Р.Нургалиев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники заседания коллегии! Товарищи генералы и офицеры!
Сегодня мы проводим расширенное заседание коллегии, посвящённое подведению итогов оперативно-служебной деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации за 2007 год и определению приоритетных задач на ближайшую перспективу.
В ходе заседания нам предстоит дать объективную оценку достигнутым органами внутренних дел результатам по противодействию преступности и обеспечению общественного порядка. Также мы наметим комплекс мер, которые необходимо предпринять для надёжной защиты законных прав и интересов граждан, направленных на усиление борьбы с криминалом, организованной преступностью и коррупцией, противодействие террористической угрозе и проявлениям экстремизма, а также повышение эффективности миграционного контроля.
Расширенное заседание коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации объявляется открытым.
В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня на ежегодной коллегии мы обсудим результаты работы МВД и определим задачи на будущее. Но вначале несколько слов о наиболее значимых итогах работы за последнее время.
Прежде всего военнослужащие внутренних войск активно действовали в сфере антитеррора и вместе с другими силовыми ведомствами добились перелома ситуации на Северном Кавказе. Заработала федеральная миграционная служба. При координирующей роли МВД начала создаваться государственная система профилактики правонарушений – система, призванная нейтрализовать источники криминализации общества, пресечь попытки вовлечения в преступную среду молодёжи.
Серьёзное внимание уделялось повышению материально-технического уровня МВД. Оптимизирована его управленческая структура, определён, укреплён кадровый состав, что, в свою очередь, сказалось на результатах борьбы с преступностью и охране общественного порядка. Например, есть некоторые позитивные сдвиги в борьбе с организованной преступностью, с организованными преступными сообществами, с преступностью в сфере экономики. И должен сказать, что в целом работа милиции по обеспечению общественного порядка, защите прав и интересов наших граждан становится более эффективной.
Хотел бы поблагодарить руководство и сотрудников МВД за очень важную для общества работу, за профессионализм и добросовестное отношение к службе.
Сегодня перед органами внутренних дел стоит целый ряд ответственных задач. И одной из приоритетных, безусловно, остаётся борьба с террором и экстремизмом. Вы знаете, благодаря системной и целенаправленной работе правоохранительных органов и специальных служб количество террористических актов в России ежегодно снижается, в том числе в наиболее проблемном Северо-Кавказском регионе. Об этом мы предметно говорили недавно и в ходе расширенной коллегии ФСБ России. Тем не менее угроза терроризма сохраняется. Преступники не прекращают попыток дестабилизировать обстановку в разных регионах нашей страны. И надо наращивать работу по предотвращению терактов, выявлять и устранять причины террора, лишать террористические группы социальной базы и финансовой подпитки. Нельзя закрывать глаза и на любые проявления экстремистского характера. Во все времена Россия была сильна сплочённостью живущих в ней народов, а воинствующий национализм, ксенофобия, призывы к насилию и межэтнической розни всегда были и останутся миной замедленного действия под нашу государственность.
Сейчас в период выборов нового президента России надо уделить особое внимание обеспечению общественной безопасности и дать возможность гражданам страны свободно и осознанно проголосовать за наиболее достойного, по их мнению, кандидата.
Далее. Необходимо кардинально повысить уровень раскрываемости преступлений. Да, за 2007 год количество раскрываемых преступлений прошлых лет выросло более чем на 15 процентов. Причём в их числе свыше 21 [процента] тяжких и особо тяжких преступлений. Однако до сих пор остаются нераскрытыми почти 2 миллиона, точнее сказать, 1 миллион 863 тысячи преступлений, а значит, не срабатывает такой фундаментальный принцип правосудия, как неотвратимость наказания. И одна из причин этого – недостаточное качество оперативно-следственной работы.
Особое внимание следует обратить на преступления против личности. В структуре преступности их доля – самая большая. Они дают и наиболее высокий прирост к числу не раскрываемых годами [преступлений].
Ключевой задачей МВД остаётся формирование действенной государственной системы профилактики правонарушений, при этом особого внимания заслуживают несовершеннолетние преступники. Отмечу, что начиная с 2006 года преступлений с их участием стало меньше примерно на четверть. Однако число несовершеннолетних, состоящих на учёте в милиции, за последние три года уменьшилось лишь на 8 тысяч человек. Это составляет чуть более двух процентов от их общего числа. Нужно усилить профилактику беспризорности и безнадзорности и максимально задействовать в этой работе милицию общественной безопасности. Конечно же, общегосударственная задача – подключить к этой работе власти всех уровней, бизнес-сообщество, гражданские институты. Только такой подход принесёт ощутимое снижение количества правонарушений с участием несовершеннолетних.
Одним из приоритетных направлений остаётся обеспечение безопасности на дорогах. На протяжении двух лет в России действует соответствующая федеральная целевая программа. На её реализацию выделяются немалые ресурсы. Дополнительные средства были перечислены на эти цели и в рамках приоритетного нацпроекта «Здоровье». Между тем аварийность на дорогах по‑прежнему остаётся высокой, а по ряду показателей даже растёт. Так, если в 2000 году совершалось около 165 тысяч ДТП, то в 2007-м – почти 234 тысячи. Не снижается и число пострадавших в автокатастрофах: каждые сутки в них погибает до ста человек. А за год эта цифра составляет более 30 тысяч.
Предстоит не только предметно разобраться, почему не срабатывают правовые механизмы, включая ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения. Нужна и техническая модернизация структур ГИБДД, и совершенствование методов их работы, повышение правовой культуры участников дорожного движения.
И ещё одна принципиальная задача – это дальнейшее наведение порядка в миграционной сфере. Применение новых административных штрафов с 15 января 2007 года заметно повысило ответственность работодателей и уже принесло ощутимые финансовые результаты. Так, по данным налоговых служб, налоговые поступления в бюджет с зарплат иностранных работников только в Москве возросли с 8 миллионов до 3,4 миллиарда рублей в 2007-м – за один год. Нельзя забывать и о том, что новые правила должны не только легализовать работу мигрантов, но и обеспечить им необходимые социальные гарантии. Просил бы вас ответственно относиться к контролю за вопросами соблюдения законности в названных сферах.
Уважаемые коллеги! Практически на всех предыдущих коллегиях мы с вами говорили о необходимости декриминализации экономики и о защите интересов бизнеса от преступных посягательств. Эта задача остаётся актуальной и на ближайшую перспективу. За последние годы экономика России динамично развивается. Колоссальные возможности создаются в самых различных сферах экономической деятельности. В строительство вкладываются огромные деньги. Вы знаете, у нас строительный сектор в прошлом году вырос на 25 процентов, жилищный – на 34. Такого вообще никогда не было. В олимпийские объекты в Сочи, в инфраструктуру Приморского края в связи с проведением там саммита АТЭС, в другие крупнейшие проекты будут вкладываться сотни миллиардов рублей. Нужно выявлять любые попытки нажиться за казённый счёт. Любые факты коррупции должны привлекать ваше внимание, должны быть рассмотрены в соответствующих инстанциях и дойти до суда. Такая работа должна вестись МВД в тесном контакте со всеми правоохранительными структурами. И, конечно, от коррупции и произвола должны быть надёжно защищены сами органы правопорядка, в том числе и органы внутренних дел.
Нельзя забывать: обеспечивать порядок могут только те люди, которые неукоснительно соблюдают закон сами. Поэтому самые решительные меры должны применяться к тем, кто ставит интересы так называемых дружественных структур выше государственных. Решению этой задачи должно способствовать и усиление гражданского контроля за деятельностью милиции.
И в заключение ещё раз повторю: сегодня важно закрепить наметившиеся позитивные тенденции. Они есть очевидно. Они должны не только фиксироваться в отчётах, главное, люди должны почувствовать и увидеть эти изменения в реальной, в текущей, в своей собственной жизни. Уверен, что у руководящего, у личного состава Министерства есть для этого все возможности. Желаю вам успехов. Спасибо.
Р.Нургалиев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены коллегии! Уважаемые участники заседания!
