* * *
Д.Медведев: Игорь Иванович, давайте начнём с той темы, которую мы с Вами затронули во время посещения Хакасии, имею в виду подготовку закона об обеспечении энергетической безопасности, безопасности на энергетических объектах. Доложите о том, что сделано, подготовлен ли окончательный вариант законопроекта, и какие задачи он решает.
И встык с этим, я сегодня разговаривал с Премьер-министром Японии Наото Каном – у них, конечно, большая беда, огромная национальная катастрофа. Наша задача сейчас – помочь нашим соседям, такую установку и такое поручение Правительству я уже давал. Я знаю, что Вы проводили совещание по различным направлениям, включая, конечно, и поставки топлива, для того чтобы тот энергобаланс, который был нарушен в результате землетрясения и последовавшего за ним цунами, мог быть хоть как‑то восполнен.
Мы договорились, что ведомства будут на контакте и все необходимые решения примут. При этом, конечно, нам нужно обратить внимание и на состояние других объектов, имея в виду то, что мы – близкие соседи, и наша задача общую ситуацию мониторить, включая, конечно, и ситуацию вокруг атомных станций, которые расположены на территории Японии.
Я всегда выступал за всемерное развитие экономических связей с Японией. Япония не только наш сосед, это ещё и очень крупный рынок, у нас есть большие возможности для сотрудничества. Конечно, наша моральная обязанность помочь им, но и посмотреть на будущее.
Там пока ситуация непростая, при этом, как докладывают МЧС и Росатом, в целом она под контролем. Об этом же сегодня мне рассказал Премьер-министр Японии. В любом случае с учётом того, что это энергетические объекты, сложные объекты, и мониторинг, и взаимодействие с нашими японскими коллегами необходимо будет продолжить.
И.Сечин: Дмитрий Анатольевич, начну как раз с этого вопроса. По Вашему поручению в Правительстве проводилось совещание по подготовке наших предложений в части поддержки партнёров на Дальнем Востоке, конкретно в Японии, пострадавших в результате землетрясения и цунами. Безусловно, нам самим придется очень глубоко анализировать те события, которые там произошли, сделать и для себя тоже определённые выводы. Будет проведено и соответствующее расследование МАГАТЭ. Видимо, одним из факторов, усугубивших ситуацию, явилось то, что атомная станция была размещена в сейсмоопасной зоне, и к тому же в береговой зоне. В этой связи сначала подземные толчки, а потом воздействие цунами ухудшили развитие аварийной ситуации.
Нами готовятся предложения для того, чтобы оказать поддержку нашим партнёрам. И сегодня днём я подписал письмо в адрес министра экономики, торговли и промышленности Японии (это мой коллега, господин Банри Каиэда) с предложением провести переговоры о системной работе по оказанию поддержки, в том числе по поставке углеводородов. По газу они уже обратились, и «Газпром» сейчас уже пытается развернуть – там практически, думаю, будет возможность – два газовоза по 100 тысяч тонн со сжиженным газом развернуть с поставкой в апреле и в мае в Японию.
Изучаем возможности наращивания СПГ [сжиженный природный газ]. Есть сложности, связанные с тем, что этот продукт законтрактован в основном, те небольшие возможности, которые имеются, конечно, будут сориентированы на Японию прежде всего. Нам в этой связи придётся дополнительно провести переговоры с участниками консорциума «Сахалин-2».
Д.Медведев: Думаю, это та ситуация, когда, несмотря на то что часть объёма законтрактована, наши партнёры должны пойти навстречу, потому что это, во‑первых, большая беда и проблема, с которой столкнулось одно из государств, крупных государств, это наши соседи. И в этом плане можно что‑то изменить в существующих договорах. Думаю, что это вполне обсуждаемая тема.
И.Сечин: Да, мы исходим из того, что надо помочь.
Кроме того, в энергобалансе Японии порядка тридцати процентов занимала ядерная энергетика. Сейчас этот баланс будет меняться в связи с тем, что наши японские партнёры будут вынуждены выводить блоки: сейчас уже одиннадцать блоков выключены из работы, всего 54 блока у них работает. Семнадцать процентов – газ, двадцать два процента – уголь. Мы готовы в ближайшее время увеличить поставки угля, и на этой неделе делегация компании «СУЭК» уже будет находиться в Японии, готов выехать «Мечел», и это тоже будет предметом для нашего разговора с нашими коллегами.
Кроме того, Дальний Восток у нас имеет резервные мощности по гидроэнергетике. Порядка шести тысяч мегаватт мы в принципе могли бы переориентировать в долгосрочном плане на поставку в Японию, но это требует инфраструктурных решений. Есть проект строительства подводного кабеля, есть некоторые наработки в этом смысле: с Сахалина на Японию, нам надо будет ещё на Сахалин, 32 километра всего, это достаточно быстро можно спроектировать. Работа, конечно, потребует порядка двух лет, но она в долгосрочном ключе позволит решать этот вопрос. Мы готовы это делать совместно с японскими коллегами, с их компаниями, и здесь мы в самое ближайшее время такие предложения сформулируем и передадим.
