерации, наши народы, конечно, адаптируются к рынку вместе со всеми народами Российской Федерации, хотя есть много трудностей на этом пути, как на всех этапах. И в первую очередь это преодоление относительно низкой трудовой занятости, алкоголизма, пьянства. Но я думаю, что вот эти проблемы, естественно, можно преодолеть с помощью, во‑первых, самих народов, с помощью органов власти федеральных и наших, региональных. И естественно, что с развитием промышленности, с одной стороны, удастся решить и эти проблемы, потому что если человек работает, он занимается только этим делом, тем, к чему привык наш народ.
Я тоже хочу сказать, что округ сегодня самостоятельный, все вопросы решаются быстро. И это, в общем‑то, заложено ещё нашей предыдущей администрацией, Романом Аркадьевичем Абрамовичем. И, самое главное, хотел бы сказать, что, по‑моему, сегодня есть попытки присоединить нас даже, может быть, к Магаданской области. Я думаю, что нам, коренным народам, очень не хотелось бы это делать, потому что у нас опыт самостоятельный, все вопросы решаются быстро. Сегодня на Чукотке у нас нет межнациональных конфликтов, округ находится на подъёме. Я думаю, трудности мы преодолеем по тому сценарию, о котором рассказал наш губернатор.
Дмитрий Анатольевич, всего доброго. Приезжайте ещё.
Д.Медведев: Спасибо, Григорий Андреевич.
А.Омрыпкир: Я бы хотел продолжить, если можно.
Д.Медведев: Никаких проблем, пожалуйста.
А.Омрыпкир: Я являюсь председателем совета старейшин.
Уважаемый Президент Российской Федерации! Уважаемые участники совещания!
Я возьму на себя смелость от имени всех коренных народов Чукотки поприветствовать Вас на гостеприимной, доброй чукотской земле и пожелать вам всем здоровья, успехов в наших нелегких, но, наверное, очень важных и для России, и для жителей Чукотки действиях, планах и грандиозных мероприятиях.
Я бы хотел отметить два момента, которые нас очень волнуют. Это, прежде всего, заработная плата оленеводов. При том что сделано много, вы уже слышали, и тем не менее один из вариантов, которым можно было бы это решить, – это ставка субсидии, которая сегодня составляет 252 рубля. Дмитрий Анатольевич, Вам уже об этом оленеводы, наверное, сказали. И если, допустим, федеральные власти приложат усилия и предоставят такую возможность в размере 1025 рублей, то в принципе зарплату оленевода можно будет довести хотя бы до прожиточного минимума на территории Чукотского автономного округа.
Я думаю, что это один из рычагов: по крайней мере, эта небольшая группа людей, занятых в оленеводстве, в основной отрасли сельского хозяйства, будет с благодарностью вспоминать Ваше посещение на Чукотку.
Д.Медведев: Сколько у нас вообще всего людей занято в оленеводстве в стране? Ну, хорошо, в округе – скажите сначала.
А.Омрыпкир: В округе непосредственно по списочному составу порядка 85–86 человек, это только занятых, это без семьи. А с учетом семей …
Д.Медведев: Человек 300–500 где‑то, человек 500 в общей сложности?
А.Омрыпкир: Нет, больше.
МЕДВЕДЕВ Д.А.: Больше, да?
Р.Копин: Дмитрий Анатольевич, 2 тысячи.
Д.Медведев: 2 тысячи.
А.Омрыпкир: Это имеется в виду с членами семей.
Д.Медведев: С членами семей.
А.Омрыпкир: Да.
Д.Медведев: Хорошо.
А.Омрыпкир: То есть это небольшая группа, то есть в принципе решаемо.
Второй вопрос, который я хотел бы отразить в своем выступлении. Вы сегодня своими глазами видели ярангу. Это жизнь, быт и занятость сегодняшних оленеводов, и, безусловно, не надо никому доказывать: это позапрошлый век, если не дальше. Безусловно, мы все понимаем, читаем, что в России реализуется программа, национальный проект «Доступное жилье». Я бы очень хотел, чтобы и наши оленеводы не остались в стороне.