В 2007 году, принимая комплекс дополнительных мер по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью, мы основывались на итогах деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2006 году и прогнозе развития оперативной обстановки в Российской Федерации. При этом мы исходили из той роли органов внутренних дел, которую определил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, отметив, что в условиях экономического роста и политической стабильности они выступают одним из наиболее важных, востребованных звеньев государственной системы страны.
Главное, что сегодня отличает работу современной милиции – это неразрывная, каждодневная и постоянная связь с народом, с гражданами России. Ведь люди ждут от нас ощутимых результатов в борьбе с преступностью и коррупцией, в обеспечении общественной безопасности и правопорядка, в создании надёжного заслона на пути терроризма и экстремизма.
Действуя в соответствии с основными приоритетами, определёнными Президентом и Правительством Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности, Министерством внутренних дел была проведена значительная работа по обновлению уголовного, административного и уголовно-процессуального законодательств, регулированию миграционных процессов и обеспечению безопасности дорожного движения, а также совершенствованию правовых основ борьбы с терроризмом и экстремизмом. Принято участие в подготовке 25 федеральных законов, 11 указов Президента, 41 постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающих сферу внутренних дел. Продолжена работа и по дальнейшему совершенствованию системы Министерства, приведению её структуры в соответствие с задачами правоохранительной деятельности, систематизации организационно-штатного построения органов внутренних дел.
Всё это позволило нам в прошедшем году обеспечить наступательность и оперативное реагирование на изменение криминальной ситуации и добиться реального снижения уровня преступности в Российской Федерации. В 2007 году наметилась тенденция снижения числа зарегистрированных преступлений, причём как их общего количества на 7,1 процента, так и тяжких и особо тяжких составов на 10,6 процента. И здесь важно подчеркнуть, что это связано с реальным спадом криминальной напряжённости, а не с нарушениями при учёте и регистрации преступлений, поскольку наряду с прокурорским надзором был значительно усилен и ведомственный контроль. В прошедшем году количество проверок соблюдения законности при учёте регистрации заявлений и сообщений о правонарушениях возросло на 35 процентов, в том числе на 41 процент проведённых органами прокуратуры. При этом количество нарушений, выявленных в ходе проверок, сократилось за прошедший год более чем на 6 процентов.
Об укреплении правопорядка в стране наглядно свидетельствует и то, что снижение регистрируемой преступности происходило на фоне роста числа заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, поступивших в органы внутренних дел, рост которых составил 6,3 процента. Если в 2004 году было зарегистрировано 16 миллионов заявлений, то в прошедшем году в милицию обратились уже 20,5 миллиона человек, которые доверили свою беду в наши руки. Почти по трём миллионам рассмотренных сообщений приняты решения о возбуждении уголовных дел. По более чем 2,6 миллиона поступивших материалов возбуждены дела об административных правонарушениях, рост которых составил в прошедшем году 24,2 процента.
Благодаря повышению качества работы с людьми, соблюдению законности при вынесении решений по поступившим обращениям число жалоб граждан сократилось в истекшем году почти на треть, чему способствовали создание Общественного совета, политика открытого сотрудничества и конструктивного диалога с членами Общественной палаты, видными учёными, представителями общественных и правозащитных организаций, религиозных конфессий, профсоюзов, творческой интеллигенции, а также средств массовой информации. Тем самым были созданы необходимые условия для участия гражданского общества в решении наших общих задач: борьбе с преступностью и охране правопорядка, защите и социальной реабилитации жертв криминального насилия, формировании правосознания и активной гражданской позиции. В целом же на общее улучшение криминальной ситуации в стране повлияло развитие государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений, которые прежде всего нацелены на решение острейших вопросов современности: борьба с детским неблагополучием, алкоголизацией и наркотизацией населения, устранение дефицита рабочих мест для выпускников детских домов, а также лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. Потребуется принять меры к преодолению бродяжничества, к увеличению количества учреждений социальной защиты, созданию системы патриотического и спортивного воспитания подросткового поколения. Основная задача всей этой работы – остановить преступление задолго до его возможного совершения.
Для решения этих задач в Министерстве создан временный оперативный штаб, а в Правительстве образованы две комиссии: по делам несовершеннолетних и по профилактике преступности. Начата разработка ведомственной целевой программы профилактики преступлений и иных правонарушений на 2009–2012 годы.
В 2007 году на устранение причин и условий преступности в регионах из различных бюджетных источников было выделено более 16,4 миллиарда рублей, причём 92 процента – это региональные и местные средства. В регионах и муниципалитетах сформировано 3500 межведомственных комиссий, введено почти 1900 должностей заместителей глав администраций по профилактике правонарушений, которые уже работают и имеют реальные результаты.
Основным объектом профилактического воздействия милиции и местных органов власти являются лица, склонные к совершению правонарушений и состоящие на учёте в органах внутренних дел. Ежегодно милицией профилактируются в среднем 3,7 миллиона таких граждан, из которых более 720 тысяч ранее судимые. Это те лица, которые ещё не встали на путь исправления и совершают до трети всех преступлений в нашей стране. Усилению правоохранительного контроля за их поведением будет способствовать принятие федерального закона об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы. Его проект разработан и планируется к внесению на рассмотрение Государственной Думы в июне текущего года.
Правовые меры должны дополняться социально-бытовым устройством лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, и квотированием рабочих мест, так как нетрудоспособность и заболевания, отсутствие профессии, жилья и средств к существованию являются основными причинами новых преступлений.
В этой связи заслуживает внимания опыт Краснодарского края, Нижегородской, Архангельской и Ростовской областей, успешно решающих эти проблемы в рамках региональных профилактических программ и законодательных актов.
Особое место в государственной системе профилактики занимает работа с несовершеннолетними правонарушителями. Сегодня милиция профилактирует более 334 таких подростков. По инициативе Министерства внутренних дел был принят Федеральный закон «Об основах системы и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», на основании которого сегодня решаются многие наиболее острые вопросы беспризорности и противоправного образа жизни подростков.
Активное развитие получило и такое новшество, как введение должностей школьных инспекторов милиции. Сегодня в 72 субъектах Российской Федерации уже работает почти 5 тысяч таких сотрудников. Мы рассчитываем на существенные результаты в работе и с неблагополучными семьями с введением должностей семейных инспекторов, в задачи которых входит профилактика домашнего насилия, семейного пьянства, защита детей от побоев и издевательств родителей. Такая специализация уже введена в Ставропольском крае и Сахалинской области.
Основная же нагрузка профилактики правонарушений ложится на наиболее многочисленную и приближённую к населению службы участковых уполномоченных милиции. Ими в прошлом году рассмотрено 5,7 миллиона обращений и заявлений граждан и установлены виновные в совершении 445 тысяч преступлений, рост которых составил 1,3 процента. Это составляет в целом одну четвёртую от всех раскрытых деяний в прошедшем году. Для укрепления этой службы выделено 9,5 тысячи служебных автомашин, в приоритетном порядке решаются вопросы жилищного обеспечения, обустройства рабочих мест и технического оснащения. Однако обращаю ваше внимание, что принятых мер ещё недостаточно, и в текущем году необходимо обеспечить решение этих вопросов совместно с региональными органами власти и местного самоуправления.
Прошу уделить внимание и повышению роли профилактики правонарушений общественных объединений правоохранительной направленности. Сегодня совместно с милицией правопорядок обеспечивает свыше 36 тысяч общественных формирований, насчитывающих более 380 тысяч добровольных помощников. С их участием раскрыто 42,6 тысячи преступлений, выявлено почти полмиллиона административных правонарушений. Однако требуется правовая регламентация этой деятельности, и в текущем году мы рассчитываем на принятие профильного закона, проект которого подготовлен при нашем участии.
Важное значение в минувшем году придавалось обеспечению безопасности граждан России на улицах наших городов, в общественном транспорте и местах отдыха. В решении этих задач шире стали использовать современные технические средства и информационные технологии. На сегодняшний день в 84 субъектах Российской Федерации системами видеонаблюдения и телеобзора оснащены более 9,5 тысячи мест массового пребывания граждан. Средствами видеоконтроля пассажиропотока оборудовано свыше 300 объектов метрополитена. Успешно эксплуатируется 28 тысяч единиц уличных устройств экстренной связи «гражданин – милиция», десятки тысяч «тревожных кнопок».
