Т.Карякина: Тамара Карякина, служба занятости.
Владимир Владимирович, Вам привет от Тверской области.
В.Путин: Спасибо.
Т.Карякина: Мы тут под боком у Москвы и даже говорим: «Тверь – это в Москву дверь». И так случилось, что молодежь давным-давно узнала, как эта дверь открывается. А область стареет. У нас демография такова, что область – это бабушка на пенсии. Поэтому нам особенно видно, как важны и своевременны усилия по повышению пенсий, как важен любой позитив в улучшении медицинского обслуживания стариков. Надо успеть, это понятно.
Поэтому в связи с этим у меня вот к Вам какой вопрос: как лично Вы оцениваете человеческий потенциал поколения, уходящего уже от нас, старшего поколения, по сравнению с потенциалом нынешнего? Вам не кажется, что у нынешнего закваска не та?
В.Путин: Во‑первых, что касается сохранения сел и малых городов. Думаю, что только повышением пенсий и пособий мы эту задачу не решим. Нужно развивать сельскохозяйственное производство, развивать социальную сферу села, о чем мы недавно говорили на одном из выездных мероприятий. Нужно повышать доходы сельского населения. И это отдельная тема. Я думаю, что в последнее время ей уделялось достаточно много внимания. Будем не меньше уделять внимания и в будущем.
А что касается сравнения поколений, то могу сказать, знаете, это такой философский вопрос: кто‑то считает лучшим прежнее поколение, кто‑то худшим. На мой взгляд, изменения происходят очень медленно. За тысячелетие человек мало изменился. Меняются условия жизни. И в новых условиях люди проявляются по‑другому, так как старшие поколения не могли себя проявить, потому что они жили совсем в других обстоятельствах. Но я абсолютно убежден: главное, что у нас есть, – это национальный характер. Абсолютно убежден, что в этом смысле молодое поколение не отстает от старшего.
Но для того чтобы это доказать, мы должны сделать все, чтобы старшее поколение чувствовало себя комфортно в нашей стране. Поэтому мы и дальше будем наращивать усилия по совершенствованию пенсионной системы и создавать условия, повышающие благосостояние тех людей, которые отдали стране самые лучшие годы своей жизни и сделали все для того, чтобы она встала на ноги после разных периодов своей сложной истории. В этом вижу одну из первоочередных задач всех уровней власти, в том числе и задачу Президента.
Л.Васильева: Владимир Владимирович, я Васильева Лидия Михайловна из города Астрахани, возглавляю научно-производственный центр по осетроводству.
Нас, рыбников, очень беспокоит крайне тяжелое состояние в отрасли. За 10 лет штаб отрасли четыре раза реорганизовывался. Десять раз менялись председатели нашего комитета. Во время Вашего президентства мы рассчитывали, что в комитете будет наведен порядок. Но и за этот период времени четырежды сменился председатель нашего комитета. К руководству отрасли приходят непрофессионалы, люди, не знающие отрасль, и безграмотно руководят этой отраслью. Мы, рыбники, просто доведены, будем говорить, до отчаяния.
Последний шаг, который нас особенно беспокоит: сейчас ставится вопрос о приватизации научно-исследовательских, научных центров рыбной отрасли. Отдать в частную собственность те функции, которые должно решать государство, – я считаю, это окончательно развалить рыбную отрасль.
Я мало слышу из Ваших выступлений слов о рыбной отрасли. Очень хотелось бы, чтобы Вы обратили внимание на эту отрасль, особенно в это тяжелое время.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо Вам за вопрос.
Естественно, рыбная отрасль в первую очередь касается тех, кто там работает, поэтому такая реакция в зале. Между тем я хочу обратить внимание всех коллег, которые сегодня собрались здесь: вопрос очень серьезный. Он имеет общенациональное звучание, потому что средства там огромные, а результаты, когда они есть, они отражаются на реалиях нашей жизни, на жизни рядовых граждан. Если их нет, это тоже очень заметно. И Лидия Михайловна абсолютно правильно поставила вопрос. Это одна из проблем, которая до сих пор так и не решена. И кадровая чехарда имеет место, и принципиально вопросы Правительству не удалось отрегулировать так, как можно и нужно было бы это сделать с самого начала. Я надеюсь, что последнее решение, связанное с распределением квот и так далее, как‑то исправит ситуацию и повысит роль регионов в решении этих вопросов. Причем здесь тот случай, когда схоластически нельзя подходить с голыми формулами. Надо смотреть на реалии нашей жизни, на реалии жизни тех людей, существование которых зависит от функционирования отрасли. Но что касается приватизации научных заведений, то, должен сказать откровенно, я об этом пока ничего не слышал. Я обращу на это внимание.