Многие годы пытались найти альтернативу яранге: на местном уровне, на региональном уровне, на федеральном уровне пытались что‑то представить, но ни один проект, к сожалению, не прижился, так и не нашли достойную альтернативу яранге.
С учётом сегодняшних достижений технологий, науки, наверное, можно было бы поручить соответствующим структурам поработать над этой программой, по этой теме, по этой проблеме наших оленеводов. Я думаю, что это не только Чукотка, а у всех северов, потому что где‑то живут в чумах, где‑то в палатках, где‑то в передвижных домиках и так далее. Я бывал в Мурманске, бывал на Ямале, Таймыре, в Якутии, видел ту же самую аналогичную картину.
Я думаю, что если будет дано соответствующее поручение Вами через Правительство или непосредственно Вами соответствующим структурам Российской Федерации, я думаю, можно было бы решить и эту проблему.
И последнее. Я думаю, что, представляя по уставу нашей организации 17 с небольшим тысяч жителей Чукотки (а это практически более 30 процентов населения округа, а в некоторых субъектах, муниципальных образованиях число жителей доходит до 88 процентов), я бы очень считал нужным сказать Вам, что реализация стратегии, которую предложил губернатор сегодня, то, что предлагает Правительство, – нуждается в федеральной поддержке, безусловно. И тогда не только коренные – все жители Чукотки будут достойно жить, иметь место работы, больше производить, а значит, и лучше жить.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Александр Александрович.
Аркадий Алексеевич, мы с вами говорили во время посещения как раз. Если вы хотите что‑то добавить, потому что тема прозвучала, но, наверное, Вы как раз непосредственно занимаетесь организацией.
А.Макушкин: Сегодня как раз просто дополнением будет по развитию оленеводства и в целом, я думаю, сельского хозяйства. Александр Александрович правильно сказал, что увеличение субсидий из федерального бюджета, 252 рубля, – очень маленькое. Когда Роман Аркадьевич [Абрамович] пришел к власти (это был 2000 год), тогда было из регионального бюджета выделено для поддержки оленеводства по 1725 рублей на голову маточного поголовья. Только из‑за этого сейчас, в данный момент, поддерживается северное оленеводство у нас в округе. И если сейчас посмотреть на нашу ярангу и выйти из этого положения как бы с социальным обеспечением в тундре, то, конечно, надо бы увеличение сделать на 1025 рублей, федеральное, и тогда, может быть, я как директор совхоза как бы просчитываю: эта сумма на 25 тысяч поголовья, или на 20 тысяч выходного поголовья (если в конце года, это около 20 миллионов), там можно было бы какое‑то увеличение в заработной плате … и в социальном отношении (обеспечения оленеводов автономными дизель-генераторами мобильными), – тогда бы можно было уже продумывать эти вопросы (там обеспечение спецодеждой, которое у нас сейчас в данный момент слабо идет из‑за транспортных неурядиц, с транспортом очень тяжело у нас, и также обеспечение продуктами). У нас всё оленеводство сейчас содержится за счёт в основном регионального бюджета. Если по нашему хозяйству взять, то мы получаем из федерального бюджета в год 5 миллионов рублей. Что такое 5 миллионов рублей? Надо сказать, что наше хозяйство только прикупает за один год дизтоплива на 5 миллионов рублей, даже больше (там на 6 выходит фактически). И те плюсы, которые мы получаем каждый год (в прошлом году получили 8 миллионов прибыли), конечно, это очень маленькая часть получается. И если помощи из федерального не будет, то, конечно, региональный бюджет не будет выдерживать при том темпе роста цен, особенно сейчас цены поднимаются быстрее, чем наша заработная плата. Тут тоже я услышал, что у нас средняя по округу – 36 тысяч. В нашем оленеводческом совхозе – 10–12 тысяч. И самая низкая – в сельском хозяйстве или в сельской местности. Сейчас у врачей, у бюджетных организаций она выше, даже у жилищно-коммунального хозяйства выше, чем у наших оленеводов. Я думаю, с этой точки зрения, больше внимания, наверное, уделить надо сельскому хозяйству, особенно оленеводству, тем более оленеводы живут у нас в таких экстремальных условиях. То, что Вы приехали, конечно, спасибо – я думаю, что больше внимания уделите. Тем более оленеводы сегодня попросили ещё раз приехать, в гости приглашали.
