* * *
Д.Медведев: Георгий Сергеевич, давайте начнём вот с чего. Сейчас зима, и во многих регионах нашей страны довольно сложная ситуация: морозы и, как обычно, мощное давление на жилищно-коммунальные сети. Как в этом году обстоят дела в Петербурге, тем более что, в общем, в предыдущий период было довольно много нареканий со стороны жителей города на ситуацию в самом городе, ситуацию со снегом, ситуацию с сетями, со снабжением горячей водой и так далее. Как проходите зимний период?
Г.Полтавченко: К сожалению, как и вся страна, со сложностями, но это сложности, которые можно решать, Дмитрий Анатольевич. У нас действительно город, Вы знаете, старый, и двадцать процентов всех сетей у нас сегодня практически находится в аварийном состоянии. Понимая это, мы, начиная с лета прошлого года, создали очень серьёзный аварийный запас необходимых инструментов, труб, создали аварийные бригады. В принципе, там, где возникают аварийные ситуации, достаточно быстро справляемся, но ситуация действительно сложная. У нас совсем недавно, может быть, и до Вас доходила эта информация, во Фрунзенском районе, на Будапештской улице была серьёзная авария. Причём как только одну течь ликвидировали, буквально в 30 метрах возникала новая, и так в течение нескольких дней.
Д.Медведев: Это не самая старая часть города – Будапештская улица, я рядом жил. Это район, которому 30 лет.
Г.Полтавченко: Там самые «свежие» трубы 1993-го года. Удалось справиться. Не менее сложная ситуация была в Колпино буквально в эти выходные, там ещё сложнее ситуация, там 1974 года все трубы, все инженерные коммуникации. Причём только год назад город принял Колпино от частной компании, которая, к сожалению, не инвестировала в замену коммуникаций, поэтому там придётся, я такое поручение дал, просчитать, а, возможно, откорректировать план по реконструкции и ремонту сетей с учётом тех проблем, которые в Колпино произошли. Но в любом случае мы ещё ни разу не вышли за нормативные сроки ремонта, и могу сказать, что тот запас, который сделан, его хватит до конца отопительного сезона. Но в этом году придётся кое‑какие коррективы вносить с учётом тех аварий, которые мы прошли.
Д.Медведев: В любом случае этой проблемой нужно заниматься методично. Понятно, город большой, город действительно старый, со всеми сложностями, но должен быть план, каким образом вы разбираетесь со всеми коммуникациями и 70-х годов. Но есть коммуникации и гораздо более древние, Вы тоже это знаете, вообще начала, по сути, ХХ века. В общем, этим нужно заниматься на плановой основе.
Город большой, город действительно старый, со всеми сложностями, но должен быть план, каким образом вы разбираетесь со всеми коммуникациями.
А что со снегом? Как дела?
Г.Полтавченко: Со снегом справляемся.
Как я докладывал Вам, поизучал опыт наших соседей в Хельсинки. Одним днём туда съездил, посмотрел. Могу сказать, что работают они хорошо. Самое главное, они делают это не спеша, без особого шума, и всё получается.
Д.Медведев: Вообще‑то и нужно делать без шума и без пыли, как принято говорить, просто чтобы горожане были довольны.
Техники хватает сейчас?
Г.Полтавченко: Техники сегодня хватает. Опыт, в том числе этой зимы, показывает, что надо побольше закупать малой техники, которая могла бы работать во дворах, особенно в центре города, во дворах-колодцах, на тротуарах. Крупной техники и тяжёлой техники у нас достаточно, малой – ещё пока не хватает. Я думаю, что мы эту тему закроем в текущем году.
Есть нарекания со стороны граждан, жителей города о том, что мы много используем различного рода антигололёдных реагентов, но, с другой стороны…
Д.Медведев: Да, это палка о двух концах. Зато меньше падений и травм. Это действительно так.
Г.Полтавченко: Во всяком случае, я могу сказать, что мы, на мой взгляд, работаем не хуже, чем наши соседи.
Д.Медведев: Соседи какие? Вы имеете в виду Псковскую и Новгородскую области или Финляндию?
Г.Полтавченко: Я имею в виду всё‑таки наших соседей из Финляндии в том плане, что технология отработана не хуже, чем у них, и, во всяком случае, мы меньше снега сбрасываем напрямую в залив.
Д.Медведев: Они об этом всё время пекутся, наши финские друзья.
А что с коммунальными тарифами, как обстоят дела?
Г.Полтавченко: Тарифы сегодня не изменились по сравнению с прошлым годом. Мы планируем корректировку тарифов сделать, наверное, где‑то начиная с лета текущего года, но не выше 10–12 процентов.