Но, наверное, и Вы знаете, что так называемые научные квоты ловли на самом деле давно превратились в коммерческие. И если это наукообразие заключается только в том, чтобы те люди, которые сидят при этом, набивали карманы, то такие государственные учреждения не нужны.
Но если они занимаются реальной научной деятельностью, то это другое дело. Но в любом случае Правительство должно здесь навести порядок. Вот с этим я абсолютно согласен.
А.Аксенова: Владимир Владимирович, Владимир и Суздаль, Вы у нас бывали много раз.
В.Путин: Здравствуйте. Я помню.
А.Аксенова: Владимир Владимирович, пожалуйста, хотя бы несколько слов о Вашем взгляде на проблемы культуры. Их много.
В.Путин: Культура – это так же, как воздух: это основа нашей жизни, это то, на чем строится все здание нашей государственности. У нас, как я много раз говорил, многонациональное и многоконфессиональное государство, у нас уникальное богатство культуры. Я с трудом могу найти другую такую страну, где такое культурное богатство, как у нас. Поэтому здесь первое, что нам нужно сделать, – сохранить все, что у нас есть, сохранить это богатство, это наследие языковое, культурное и, конечно, преумножить. Здесь нужно подходить очень аккуратно ко всем процессам, которые происходят в этой сфере. Есть доходные сферы, и там, конечно, нужно развивать рыночные отношения, помогать развитию рыночных отношений. Но, как правило, сфера культуры требует особо внимательного отношения со стороны государства и поддержки со стороны государства. Средства, необходимые для решения этих задач, они будут предусматриваться в государственном бюджете и будут наращиваться.
Н.Беляев: Владимир Владимирович, Вы в своем выступлении остановились на развале, на распаде Советского Союза. Каково Ваше личное отношение к этому вопросу? И возможно ли, по Вашему мнению, в перспективе создание подобного государства?
Спасибо.
В.Путин: Николай Александрович, по моему глубокому убеждению, развал Советского Союза – это общенациональная трагедия огромного масштаба.
Я думаю, что рядовые граждане бывшего Советского Союза и граждане постсоветского пространства, стран СНГ, рядовые граждане, ничего от этого не выиграли – наоборот, люди столкнулись с огромным количеством проблем.
Что касается культурного своеобразия, вопросов языка, истории, вот то, о чем сейчас, собственно говоря, и спрашивала наша коллега, то их можно было решать на новой основе и в рамках единого государства, но сложилось иначе. Сегодня есть то, что мы имеем на данный момент.
Кстати говоря, и в тот период времени разные были мнения, разные были точки зрения, в том числе и у различных руководителей союзных республик. Например, Нурсултан Абишевич Назарбаев был категорическим противником роспуска Советского Союза и прямо об этом говорил, предлагая различные формы сохранения государства в общих границах. Но, повторяю, это в прошлом. Сегодня нужно смотреть на те реалии, в которых мы живем. Нельзя только оборачиваться назад и поругиваться по этому вопросу – нужно смотреть вперед.
Есть и определенные плюсы в том состоянии, в котором мы находимся. Я думаю, что от такого размежевания выиграли в основном элиты так называемые и часть, такая националистически настроенная часть в этих республиках. Но это состоялось, это принято народами этих стран, признано международным сообществом и самой Российской Федерацией. Это независимые, полноценные независимые государства, и нужно относиться к ним с уважением. С уважением – это значит признавать их законные интересы. И вот на этой почве здесь есть плюсы и для нас. Плюсы заключаются в том, что Россия должна перестать быть дойной коровой для всех и каждого. И, выполняя требование относиться ко всем нашим партнерам, учитывая их интересы, мы вправе потребовать такого же отношения к себе, чтобы все учитывали наши интересы, и на этой основе выстраивать новые отношения. Можем мы это сделать эффективно или нет? Я просто убежден, что можем. У нас для этого есть все: есть то, чего нет в других регионах мира, где также идут очень активно интеграционные процессы. Они ведь практически во всех регионах мира идут самым активным образом. У нас здесь Европа под боком, мы видим, что там происходит, но то же самое происходит и в Латинской Америке, и в Азии, везде. У нас в отличие от других регионов мира, если взять постсоветское пространство, есть явные преимущества: у нас есть язык межнационального общения, русский язык, на котором все говорят. У нас похожий менталитет, у нас общая история, у нас взаимопроникновение экономик, производств и личных связей просто на генетическом уровне, много смешанных браков и так далее. Это великолепная основа для строительства новых отношений интеграционного характера, которые, безусловно, пойдут на пользу как России, так и нашим партнерам по СНГ. Понимание этого процесса, важности этого процесса есть у наших партнеров. Надеюсь, что мы эти планы реализуем.
