В.Путин: В «Деловую Россию» входит 38 различных ассоциаций, в «ОПОРУ России» – 100 различных объединений, 330 тысяч предпринимателей. И одна, и другая организации активно работают и с правительственными структурами, и с парламентом. Вы входите и в Общественную палату.
Скоро год заканчивается. Какие настроения? Какие пожелания? Что Вы хотели бы изложить как результат последнего года – со взглядом, конечно, в будущее, в 2008 год и дальше? Какое настроение среди коллег, с которыми Вы работаете?
С.Борисов: Прежде всего, малые и средние предприниматели России хотели бы сказать Вам слова благодарности за праздник День предпринимателя (Вы совсем недавно подписали указ). Это действительно признание российского предпринимательства в том, что оно может и должно очень многое делать для России. Это, конечно же, аванс на будущее, что нужно добиваться того совершенства, к которому мы долго стремимся.
Тенденции в целом неплохие. У нас закончился период стагнации, и начался небольшой рост числа малых предприятий в России. Это очень хороший показатель. Что самое отрадное, за последние 3–4 года малый бизнес, который раньше принято было считать находящимся в тени, начал выходить из тени. Это выводы авторитетных экспертов. И как логический вывод из этого – это легализация малого бизнеса, то есть рост числа малых предприятий, которые обращаются к банкам за официальным заемом, за кредитом. И рост достаточно убедительный. Этому способствует, конечно же, и федеральная программа развития малого предпринимательства в России, которая работает уже третий год и набирает обороты по целому ряду направлений.
В.Путин: А кто у нас является лидером из регионов? Хотя бы по количеству малых предприятий?
С.Борисов: У нас хорошие показатели в северных регионах – в Ханты-Мансийске; неплохие показатели в Татарстане, Нижнем Новгороде; традиционно хорошие показатели в Москве (Москва одной из первых сделала рывок по количеству малых предприятий); в Санкт-Петербурге хорошие показатели. Динамика весьма позитивная. И не только в тех регионах, которые принято считать экономически активными, но и в депрессивных регионах мы тоже видим положительные тенденции.
Мы связываем это во многом с новым курсом на совершенствование законодательства, прежде всего с законом о малом бизнесе. Он придал ускорение, дал импульс всему процессу, и это очень отрадно. Закон о конкуренции, который вступил в силу, уже является хорошим стабилизатором всего того процесса, который мы ждали. Правила игры совершенствуются с каждым днем. Должен сказать, что мы высоко оцениваем деятельность Государственной Думы сегодняшнего состава и лидирующей партии «Единая Россия», поскольку нам дали слово – его держат.
Закон о малом бизнесе непросто рождался, он проходил через серьезные препятствия, и все‑таки он стал реальностью. Для нас, пожалуй, одним из актуальных законов является закон об особенностях приватизации государственного муниципального имущества субъектами малого бизнеса. В первом чтении он уже прошел в Государственной Думе. Если полтора года назад, когда мы с Вами обсуждали эту тему, мы говорили о том, что предполагаем определенные тенденции, от которых может пострадать малый бизнес, сейчас мы видим это воочию: малый бизнес проигрывает тендеры; многие главы муниципальных образований большими лотами дают имущество, что не может малый предприниматель осилить; бывают случаи вымогательства. Мы хотели бы, конечно, чтобы это происходило без препятствий, без вымогательства. Ну и, конечно же, хотелось бы, чтобы в этом составе Государственная Дума приняла этот закон и во втором, и в третьем чтении. Здесь, наверное, без Вашей поддержки нам не обойтись. Мы просим помощи в этом вопросе.
Вообще должен сказать, что почти шесть лет назад, в декабре 2001 года Вы приняли наших первых активистов, которые как раз и создавали нашу организацию. И тогда Вы нас напутствовали, фактически благословили на консолидацию малого и среднего бизнеса, и те цифры, которые мы назвали сегодня, фактически охватывают около половины субъектов малого предпринимательства, потому что они предоставляют рабочие места для 4,5 миллионов наших граждан, а всего малые предприятия дают около 10 миллионов рабочих мест. Мы все‑таки смогли за эти пять-шесть лет достичь хороших форм взаимодействия с нашим Правительством, с правительственными структурами.
В.Путин: А Ваше предложение о внеконкурсной [приватизации] для добросовестных арендаторов?