Д.Медведев: Мы не отказались никто – договорились, зимой приедем, чтобы почувствовать, как трудно работать в зимних условиях.
А.Макушкин: И снижение авиабилетов. Почему? Потому что тут получается, какая‑то интересная ситуация. У нас оленеводы как бы подвержены болезням суставным, остеохондрозу. И им на лечение надо всегда выезжать куда‑то в тёплые края: Пятигорск, Сочи, куда‑нибудь. И по билетам, по выезду получается нонсенс, как говорится: у нас зарплата 10 тысяч, а билет от 46 до 77 тысяч получается. Кто куда поедет? По социалке, конечно, тут если губернатор наш пошел навстречу, всё сделал, от федерального правительства хотелось бы какую‑то помощь. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста.
Ю.Тототто: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые гости, участники совещания. Я, Юрий Михайлович Тототто, являюсь членом президиума Чукотской региональной общественной организации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и веду вопросы развития морского зверобойного промысла.
Просто коротко очень хочу отметить, что на пространстве от села Кайпи у Северного Ледовитого океана, вдоль берега Тихого океана до села Хатырка (это уже граница с Камчаткой), живут люди, которые веками занимаются традиционными видами хозяйственной деятельности.
И правительство округа здесь в рамках региональной программы «Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в Чукотском автономном округе» взяло на себя очень трудную роль донора, потому что оплачивает, приобретает, доставляет всё горючее, морзверобойные лодки, оружие, боеприпасы, радиостанции, другое снаряжение, причём строит новые села и обустраивает их, и решён вопрос о субсидиях на заработную плату охотника.
Села ныне (жалко, что Вы не побывали там, на побережье) – это не просто поселения: есть комфортное жилье, коттеджи, строятся школы, больницы, и параллельно там, где это целесообразно, идёт реорганизация унитарных предприятий в родовые общины.
Вот в этом контексте основными сдерживающими факторами ныне является заработная плата у морзверобоев: максимально 7,5 тысяч рублей при прожиточном минимуме 9,5 тысяч рублей. Не хватает денег, конечно, на оплату коммунальных услуг, очень дорого стоят продукты питания, предметы первой необходимости, одежда, лекарства. И на эти деньги практически невозможно содержать семьи, а ведь семьи наши – от двух-трех и более детей. А при такой дороговизне, как уже говорили, авиабилетов как на местных, межобластных, так и на магистральных авиалиниях родовые общины просто не имеют возможности оплатить проезд на отдых, лечение за пределы округа.
Материально-техническая база общин устарела. Недостаточное техническое обеспечение сказывается: в океанических условиях, в условиях охоты в Тихом, в Северном Ледовитом океанах на таких лодках; сегодня требуется заменить до 50 процентов лодок дюралевых на суда морского типа вельбот. И спасибо правительству: уже сейчас на подходе 12 специализированных морзверобойных, уже оплаченных вельботов с мощными двигателями, но нужны ещё станции технического обслуживания, просто без этого очень сложно.
Разрешения на добычу морзверя в течение последних лет из Госкомрыболовства приходят в округ с большим опозданием. В этом году морзверобои получили разрешительные документы на добычу, когда нигде моржей уже не было, а это упущенные благоприятные возможности добыть зверя в обычные сроки и упущенная финансовая прибыль. Поздний приход лицензий для охоты характерен для всех приморских сел региона в последние два года.
