Д.Медведев: Добрый день, уважаемые друзья, уважаемые коллеги!
Вы первые, кто вошёл в систему резерва управленческих кадров. Для чего создавался такой резерв, вы хорошо знаете: для того, чтобы работа и в государственном аппарате, и в бизнесе, в других общественных структурах была более эффективной, чем она является сегодня.
И надо признаться, что мы не занимались созданием такого рода резервов уже достаточно долгое время. Но, вернее говоря, не занимались никогда, потому что кадровый резерв создавался при советской власти – сами знаете, по каким принципам. Я не буду оценивать сейчас то, что в тот период было. Наверное, были какие‑то положительные моменты в деятельности кадрового отбора, который тогда существовал. Но в целом то, чем мы занялись сегодня, – это принципиально другая ситуация.
Все, кто здесь присутствует, – это люди профессионально состоявшиеся, в значительной степени являющиеся лидерами в своих областях, что, конечно, меня как Президента страны очень радует, потому как мы хотели, чтобы первые, кто попадут в кадровый резерв, резерв Президента, были людьми в известной мере знаковыми. Отбор проходил в соответствии с теми правилами, которые были разработаны Правительством и Администрацией, по принципу «лучшие отбирают лучших». Собственно говоря, самые лучшие сегодня сидят в этом зале.
Формирование резерва управленческих кадров – это действительно мероприятие общенационального масштаба. Мы только начинаем этим заниматься, но дальше без такого рода резерва мы двигаться не можем, потому что все мы прекрасно понимаем: обновление кадров, обновление потенциала человеческого, появление новых людей на соответствующих должностях в нашей стране идёт очень медленно. Мы всё время топчемся на месте, и, как принято говорить об этом достаточно часто, скамейка запасных у нас чрезвычайно короткая: всё время передёргиваем одну и ту же колоду. Собственно, с этим и связано появление такого рода резерва.
Я надеюсь, что уже с самого начала этот кадровый резерв будет востребован, потому что мы создаём подобного рода списки не ради того, чтобы просто где‑то их повесить в красивом месте и сказать, что это хорошие ребята, приглядитесь к ним. Уже даже на момент нашей встречи несколько человек из президентского списка получили новые назначения на должности. Надеюсь, что это будет происходить и дальше с весьма завидной регулярностью.
Ещё один важный момент. Хотел бы отметить, что резерв должен стать отлаженной и открытой для всех системой. Это была моя принципиальная позиция, потому что, когда мы занимались формированием резерва, раздавались голоса о том, что, может быть, не надо «светить» народ, а то мало ли кого‑нибудь не назначим на какую‑нибудь должность в будущем, и получится, что кадровый резерв этот «для мебели», а на самом деле решения принимают совершенно по другому принципу. Я думаю, что это был неправильный подход. Я считаю, что мы должны открыто говорить о тех, кто может быть назначен на соответствующие позиции. Может – это не значит, конечно, что должен, потому что жизнь многообразная штука, но тем не менее я считаю, что открытый доступ к резерву, публичный характер резерва – это гарантия того, что мы всё‑таки будем двигаться в правильном направлении, и те люди, которые попали в этот резерв, рано или поздно займут достойные позиции в государственном управлении, государственных учреждениях, в бизнесе – в общем, получат новые карьерные назначения.
Это, в общем, наверное, всё, что я хотел бы сказать для начала разговора. Я бы хотел послушать вас, какие у вас планы. Хотел бы, чтобы вы мне рассказали, изменилось ли что‑нибудь в вашей жизни после того, как ваши фамилии оказались опубликованы; если изменилось, то в лучшую сторону или вы подверглись гонениям и репрессиям со стороны конкурентов и вышестоящих начальников. И если это так, то это повод для того, чтобы провести соответствующие замены этих начальников на вас. Ладно, это, конечно, шутка пока, хотя, как вы понимаете, не до конца.
Пожалуйста, коллеги, давайте начнём обмениваться мнениями.
* * *
Резерв должен стать отлаженной и открытой для всех системой. Мы должны открыто говорить о тех, кто может быть назначен на соответствующие позиции. Открытый доступ к резерву, публичный характер резерва – это гарантия того, что мы всё‑таки будем двигаться в правильном направлении.
Уважаемые друзья!
Я буквально несколько слов скажу в завершение разговора, тем более мы обменивались репликами всё время.
Что сейчас главное? Главное – не испортить начало, не забюрократизировать эту работу, не превратиться в «кадровое подразделение ЦК КПСС». Это сложно, но достижимо, потому что традиции формирования кадрового резерва всё‑таки у нас ещё в значительной мере опираются на прежние подходы. Я отлично это знаю как человек, который работал в Администрации Президента.
Что сегодня из себя представляет кадровый резерв? На мой взгляд, он не должен ни в коем случае быть и даже восприниматься как некий междусобойчик: это не должен быть список людей, которые лично близки и лояльны Президенту, правящей партии, то есть список любимчиков, – это должен быть эффективно работающий механизм поиска современных управленцев, вот что это такое. Но это и самое сложное.
То есть, по сути, это механизм создания эффективного государства и эффективного общества – общества, которое соответствует современной жизни. Получится или нет, зависит от самих нас – конечно, в большей степени от позиции государства, высших должностных лиц государства, это правда. Мы понимаем, насколько тонкая эта работа. Ведь каждый человек думает о себе, и, когда ему приносят (я недаром спросил у вас, нет ли проблем на работе) список людей, где фигурируют знакомые фамилии, в принципе многие начальники, естественно, начинают волноваться. Это такая тонкая человеческая вещь, как не перейти за грани нравственности в этом вопросе, но в то же время сделать этот резерв работающим. Мы будем этим заниматься.
И я очень рассчитываю на то, что вы как уже состоявшиеся специалисты, как состоявшиеся управленцы, а с другой стороны, как участники президентского кадрового резерва будете вносить в это свой вклад.
Спасибо вам.