Д.Медведев: Валерий Павлинович, мы с Вами недавно встречались в Москве, говорили о разных делах. Сейчас я к Вам приехал в гости в Арзамас.
У нас сегодня заседание Комиссии по модернизации посвящено НИОКР, которые выполняются государственными компаниями. Мы сейчас с Вами посетили одну из таких компаний. В целом там всё выглядит весьма убедительно, потому что явно есть деньги, которые тратятся на научно-исследовательские разработки.
Насколько я знаю, Вы также соучаствуете в подобных программах, которые ведутся на территории области. Кроме того, мы сейчас в техникуме находимся, я посмотрел, здесь более-менее приличное оборудование стоит, хорошо классы выглядят. Причём они готовят именно специалистов для производства. И виртуальные тренажёры появились, которых никогда не было, типа сварочного, другие виды современной техники для обучения.
Это хорошие программы, которые в принципе нужно вести на основе софинансирования, когда участвует государство, например, в лице субъекта Федерации, может быть какая‑то часть и федерального финансирования в определённых ситуациях и, наконец, участвуют работодатели. Об этом скажите несколько слов.
В.Шанцев: На самом деле, действительно, есть областные программы (мы уже шестой год работаем по закону об инновационной деятельности), где предусматривается софинансирование структурами и коммерческими, и государственными. Если они внедряют новые технологии, занимаются модернизацией производства, мы этот проект признаём приоритетным и гасим им процентную ставку, если они берут кредит, и освобождаем от налога на имущество на 25 процентов, налога на прибыль, и это на период окупаемости. Здесь при объёме финансирования 45 миллионов прямой возврат получается восемь миллионов, а мы приобретаем вообще налогооблагаемую базу приблизительно на 32 миллиона рублей.
Нужно стимулировать наших работодателей, чтобы они ещё более активное принимали участие в софинансировании таких предприятий, таких центров, потому что в конечном счёте это для них кадры.
Д.Медведев: Это Вы имеете в виду – по предприятиям?
В.Шанцев: Да. Что касается техникумов, то на базе техникумов сейчас по федеральной программе уже три года как создаются ресурсные центры и существует софинансирование: федеральный бюджет, региональный бюджет и сами работодатели. Где‑то приблизительно половину даёт федеральный бюджет, а оставшуюся часть одну треть дают работодатели или группа работодателей, и мы добавляем свою часть.
Таких ресурсных центров мы создали уже пять в техникумах и один ресурсный центр создали на предприятии. Современные симуляторы, современные программы, допустим, по обучению оператора, станок с числовым программным управлением, многооборотный (до 30 тысяч оборотов в минуту), высокопроизводительный и сильный, – при условии, конечно, что человек и сам будет работать.
Это даёт очень хороший эффект, потому что мало провести модернизацию с точки зрения физической замены оборудования. Важно подготовить и кадры, потому что если нет кадров, то можно всё сломать, и завтра это ничего не будет работать. Поэтому предприятия сегодня уже в очереди стоят в эти ресурсные центры, и 300 выпускников в год разбираются просто на глазах. Причём это хорошая, как правило, заработная плата: от 25 до 40 тысяч в месяц получают люди.
Д.Медведев: Квалифицированные рабочие у нас сейчас вообще на вес золота. Те же самые специалисты по сварке, сварщики просто стали притчей во языцех.
Я с кем только ни разговаривал из работодателей, они считают, что этот слой специалистов в определённый период, особенно в конце 90-х – начале 2000 года, оказался вымыт. В результате старые специалисты остались, но они все на пенсию уходят, высококвалифицированные, а новых готовилось очень мало. Надеюсь, что такого рода центры и техникумы, где мы сейчас находимся, будут готовить таких специалистов.
В.Шанцев: Да. Мы ещё здесь готовим по той программе, которая сейчас в Российской Федерации утверждается, – программа занятости. И за счёт этих средств будем готовить в основном востребованных специалистов, таких как сварщики, как операторы. То есть это рыночные специальности, которые сейчас востребованы.
Д.Медведев: Они реально дефицитные, но нужно всё‑таки стимулировать наших работодателей, чтобы они ещё более активное принимали участие в софинансировании таких предприятий, таких центров, потому что в конечном счёте это для них кадры. Сейчас тратим, даём до 50 процентов, но, по‑хорошему, это доля должна уменьшаться.
В.Шанцев: Важно ещё, что и преподавателей нужно соответствующим образом готовить, поэтому мы и в образовании, и в здравоохранении, и в культуре, и в спорте ввели программу поддержки молодых специалистов. И после вуза, если они заключают с нами десятилетний контракт, что будут работать в тех учреждениях, в которые мы их направляем, то мы сразу этому специалисту покупаем квартиру или строим дом и машину приобретаем «Жигули». Имеется в виду, если он не в центре работает, а пять лет учился в городе, чтобы от городской жизни далеко не отрывался, был бы мобильным. Потому что он, по сути, основа творческой интеллигенции.
Квалифицированные рабочие у нас сейчас вообще на вес золота. Те же самые специалисты по сварке, сварщики просто стали притчей во языцех.
Д.Медведев: И это работает в таких малых городах, например как Арзамас, я так понимаю.
В.Шанцев: Две с половиной тысячи мы уже набрали. В Арзамасе, например, полностью ликвидировали вакансии медработников за эти три года.
Д.Медведев: И они получают и жильё, и машину. Это хорошая программа.
В.Шанцев: Плюс заработная плата добавляется им каждый месяц. Когда мы начинали программу, заработная плата у молодого специалиста с образованием была где‑то четыре с половиной тысячи, минус налоги, минус коммунальные платежи…
Д.Медведев: И ничего не остаётся.
В.Шанцев: Поэтому мы добавили заработную плату с таким расчётом, чтобы он мог выплатить все проценты за квартиру, за дом, за машину и чтобы у него шесть-семь тысяч оставалось на жизнь. Поначалу скептически относились, мало было, а сейчас конкурс проводим на 500 вакантных мест в год.
Д.Медведев: Продолжайте эту программу. На самом деле это полезно.
<…>