Высокую эффективность показал и программный комплекс «Безопасный город», который в прошлом году был продемонстрирован участникам заседания Госсовета в Ростове-на-Дону. Он уже внедрён в 14 российских городах и позволяет отслеживать и оперативно реагировать на любые осложнения оперативной обстановки в сфере общественной безопасности. В 2007 году введена и батальонная система организации патрульно-постовой службы, увеличена плотность милицейских нарядов в общественных местах. К охране правопорядка привлекаются и частные охранные предприятия. Всё это позволило сократить число преступлений, совершённых в общественных местах, впервые за последние годы на 4,1 процента – это 689,1 тысячи преступлений.
Уважаемые коллеги! Результаты деятельности по профилактике преступлений показывают, что вложенные в нее финансовые средства и большие организационные затраты окупаются тысячами спасённых человеческих жизней, спокойствием и порядком на улицах и в домах, безопасностью детей и неприкосновенностью имущества наших граждан. От решения этих задач напрямую зависит и реальное улучшение оперативной обстановки по линии общеуголовной преступности. Здесь, как и прежде, нашим приоритетом являлась защита от преступных посягательств на жизнь и здоровье граждан. Принятыми мерами сохранена тенденция сокращения числа зарегистрированных убийств и покушений на убийства, их число снизилось на 19 процентов. Всего раскрыто 19 тысяч таких преступлений, 57 из которых – заказные. Возросло число и выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Это также позволило профилактировать общеуголовную сферу, что напрямую повлияло на снижение числа преступлений, совершённых с использованием огнестрельного оружия. По сравнению с прошлым годом эта цифра снизилась на 28 процентов.
Позитивные сдвиги наметились и в раскрытии преступлений. Их остаток снизился на 8,3 процента, в том числе тяжких и особо тяжких деяний – на 16,3 процента, убийств – на 31,3 процента, фактов причинения тяжкого вреда здоровью – на 19,4 процента, разбоев – на 29,9 процента, грабежей – на 16,7 процента и краж – на 7 процентов. Заметно увеличилось и число раскрытых преступлений прошлых лет, рост составляет 15,3 процента, а совершённых организованной группой либо преступным сообществом – рост составил 18 процентов. Достигнуты позитивные сдвиги и в разыскной работе в целом. В Российской Федерации в прошлом году разыскивалось почти 239 тысяч преступников, две трети из которых были установлены и задержаны, а это 67 процентов. Впервые за последние пять лет число неразысканных лиц сократилось.
Следует отметить, что в 2007 году незначительно снизилось и число без вести пропавших лиц. Установлена судьба более 70 тысяч человек, сократилось количество граждан, судьба которых осталась неустановленной.
Вместе с тем в организации разыскной работы прежде всего без вести пропавших сохраняются ещё недостатки и упущения. Поэтому в текущем году руководителям МВД, ГУВД и УВД необходимо усилить ответственность и контроль за надлежащим исполнением сотрудниками обязанностей по розыску без вести пропавших.
Уважаемые коллеги! Обращаю ваше внимание на необходимость более продуманного использования в борьбе с общеуголовной организованной экономической преступностью постоянно развивающегося потенциала наших оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений. Как вы хорошо знаете, благодаря именно их усилиям сегодня раскрывается основная часть сложных, многоэпизодных преступлений, выявляются глубоко законспирированные криминальные связи, пресекаются замышляемые преступления, в том числе и по линии борьбы с терроризмом.
Основным источником террористической угрозы на сегодняшний день остаётся деятельность бандформирований в Северо-Кавказском регионе. Подробно о ситуации в Южном федеральном округе и мерах по её стабилизации доложит заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал Еделёв. Отмечу лишь, что с созданием национального антитеррористического комитета и оперативного штаба была обеспечена эффективная координация деятельности правоохранительных органов и специальных служб, прежде всего по предупреждению террористических актов и выявлению лиц, причастных к их подготовке. В результате принятых мер деятельность банд подполья утратила признаки широкомасштабного и скоординированного вооружённого противостояния, что стало возможным благодаря и растущему профессионализму сотрудников органов внутренних дел МВД Чеченской, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик, Дагестана и Северной Осетии–Алании.
Всего на территории Российской Федерации в прошедшем году совершено 48 террористических актов, что в 2,5 раза меньше, чем в 2006 году. Самоотверженными действиями сотрудников милиции и внутренних войск на Северном Кавказе предотвращено 78 диверсионно-террористических актов, направленных на дестабилизацию обстановки в Южном федеральном округе.
Определённая работа проводилась и по подрыву финансовой базы терроризма, для чего реализованы мероприятия, направленные на выявление объектов экономики, подконтрольных этническим преступным группировкам. В результате принятых мер возбуждено 80 уголовных дел экономической направленности, приостановлена деятельность девяти предприятий, у пяти отозваны лицензии.
В качестве примера оперативной работы в этом направлении приведу совместную с Федеральной службой безопасности разработку, в результате которой в прошедшем году задержаны и привлечены к уголовной ответственности лидер и 15 активных участников организованного преступного формирования, которые специализировались на незаконном изготовлении поддельных денежных знаков с целью финансирования и дестабилизации обстановки в Республике Дагестан.
Ликвидированы три подпольных цеха по производству фальшивых денежных знаков и ценных бумаг. Из незаконного оборота изъято более 50 миллионов рублей и три миллиона долларов, четыре клише для изготовления денежных знаков и около 50 единиц оргтехники.
Совместно с Федеральной службой безопасности, Минтрансом и Генеральной прокуратурой Российской Федерации осуществлены мероприятия и по повышению антитеррористической защищённости объектов транспортного комплекса. В результате не допущено фактов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, захвата воздушных судов, а также террористических актов и диверсий на данных объектах.
Всем присутствующим известно, что терроризм – это крайняя форма проявления экстремизма. В прошедшем году было зарегистрировано 356 преступлений экстремистской направленности, что на одну треть больше, чем в 2006 году. Столь значительный рост связан, во‑первых, с тем, что общество стало осознанно понимать опасность терроризма и более остро реагировать на его проявления. И, во‑вторых, значительно возросло качество формирования доказательственной базы по фактам экстремистской деятельности, что позволило на четверть увеличить число раскрытых преступлений.
Однако, уважаемые коллеги, прошу обратить внимание на ещё значительный остаток нераскрытых преступлений данной категории. И в этой связи в региональных программах профилактики преступлений и иных правонарушений нам необходимо предусмотреть мероприятия по устранению причин и условий зарождения экстремизма.
Особая ответственность в решении этих задач, безусловно, ложится на подразделения по борьбе с организованной преступностью. В истекшем периоде были внесены изменения в критерии оценки деятельности данных подразделений. Эффективность их работы теперь определяется, исходя из количества привлечённых к уголовной ответственности лидеров и участников организованных преступных формирований за совершение квалифицированных составов преступления. За прошедший год раскрыто 34,8 тысячи преступлений, совершённых организованными группами и преступными сообществами, что на 15 процентов превышает данный показатель 2006 года. Прекращена деятельность 11,5 тысячи участников организованных групп, которые изобличены в совершении 33,1 тысячи тяжких и особо тяжких преступных деяний, в том числе в 99 случаях в похищении людей, в 319 – фактах бандитизма и ряда других преступлений. Ликвидировано 67 организованных преступных формирований, из‑под криминального контроля выведено 149 объектов экономики. В целом борьба с организованной преступностью приобрела более наступательный, целенаправленный и комплексный характер.
Вместе с тем принимаемые органами внутренних дел меры ещё неадекватны угрозам, исходящим от организованной преступности в различных сферах социально-экономической жизни общества. В этой связи нам необходимо лишить организованную преступность возможности контролировать крупные секторы экономики, топливно-энергетический комплекс, значимые бюджетные активы и экспортные операции. Для этого с учётом уже имеющихся наработок потребуется внести соответствующие изменения и в стратегию борьбы с наиболее крупными преступными формированиями и далее практиковать адресные специальные межведомственные операции на примерах, уже проведённых в прошедшем году в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Южном федеральных округах.