Д.Медведев: Нужно держаться в тех рамках, которые установлены, принимая во внимание инфляцию и некоторые другие поправочные коэффициенты, но внимательно следя за тем, какие решения принимаются по тарифам, а также какую, естественно, политику проводят управляющие компании. Потому что мы с Вами неоднократно говорили, к ним есть претензии, некоторые из них работают очень хорошо, некоторые более-менее нормально, некоторые работают из рук вон плохо. Ситуация пёстрая, она пёстрая и по стране, и по Петербургу, потому что это огромный мегаполис.
Нужно следить за тем, чтобы деньги, которые компании получают от граждан, правильным образом расходовались, чтобы они не болтались по нескольку месяцев на счетах управляющих компаний, а прямо направлялись энергоснабжающим организациям, организациям, которые поставляют тепло.
Нужно следить за тем, чтобы деньги, которые компании получают от граждан, правильным образом расходовались, чтобы они не болтались по нескольку месяцев на счетах управляющих компаний, а прямо направлялись энергоснабжающим организациям, организациям, которые поставляют тепло, чтобы и сами эти организации деньги имели, не возникало кассовых разрывов, но с другой стороны, чтобы на этих средствах не «жировали» организации, цель деятельности которых принципиально другая. Это первое, что я хотел уточнить.
Второе. Мы с Вами тоже это обсуждали, я только что с Вашим коллегой встречался. Как там у нас ситуация с детскими садами? Я понимаю, что в Петербурге эта проблема большая, потому что город огромный и действительно в 90-е годы очень много было выведено детских дошкольных учреждений из оборота, тем не менее как сейчас с программой?
Г.Полтавченко: Вы знаете, Дмитрий Анатольевич, дело в том, что действительно проблема существовала где‑то ещё буквально два года назад. Сегодня я могу сказать, что она практически близка к разрешению…
Д.Медведев: По всем категориям детей?
Г.Полтавченко: Практически да, во всяком случае, официально очередь у нас всего где‑то порядка двух тысяч.
Д.Медведев: Это очередь тех детей, которые от нуля до семи или от трёх до семи, потому что это несколько разные параметры?
Г.Полтавченко: От трёх до семи.
Д.Медведев: Но есть мамы, которые хотят начинать работать гораздо раньше, это тоже нужно иметь в виду, я говорю про ясельные группы.
Г.Полтавченко: Мы это учитываем и считаем, что в отличие от официальной неофициальная [статистика] где‑то, наверное, минимум раза в два больше. Планируем в этом году построить 16 детских садов. В прошлом году мы 20 новых запустили, но ещё и работаем над тем, чтобы возвращать детские сады. Как возвращать? Приходится выкупать, в том числе платить деньги из бюджета города на выкуп детских садов, которые в своё время были бездумно приватизированы ещё в 90-е годы. Такая работа ведётся. Мы выявляем такие детские сады, их сразу реконструируем. Причём в реконструкции у нас есть хорошие, интересные проекты. Она заключает в себя в том числе и создание дополнительных площадей для занятий детишек спортом: и бассейны, и спортивные залы. Во всяком случае, темой владеем полностью, и каких‑то серьёзных проблем я сегодня в этом не вижу.
Д.Медведев: Это очень важно, потому что город действительно очень большой. И то, что очередь под контролем, это уже хорошо. Надо обратить внимание вот на эту нижнюю возрастную категорию. Я думаю, что у города есть и силы, и средства, и желание для того, чтобы эту проблему закрыть полностью.
А что это у Вас в папке? Письмо?
Г.Полтавченко: Письмо.
Д.Медведев: Тайное?
Г.Полтавченко: Нет, не тайное, Дмитрий Анатольевич. Я хотел доложить Вам, что в прошлом году мы провели Первый санкт-петербургский культурный форум. Его поддержали, кстати, Администрация Президента, и Министерство культуры, и целый ряд творческих союзов. Приняли участие в этом форуме, мы его проводили в ноябре, где‑то около полутора тысяч деятелей культуры со всей страны, более 70 регионов участвовали. Опираясь на тот опыт, который мы наработали, возникла идея, я хотел бы как раз Вам её доложить, о возможном проведении ежегодного Международного культурного форума в Санкт-Петербурге. Наш город претендует на звание культурной столицы России.
Д.Медведев: Да, и не безосновательно. Давайте это обсудим, потому что это на самом деле идея красивая. Надо просто взвесить все организационные возможности, финансовые. Сама по себе идея красивая. Давайте поговорим об этом.
<…>