Д.Медведев: Я всегда выступал за всемерное развитие экономических связей с Японией, потому что Япония не только наш сосед, это ещё и очень крупный рынок, у нас есть большие возможности для сотрудничества. А в этой ситуации, конечно, наша моральная обязанность помочь им, но и посмотреть на будущее, так что займитесь. Мы договорились, что будем общаться на эту тему, и если к каким‑то определённым выводам наши японские коллеги придут, они нам тоже сообщат об этом.
И.Сечин: Есть, Дмитрий Анатольевич.
По итогам проведения Вами совещания в Хакасии Вы дали поручение сегодня доложить о состоянии работы по внесению проекта закона о повышении антитеррористической защищённости объектов ТЭКа. Это поручение Вы нам давали после известного теракта на Баксанской ГЭС. Документ в течение этого полугода тщательно прорабатывался. Мы внесли его в Администрацию Президента, получили замечания. Сейчас полностью отработали с Администрацией все замечания, и сегодня в случае Вашего согласия уже внесём закон в Администрацию для окончательных процедур.
Что подразумевается? Такого закона, во‑первых, у нас не было. Конечно, он является абсолютно насущным, позволяет повышать антитеррористическую защищённость, но и в целом создать совершенно другой подход к получению информации о состоянии объектов ТЭКа – более системным образом. Вводятся порядок категорирования объектов ТЭКа и требования к организации системы защиты каждой категории этих объектов. Учитываются степень угрозы, оценка степени потенциальной опасности, тяжесть возможных последствий.
Подготовка закона об обеспечении энергетической безопасности, безопасности на энергетических объектах. По таким документам нужно быстрее работать, особенно когда это связано с проявлениями противоправной деятельности, актов террора.
Проведено категорирование с учётом существующей системы защищённости этих объектов. То есть мы не говорим о том, что мы будем с нуля всё создавать, мы используем максимально то, что уже сделано, монтируем это в эти предложения. Будут введены паспорта безопасности объектов ТЭКа, в содержание паспорта будут входить характеристика на инженерно-технические средства защиты, мероприятия, необходимые для их совершенствования, стандартизация этих подходов.
Вносятся нормы запрета передачи в аренду, пользования зданий, строений, сооружений, охраняемых объектов ТЭКа для целей, не связанных с производственной деятельностью. Если помните, одна из неприятностей у нас произошла на плотине в Подмосковье, когда плотина использовалась для различных увеселительных, развлекательных мероприятий – кафе, рестораны, – и это резко снизило возможности защиты станции.
Вводятся нормы обязательного страхования ответственности за причинение вреда в результате террористического акта. Минимальный размер страховой суммы определён в размере не меньше чем два миллиона рублей. Предлагаем ввести особые требования к персоналу, в том числе к их физической подготовке, требования, обеспечивающие безопасность информационных систем объектов ТЭКа, введение персональной ответственности руководителей предприятий за организацию и обеспечение системы безопасности и защищённости объектов ТЭКа.
Все положения закона обсуждены с ведомствами, согласованы с основными министерствами, включая Министерство юстиции, и в случае Вашего согласия сегодня мы его передаём в Администрацию.
Д.Медведев: Я, безусловно, согласен. Хотел бы обратить и Ваше внимание, и Администрации Президента, что по таким документам нужно быстрее работать, особенно когда это связано с проявлениями противоправной деятельности, актов террора. Документ‑то ведь был уже давно готов.
И.Сечин: Документ был давно готов, справедливо, Дмитрий Анатольевич, и он крайне необходим.
Д.Медведев: Действуйте быстрее, потому что чем быстрее мы его примем, тем выше вероятность того, что наши станции будут лучше подготовлены к противодействию терроризму и другим актам противоправной деятельности, преступлениям, правонарушениям.
И.Сечин: И второй вопрос: по итогам заседания в Хакасии Вы поставили нам задачу увеличить представительства потребителей в Совете рынка. Мы также проработали этот вопрос – там потребуются изменения в 33-й Закон. И с тем, чтобы не «подвешивать» эту работу, предлагаем на этом этапе через распоряжение Правительства заменить одного из представителей государства в наблюдательном совете. От этого не пострадает качество.
В Совете рынка четыре представителя покупателей, четыре представителя инфраструктурных организаций, четыре представителя поставщика и восемь представителей государства.
Д.Медведев: То есть итого получается 20 человек?
И.Сечин: Да, мы сейчас представителя государства заменим в срочном порядке через распоряжение на представителя потребителей и предложим изменения в 33-й Закон.
Д.Медведев: Договорились.
<…>