Нельзя недооценивать и опасность преступных структур, сформированных по этническому признаку и вовлечённых в такие наиболее опасные виды криминального промысла, как переброска нелегальных мигрантов, торговля оружием, контрабанда стратегических ресурсов и наркотических средств. Последний из перечисленных видов преступности – наркобизнес – является сегодня наиболее опасным проявлением, питающим криминальную среду и мотивирующим значительную часть противоправных деяний. Именно наркопреступления являются производными для сотен тысяч краж, грабежей и разбоев. В 2007 году системой Министерства внутренних дел выявлено 129,3 тысячи подобных преступлений, что составляет почти 60 процентов деяний данной категории, зарегистрированных правоохранительными органами страны. И наша активность по сравнению с предыдущим годом в этом направлении выросла почти на 10 процентов. В отчётном периоде сотрудниками милиции раскрыто почти три тысячи преступлений, совершённых членами организованной группы преступных сообществ наркодельцов, рост которых составил шесть процентов, выявлено 655 фактов контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, что составляет 43 процента выявленных всеми правоохранительными органами. Из незаконного оборота только по оконченным уголовным делам изъято почти 16 тонн наркотических средств.
Однако в целом, объективно оценивая реальные масштабы наркопреступности в стране, результаты на этом направлении признать удовлетворительными нельзя. Об этом свидетельствуют и выводы проверки Контрольного управления Президента Российской Федерации. В ближайшее время будет утверждён план-график устранения недочётов в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, выявленных в ходе этой проверки. Прошу руководителей МВД, ГУВД и УВД взять его исполнение под личный контроль и принять активное участие в работе комиссии Государственного антинаркотического комитета в субъектах Российской Федерации.
При этом необходимо учитывать, что специфика наркопреступлений, состоящих в тесной связи с общеуголовной преступностью, требует от органов внутренних дел уделять пристальное внимание выявлению этих деяний в ходе каждодневной работы. Задача эта относится ко всем подразделениям Министерства внутренних дел, так как последствия наркобизнеса затрагивают наиболее чувствительные сферы жизнедеятельности нашего государства, такие как здоровье и потенциал нации, общеуголовная преступность, нелегальная миграция и экономические отношения.
И здесь, говоря о состоянии защищённости экономики от преступных посягательств, необходимо отметить, что подразделениями Министерства внутренних дел выявляется более 95 процентов всех преступных посягательств экономической направленности, что составляет 439,7 тысячи зарегистрированных преступлений. Материальный ущерб от них только по оконченным уголовным делам составил почти четверть триллиона рублей.
Возросла выявляемость и налоговых преступлений, рост которых составил 2,7 процента. В прошлом году выявлено 20,5 тысячи таких преступлений, сумма причинённого ущерба от которых составила более 105,8 миллиарда рублей.
Более эффективно проводились и комплексные межведомственные оперативно-профилактические мероприятия во взаимодействии с субъектами оперативно-разыскной деятельности. Только в ходе операции «Нефть» возбуждено 469 уголовных дел. Установленный материальный ущерб составил почти полмиллиарда рублей.
Совместно с Пограничной службой ФСБ и ФТС России проведена специальная операция «Тайфун-2007» по защите водных биоресурсов страны. За нарушения задержано 26 судов. Эти результаты и результаты мероприятий, проведённых в шести федеральных округах, показывают, что скоординированный межведомственный подход является эффективным методом, позволяющим вскрывать глубинные проблемы борьбы с преступностью в регионах. И подобная практика должна быть основой проверочных и контрольных мероприятий, исключающих дублирование и необоснованное расходование бюджетных средств. И в этой связи во исполнение поручения Президента по формированию сводного плана контрольных мероприятий Российской Федерации мы уже приступили к разработке дополнительных мер по упорядочению контрольной деятельности.
Успешно развивается и международное сотрудничество по линии экономики. МВД России совместно с ФБР США проведена операция по пресечению деятельности международного организованного преступного сообщества, состоящего из более чем 40 граждан России и США и имеющих обширные связи на территории Южной Кореи и Японии. Ими контролировались свыше 20 рыбодобывающих предприятий, ущерб от их преступной деятельности составил более 11 миллиардов рублей.
В текущем году приоритетное внимание необходимо уделить пресечению криминальных посягательств в стратегических отраслях экономики, прежде всего в борьбе с незаконным оборотом древесины. Здесь в течение 2007 года только подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями выявлено 4,1 тысячи преступлений, половина из которых совершены в крупном и особо крупном размере. Причинённый ущерб по оконченным уголовным делам в этой сфере составил 3,1 миллиарда рублей. Данные вопросы в октябре прошлого года предметно рассмотрены на заседании коллегии Министерства, по результатам которой направлены предложения в Правительство Российской Федерации о внесении изменений в Уголовный кодекс и Кодекс административных правонарушений, предусматривающие ужесточение административной и уголовной ответственности за данные правонарушения.
Особое значение имеет и повышение уровня организации борьбы с легализацией доходов, добытых преступным путем. В 2007 году выявлено более девяти тысяч преступлений, связанных с отмыванием денежных средств. Прирост составил 13,5 процента. Здесь необходимо отметить, что эксперты ФАТВ, проводившие в августе–ноябре 2007 года третий раунд оценки российской системы борьбы с отмыванием преступного дохода и финансированием терроризма, признали принимаемые органами внутренних дел меры адекватными.
Учитывая важное международное значение, необходимо обеспечить принятие и комплексных мер по противодействию незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, где за истекший год на 8,7 процента больше выявлено преступных деяний, связанных с нарушением авторских и смежных прав. Пресечена незаконная деятельность четырёх лицензионных и 14 подпольных производств продукции на оптических носителях информации, а также 28 подпольных цехов. Изъято более 7,7 миллиона единиц контрафактных дисков. По материалам проверок возбуждено две тысячи уголовных дел. В текущем году прошу не снижать активности в этом направлении борьбы с преступностью, во многом определяющей авторитет нашей страны на международном уровне.
В приоритетном порядке необходимо обеспечить и сохранность бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Достойное жилье – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», а также федеральных целевых программ. И здесь следует подчеркнуть, что выстроенная президиумом Совета по национальным проектам и органами внутренних дел система многоуровневого контроля существенно затруднила возможности любых злоупотреблений по реализации национальных проектов.
Уважаемые коллеги! Выполняя поставленные задачи, мы не должны вмешиваться в экономические отношения, в разрешение хозяйственных споров. Мы с вами должны защищать экономику. Экономическая безопасность нашей страны напрямую связана и с уровнем коррупционной напряжённости, на что неоднократно обращал внимание Президент Российской Федерации, отмечая, что коррупция стала одной из главных социальных и политических проблем.
Следует отметить, что в последние годы деятельность органов внутренних дел по пресечению коррупционных проявлений в системе государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления заметно активизировалась. В МВД России принята комплексная программа по усилению борьбы с коррупций на 2007–2008 годы. Для её реализации сформированы специализированные рабочие группы, на которые возложены задачи организации, координации и контроля деятельности органов служб и подразделений в сфере борьбы с коррупцией. Количество преступлений коррупционной направленности, выявленных подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями, в 2007 году увеличилось на 8,4 процента. На 9,1 процента возросло число привлечённых к уголовной ответственности за совершение данных деяний. Также наблюдается тенденция увеличения и выявленных фактов взяточничества на 5,3 процента, а это составляет более девяти тысяч преступлений, к уголовной ответственности по которым привлечено свыше четырёх тысяч человек, что на 13,3 процента больше, чем в прошедшем году.