Я говорю о наших проблемах, трудностях, которые мы ощущаем и видим в морском зверобойном промысле, подчёркиваю необходимость помощи нам и ввиду следующих обстоятельств. Отрасль очень своеобразная, поэтому здесь своя специфика: отрасли не поможет ни один вахтовик с материка, поскольку эта работа не приемлет трудовой миграции вообще. Не обучают этому ремеслу ни в школах, ни в вузах: здесь работают потомственные профессионалы, навыки приобретаются с малолетства. Я обучался с семи до 18 лет этой работе. Эта отрасль жизнеукладная – и это образ жизни наших людей. Стало быть, другого просто не дано, даже в современных условиях.
И, наконец, морские охотники – это люди, у которых есть и профессиональная гордость, и совесть. При названной заработной плате они работают очень хорошо. Но этого по уже цивилизованным меркам просто мало. Считаем, что морской зверобойный промысел необходимо также поддерживать в рамках федеральной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы. Что я имею в виду? 20 рублей субсидий на один килограмм добытой продукции для Чукотки равно 50 миллионов рублей в год. Думаю, что это не такие большие деньги для государства, и они позволили бы существенно в дальнейшем улучшать жизнь береговых людей Чукотки.
Благодарю, уважаемый Дмитрий Анатольевич и уважаемые гости, за ваше внимание, за предоставленную возможность высказать свои мысли, напрямую обращенные к вам.
Д.Медведев: Спасибо, Юрий Михайлович.
Уважаемые коллеги, теперь я хотел бы, наверное, послушать наших товарищей из Москвы.
Давайте с Вас начнём. Вы хотели два слова сказать в развитие того, что говорилось. Антон Германович, замминистра финансов Российской Федерации.
А.Силуанов: Спасибо, Дмитрий Анатольевич.
Я хотел бы кратко остановиться на ситуации с финансами региона и, может быть, ответить на те вопросы, которые сейчас прозвучали.
Первое. Хотелось бы отметить в регионе высокое качество управления финансами. Хотел сказать, что бюджет не допускает кредиторской задолженности, выполняются все нормативы, показатели Бюджетного кодекса и финансирование строится на основании лучших принципов бюджетирования. Положительный момент.
Второе. Регион некоторое время назад, три года назад, столкнулся с проблемой ухода крупного налогоплательщика. 60 процентов всех налоговых доходов было сокращено и стало угрозой выполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Поэтому мы в индивидуальном порядке приняли решение об оказании из федерального бюджета и оказания поддержки субъекту Российской Федерации для выполнения расходных обязательств в полном объёме. Хотя расходные обязательства, мы видим, конечно, может быть, несколько завышены, хотя эта завышенность оправдана в том плане, что в первую очередь это касается расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.
Население платит примерно где‑то 25–27 процентов от экономически обоснованных тарифов. Разница вся дотируется из бюджета. Наверное, в условиях высоких тарифов на электроэнергию, высокой стоимости ЖКУ, это оправдано. И мы как Министерство финансов готовы выделять на выполнение всех расходных обязательств дополнительные средства.
Хочу сказать, что в предыдущие три года и в ближайшие годы такие бюджетные ассигнования будет выделяться. По нашим оценкам, к 2010 году бюджет Чукотского автономного округа с учетом увеличения и обычной финансовой помощи, с учетом того, что заработают крупные инвестпроекты (золотодобывающие проекты и другие), Чукотка будет проще справляться с тем объёмом расходных обязательств, которые уже накопились. И такой объём индивидуальной помощи можно будет уже сокращать.
Тем не менее мы ведём мониторинг ситуации и будем оказывать поддержку при необходимости. Кстати, приход инвесторов очень выгоден для бюджета Чукотки, поскольку примерно 70 процентов всех доходов, которые собираются на территории округа, остаются в регионе. Поэтому большая часть будет оставаться на территории округа.