В.КАЛАШНИКОВ, Тюменская область: Владимир Владимирович, Вам за четыре года не успеть сделать все то, что Вы наметили.
В.Путин: Вы поможете – мы сделаем.
В.Калашников: Необходимо увеличить срок до семи лет.
Спасибо.
В.Путин: Я уже отвечал на эти вопросы и еще раз хочу подтвердить свою позицию. Конечно, это стремление к определенной стабильности, но такая стабильность может перерасти и в застой. Всегда можно найти аргументы, ссылаясь на которые можно беспредельно увеличивать срок пребывания у власти того или другого начальника, того или иного руководителя. Конечно, может быть, и пять лет было бы ничего, как‑то цифра более округлая. Думаю, что семь – это совсем многовато.
Если сегодня исполнять те обязанности, которые должен исполнять глава государства Российского, то, имея в виду огромное количество накопившихся проблем, работать нужно с полной отдачей сил. Если семь лет с полной отдачей вот так работать, с ума можно сойти, понимаете?
Есть и другая составляющая этой проблемы. Вы знаете, я сам думал тоже над этим, и получается, что мы хотим достичь стабильности путем подрыва Основного закона государства – Конституции. Как только начнем править Конституцию – это уже путь к какой‑то нестабильной ситуации. Вот стоит только начать – потом не остановиться будет. Поэтому лучше не трогать Основной закон государства и работать в тех рамках, которые те люди, которые работали над этим законом, заложили. Четыре года – не большой, но и не маленький срок. Два раза по четыре года если человек отработал нормально, люди это все равно поймут и оценят. Это будет восемь лет. И потом задача любого руководителя – тем более такого ранга – заключается в том, чтобы предложить обществу человека, которого он считает достойным работать на этом месте дальше. Если люди согласятся – значит, поддержат. И это будет продолжение того, что делается сейчас. Но в этом случае, даже если это человек достойный, опытный, все равно это другой человек, с ним приходят свежие люди, свежие идеи, свежие подходы к решению тех проблем, которые стоят перед страной. Это всегда в плюс.
А.МАГОМЕТОВ, ректор Северо-Осетинского государственного университета: Владимир Владимирович, Вы были у нас в университете, он Вам понравился – Бог даст, еще будете.
В.Путин: Спасибо.
А.Магометов: У меня такой вопрос, который, наверное, волнует очень многих ректоров, – это вопрос о филиалах центральных вузов и всяких других отделений на периферии. В настоящее время на Северном Кавказе есть небольшие города, где до 25–50 филиалов центральных высших учебных заведений. Мы не боимся конкуренции. У нас стабильно высокий проходной балл, нормальная конкурсная ситуация. Но дело в том, что эти филиалы мешают нам работать, мешают работать профессорам, преподавателям, которых они разрывают на части, то есть у преподавателя, работающего в университете, допустим, не остается времени на воспитательную работу, не остается времени на научную работу и подчас даже на нормальную семейную жизнь.
Нельзя ли что‑то изменить в законодательстве либо дать какие‑то возможности Министерству по этому вопросу. Допустим, совет ректоров, я, председатель совета ректоров – мы не даем нашего согласия. Аргументированно, объективно на заседании совета мы выносим решение, что здесь нам такой филиал не нужен, потому что эти специальности есть в одном вузе, в другом, третьем, четвертом – и тем не менее проходит какое‑то время, и появляется новая вывеска: филиал того или иного центрального вуза.
Спасибо.
Из зала: А зарплату поднимать не пробовали?
В.Путин: Что касается повышения зарплаты и конкуренции вот на этом рынке труда, то это вопрос, конечно, относящийся и к этой проблеме. Но в целом я об этом ведь говорил в своем выступлении, у нас как грибы растут всякие вузы и вузишки; качество подготовки низкое. Вот то, о чем Вы сказали, филиалы – где‑то они оправданны, где‑то нет. Выпускники тоже – я об этом также сказал: подавляющее большинство не работает по специальности, вообще непонятно, чем люди занимаются потом.