Повышение эффективности борьбы с коррупцией во многом зависит и от роста профессионализма оперативного состава, о чем свидетельствует высокий должностной уровень изобличённых в последние годы коррупционеров. За получение взяток в крупных размерах задержаны в Архангельской области депутат городского Совета, в Тверской области – группа депутатов городской Думы, в Приморском крае – заместитель главы администрации города Владивостока, в Нижегородской области – глава администрации одного из районов, в Республике Саха (Якутия) – заместитель мэра города Якутска, в Орле – группа должностных лиц администрации города. А вот в городе Красноармейске Московской области задержаны с поличным при получении взятки в размере 18,7 миллиона рублей за выдачу разрешения на строительство глава администрации и руководитель торгово-промышленной палаты. Можно привести и ряд других примеров, но надо признать, что результаты нашей деятельности ещё не отражают реальных масштабов коррупции в нашей стране.
В этом направлении имеется много изъянов, и для их устранения требую активизировать борьбу на всех этажах власти, используя при этом полный арсенал имеющихся сил и средств и методов оперативно-разыскной деятельности. Мы с вами должны понимать, что борьба с коррупцией эффективна только тогда, когда она ведется по всему фронту и не оставляет места ни мелким, ни крупным злоупотреблениям, так как именно безнаказанность за коррупцию сегодня выступает основным катализатором роста этого вида преступности. Поэтому данное направление должно быть предметом постоянного внимания руководителей МВД, ГУВД и УВД и вестись на системной и программной основе. Помимо выявления и пресечения преступлений данной категории мы должны принимать комплексные меры, которые должны быть прежде всего направлены на устранение причин и условий этих явлений.
Завершающим этапом борьбы с преступностью, по результатам которого граждане России оценивают нашу деятельность, является расследование преступлений. В прошедшем году существенно обновилась правовая основа процессуальной деятельности в части увеличения объема полномочий руководителей следственных органов. Основным их содержанием стала направленность на обеспечение эффективного управления процессуальной деятельностью и поддержание должного уровня взаимодействия с органами прокуратуры.
В результате принятых мер в прошлом году снизился удельный весь прекращённых дел, уменьшились сроки расследования преступлений, сократилось число реабилитированных лиц на стадии предварительного следствия, а также оправданных судами, в том числе и необоснованно содержащихся под стражей. Возросло и количество дел, направленных в суд.
Впервые за последние несколько лет на 20 процентов снизилось количество уголовных дел, приостановленных в связи с неустановлением обвиняемых лиц. Более эффективной стала работа следственного комитета при МВД России по расследованию организованной преступной деятельности, силами которого закончен ряд уголовных дел о преступлениях, имеющих повышенное общественное значение. В суд направлен ряд значимых уголовных дел о преступлениях, совершённых организованными преступными формированиями.
Завершено расследование преступной деятельности группы лиц, в промышленных масштабах производивших контрафактные лекарственные препараты. Изъято более 200 тонн продукции на сумму почти 70 миллионов рублей. Кроме того, Следственным комитетом расследуются уголовные дела о коррупционных проявлениях, о хищениях в сфере водных биоресурсов, о незаконной банковской деятельности по обналичиванию денежных средств, а также в отношении крупных рейдерских группировок и защите интеллектуальной собственности.
В текущем году необходимо продолжить реализацию мер, направленных на обеспечение качества, полноты и объективности расследования уголовных дел, сосредоточив усилия на оказании практической и методической помощи следственным подразделениям, состоящим на особом контроле и работающим в сложной криминальной обстановке.
Значительный вклад в обеспечение раскрытия и расследования преступлений вносят экспертно-криминалистические подразделения. Их деятельность способствовала созданию объективной доказательной базы более чем по 70 процентам всех расследованных преступлений.
С 2005 года осуществлялась работа по внедрению новейших достижений науки и укреплению технической оснащённости. За указанный период создано более 200 новых лабораторий по различным видам экспертных исследований, из них только в прошлом году – 55. С введением в 2007 году пяти автоматизированных комплексов ДНК-анализа завершено формирование лабораторий такого типа в 34 регионах Российской Федерации. В результате количество выполненных экспертиз увеличилось почти в три с половиной раза. При этом эффективность поиска и доказывания вины преступников, совершивших особо опасные преступления, повысилась почти в три раза. Мы и впредь будем уделять повышенное внимание внедрению передовых достижений в деятельность наших экспертных подразделений.
Комплексного государственного подхода требует и проблема обеспечения безопасности дорожного движения. Этому вопросу в конце прошлого года было посвящено специальное заседание коллегии Министерства, на котором выработаны первоочередные меры обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в рамках федеральной целевой программы на 2006–2012 годы. В 2007 году завершился её первый этап, в ходе которого проводились мероприятия по формированию научных, организационных и законодательных основ системы безопасности дорожного движения. В целях создания благоприятных условий для реализации программы со всеми субъектами Российской Федерации заключены соглашения о сотрудничестве. Министров и начальников ГУВД и УВД прошу проявить максимум внимания к реализации региональных программ, инициировать работу органов власти по проектным, финансовым и организационным мероприятиям.
В минувшем году по инициативе МВД России разработан федеральный закон о внесении изменений в Уголовный кодекс и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Началось широкомасштабное внедрение систем видеонаблюдения на дорогах страны. К 1 июля текущего года в 17 субъектах Российской Федерации будет создано 500 зон видеоконтроля и фиксации нарушений правил дорожного движения.
Принимаемые меры позволили в истекшем году на 14,6 процента снизить количество дорожно-транспортных происшествий с особо тяжкими последствиями, а также число погибших и раненных в них людей соответственно на 12,8 и 20,9 процента. Меньше зарегистрировано и дорожно-транспортных происшествий, совершённых водителями в состоянии опьянения, – на 8,4 процента. Сократился и детский дорожно-транспортный травматизм. Количество погибших детей уменьшилось на 12,5 процента, а раненых – на 3,9 процента.
Вместе с тем обстановка на дорогах страны остается напряжённой. Её стабилизация зависит, с одной стороны, от улучшения состояния дорожно-транспортной инфраструктуры и пропускной способности, с другой – от повышения качества подготовки водителей, формирования чувства социальной ответственности, культуры и правового сознания участников дорожного движения. При этом действия сотрудников милиции должны быть профессиональными, открытыми, справедливыми и, что самое важное, доступными для общественного контроля и понятными для наших граждан.
В рамках второго этапа федеральной целевой программы нам предстоит обеспечить реализацию основных капиталоёмких мероприятий, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние безопасности дорожного движения и обеспечивающих достижение ожидаемых результатов. Для этого потребуется обеспечить координацию работы всех соисполнителей программы, а также контроль за эффективным использованием выделяемых на неё финансовых средств.
Важное значение в деятельности Министерства внутренних дел занимали вопросы миграции. Вступление в силу ряда федеральных законов, упростивших порядок приобретения правового статуса иностранных граждан, правила постановки на миграционный учёт и процедур получения разрешения на право трудовой деятельности повлекли за собой увеличение числа желающих легализовать своё пребывание в нашей стране. В прошлом году на миграционный учёт поставлены почти восемь миллионов человек. Это около 64 процентов иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране, которые получили соответствующее разрешение. В 3,7 раза возросло число обращений за получением разрешения на временную трудовую деятельность, осуществлено более 600 тысяч проверок объектов, на которых используется труд иностранных работников. К административной ответственности привлечено почти 166 тысяч работодателей. Сумма наложенных административных штрафов составила более 4,6 миллиарда рублей. Почти наполовину сократилось и число выдворенных за нарушение миграционного законодательства с территории Российской Федерации, а также более чем на треть снизилось количество возбуждённых уголовных дел по фактам организации незаконной миграции.
В 2007 году началась реализация государственной программы и по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. В истекшем году в Российскую Федерацию прибыло 763 участника государственной программы совместно с членами их семей. В уполномоченных органах за рубежом принято около 6000 анкет на участие в ней и выдано 646 свидетельств участника программы. В 2007 году оформлено более 135 тысяч загранпаспортов нового поколения, содержащих биометрические данные, полностью соответствующих международным стандартам в рамках ИКАО ИСО. В настоящее время стоит задача по дальнейшему тиражированию системы и организации приёма документов не менее чем в 550 объектах ведомственного сегмента, на которых планируется выдать более одного миллиона паспортов.
