В.Путин: Здравствуйте!
Здесь два подрядчика работают: на мостовом переходе и на дороге. Вы, наверное, уже слышали, что мы сегодня в Красноярске собрались, чтобы поговорить как раз о развитии транспортной инфраструктуры, причем всей дорожной транспортной инфраструктуры: мостовых переходов, авиации, портов – вообще всего, что связано с инфраструктурой.
Думаю, что вам, людям, которые работают на дорогах, на мостах, объяснять не нужно, насколько это важно. Сейчас Александр Геннадиевич Хлопонин [губернатор Красноярского края] рассказывал: информация о том, что здесь пройдет дорога, сразу увеличила интерес к прилегающим участкам земли.
Это значит, что по объемам и жилищное строительство сразу увеличится, и соцкомбыт увеличится. То есть это в принципе все, что нужно будет для людей, которые здесь живут.
Вы знаете, как быстро у нас сейчас развивается жилищное строительство: в целом по стране 34 процента в год. Это вообще небывалые темпы, в том числе и в регионе. В советское время здесь столько не строили, но невозможно ничего строить, если дорог нет. Без дорог ничего невозможно сделать: ни производство развивать, ни жилье строить, а для Красноярского края это особенно важно. Важно, потому что здесь, в Красноярске, проживает одна треть от всего населения края – в целом почти миллион из почти трех миллионов. Это первое.
Второе: очень много полезных ископаемых, не востребованных страной, невозможных к использованию, поскольку нет дорог, нет мостов, нет площадок, не хватает аэропортов, не хватает портов. Сейчас тоже только что говорили: объемы перевозок увеличились. Выяснилось, что судов теперь нет, суда порезали в свое время.
Перед тем как встретиться с большим начальством, я посчитал необходимым увидеться с вами, все‑таки вы своими руками это делаете. Понимаю, что у каждого свои задачи – здесь у меня никаких иллюзий нет. И тем не менее здесь многие годами работают, поэтому, если у вас есть какие‑то соображения, замечания, которые можно было бы учесть в ходе нашей сегодняшней встречи с большим начальством, я был бы вам очень за это благодарен.
Как мне говорили люди, которые раньше работали на стройке, что раньше делалось с финансированием. Сейчас, слава Богу, у нас ритмичное финансирование – все вовремя, даже с опережением. Мне Министр транспорта докладывал по первому мостовому переходу, по первой очереди, вы идете даже с опережением графика. Какие проблемы вы видите? Если есть какие‑то замечания и рекомендации, то был бы вам благодарен за это.
В.Куликов: Мы работаем уже не один год, заключается контракт. Мы как порядочные люди исполняем его, но средства поступают поздновато. Получается, как в этом году, в сентябре. Мы должны в это время работать, а сезон уже кончается. Он короткий у нас, в Сибири. Если дотянем до сентября, но надо их еще успеть освоить, эти средства. От этого качество страдает, и на зарплате отражается. Почему нельзя это изменить, чтобы к началу строительного сезона уже деньги были?
В.Путин: Понятно. Я сейчас только что сказал, что финансирование идет ритмично, а Вы мне отвечаете, что это совсем не так.
Значит, проблемы здесь тоже известны: средства и деньги есть, и в бюджете они предусмотрены, и в конечном итоге, как Вы сейчас правильно сказали, все‑таки появляются. Нужно, чтоб они появлялись в срок – это недостатки бюджетного процесса. И это уже вина не ваших организаций, а вина соответствующего министерства и его взаимодействия с Министерством финансов. Это известная проблема, буду иметь это в виду. Нужно, чтобы деньги не в конце года появлялись.
Сейчас не буду вдаваться в детали по поводу мотивов поведения, скажем, Минфина, который пытается такими средствами бороться, кстати говоря, с инфляцией. А бороться с инфляцией, конечно, нужно, потому что рост инфляции отражается не только в ценах и на жизни людей – на вашей текущей жизни. Отражается и на производственной деятельности, на росте цен на металлы, строительные материалы и так далее. Но это не самый лучший способ борьбы с инфляцией. Это я понимаю.
Пожалуйста, что еще?
С.Зяблов: Мы с опережением графика строим мост, будем вводить в 2008 году, а по графику он стоял на 2009 год. Действительно, здесь очень ударные и толковые компании, которые умеют работать качественно и достойно.
И.Сафина: Можно тоже вопрос?
В.Путин: Конечно.
И.Сафина: Мы сейчас можем решить свой жилищный вопрос, вопрос с ипотечным кредитованием…
В.Путин: У Вас ипотека? Сколько процентов?
И.Сафина: У меня сейчас 12,5 процента. Я сама вступила в ипотеку.