Эта сфера требует особого внимания со стороны государства, но это внимание не должно привести к исключительному зажиму всего и вся. Но определенный порядок здесь должен быть наведен. Мы недавно встречались в одном из академических институтов с членами Совета по науке при Президенте, там тоже об этом говорили. Есть определенные идеи, наработки, как нам развивать вообще систему образования. Это в принципе проблема развития системы образования. И согласен с Вами, что внимание государства и Правительства должно быть повышено. Вообще география распределения, количество высших учебных заведений, количество людей, которые готовятся по тем или иным специальностям, оно должно быть понятно Правительству. Здесь я с Вами согласен абсолютно.
А.КЛЕБЕШЕВ, ректор Калининградского государственного университета: Хотел бы задать вопрос, который бы не касался, наверное, образования.
Среди граждан России калининградцы, наверное, наиболее остро ощущают, что решение внутренних проблем очень тесно порой связано с внешнеполитическими процессами – и в том числе, мы видим, и с позициями наиболее развитых западных держав. В связи с этим у меня вопрос: на Ваш взгляд, наши сегодняшние союзники или партнеры: Америка, Англия, Франция – они нам вообще сегодня помогают идти по тому пути, о котором Вы говорили, или мешают? Создается впечатление, что многие нам не доверяют или нет такого желания у них.
Спасибо.
В.Путин: А почему нам должны помогать: мы что, инвалиды, что ли? Вы знаете, я уже тоже говорил об этом: в мире, конечно, есть силы, которые живут еще стереотипами «холодной войны». Должен сказать, что я это ощущаю, и, видимо, и у Вас сложилось такое ощущение; не случайно вопрос возник, я это ощущаю в практической работе.
Действительно, есть силы довольно мощные, которые просто не могут выбраться из этого «морозильника» и воспринимают нас до сих пор как каких‑то геополитических своих контрагентов. Но надо признать – знаете, у нас ведь в народе как говорят: «В чужом глазу мы соринку видим, а у себя бревна не замечаем», – у нас ведь тоже есть разные люди и разные политические силы, и экстремистски настроенные, и причем на высоком уровне публично высказывают те или иные мысли, в том числе и по международной проблематике, поэтому я бы не стал всех так причесывать под одну гребенку: есть разные люди, разные подходы. Мы должны искать союзников в цивилизованных странах. Мы должны растапливать этот лед недоверия, который, конечно же, сложился за 80 лет противостояния Советского Союза всему остальному миру. Надо набраться терпения. Надо действовать аккуратно, ни в коем случае не позволять тем, кто хочет поссорить нас с остальным миром (а такие есть, действуют специально), ни в коем случае не дать возможности себя спровоцировать на что‑то, на какие‑то действия. Но здоровые силы во всем мире и в развитых странах, в Европе, в Северной Америке, в Соединенных Штатах – в большинстве все‑таки, и они и есть наши партнеры. Мы и будем ориентироваться на работу вот с этими политическими силами в этих странах. И наша цель – чтобы Россия стала полноценным, полноправным членом международного сообщества сегодня.
Мы сделали достаточно много шагов по этому направлению, но, конечно, на этом пути нужно ни в коем случае не растерять наши собственные интересы. Это не значит, что мы должны все рассыпать и все карманы вывернуть – конечно, нет. Мы будем действовать последовательно, настойчиво, но очень аккуратно в этом отношении. И уверен, что такая сдержанная позиция будет иметь позитивное в конечном счете развитие, и мы поставленных целей в этом смысле достигнем.
Д.Козак: Еще вопросы? Пожалуйста.
К.АЧМИЗ, Республика Адыгея: Нам очень понравилась экономическая часть Вашей платформы. Россия – федеративное государство. Есть бюджетообразующие, есть и дотируемые регионы. Какова перспектива выстраивания межбюджетных отношений, какой она Вам видится? Неужели дотационные регионы и в новый Ваш период президентства будут дотационными?
Спасибо.
В.Путин: Межбюджетные отношения должны быть нацелены на то, чтобы стимулировать дотационные регионы к развитию своей собственной экономики. Насколько это удастся, это мы посмотрим в ближайшие годы. Но вместе с тем мы исходим из того, что, пока эти регионы нуждаются в поддержке федерального центра, это должно происходить. И Вы знаете, что я скажу: много раз в течение предыдущих лет я в разговоре с нашими коллегами, руководителями регионов Российской Федерации возвращался к этой теме. Так называемые регионы-доноры все время говорят: чего же мы будем платить, чего мы все будем отчислять? Здесь должна быть найдена золотая середина.