В текущем году необходимо продолжить совершенствование государством миграционной политики, теснее увязывая её с насущными задачами социально-экономического развития нашей страны.
Особую роль в обеспечении общественной безопасности и правопорядка в России выполняли внутренние войска. Задачи, поставленные директивами МВД России и Национальным антитеррористическим комитетом, выполнены в полном объёме. Принятые организационные и практические меры позволили поддерживать внутренние войска в высокой степени боевой готовности и усилить их антитеррористическую составляющую служебно-боевой деятельности. В отчётный период возросла их техническая оснащённость, что позволило поддерживать укомплектованность вооружением на уровне 100 процентов, бронетанковой техникой – на уровне 87 процентов и автомобильной техникой – на уровне 88 процентов.
В соответствии с федеральной целевой программой полностью переведена на контрактный способ комплектования 46-я бригада оперативного назначения, дислоцированная в Чеченской Республике на постоянной основе, и четыре отряда специального назначения. В установленные сроки завершено преобразование округов внутренних войск в региональные командования. Значительный вклад внесли внутренние войска и в выполнение задач по борьбе с терроризмом, экстремизмом в Северо-Кавказском регионе. Проведённые совместно с ФСБ России и воинскими частями Вооруженных Сил специальные комплексные и оперативно-профилактические операции позволили исключить совершение бандподпольем скоординированных крупномасштабных диверсионно-террористических актов в Южном федеральном округе.
В центре пристального внимания находились и объекты особой важности, и предприятия повышенной опасности, на которых совместно с ФСБ России проведены комиссионные обследования в 62 таких объектах на предмет их антироссийской устойчивости и оптимизации штатной численности войсковой охраны.
Принято участие и в проведении оперативно-тактических учений «Форпост-2007», «Атомзащита» и «Атом-2007» в Уральском, Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, на которых была подтверждена готовность подразделений внутренних войск к отражению террористических атак.
Объём и сложность задач, стоящих перед Министерством, требуют и дальнейшего улучшения работы в сфере кадров. Сегодня практически во всех службах и подразделениях наметилась тенденция укрепления профессионального ядра. В 2007 году число принятых в органы внутренних дел на 24,6 тысячи человек превысило число уволенных, снизился отток кадров по отрицательным основаниям, увеличилась доля сотрудников, проработавших в органах внутренних дел свыше десяти лет.
Значительные усилия были сосредоточены и на совершенствовании системы профессиональной подготовки кадров, для чего разработана ведомственная целевая программа реформирования системы работы с кадрами и профессионального образования МВД России на период до 2011 года. Внедряется сегодня и система дистанционного обучения, в рамках которой уже работают 30 МВД, ГУВД и УВД, 13 образовательных учреждений и 12 учебных центров.
Однако сегодня нам нужны не только профессионалы, но и прежде всего люди с высокими морально-нравственными качествами. В этой связи с 1 февраля 2007 года вступил в силу приказ МВД России о комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел, что способствовало изменению морально-психологического климата в коллективах и более целенаправленной работе с молодыми работниками. В решении этих задач проявляют активность и участвуют ветеранские организации. В настоящее время в органах внутренних дел функционируют более 4176 ветеранских организаций, объединяющих свыше полумиллиона человек. Почти 70 тысяч ветеранов участвуют в практической деятельности органов и подразделений внутренних дел, и при их участии в прошлом году раскрыто почти 17 тысяч преступлений, свыше 23 тысяч из них являются наставниками молодых сотрудников, а более 14 тысяч шефствуют над несовершеннолетними. И мы в дальнейшем рассчитываем, что инициативы ветеранского движения и далее будут обеспечивать связь между поколениями, бережно поддерживая и приумножая многолетний опыт милицейского искусства.
Соблюдению нравственных и этических норм сотрудниками органов внутренних дел способствовала и деятельность подразделений собственной безопасности. Благодаря профилактической направленности принимаемых мер во взаимодействии с кадровыми подразделениями предотвращено более 3,6 тысячи правонарушений сотрудниками органов внутренних дел.
Уважаемые коллеги! Есть и ещё одна важная тема, которая затрагивает здесь всех присутствующих, на которой хотел бы остановиться.
Сотрудники Министерства внутренних дел выполняют оперативно-служебные задачи с риском для жизни и здоровья. За мужество и героизм, проявленные при выполнении служебного и воинского долга, в прошедшем году 3940 наших сотрудников награждены государственными наградами, шестерым из них присвоено высшее звание – Героя России. К сожалению, не обошлось и без потерь. 468 сотрудников и военнослужащих внутренних войск погибли при исполнении служебных обязанностей, а ведь за каждым из них судьбы вдов, детей-сирот, престарелых родителей, потеря близких. Уделяя пристальное внимание заботе о семьях погибших, в истекшем году мы впервые за всю историю Министерства издали приказ, который утвердил организационное построение системы социальной работы с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы. В числе основополагающих принципов приказа заложен упреждающий мониторинг социально-экономического положения и психологического состояния семей погибших и инвалидов, переход от эпизодической к целостной, комплексной и согласованной многоуровневой ведомственной системе социальной работы и принцип личной ответственности руководителей за организацию этой важной работы.
Уважаемые коллеги! Знаю о том, что вы повсеместно уделяете этому вопросу особое внимание, требую ещё раз с учётом приказа рассматривать заботу о семьях погибших и инвалидах военной травмы не только как нравственный долг, но и как важный фактор укрепления морально-психологического состояния личного состава. Каждый сотрудник, посвятив свою жизнь нелёгкой и опасной профессии, должен быть уверен в том, что его семья не останется забытой в случае трагических обстоятельств.
Укрепление кадрового потенциала органов внутренних дел и повышение эффективности борьбы с преступностью нельзя рассматривать в отрыве от уровня материально-технического обеспечения и социальной защищенности личного состава. Федеральный бюджет МВД России в прошедшем году составил 303,7 миллиарда рублей, или больше, чем в 2006 году, на 43 миллиарда, рост составил 16,5 процента. За этими цифрами стоит увеличение денежного довольствия в истекшем году примерно на треть, развёртывание единой информационной и квалификационной систем органов внутренних дел, приобретение техники и новых образцов вооружения, специальных технических средств.
В отчётном периоде практически решены проблемы обеспечения подразделений горюче-смазочными материалами, оплаты коммунальных услуг и связи. В 2007 году проводилось поэтапное увеличение размера денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, составив в среднем 32 процента. В текущем году, как вы знаете, постановлением Правительства Российской Федерации №35 от 31 января 2008 году предусмотрено увеличение денежного содержания военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел с 1 февраля на 9 процентов, а с 1 октября 2008 года – ещё на 9 процентов.
Следующей составляющей бюджетных расходов является материально-техническое и ресурсное обеспечение. Устойчивое финансирование позволило довести уровень обеспеченности органов внутренних дел и внутренних войск до 85 процентов.
Подчеркну, что политика Министерства в рассматриваемой области основана на целенаправленном и активном осуществлении мероприятий по модернизации и техническому перевооружению. Объём финансирования закупок современных видов вооружений и военной специальной техники от общего объёма бюджетных ассигнований, выделенных МВД России в рамках гособоронзаказа на эти цели, возрос с семи процентов в 2005 году до 30 процентов в 2007 году и превысил три миллиарда рублей. Параллельно за данный период на снабжение была поставлена 341 единица новых видов вооружения, военной и специальной техники, из которых только в 2007 году принято на вооружение 137.
Особо необходимо отметить, что на качественно новый уровень поднята работа и по материально-техническому обеспечению специальных подразделений милиции, модернизации их мест дислокации и объектов инфраструктуры. Средняя обеспеченность отрядов милиции особого и специального назначения имуществом по основным видам номенклатуры повышена начиная с 2004 года в два раза и доведена до уровня 80 процентов. На их оснащение стали поступать самые современные образцы вооружения и техники, доля которых в общем объёме поставок возросла на 10–15 процентов. Дальнейшую работу по повышению эффективности специальных подразделений планируется осуществлять в рамках разрабатываемой концепции совершенствования их деятельности на период до 2010 года.