В.Путин: Когда?
И.Сафина: В прошлом году.
В.Путин: И срок выплаты когда?
И.Сафина: На девять лет.
Вопрос в чем? Мы сейчас строим наш участок, в следующем году мы его сдаем. Какая перспектива дальше? Нет уверенности, что я смогу выплачивать кредит девять лет.
В.Путин: Вы знаете, у меня на этот счет больших сомнений нет, потому что в программе развития страны строительство инфраструктуры занимает одно из главных мест, и, если нам удастся обеспечить, как я уже об этом неоднократно говорил, такую преемственность в политике, в принятых ранее решениях, если будущий Президент, будущее Правительство, будущая Государственная Дума будут исполнять взятые на себя обязательства – то этот объем работ, эта сфера деятельности, в которой Вы работаете, безусловно, будут в высшей степени востребованы. Туда будут привлекаться значительные и государственные, и частные ресурсы, а это значит, что Вы будете работать, Вы будете иметь вот это рабочее место, о котором Вы сейчас говорите, которое дает Вам этот доход и дает Вам возможность выплачивать кредит. Так же как и очень большое количество людей, которые работают в этой сфере, в этой отрасли. Поэтому переживать не за что.
Вы сейчас строите дорогу с мостом в обход Красноярска, но одновременно еще строятся и обход Иркутска, и обход Новосибирска. И это только на этом участке. А вообще в Сибири, сейчас не буду говорить про другие регионы страны, намечена просто грандиозная работа, связанная и со строительством железных дорог, и портов, и аэропортов.
Одна из ключевых тем сегодня – это строительство так называемого хаба, крупного узла перевалки авиационных грузов. Но это все тоже требует и подъездных путей, и инфраструктуры. Работы будет хватать на всех и на долгие годы вперед.
Вопрос: Второго декабря я буду голосовать за «Единую Россию» и за Вас. Мы все проголосуем за Вас. Такой вопрос: стать Президентом на третий срок не позволяет Конституция. Так кем же?
В.Путин: У нас в стране давняя проблема: отчуждение граждан, людей и власти. Недоверие граждан к органам власти. Так было и в царские времена, так было и в советские. Вот в советские времена мы все привыкли к этому. Почему? Потому что мы все считали, что советы – ключевое звено прежней власти. На самом деле это было не так.
Советы были вспомогательной ветвью власти, а по сути‑то это была партийная власть, потому что основные решения принимались в горкомах, райкомах, обкомах, в ЦК. Кто видел этих людей? Никто и никогда, только по телевизору.
Сегодня ситуация кардинальным образом поменялась. И сам факт того, что мы с вами сидим и говорим здесь на эти темы, – лучшее тому доказательство. И все‑таки много из негативных примеров демократического устройства, к сожалению, было перенесено и на нашу почву.
Достаточно вспомнить начало девяностых: обещали одно, а сделали совсем другое. Обещали, что будет благоденствие в течение двух-трех месяцев, получилось всеобщее обнищание, ваучеризация, возникли олигархи за счет миллионов людей, накопившие миллиардные состояния; довели до гражданской войны, поставили вообще страну на грань развала. Конечно, мы все это помним, люди это знают, и недоверие к власти имеет место быть.
Теперь что же такое «Единая Россия», является ли она идеальной структурой? Конечно, нет. Там пока нет устойчивой идеологии, устойчивых принципов, за которые подавляющее большинство в этой партии готовы бороться и положить свой авторитет. К сожалению, пока таких единых идеологических установок в партии нет, но тем не менее она близка к власти: на региональном уровне – к губернаторам, на федеральном – к Правительству и Президенту. А к таким структурам, как правило, стараются примазываться всякие проходимцы. И часто им это удается. Цель у таких людей не благо народа, а личное обогащение. И, конечно, такой деятельностью они только компрометируют власть и саму партию.
Возникает вопрос: зачем тогда мне нужно было возглавлять список «Единой России»? Да потому что лучше все равно у нас ничего нет. Это первое. И второе: конечно, нужно еще время, чтобы эта структура росла, чтобы она укреплялась. Наконец, очень важно, что, если что‑то удалось сделать в последнее время (а кое‑что удалось, иначе мы бы с вами сегодня здесь не сидели, и вы бы не говорили о том, что вы с опережением графика выполняете такие масштабные задачи), то это в значительной степени удалось только потому, что я опирался в своей практической деятельности на «Единую Россию» в парламенте. Потому что там была консолидированная сила, которая помогала мне не только принимать решения, но и проводить их в жизнь.