Конечно, если только отчислять у доноров и не создавать условий и стимулов для развития территорий, то это плохо. Но надо признать также и другое: так называемые регионы-доноры все‑таки накопили свои богатства либо производственные мощности за счет всей страны, в том числе и за счет граждан, которые проживают на тех территориях, которые сегодня нуждаются в поддержке. И поэтому есть только один способ перераспределения этих ресурсов – через федеральный бюджет.
Мы столкнулись за последние годы с тем, что неотрегулированными являются права и обязанности различных уровней власти: муниципального, регионального и федерального. На муниципалитеты свалили массу обязательств, не обеспечив реальными денежными ресурсами. Тот огромный пакет законов, часть которых была принята в Думе и часть сейчас еще дорабатывается (должны быть приняты другие законы, подтверждающие финансовые полномочия различных уровней власти), направлен на то, чтобы сделать самодостаточными муниципалитеты, регионы и федеральный центр. Это один из ключевых вопросов, который мы должны решить в самое ближайшее время.
Д.Козак: Коллеги, еще вопросы? Последние два вопроса. К сожалению, время неумолимо.
С.ХОРКИНА, двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике: Здравствуйте. На предстоящих Олимпийских играх в Афинах, как Вы думаете, Ваше мнение, что должна сделать олимпийская сборная России, чтобы быть первой по общему зачету медалей?
В.Путин: Побеждать так, как Вы это умеете делать. Я смотрел последние соревнования, видел, как Вы блестяще выступали. Я хочу Вас поздравить с этими блестящими выступлениями и надеюсь, что и другие наши спортсмены проявят характер, покажут, на что они способны, а Спортивный комитет, Правительство и я, если нужно, готовы сделать все для того, чтобы обеспечить подготовку сборной. Мы желаем Вам успехов.
Вопрос: Владимир Владимирович, Ваше видение национальной идеи, национальной миссии России в XXI веке?
В.Путин: Я уже говорил об этом. Можно собираться и дискутировать на эту тему сколько угодно. Вы знаете, я глубоко убежден: мы стоим перед очень серьезным вызовом времени: различные страны и регионы мира очень активно развиваются – если мы все время будем упоминать о своей тысячелетней истории и говорить о том, какие мы богатые природными ресурсами и какими умными мы являемся и почивать на этих лаврах, мы захиреем окончательно. Нам нужно быть конкурентоспособными во всем: человек должен быть конкурентоспособным, город, деревня, отрасль производства и вся страна. Вот это и есть наша основная национальная идея сегодня.
Пожалуйста.
Н.Корольченко: Я сельский учитель, директор школы, Подмосковье. Владимир Владимирович, Вы были в нашей школе, и для всех нас было очевидно, самое главное, Вы очень любите детей, в семье у Вас две дочери.
Владимир Владимирович, когда мы сможем в нашей стране создать такие условия, чтобы в наших семьях не боялись рожать трех, четырех детей, ведь в этом, наверное, прежде всего будущее нашей Родины?
В.Путин: Конечно. Это тоже одна из проблем – убыль, естественная убыль населения. Здесь много факторов: это и фактор Великой Отечественной войны, он до сих пор влияет соответствующим образом негативно; это также фактор начала 90-х годов. Есть такое понятие «горизонт планирования» – у человека, у страны, у региона, у города. И вот этот горизонт планирования расширяется по мере того, как человек ощущает себя в более или менее стабильной обстановке. Он может планировать на какую‑то более или менее длительную перспективу, что‑то рассчитать для себя и для своей семьи. Это не единственный, но достаточно важный фактор. Мы, конечно, не можем поступать так, как в других странах поступают. Допустим, в некоторых странах (не буду называть их) очень высокая рождаемость. Считается, что это связано с отсутствием пенсионной системы: в некоторых странах нет вообще никакой пенсионной системы, и наличие большого количества детей – это способ обеспечить себе более или менее приличную, достойную старость; и пенсионной системы там не было исторически. Но мы не можем вернуться в такое состояние, мы никогда этого не будем делать. У нас другое общество, другая страна, и мы должны искать другие современные способы повышения рождаемости. Но должен сказать, что самым главным из них является политическая, экономическая стабильность и выверенные решения в развитии экономики государства.
Я не случайно говорил о том, что нам нужен откровенный диалог общества и власти, потому что для того, чтобы быть эффективными и конкурентоспособными, надо принимать определенные решения. Нужно понять и честно сказать людям: это неэффективно, поэтому от этого надо избавляться; заменить нужно этим‑то, потому что последствия, мы рассчитываем, будут такие‑то и такие‑то.