Здесь обсуждался вопрос об оказании, так сказать, структурной поддержки, инвестиционной поддержки. На наш взгляд, можно рекомендовать округу обратиться за поддержкой из Инвестиционного фонда Российской Федерации в части оказания поддержки региональным проектам. Дмитрий Николаевич [Козак] будет рассматривать в этом году такие предложения от субъектов Российской Федерации, будет проведен конкурс проектов, и субъекты могут рассчитывать в этом году на оказание поддержки до 2 миллиардов рублей на реализацию инвестиционных проектов. Поэтому если есть такие предложения, то Федерация готова их рассматривать.
Что касается вопроса о создании свободной экономической зоны. Думаю, что нужно очень аккуратно относиться к созданию, к расширению такого рода зон, потому что мы сейчас поедем по другим регионам Дальнего Востока, и буквально такая же ситуация будет возникать в каждом субъекте Российской Федерации. Поэтому мне кажется, что нужно нам чётко следовать букве закона, которая нам определяет порядок создания таких зон.
Хочу сказать, что мы приняли решение – был проведен тендер и конкурс о создании нескольких портовых зон, тем не менее мы даже в полном объёме не предусмотрели средства на создание инфраструктуры портовой зоны, поскольку всё‑таки проблема и со сбалансированностью федерального бюджета тоже имеет место быть. Поэтому расширять такого рода зоны – очень спорный вопрос.
Что касается поддержки северного оленеводства – действительно, у нас в федеральном бюджете предусмотрены специальные средства для решения этой проблемы, эти средства администрирует Минсельхоз.
Вопрос об увеличении субсидий. Субсидии уже определены на 2009 год, 2010-й, 2011-й. Вопрос об увеличении этих субсидий в 2009 году, думаю, можно было бы посмотреть в рамках всё‑таки бюджета и округа, поскольку если, ещё раз повторюсь, мы просмотрим все расходные обязательства, если эти расходные обязательства действительно будут обоснованы, мы готовы оказывать дополнительную поддержку, для того чтобы в том числе и такие первоочередные обязательства были профинансированы.
Вопрос о стоимости авиабилетов. Мы тоже начиная со следующего года решаем эту проблему. В следующем году 2,5 миллиарда рублей будут предусмотрены на компенсацию стоимости билетов в субъекты Дальневосточного округа, а также будут предусмотрены средства на создание казённых предприятий, в том числе в Чукотском автономном округе, и, по сути дела, Федерация возьмет на себя эти расходные обязательства. Выделение средств из федерального бюджета позволит в разы снизить стоимость билета от субъекта Дальневосточного округа до Москвы. Такую работу в настоящее время Минтранс проводит и отбирает в настоящее время авиаперевозчиков.
Д.Медведев: Когда Вы говорите «в разы», что имеется в виду? Сейчас стоимость билета 50 тысяч, сколько будет стоить билет после соответствующих процедур, по Вашим прикидкам (я понимаю, что решения ещё нет)?
А.Силуанов: Буквально вчера мы встречались с Игорем Евгеньевичем Левитиным. Когда обсуждали этот вопрос – по его оценке, это будет около 10, чуть выше, тысяч рублей.
Д.Медведев: Дай Бог, если так.
А.Силуанов: По его оценке на вчерашний день.
Последнее. Вопрос о переносе остатков на следующий год. Мы в настоящее время подготовили такую процедуру, имея в виду, что часть средств 2008 года, которые не будут использованы в этом году, мы готовы перенести на 2009 год, имея в виду, что часть расходов 2009 года – на 2008 год. Такие поправки мы сейчас готовим при подготовке к рассмотрению бюджета ко второму чтению и внесению уточнений бюджета 2008 года. Поэтому, если необходимо переносить остатки, мы готовы это делать в рамках бюджетного процесса.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо.
Эльвира Сахипзадовна, есть что добавить из тех тем, которые обсуждались, и, может, каким‑то более глобальным?
Э.Набиуллина: Если можно, коротко.