Продолжая работу по укреплению базового элемента системы органов внутренних дел, подразделений городского и районного звена, существенно увеличен начиная с 2005 года почти в два раза объём средств, выделяемых на их техническое оснащение, строительство и реконструкцию. Выделенные ассигнования за последние три года позволили построить 87 новых и отремонтировать почти треть всех городских и районных отделов внутренних дел.
В 2007 году также проведен и комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей в изоляторах временного содержания. За период с 2005 по 2007 год приведено в соответствие с требованиями федерального закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений 723 ИВС. От общего количества это составляет 33,3 процента, 42 из которых были построены заново. При этом в 2008–2009 годах планируется выделить ещё один миллиард рублей, который обеспечит ремонт и приведение в соответствие с международными стандартами ещё 530 изоляторов временного содержания, что позволит к концу 2009 года довести число изоляторов, соответствующих нормам международных стандартов, до 67 процентов.
В прошедшем году уделялось внимание и развитию деятельности авиации органов внутренних дел – парк, который сегодня составляет 25 вертолетов, один самолет и пять специальных авиационных комплексов. Кроме того, были утверждены основные направления развития авиации органов внутренних дел на 2008–2015 годы, а также поэтапный план их реализации. Завершён очередной этап реализации мероприятий программы в МВД России и создание единой информационно-квалификационной системы органов внутренних дел. В 2007 году закончены работы по созданию опорной сети ведомственной интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы, объединившей 83 МВД, ГУВД, ОВД по субъектам Российской Федерации. Кроме того, к ней подключены более тысячи территориальных подразделений органов внутренних дел в 34 столицах субъектов Российской Федерации и во всех городских, районных отделах внутренних дел шести регионов.
Закончена реконструкция 101 информационного центра МВД, ГУВД, ОВД и УВДТ на транспорте и оснащение их типовыми программно-техническими комплексами «ИБД-регион», которые позволяют интегрировать по всей стране 14 обязательным учётам и в режиме реального времени получать обобщенную информацию из оперативно-справочных, разыскных и криминалистических учётов. В истекшем году отработано более 85 миллионов запросов, рост составил 16 процентов от 42 тысяч зарегистрированных пользователей.
Завершено формирование и автоматизированных дактилоскопических информационных систем органов внутренних дел в Главном информационно-аналитическом центре и 80 информационных центрах МВД, ГУВД, ОВД. С использованием их установлено более 150 тысяч лиц, причастных к правонарушениям, рост составил 67 процентов, и более 10 тысяч неопознанных трупов, рост составил 15 процентов. Кроме того, в 85 подразделениях оперативно-разыскной информации криминальной милиции, МВД, ГУВД, УВД, 20 УВДТ на транспорте, 233 городских (районных) отделах внутренних дел развернута и функционирует система биометрической идентификации личности, и с её использованием установлена личность 30 тысяч лиц, причастных к совершению преступных деяний.
В социальной сфере актуальным для сотрудников милиции остаётся и жилищный вопрос. В 2007 году введено в строй 45 объектов жилищного назначения, приобретено более четырёх тысяч квартир, выдано 611 государственных жилищных сертификатов. В целом на фоне реализуемых субъектами Российской Федерации программ ипотечного кредитования, упорядочения работы по обеспечению жильём на уровне местных администраций общее количество нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников сокращено за три года на 25 тысяч очередников. И в текущем году мы продолжим работу по повышению качества социальных гарантий сотрудникам милиции, в том числе и в сфере медицинского обеспечения.
В целом бюджет 2008 года позволяет удовлетворить основные потребности в решении задач с преступностью, обеспечении общественного правопорядка и повышении уровня социальной защищённости личного состава Министерства внутренних дел.
Товарищи министры! Начальника ГУВД и УВД! Нашей главной ближайшей задачей является обеспечение правопорядка, законности и общественной безопасности в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации. Прошу проконтролировать исполнение приказа №1176 от 12 декабря 2007 года, который устанавливает основные принципы и утверждает план мероприятий по охране и поддержанию правопорядка на всех избирательных участках, усилению правоохранительного контроля в местах массового пребывания граждан и на объектах транспорта. Мы вместе с вами должны обеспечить необходимые условия для свободной и безопасной реализации избирательных прав граждан Российской Федерации.
Завершая своё выступление, хочу поблагодарить присутствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти за тесное и плодотворное сотрудничество, а также заверить Верховного Главнокомандующего, Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, в том, что поставленные перед органами внутренних дел и внутренними войсками задачи будут выполнены.
А.Еделёв: Товарищ Верховный Главнокомандующий!
В отчётный период оперативный штаб в Чеченской Республике, представляя структуру общегосударственной системы противодействия терроризму, выполнил поставленные Вами задачи: обеспечен конституционный порядок, безопасность граждан и укреплено доверие к государственной власти. Голосование за кандидатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации – яркое доказательство поддержки Вашего плана построения государства.
Уверенно реализуется программа «Нет следам войны». Жители республики получили более 250 тысяч квадратных метров жилья, 1 сентября открыли двери 465 школ, 12 новых детских садов, 6 объектов культуры и спорта, действует аэропорт. Созданы 1,5 тысячи рабочих мест, безработица снижена на 20 процентов. Первый вазовский автомобиль сойдет с конвейера в Чечне в мае текущего года, а это в перспективе ещё 8 тысяч рабочих мест.
Своевременно выплачиваются пенсии и пособия, компенсации за утраченные жилье и имущество получили 46 тысяч граждан. Окончательный список мы представим в апреле и завершим этот процесс.
Посетившие Чеченскую Республику десятки делегаций, иностранцы, члены правительств, общественные и правозащитные организации высоко оценивают масштабность преобразований. Полноценно функционируют все органы государственной власти и управления, работает Верховный Суд и все его районные звенья. Приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации 22 республиканских нормативных правовых акта. Органы внутренних дел, прокуратуры и Федеральной службы безопасности действуют слаженно и надёжно. О результатах работы подготовлено свыше 50 информаций. Данные нам оценки позволили повысить эффективность работы. Исполнены все поручения национального антитеррористического комитета и федерального оперативного штаба. Количество терактов в Южном федеральном округе снизилось более чем на две трети.
В Чеченской Республике допущено 11 терактов. Это много. В 2008 году мы сократим количество вылазок террористов. Обеспечена безопасность важных международных встреч и созданы условия для принятия Международным олимпийским комитетом решения о проведении Олимпиады в городе Сочи. Оказана практическая и методическая помощь в работе антитеррористических комиссий в Чеченской Республике, Ингушетии и Дагестане. Это содействие будет продолжено в этом году.
Согласованные мероприятия обеспечили контроль оперативной обстановки в Северо-Кавказском регионе, срыв террористических замыслов бандглаварей. Отлаженный механизм действий обеспечил ликвидацию 17 экстремистских групп. При оказании вооружённого сопротивления нейтрализовано 28 главарей и 164 бандита. Задержано свыше 700 участников и пособников незаконных вооружённых формирований, в отношении которых проводятся следственные и оперативно-разыскные мероприятия. В итоге число бандгрупп сократилось более чем на треть, а количество бандитов на территории Чеченской Республики мы оцениваем до 440. Мы строим оперативно-разыскную работу по их кратному уменьшению.
В 2007 году на новый уровень вышло сотрудничество с правоохранительными органами стран СНГ. В частности, с МВД Азербайджана вскрыта преступная сеть, длительно действовавшая в наших странах и готовившая резонансные теракты. В первом квартале 2008 года нам необходимо открыть представительство МВД России при МВД Республики Азербайджан.
Важным направлением работы оперативного штаба в Чеченской Республике явился подрыв ресурсного потенциала бандитизма. Ликвидировано более тысячи баз, стоянок и тайников с оружием и боеприпасами, три их подпольных производства, изъято 1500 единиц вооружения, две тонны взрывчатых веществ, сотни тысяч боеприпасов, обезврежено свыше 300 самодельных взрывных устройств. На итоговых совещаниях во всех территориальных органах внутренних дел, включая глав по Южному федеральному округу, повышены требования к организации работы по изъятию незаконно хранимого оружия.
