Д.Медведев: Два слова скажу, подводя короткий итог первой части нашей дискуссии. Очень многое из того, что прозвучало, мне бы хотелось поддержать. И думаю, что часть из того, что прозвучало, превратится в президентские поручения.
Начну с того, что Исмаил-хаджи [Бердиев] сказал в отношении религиозного образования по телевидению. Раз у нас есть телевидение, оно действительно должно быть нормальным, современным и нравственным. У нас сейчас происходит переход на цифровое вещание. Это существенным образом расширит все возможности. Думаю, что в рамках этой новой структуры вещания можно было бы подумать о том, чтобы действительно найти канал для того, чтобы там было преподавание и полноценное разъяснение ислама, традиционного для нашей страны, хорошими имамами, подготовленными специалистами, теологами. Это, мне кажется, было бы правильно. Мы этим займёмся, имея в виду, что уж точно в тех регионах, где живут наши российские мусульмане, такой канал был бы востребован. Так что, я думаю, это было бы правильно посмотреть.
Главное – смотреть правде в глаза, находить современные ответы на те вопросы, которые возникают у обычных людей, и принимать решения. Только в этом случае власть будет эффективной и современной.
Теперь в отношении работы в средствах массовой информации, в интернете, то, о чем говорил и Юнус-Бек Баматгиреевич [Евкуров], и некоторые другие наши товарищи. Конечно, это сложная очень работа, но вести её необходимо, потому что она у нас выглядит пока очень слабо. Если говорить о влиянии на умы экстремистских сайтов и нормальных сайтов, которые объясняют природу ислама, догматы, сайтов, которые существуют в нашей стране, то, к сожалению, я думаю, это будет не в пользу такого рода сайтов, которые у нас созданы, в том числе и в соответствующих университетах. Эту работу нужно усиливать, потому что мы никого не заставим отказаться от интернета, и мы понимаем, что заблокировать такого рода экстремистские сайты мы не сможем. Они перейдут на так называемые зеркальные сайты, и оттуда будет осуществляться такое же вещание, будет идти такой же поток информации абсолютно экстремистского свойства с призывами, со всеми делами. Иногда заходишь, смотришь (я тоже захожу, смотрю, что там пишут) – волосы дыбом встают. Это никакого отношения не имеет ни к исламу, ни вообще к какой‑либо идеологии. Поэтому эту работу, я надеюсь, мы сможем продолжить вместе с лидерами исламского духовенства в координации, которую, допустим, могла бы взять на себя Администрация Президента.
Теперь одна тема, которая здесь звучала, – контроль за выезжающими. Думаю, что это правильная постановка вопроса. Контроль должен быть обязательно, и не только с точки зрения того, что они выезжают в государства, откуда они могут привезти неправильный ислам, а просто прежде всего потому, что это наши граждане. Мы должны понимать, что с ними будет твориться. Я был недавно в Каире, в Египте. В этот момент там наших студентов (или нестудентов – так до сих пор и непонятно) задержали. Нет информации, кто поехал, зачем поехал. Они их под гребёнку всех и забрали, потому что они тоже там у себя порядок наводят. А это наши граждане. И если у них нет цели выступать против государства – мы должны их защищать. Даже по этим соображениям мы должны понимать, что с ними происходит, не говоря уже о том, что они, к сожалению, приезжая из специфических учебных заведений, привносят в наш ислам нетрадиционное его представление, нетрадиционное его понимание. Отсюда все проблемы, о которых выступающие здесь говорили.
Поэтому, я думаю, мы должны подготовить, может быть, какой‑то единый порядок. Вы должны, я имею в виду и уважаемых муфтиев, которые здесь присутствуют, имамов, обсудить это вместе с руководством республик и принять решение, каким образом это будет происходить. Мне кажется, это должна быть общая какая‑то рамка, по которой всё это будет осуществляться. При этом я считаю, что все наши попытки изолироваться, конечно, ни к чему не приведут.
Мы не должны называть экстремистов исламскими экстремистами. Правильное наименование бандита – просто бандит. У него нет религиозного содержания, даже если у него где‑то в голове крутится, что он правоверный мусульманин.
Мы как суверенное и крупное государство – государство, в котором живут люди разных конфессий, и мусульманская умма является частью этого общества – конечно, можем и должны иметь собственные учебные заведения, где работают квалифицированные преподаватели, где есть возможность получить нормальное образование. Но мы не должны, конечно, закрываться от остального мира, это просто непродуктивно. Вы же знаете: запретный плод всегда сладок – значит, будут всё равно туда ездить и говорить, что там‑то как раз и дают истинный ислам, а у нас рассказывают о чём‑то другом. Поэтому я думаю, что идея долгосрочных договоров с признанными и понятными для нас исламскими центрами – не мне вам её, естественно, навязывать, но вы подумайте: может быть, действительно в этом есть резон. Тогда мы хотя бы будем понимать, куда ездят наши ребята учиться, какой ислам они там получают и кем они оттуда возвращаются. Но в любом случае нам нужно делать и то, и другое: и собственное мусульманское образование развивать в стране, и, конечно, контактировать с исламскими центрами, но внимательным образом, конечно.
Ещё несколько вещей, о которых говорили присутствующие здесь. Главное – смотреть правде в глаза, находить современные ответы на те вопросы, которые возникают и у обычных людей, и в ходе различного рода больших мероприятий, которые мы проводим, и принимать решения. Только в этом случае власть будет эффективной и современной. Это абсолютно правильно.
И ещё две вещи, которые тоже здесь звучали. Я поддерживаю то, что сказал Рамзан Кадыров в отношении того, что мы не должны называть экстремистов исламскими экстремистами. Правильное наименование бандита – просто бандит. У него нет религиозного содержания, даже если у него где‑то в голове крутится, что он правоверный мусульманин. Он не мусульманин, он бандит. Так его и нужно называть и по телевизору, и в других средствах массовой информации.
И самое последнее, что я хотел бы сейчас сказать. Нужно обязательно добиться всемерной поддержки авторитета исламских лидеров муфтията, тех, кто служит на Кавказе, потому что без укрепления авторитета всех здесь присутствующих мы не сможем справиться с теми проблемами, которые существуют. И в этом смысле вы можете полностью рассчитывать на поддержку Российского государства и главы государства.