Д.Медведев: Я вас поздравляю: по‑моему, получилось прекрасное училище. Употреблю такой термин, потому что на самом деле у меня очень хорошие впечатления. Надеюсь, что они совпадают с вашими.
Реплика: Полностью.
Д.Медведев: Если честно говорить, то, пожалуй, у нас в стране ничего такого нет. Если говорить именно о кадетском образовании, не просто о каких‑то особых школах или тем более о высших учебных заведениях, то для кадетского училища это просто шикарно. Всё есть, абсолютно: правильные учебные корпуса, абсолютно новые, прекрасные общежития, спорт и очень хорошая территория – 20 гектаров. Так что я желаю всем преподавателям хорошей, удачной, интересной работы, хорошо оплачиваемой. А родителям могу сказать только то, что вашим детям повезло, на самом деле это прекрасное место. Что скажете?
Е.Фролова: Меня зовут Елена Фролова, я – мама ребенка. Скажите, пожалуйста, по окончании кадетского училища будут ли наши дети иметь привилегии при поступлении в высшие учебные заведения? Если да, то какие?
Д.Медведев: Вы знаете, если по‑честному, я пока об этом не думал. Не уверен, что на самом деле обязательно нужно это делать, хотя подумать можно. Мне бы хотелось другого: чтобы то образование, которое здесь дети получили… У вас кто?
Для кадетского училища просто шикарно. Всё есть, абсолютно: правильные учебные корпуса, абсолютно новые, прекрасные общежития, спорт и очень хорошая территория – 20 гектаров.
Е.Фролова: Мальчик.
Д.Медведев: Один?
Е.Фролова: Пока один. Думаю про второго.
Д.Медведев: Просто хотелось бы, чтобы то образование, которое он здесь получит, было достаточным для того, чтобы можно было пройти практически в любое учебное заведение. Это важнее, чем льготы, потому что как только начинаешь давать льготы, начинает «ехать» уровень образования, мы же это понимаем. Потому что в этом случае можно уже на это не обращать внимания: допустим, будут здесь какие‑то льготы – скажут: «Ладно тогда, и так пройдет», – поэтому это важнее. Но потенциально по отдельным категориям мы никогда не отказывались от того, чтобы льготы использовать, но это должно делаться адресно и в отношении отдельных специальностей. Так что самое главное, чтобы качество было нормальное. Согласны?
Е.Фролова: Согласна.
Д.Медведев: Нам нужны подготовленные дети, а не просто дети, имеющие льготы для зачисления в университет.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, я родитель и думаю, что всех родителей тоже интересует такой вопрос – духовное воспитание детей. Ваше видение духовного воспитания воспитанников?
Д.Медведев: Да, это важная составляющая развития ребенка – его духовный мир, становление, потому что сейчас у них самый правильный, трепетный возраст. Здесь набор с пятого по восьмой классы. Это как раз тот период, когда дети уже достаточно взрослые, чтобы понимать, как устроен мир, и в то же время недостаточно взрослые, чтобы принимать многие решения самостоятельно.
Мне кажется, здесь нужно постараться создать условия для всестороннего развития ребенка и в смысле обычного светского воспитания. Естественно, это все те знания о культуре, истории нашей страны, мировой истории, мировой культуре, которые нужны любому современному человеку.
Нужно постараться создать условия для всестороннего развития ребенка и в смысле обычного светского воспитания. Естественно, это все те знания о культуре, истории нашей страны, мировой истории, мировой культуре, которые нужны любому современному человеку.
С другой стороны – мы уже живем в новом обществе. Мне кажется, что если ребёнок, например, хочет изучать те или иные курсы, касающиеся, допустим, религиозных знаний, мы сейчас эту программу ввели в школе, – естественно, эта программа должна присутствовать и в кадетском училище, просто чтобы ребёнок мог получить знания по той религии, которая ему близка, – допустим, которая близка его родителям. Это будет хорошо. Мне кажется, это во всех отношениях будет хорошо.
Вопрос: Я преподаватель русского языка и литературы. Скажите, пожалуйста, Вы как Президент, как человек, как отец, каким Вы видите педагога такого уникального инновационного учебного заведения? Как Вы думаете, каким он должен быть, на Ваш взгляд?
Д.Медведев: Как Вы, наверное. А каким ещё? Вы же педагог этого уникального современного инновационного училища.
Реплика: Да, и мы очень рады, счастливы.
Д.Медведев: Я, честно говоря, уверен, что Вы рады, потому что я тоже немножко знаю преподавательский труд. Я могу отличить настоящие инвестиции от дутых, правильное оборудование от неправильного. Могу сказать, например, что я здесь увидел: столовая (для любого молодого человека это немаловажное место) сделана блестяще, там стоят все возможные для такого рода деятельности виды оборудования, самые современные, самые лучшие. Хотя это, казалось бы, не духовная часть, не образовательная, но тем не менее это очень важно.
С другой стороны, я зашёл, посмотрел – стоят современные компьютеры, все новые: не в смысле того, что они только что распечатаны, а в смысле того, что там правильное программное обеспечение и правильные характеристики. Мы и в фотолаборатории занимались. Это такой совместный подарок для того, чтобы дети там учились. Там тоже всё современное, интересное. Поэтому мне кажется, что для любого преподавателя и для вас в данном случае сейчас главное одно: от учеников не отстать и быть готовыми к ответу на любой вопрос.
Когда мы начинали национальный проект в области образования, я, помню, разговаривал с разными педагогами, они с некоторым волнением всё это воспринимали, особенно когда мы начали подключать школы к интернету, новое оборудование приобретать. Я понимал их по‑человечески, потому что раньше из оборудования что обычно было: карта, чучело какое‑нибудь, мел в руке – и, собственно, всё. А тут, в общем, огромный набор возможностей. И, надо признаться, дети этим очень быстро овладевают.
Я сейчас посмотрел: они всего несколько часов провели сегодня в классе и уже вовсю там занимаются. И не потому, что их, извините, так хорошо подготовили к визиту Президента и сказали: «Ты здесь стой, это говори», – нет, это же видно, что им просто это нравится, они с удовольствием всё это делают и реально получают от этого удовлетворение. Мне кажется, это очень важно.
Нам нужны подготовленные дети, а не просто дети, имеющие льготы для зачисления в университет.
И чтобы, конечно, правильная была педагогическая атмосфера, это вы сами знаете. Это зависит от начальства и от вас самих. Так что я вам желаю успехов в вашем труде. Он очень нелегкий, потому что, в общем, мальчишки – это всегда мальчишки. Даже в таком прекрасном учебном заведении всё будет, вы же понимаете: и драки будут (надеюсь, немного), и споры будут. Так жизнь устроена. Главное, чтобы вы были готовы к тому, чтобы их правильно держать.
Реплика: Я папа сына, подполковник Беседин. У меня никаких вопросов нет – у меня только слова благодарности за рождение идеи, воплощение её в жизнь, за то, что это всё явилось, как говорится, на свет. Дети ужасно рады, я сына своего за его 11 лет не так часто видел настолько счастливым. Он всегда счастливый, но именно в эти три дня, пока он тут живёт, всё ему очень нравится, всё здорово.
Д.Медведев: Очень приятно, конечно, слышать это от Вас. Знаете, для детей это тоже такая в известной мере встряска, стресс, но приятный, потому что они – многие, во всяком случае, – вообще впервые начинают учиться в таком коллективе: и жить здесь, и образование получать. Это очень интересно, потому что всё есть, в то же время новые люди, новые друзья, прекрасные условия.
Так что, дай Бог, всё будет хорошо.
<…>