Уверенность населения в республиканской власти обеспечить безопасность личности сформировала твердую мотивацию у законопослушных граждан на избавление от нелегально хранимого оружия. В Дагестане с ноября прошлого года сдано на возмездной основе более 200 единиц оружия, 2500 мин, снарядов и гранат, 134 тысячи боеприпасов, 300 килограммов взрывчатых веществ. Стоило это четыре миллиона рублей.
Проводимые оперативно-разыскные мероприятия стали нести наступательный и адресный характер. Позвольте назвать особо отличившихся. Среди них Министр внутренних дел по Республике Дагестан генерал-лейтенант милиции Магомет Агиров, по Чеченской Республике – генерал-лейтенант милиции Алханов, по Республике Северная Осетия–Алания – генерал-лейтенант милиции Аренин, начальник ГУВД по Ростовской области генерал-лейтенант милиции Белозёров и другие.
Руководством МВД и ФСБ России в слабом звене – МВД по Республике Ингушетия – укреплен кадровый состав. На ключевые должности назначены лучшие сотрудники из других субъектов. События 26 января текущего года подтвердили приобретение Министерством рабочих качеств.
В МВД по Чеченской Республике завершено становление районных и городских органов внутренних дел, сложился коллектив профессионалов-единомышленников, которым раскрыто свыше 4700 преступлений. Раскрываемость особо тяжких преступлений превысила общероссийский уровень, а таких деяний, как терроризм, – 93 процента, бандитизм – 81 процент.
В минувшем году к охране общественного порядка в республике приступили 237 выпускников образовательных учреждений. Это новое пополнение молодых сотрудников укрепляет убеждённость в будущем Чеченской Республики в составе России. С помощью ФСБ России нам необходимо очиститься от остатков предателей и снять подозрение с сотрудников, кровью и мужеством доказавших свою преданность Отечеству.
Неукоснительно реализуется комплексная программа по борьбе с похищением людей и розыску пропавших без вести на 2006–2010 годы. Возбуждено 58 уголовных дел о похищении 71 человека, из них 40 – по фактам похищения 50 лиц, совершённых в период сепаратистского режима. Достигнутые позитивные результаты в борьбе с похищением людей получили положительную оценку российских и международных организаций, в том числе представителей Совета Европы по правам человека, Еврокомиссии в Российской Федерации.
Руководитель антитеррористической комиссии Кадыров лично участвует в выводе из бандгрупп молодёжи и возврату к мирной жизни. Из числа боевиков явку с повинной оформили 154 человека, на контроле оперативного штаба и прокуратуры находятся вопросы возможного участия в тяжких преступлениях, дальнейшего трудоустройства и социальной адаптации бывших членов НБФ.
Угрозу правопорядку представляют всё ещё действующие международные террористы-координаторы. В тесном взаимодействии с ФСБ России работа по их нейтрализации будет активизирована. Для подрыва авторитета бандлидеров подготовлены сотни материалов информационной программы и текущие выпуски новостей. В документальных фильмах «Кавказские пленники» и «Горные крысы» раскрыта истина, уголовно-преступная сущность и причастность к похищениям людей дудаевско-масхадовского режима. У бандитов и их связей за рубежом это вызвало злобную реакцию и агонию. Мы не боимся их угроз и расправы и верны долгу и закону.
Руководством Чеченской Республики в страны, где проживают беженцы из Чечни, направляются представители по склонению соплеменников к добровольному возвращению. Сегодня мы оказываем поддержку руководству республики в получении молодёжью достойного образования, ведении здорового образа жизни и вовлечении к занятиям спортом.
Многие сотрудники правопорядка и военнослужащие отмечены государственными наградами. На примерах проявленного героизма и самоотверженности мы воспитываем будущее поколение великой России. Разрешите высказать слова благодарности всем сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим Министерства обороны, ФСБ России и других федеральных структур за их ратный труд, за смелость и мужество.
С учётом сложившейся оперативной обстановки усилия оперативного штаба в Чеченской Республике будут направлены на ликвидацию ядра банддвижения, перекрытие каналов пополнения материально-технических ресурсов, перегруппировку специальных сил и средств под задачи в соседних с Чеченской Республикой субъектах, упреждение и срыв планов бандглаварей на проведение резонансных терактов, выявление и предупреждение фактов коррупции в республиканских органах власти и управления, активную информационную борьбу по дискредитации бандлидеров и их окружения, идеологии экстремизма и терроризма.
Товарищ Верховный Главнокомандующий, заверяю Вас, что оперативный штаб в предстоящий период обеспечит положительную динамику развития оперативной обстановки и безопасность выборов 2 марта Президента Российской Федерации.
Благодарю за внимание.
В.Путин: Информационное сопровождение деятельности на Кавказе, демонстрация фильмов и другой информации, конечно, крайне важны. Но думаю, что Вы погорячились, когда сказали, что демонстрация фильма вызвала агонию у лидеров бандформирований. Думаю, что агония, конечно, наступит. Но для того, чтобы это было свершившимся фактом, нужно решить экономические и социальные проблемы региона, нужно бороться с безработицей, нужно усиливать борьбу с террором нашими воинскими подразделениями и оперативными способами, средствами и методами. И нужно окончательно лишить этих подонков, как Вы правильно сказали, имея в виду террористов, какой бы то ни было поддержки местного населения. Это мы всё можем сделать. Мы на правильном пути, на самом деле все эти процессы запущены, они происходят.
И Министр в своём докладе, и я во вступительном слове упоминали о трагедиях, с которыми мы каждый год сталкиваемся на дорогах. На самом деле не вижу там больших изменений к лучшему. Конечно, есть вещи объективного характера. Если мы посмотрим, что делается на дороге «Дон» в летнее время (это дорога, которая идёт из Москвы на юг страны) или круглый год то же самое происходит между двумя нашими крупнейшими мегаполисами – Москвой и Петербургом, – где очень узкая дорога и плохое покрытие, а поток тяжёлых автомобилей из Скандинавии, Финляндии просто огромный, идёт и днем, и ночью, то, конечно, мы понимаем, что эти объективные факторы влияют на состояние аварийности на дорогах в целом. Плюс ещё рост реальных доходов населения и увеличение количества транспорта в личном пользовании. Всё это объективные факторы, так же как и ряд других. Но есть и вещи, которые зависят напрямую от деятельности МВД. Если легко, за небольшие деньги, но без нужной подготовки получить права, а потом ещё гонять по улицам городов, понимая, что можно положить в права при проверке или при задержании тысячу или две, то тогда, конечно, мы никогда так не остановим количество погибающих на дорогах.
Хочу вам сказать, что на следующий год намечено 18-процентное повышение заработной платы в среднем по Министерству. Может быть, не так и много. Но с учётом того, что мы планируем инфляцию не больше 8,5 процента, то в целом заметная должна быть прибавка. И это ещё можно подумать, посмотреть. Может быть, можно поговорить и о более высоком повышении. В зависимости от доходов бюджета мы это в рабочем порядке можем рассмотреть.
Будем продолжать, конечно, и решение социальных вопросов. Будем и дальше работать над оснащением новейшими вооружениями, военной техникой подразделений, улучшать материальное благосостояние сотрудников и условия их работы в ГУВД, РУВД.
Выражаю вам слова благодарности за совместную работу в течение восьми лет, хочу поблагодарить вас за это: милиция всегда впереди, всегда на самых сложных участках, всегда под огнём критики, конечно. Тем не менее это самая массовая организация у нас государственная, которая на переднем крае борьбы с преступностью и в прямом контакте с населением. От вас очень многое зависит. Если кое‑что у нас позитивного происходит, это не без вашего участия. Спасибо вам за это.
Но в то же самое время очень рассчитываю, что, решая свои служебные, боевые задачи, в ближайшее время, в ближайшие годы вы сделаете всё возможное для того, чтобы улучшить внутреннее состояние, моральный климат в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, и сделаете всё для того, чтобы обеспечить законные права и интересы граждан Российской Федерации.
Спасибо большое. Успехов.