И, наконец, самое главное. В «Единой России» как раз принимались решения, что один из приоритетов – это как раз развитие инфраструктуры. Там же, в «Единой России», принимались решения по так называемым общенациональным приоритетным проектам: развитие образования, здравоохранения, сельского хозяйства. По сути там же, в «Единой России», принималось решение о развитии обороноспособности и о планах переоснащения Вооруженных Сил. Они же, по сути, приняли трехгодичный бюджет на ближайшие три года, где все это прописано, каждая строчка. Проходило это в трудной борьбе с Правительством, несмотря на то что это считается партия власти. Каждая цифра выверена и просчитана.
Вот только стоит прийти туда тем, кто скажет: мы знаем, как сделать лучше, – и все это может посыпаться. Это меня больше всего и беспокоит. Именно поэтому, несмотря на все издержки, я все‑таки принял решение встать во главе «Единой России». Чтобы убедить людей все‑таки проголосовать за эту партию и помочь сформировать большинство в Государственной Думе, которая считала бы себя единомышленником с исполнительной властью, с Правительством.
Кстати говоря, Госдума напрямую влияет на формирование Правительства, потому что Государственная Дума либо соглашается с предложением Президента по кандидатуре Председателя Правительства, либо отклоняет его. И если мы добьемся единства между исполнительной властью и законодательной, тогда у нас есть с вами все шансы реализовать те планы, которые прописаны в сейчас принятых законах.
Что касается меня лично, то могу вам сказать, что испокон веков у нас говорили: победа не за тем, за кем сила, а за кем правда. И это на самом деле имеет глубокий смысл. Если люди проголосуют за «Единую Россию», список которой я возглавляю, это значит, что в принципе подавляющее большинство граждан мне доверяет, а это означает, в свою очередь, что у меня появляется моральное право спросить всех, кто будет и в Думе работать, и в Правительстве, за исполнение этих решений, которые намечены сегодня. В какой форме я это сделаю – я пока воздержусь от прямого ответа. Но существуют различные варианты, и если это произойдет, тот результат, на который я рассчитываю, то у меня такая возможность появится. А вам за то, что вы хотите проголосовать за «Единую Россию», спасибо.
Вопрос: В старые добрые времена люди, которые могут на вахте долго работать, так приезжал человека с ящиком, паспорт предъявляешь и голосуешь. У нас есть много людей, которые сто процентов не смогут проголосовать. Многие живут в районах, то есть открепительные талоны им взять проблематично. График: десять дней отдыхают, двадцать – работают. У них своих забот много. Почему не берут их паспорта?
В.Путин: Вы знаете, если сказать по‑честному, даже не знаю, как технологически организован этот процесс, но я вам обещаю – пресса здесь присутствует, она наверняка ваш вопрос растиражирует в средствах массовой информации – я вам обещаю, что с Владимиром Чуровым [председатель Центризбиркома] обязательно об этом проговорю.
У нас намечена работа с людьми, с теми, кто не в состоянии прийти на избирательные участки. Это касается пенсионеров, кто вахтами работает. Я у него обязательно поинтересуюсь, и, если возможно что‑то сделать с точки зрения организации этого процесса, Центральная избирательная комиссия обязательно это сделает.
Вопрос: О решении вопроса по тендерным торгам. Получается, что проект на определенный участок дороги – двадцать миллионов. Идут торги. Человек, чем меньше затратит финансов, он выигрывает. А по проекту там запланировано 20 миллионов. Он говорит: я за восемнадцать построю. Не вижу смысла в этих торгах. За счет этих торгов иногда получается, что выигрывают некомпетентные лица, которые не в состоянии построить данный участок дороги. Теряется зарплата людей, страдает качество дороги.
В.Путин: Согласен. Это непростое решение, потому что все эти торги связаны с попыткой уйти от коррупционных схем, в основе которых лежит возможность чиновника принять единоличное решение. И законодатель, и Правительство, когда предлагали такое решение об этих торгах, исходили из того, что они должны быть сделаны на конкурсной основе для всех, кто имеет такую возможность. Но и изъяны такой системы, конечно, тоже очевидны.
Здесь у нас сегодня будет и новый Министр экономического развития, я с ней об этом тоже поговорю. Они есть, эти проблемы. Найти золотую середину достаточно сложно.
Вопрос: Мы в состоянии построить дороги, которые запланированы, и закрыть, допустим, Красноярский край. Ведь у нас катастрофически не хватает объемов. А пока дожидаемся другого объекта, у нас в коллективе рассыпается то, что годами складывается.
В.Путин: Объемов работы? То есть вы уже накопили мощности?
Здесь не очень старые люди сидят. В принципе на таких объектах нужны зрелые люди, которые умеют работать, это тоже известная вещь. Но система этих тендеров, конечно, нуждается в совершенствовании, согласен.