То, что касается подходов, озвученных губернатором, то в целом я их поддерживаю по стратегии. О том, что ставку надо делать на развитие экономической активности и приоритеты, которые выбраны, в общем‑то, не вызывает вопросов. В целом в концепции долгосрочного развития страны мы видим приоритеты для Дальнего Востока и Сибири, связанные с добычей и глубокой переработкой полезных ископаемых. Поэтому Чукотский автономный округ здесь вполне вписывается в целом в концепцию долгосрочного развития страны. И плюс сочетание с традиционными видами деятельности коренных малочисленных народов. С одной стороны, это и сохранение образа жизни, но с другой стороны – в этой программе, на мой взгляд, мы должны смотреть на то, чтобы эта активность была более экономически окупаема. Как государство может помочь? В первую очередь, это инфраструктура, и во вторую – может быть, специальные режимы.
По инфраструктуре. Конечно, те деньги, которые были сейчас заявлены губернатором, требуют осмысления. По сути дела, это увеличение почти в 10 раз средств, которые уже сейчас предусматриваются, то есть это очень большие деньги. Я напомню, что у нас с 2008-го по 2010-й по капвложениям это около трёх миллиардов; с 2011-го по 2013-й – 2013,7; и предлагается до 2020 года почти в 9–10 раз увеличить сумму. Поэтому здесь, на мой взгляд, при рассмотрении этой суммы нам нужно посмотреть на приоритеты, и деньги, которые может предусматривать Федерация как поддержку в инфраструктуре, должны быть увязаны с частными инвестпроектами.
Поэтому лучший механизм, конечно, тоже, на мой взгляд (я здесь Антона Германовича поддерживаю), это Инвестфонд, где у нас есть взаимная увязка частных инвестиций в освоении и переработке месторождений и инвестиций в инфраструктуру. Поэтому сроки, приоритеты и механизмы, мне кажется, надо обсуждать, в первую очередь, в рамках Инвестфонда в дополнение.
Что касается режимов, у нас действительно звучат предложения из многих регионов Дальнего Востока о том, чтобы мы развивали и распространяли режим особых экономических зон. Сейчас в соответствии с законодательством те особые экономические зоны, которые существуют, – это не есть инструмент регионального развития, это есть инструмент привлечения инвестиций, инновационного развития. Мы на конкурсной основе выбираем эти зоны, и он не подходит для тех задач, которые сейчас ставятся регионами.
Поэтому мы с Дмитрием Николаевичем [Козаком] договорись посмотреть на возможность применения такого инструмента. Во многих странах применяется инструмент особых зон для регионального развития, но, конечно, учитывая то, что здесь большой риск того, что у нас будет то, что называется «чёрная дыра», может быть.
Поэтому я не уверена, что мы эти зоны должны развивать; наверное, надо ещё проработать. Лучше в этом случае давать субсидии на инфраструктуру – на мой взгляд, лучше.
И третье. Хотела бы отметить также, что я поддерживаю то, что сказал Дмитрий Николаевич по формам поддержки малочисленных народов Севера. У нас были идеи делать ФЦП, но вот Минрегион предложил всё‑таки форму субсидий. И мне тоже кажется, что это абсолютно правильно, это и более прозрачно, и, второе, сами регионы управляют тем, куда эти деньги идут, на какие более эффективные формы поддержки малочисленных народов Севера.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Эльвира Сахипзадовна.
Коллеги, есть ещё что‑то? Игорь Иванович, есть что? Роман Аркадьевич? Хорошо. Тогда, уважаемые друзья, я подведу итоги нашего совещания.
Во‑первых, начну с того, что для меня, как и для моих товарищей, было крайне важным и интересным побывать на Чукотке. И не только потому, что за всю историю Российского государства здесь никогда не было первого лица (хотя внимание со стороны государства – это всегда важный индикатор), но и, наверное, прежде всего для того, чтобы собственными глазами посмотреть на те проблемы, которые есть в регионе, и посмотреть на достижения. Здесь мы тоже не должны их забывать, потому что в этом смысле, надо признаться, ситуация в регионах, которые расположены по соседству, существенно хуже.