Нужно, чтобы мы отходили от привычных стереотипов, в которых мы жили в условиях плановой системы. Они на первый взгляд являются красивыми, на самом деле – абсолютно неэффективными в современной экономике и в современном мире. И вот это нужно понять, объяснить, принять правильное решение и иметь волю для того, чтобы их довести до конца. И тогда люди почувствуют, что трясти перестало, что если даже сложно и тяжело, но понятно почему и понятно, когда это закончится и чем. Вот если такой ясный, понятный прогноз будет и будет такое поступательное развитие, которое мы имели хотя бы за предыдущие четыре года (а все‑таки согласимся, что рост валового внутреннего продукта, рост экономики очень значительный произошел за это время), вот если хотя бы так будет – чуть побольше нам еще нужно, – уверен, что и тенденции в сфере рождаемости будут позитивными.
Давайте все‑таки еще, здесь вот есть желающие. Пожалуйста.
С.ЗАЙЦЕВ, МПО «Машиностроение», директор объединенной дирекции космических аппаратов: Владимир Владимирович, сегодня безопасность России во многом зависит от существования ядерного щита. Всем нам известно, сколько сил, знаний и умений было положено на его создание. Сегодня в мире творится беспредел, разгораются региональные конфликты. Скажите, достаточное ли внимание Вы уделите тому, чтобы никто и никогда не смел поднять руку на нас?
В.Путин: Это один из ключевых вопросов – вопрос нашей безопасности. И должен сказать, что он волнует – прежде всего, конечно, должен волновать нас, – но он волнует, как это ни покажется странным, не только нас.
Во времена Советского Союза сам фактор Советского Союза, его мощи, прежде всего мощи его ядерных сил, – был серьезным стабилизирующим элементом: это был элемент баланса сил в мире. Сегодня ситуация изменилась кардинальным образом. Но в военно-стратегической сфере баланс все‑таки в определенной мере сохраняется, и он сохраняется благодаря достаточно развитым, мощным силам ядерного сдерживания Российской Федерации.
Мы, я в этом абсолютно убежден, не должны ни в коем случае вести себя таким образом, чтобы нас боялись в мире. Именно поэтому наши действия внутри страны и на международной арене должны быть понятными и прогнозируемыми. Мы должны становиться, как я уже говорил, отвечая на предыдущие вопросы, частью современного мира, частью цивилизованного мира, чтобы этот мир воспринимал нашу военную мощь как элемент безопасности на планете. Но это также значит, что мы должны поддерживать эту мощь, и мы обязательно будем это делать.
У нас есть планы развития Вооруженных Сил на ближайшее десятилетие. Каждый год решения, принимаемые в рамках этих десятилетних планов, проходят серьезное испытание при определении основных параметров и принятии решений по бюджету, текущему бюджету и бюджету на следующий год, но эти вопросы находились, находятся и будут находиться в центре внимания политического руководства страны.
Подтверждением тому являются и намеченные на самое ближайшее время учения сил ядерного сдерживания с участием других родов и видов войск Российской Федерации, которые должны состояться в ближайшее время и которые на протяжении длительного времени уже не проводились в силу отсутствия финансовых ресурсов и готовности к таким масштабным мероприятиям в военной сфере. Мы проведем их в ближайшее время и будем дальше проводить их на основе развития всех видов и родов Вооруженных Сил, в том числе и сил ядерного сдерживания.
Пожалуйста.
Д.Козак: Коллеги, последние два вопроса. Есть такое еще понятие, очень строгое, – график Президента. Пожалуйста.
Л.Рошаль: А может быть, Владимир Владимирович, если у Вас еще есть время, чуть посидите с нами – еще, может быть, вопросы, потому что разговор этот очень интересный, я неоднократно говорил: я лично получаю удовольствие от таких разговоров, когда глаза в глаза, это правда.
В.Путин: Спасибо большое, я тоже.
Л.Рошаль: Я понимаю, что внимание к сегодняшней встрече особое, ее ждет народ. Это первое фактически такое выступление. И если мы ничего с Вами не скажем по российскому здравоохранению, это будет неправильно. Хотелось бы Ваше видение дальнейшего развития российского здравоохранения, как Вы это все видите? Но то, что оно сегодня «опущено» так, как никогда, это все знают: то, что у нас на селе только 30 процентов работает врачей, тоже знают; то, что в поликлиниках 50 процентов не хватает врачей, тоже знают; то, что мы испытываем колоссальный не только кадровый голод, но мы испытываем финансовый голод по развитию и на селе, и на участках российского здравоохранения. И когда мы проводим какие‑то опросы, то народ прежде всего жалуется на то, в каком виде сегодня он получает здравоохранение.
Врачи, они работают, уходят в коммерческие структуры, отток такой есть, но основной костяк продолжает работать. И, конечно, хотелось бы еще один Вам вопрос задать в связи с этим. Ваше видение о переводе учителей и врачей в разряд служащих?
Спасибо.
В.Путин: Леонид Михайлович, вопрос один из важнейших, я его коснулся, но в самом общем виде. Думаю, что система здравоохранения, которая была создана в советские времена, – я внимательно следил в том числе и за теми дискуссиями, в которых Вы принимали участие, и здесь я с Вами согласен – была одной из самых лучших в мире, это факт. И мы должны сделать все для того, чтобы сохранить и определенные ключевые элементы этой системы, имея в виду, что ею пользуются все граждане. Это доступная система. А если вспомнить, что у нас еще почти 30 миллионов живет за чертой бедности, то платные медицинские услуги еще очень многим людям будут долгое время недоступны. И поэтому государство должно сделать все, чтобы, повторяю, ключевые элементы старой системы сохранить.
Вместе с тем – и это то, о чем я тоже уже говорил, – если все это находится в условиях рынка, то функционировать, как раньше, не может. Для того чтобы все функционировало, как раньше, нам нужно вернуть страну назад. Но ведь это невозможно. Поэтому нам систему здравоохранения, так же как и систему образования, нужно приспосабливать в тех элементах, где она с рынком сталкивается – а она сталкивается почти везде, – к новым условиям. И здесь возможны разные варианты: это и врачебная практика, организованная определенным образом, как Вы знаете, и так далее, и так далее. Нужно развивать систему платных услуг, но делать это аккуратно, конечно. И, разумеется, на данном этапе нужно наращивать просто прямое бюджетное финансирование этого вида деятельности. Хотя мне бы хотелось, чтобы учреждения наши медицинские, как я уже говорил неоднократно, получали деньги не за сам факт своего существования в природе, в городе или на селе, а за качество и количество оказываемых услуг – вот в чем, мне кажется, решение проблемы.
А что касается учителей, то в этом году мы только что приняли решение – с 1 января оно вступило в силу, – с тем чтобы поднять ряд вопросов в этой сфере на государственный уровень, на уровень региона Российской Федерации, по зарплате и по техническому оснащению школ. Вот это первый шаг. Мы посмотрим, как это будет функционировать, и исходя из этого сделаем выводы для принятия дальнейших решений.
Д.Козак: Еще один вопрос, коллеги. Один вопрос, пожалуйста.
В.Путин: Возьмите, пожалуйста, микрофон.
Вопрос: За последние четыре года в стране создана система, позволяющая решать вопросы в аграрном секторе, которые не решались десятилетиями. Только в нашей области тысяча комбайнов поступила по федеральному лизингу, на четверть обновлен парк.
Мой вопрос к Вам: будет ли впредь поддержка финансовая сельскому хозяйству увеличиваться адекватно тому, как богатеет наше государство? Раз.
И второе. Ваше отношение к идее создания пакета законов, позволяющих государству регулировать цены, участвовать в случае возникновения угроз, вот как с ценами на хлеб, – то есть разрушен был весь этот пакет законов, устранили государство. Нужно ли вернуться сегодня к этой теме и создать такой пакет?
В.Путин: Сразу могу сказать, что считаю, что нужно. Государство может рыночными механизмами воспрепятствовать экономически необоснованному, спекулятивному росту цен, может это сделать рыночными средствами, необязательно хватать и не пущать. Можно интервенции на рынке проводить, нужно биржи создавать соответствующие и так далее, это все можно, Правительство это знает, затягивает с принятием решения, но надеюсь, что это будет реализовано. Первое.
Второе, что касается поддержки каких‑то секторов экономики. В целом неправильно это – поддерживать один сектор в ущерб другому. Но надо иметь в виду, что на селе у нас проживает почти 40 миллионов, и в общем это люди, которые не только работают, но их жизнь вся на селе. К селу, кстати, все страны мира проявляют повышенное внимание. Посмотрим, какие сейчас планы развития в Евросоюзе, там три основных направления: это инфраструктура, село и наука. Мы внимательно тоже смотрим, что происходит в мире, – может быть, с определенным перебором, я считаю, они делают там по некоторым направлениям.