Теперь в отношении нескольких больших моментов, здесь обсуждавшихся, – по поводу сценариев развития. Я уже об этом сказал и ещё раз хотел бы подчеркнуть: у нас нет трёх сценариев – мы можем их рассматривать в абстрактном ключе. Но если мы говорим о судьбе региона, который имеет не только важное экономическое и социальное значение, потому что здесь люди живут, как и в других регионах Российской Федерации, но и, по сути, пограничное, политическое значение, то у нас есть только один сценарий – сценарий развития региона, не его стагнации, уж тем более не его консервации с отводом отсюда производительных сил и закрытием проектов. Раз это так, нужно быстрее принимать все решения. Насчёт необходимости состыковать одну концепцию с другой, этот аргумент Дмитрий Николаевич [Козак] высказал, я могу принять только частично. Потому что мы можем сколько угодно долго принимать большие концепции, но от этого не должны страдать интересы дела. Мы можем пересмотреть условия концепции-2020. Вот сейчас во всём мире финансовый кризис случился. Ну и что нам теперь вообще ничего не принимать, ждать, пока всё разрешится? Надо быстро доработать эту концепцию и принять. А не ждать, пока мы создадим большую концепцию. Хотя и по большим концепциям, естественно, необходимо решения принимать в ближайшее время.
Я поддерживаю в целом идею использования возможностей инвестиционного фонда для развития региона. Я не против того, чтобы проработать вариант зон, но мы понимаем действительно те риски, которые с этим связаны, и понимаем, что не в каждом субъекте Федерации должны присутствовать такие зоны. Вопрос с повестки дня не снят, но мне представляется всё‑таки, что подход через инвестиционный фонд с учётом тех больших проектов, которые здесь были озвучены, и в то же время возможностей по привлечению частного капитала, представляется наиболее адекватным.
Теперь по отдельным позициям – на первый взгляд небольшим, но, безусловно, очень важным.
Павел Васильевич [Суляндзига] сказал, что в Амурской области не было выиграно никаких квот по охотничьим угодьям представителями малочисленных народов. Я хотел бы, чтобы полномочный представитель проверил эту ситуацию и доложил. Потому что, если там просто допущено какое‑то жульничество, нужно поставить этому какой‑то заслон. Я имею в виду в целом ситуацию и по Амурской области, и по Приморскому краю. Просто чтобы по всем этим позициям, по всем этим регионам округ и полномочный представитель взяли под контроль проведение этих аукционов, для того чтобы эти квоты распределялись в соответствии с законодательством.
Согласен с тем, что мы должны посмотреть вопросы механизма реализации закона о традиционном природопользовании. Надо посмотреть Правительству, какие механизмы в этой ситуации действуют, и, может быть, оживить даже какие‑то позиции, которые в этом законе есть. Потому что сам по себе закон нас ни от чего не страхует – нужно посмотреть на его действенность.
По поводу идей присоединения кого‑то к кому‑то. Уважаемые коллеги, это твёрдая позиция федеральной власти и моя позиция в том числе: мы никого ни к кому не присоединяем, никогда с такими идеями сами по себе не выходим. Если регион – самодостаточный, и развивается как самодостаточный регион, и не хочет ни к кому присоединяться, а волю на присоединение можно определить только на референдуме, – регион должен продолжить свое развитие как полноценный субъект Российской Федерации. Других подходов нет и быть не может. Просто исходить из того, что есть рядом большой регион и регион поменьше должен туда влиться, – арифметические подходы здесь работать не будут.
Теперь в отношении оленеводства и нашего посещения. На самом деле, это действительно была полезная поездка, потому что посмотреть собственными глазами, в каких трудных условиях осуществляется эта работа, просто необходимо для любого руководителя. Федеральные субсидии: я напомню, что, по‑моему, эти 252 рубля, эта добавка, появились у нас где‑то два года назад. Это когда‑то я лично пробивал. Потому что это дополнение прошло по национальному проекту. Я понимаю, что это не так много, и Минфин с этим согласен, поэтому надо посмотреть на ситуацию в комплексе (тогда мы пробили позицию по северному оленеводству и табунному коневодству), сколько всего у нас людей занято в этом промысле по стране, не только на Чукотке, – взвесить и посмотреть на те цифры, на которые мы можем выйти. Если получается 1025 рублей, давайте примем решение. Посмотрим источники.
Я считаю, что здесь затронуты были и другие вещи. Ну, вот мы сегодня посмотрели и ярангу, и вообще в целом говорили о жилье. Я понимаю, что здесь есть специфика труда. Поэтому здесь нужно подумать просто о том, как может выглядеть это жилище в XXI веке. Даже при наличии традиционного жилища там должен быть минимальный набор каких‑то удобств. Плохо то, что там у наших товарищей, наших коллег нет ни телефона, ни телевизора – это сейчас уже неотъемлемая часть цивилизации. Они сами там с фотоаппаратами ходят, всех фотографируют. И телефоны у них есть, но связи мобильной там нет. Поэтому я не говорю о том, что нужно немедленно туда мобильную связь тащить, но просто нам нужно подумать, как этот быт обеспечить. И есть более важные вопросы: дизель-генераторы, например, это‑то вообще неотъемлемая часть любой цивилизации, спецодежда. Вот эти все вещи, конечно, нам нужно взвесить и на федеральном, и на региональном уровне. Ну и конечно, здесь должно происходить общее интегрирование этой работы в те процессы, которые идут в рамках проекта «Доступное жильё».
Заработная плата, естественно, связана с общей ситуацией. Мы посмотрим и на субсидии. Это касается и оленеводства, и того, о чём говорил Юрий Михайлович [Тототто] в части добычи морского зверя. Потому что, конечно, зарплата очень низкая для северных районов, просто у вас прожиточный минимум выше. Нужно подумать над механизмами субсидирования такого рода промыслов.
Уважаемые коллеги, в целом что я хотел бы сказать – ещё раз повторю, что считаю совещание полезным и наше посещение очень показательным. Все необходимые поручения я, безусловно, по итогам этой работы дам. Они, по сути, уже даны на этом совещании, потому что здесь присутствует руководство Правительства: и министры профильные, и Первый заместитель Председателя Правительства, другие наши коллеги. Но мы их ещё раз обобщим, посмотрим, состыкуем с теми проблемами, которые есть в других регионах. Сейчас мы переедем в Магаданскую область, потом будем заниматься Камчаткой – выйдем на полноценный набор поручений по Дальнему Востоку.
И наконец, может быть, самое последнее, что я хотел бы сказать. Федеральное руководство, руководство Правительства России, министры, руководители ведомств, вообще все те, от кого зависит принятие решений, обязаны бывать на Дальнем Востоке регулярно. И сейчас эта практика восстановлена. Не должно быть так, чтобы для принятия примитивных решений требовалось созывать совещание под руководством Президента. Я сегодня вспоминал, как почти два года назад я ездил в Корякский автономный округ с огромным количеством чиновников – там, наверное, человек двадцать было, для того, чтобы принять безотлагательные решения в очень сложной ситуации. Вот мы сейчас с вами рабочие вопросы обсуждаем, а там было землетрясение. И для того, чтобы построить, откровенно говоря, совсем небольшое количество домов – несколько десятков домов, нужно было вывезти огромное количество чиновников. О чём это говорит? О том, что люди, которые тогда в эти проблемы погружались, их просто не знали: ни методов строительства не было, ни понимания ситуации. Поэтому для того, чтобы заниматься этими вопросами, нужно врубаться в проблему. А чтобы врубаться, нужно быть в тонусе. Значит, нужно ездить, нужно проводить все необходимые мероприятия, быть на контакте с властями регионов, с властями округа. И тогда результат не замедлит себя ждать.
Я желаю всем присутствующим успехов и надеюсь на следующие встречи.