Мы оказываем поддержку селу. Это выражается и в щадящем налогообложении, в развитии лизинга, о котором Вы упомянули, и дальше эта статья расходов будет существовать и наращиваться. Лизинг тоже будет использоваться. Будем стараться поддержать развитие собственного сельхозмашиностроения. И, конечно, Правительство должно проводить более гибкую и более чуткую политику с точки зрения допуска на внутренний рынок товаров сельхозпроизводства из других стран – так, чтобы мы помогали этими инструментами своему товаропроизводителю, но не допускали бы роста цен на основные продукты питания.
Вопрос: Вам большой привет, конечно, от всех псковичей. Мы очень помним Вас и всегда приглашаем и ждем.
Был вопрос о медицине. Я должен сказать всем присутствующим, что 4 года назад, когда Владимир Владимирович был в Псковской области, он смотрел нашу областную детскую больницу и очень сильно нам помог. Вторая очередь сдается в начале марта, мы Вас приглашаем официально на открытие второй очереди.
Но я не об этом хотел сказать. Вы в своем выступлении уделили внимание малым городам, а я представляю малую территорию, но не по территориальному признаку, не по количеству людей, хотя, конечно, и об этом можно говорить: малая территория – это о малом экономическом вкладе в общую копилку России. Так сложилось у Псковской области: ни газа, ни нефти, ни угля, никаких больших заводов, которые были бы построены при советской власти, – нет всего этого. Но мы богаты и вносим большой вклад в духовном плане. Вот Псковская область может этим гордиться, как и ряд других территорий. 1100-летие мы отметили буквально в прошлом году.
Вот у меня какой вопрос. На Ваш взгляд, созрела ли сегодня Россия, ее экономика для того, чтобы вот этим малым территориям – не городам, а территориям, о которых я сказал, – уделить, может быть, особое внимание? Есть первые шаги – и в тарифах на электроэнергию, мы это замечаем, это здорово, но этого мало. Мы были на 96-м месте семь лет назад в общем экономическом ранге, сегодня – 64-е место. Но дальше собственными силами нам будет все тяжелее и тяжелее.
Спасибо.
В.Путин: Что Вы имеете в виду: «дальше собственными силами будет тяжелее»?
Вопрос (не от микрофона): Если вот та планка, под которую все регионы России практически… бюджетной помощи регионам, если она будет одинакова для всех… ( Не слышно.)
В.Путин: Я понял. Хочу Вас проинформировать, что такого подхода, усредняющего всех, и нет сегодня. Ведь я, отвечая коллеге из Адыгеи, сказал, что Минфин, Правительство России разработали систему, при которой происходит перераспределение ресурсов – частично, конечно, – перераспределение от доноров к дотационным регионам, так чтобы поддержать их развитие. Это и так делается. Вопрос только в том, чтобы не перестараться, потому что постоянная подпитка, подкачка из федерального бюджета дотационных территорий убивает стимул к собственному развитию. А для того чтобы был этот стимул, нужно создавать определенные рамочные условия функционирования экономики. У нас ведь очень разная страна. Вы сказали о Пскове. Здесь коллега поднимал руку и сказал, что Вы перехватили у него вопрос, он с «северов» и наверняка хотел задать вопрос по «северам». У нас 70 процентов территорий отнесено к северным территориям и к удаленным территориям, и они тоже требуют к себе особого внимания, а это 70 процентов. А Дальний Восток? Поезжайте на Дальний Восток, там послушайте. Там многие считают, что им нужно заплатить только за то, что они там живут.
Вы знаете, нам нужно все‑таки прийти к пониманию того, что и Дальний Восток, и Сибирь, и удаленные территории, и центр страны, и Нечерноземье – это все‑таки единая страна, которая должна жить по единым законам, но таким, которые бы позволяли эффективно развиваться экономике. Но, разумеется, нужно стараться делать таким образом, чтобы и местные власти приспосабливали те или иные экономические режимы для эффективного развития своих территорий. Я уже говорил о тех принципах, на которых должна строиться работа в экономике, и она будет достаточно либеральной, но в то же время с какой‑то адресной поддержкой – то, о чем Вы сказали. Но очень аккуратно, с тем чтобы, повторяю, не убить стимул к собственному развитию.
Спасибо. Спасибо вам большое за поддержку и еще раз за совместную работу. Я, разумеется, желаю вам удачи, потому что это будет наша совместная удача. Спасибо вам большое. Всего доброго.