С.Борисов: Для добросовестных арендаторов, которые в течение трех лет исправно платили аренду, были оформлены все документы, и здесь можно было бы даже отдать решение этих вопросов самим субъектам, потому что мнения порой немного расходятся у глав субъектов Российской Федерации. Например, активно поддерживает эту идею губернатор Санкт-Петербурга, немного настороженно – Москва. Может быть, стоит дать возможность им самим решить вопрос. Мы параллельно будем создавать фонды, муниципальные имущественные фонды. В развитии малого бизнеса они тоже сыграют свою роль, но одно другому не мешает. Это было бы очень ценно и полезно, потому что сейчас люди, которые вкладывали в свою «копилку», в совершенствование своего места обитания, своего бизнеса, могут это просто потерять.
В.Путин: Да, фонды – это, конечно, хорошо, но если решить так, как Вы предлагаете, с рассрочкой платежа, со снижением размера залога, то это будет хорошее движение.
Б.Титов: Мы видим сегодня оптимистичное настроение, потому что сегодня не только промышленный рост России, опережающий рост ВВП, – мы постепенно ликвидируем нашу нацеленность на сырьевые экспортные рынки и становимся реально инновационной экономикой.
В.Путин: В отдельных отраслях – до 25 процентов.
Б.Титов: Да. Это очень высокие темпы, очень высокие цифры. Вместе с тем мы считаем, что, конечно же, нужны крупные компании. И тот выбор, который был сделан, тот путь, который был выбран – развитие на базе крупных компаний – поможет решать социальные вопросы. Но сегодня мы уже на новом этапе. И это новый этап, который лежит в нашем секторе экономики (может быть, это самонадеянно, но мы так считаем). И мы вырабатываем программу вместе с «Единой Россией», утвердили на форуме, который мы проводим – форум национального бизнеса «Новый бизнес новой России», программу развития конкурентоспособной среды в стране, с вопросами доступа среднего бизнеса к инвестиционному капиталу, с вопросами промышленной политики и в отраслевом, и в региональном аспекте.
Вопрос, который волнует нас, – это вопрос о налоговой нагрузке сегодня. Была большая и очень успешная налоговая реформа у нас в стране совсем недавно. Мы долго думали, почему бизнес обеспокоился налогами. Ведь никаких больших изменений с 2002 года не было в налоговой сфере.
В.Путин: Как это не было?
Б.Титов: В 2002 году была, конечно, огромная, революционная реформа. Мы пришли к выводу, что многие бизнесмены не платили налоги. И для них уровень этой нагрузки всегда казался таким теоретическим. А вот сегодня, когда началась новая экономическая политика нашего государства (это жесткая политика, но и разумная, правильно выверенная экономическая политика), бизнес почувствовал на себе реально ту налоговую нагрузку, которая лежит, потому что сегодня абсолютное большинство бизнесменов налоги платят. Что же они все‑таки говорят о том, какие налоги можно было бы без ущерба для наполнения бюджета или социальной сферы, какие инновации можно было бы ввести? Конечно же, нас прежде всего волнует налог на добавленную стоимость. Это налог, который сегодня один из самых сложных налогов. Во‑первых, просто для его администрирования. Сегодня огромное количество ресурсов в бухгалтериях, и в бизнесе, и в налоговой инспекции, в других органах государственных, занимает огромное количество времени: до 60 процентов затрат идет на обслуживание этого налога.
В.Путин: Но для малого бизнеса есть определенные процедуры.
Б.Титов: Для малого – да, но для нас, к сожалению, этих процедур нет, и основные плательщики этого налога – как раз бизнес среднего уровня. И налог мы в свое время, что называется, импортировали из западных стран – в 1992 году. Это для них был новый налог, тяжелый налог, но у них уже была развитая система, которая позволяла им с такими сложными задачами справляться. Мы не были готовы. И, конечно, сегодня мы видим, что постоянное утяжеление администрирования этого налога, которое вызывается тем, что налоговые инспекции все больше и больше наращивают инструменты контроля, а некоторые из бизнесменов наращивают инструменты для того, чтобы себе оптимизировать этот налог, приводит к тому, что эти затраты и с той, и с другой стороны растут. Кроме этого, криминогенность налога…
В.Путин: Трудности с возвратом.
Б.Титов: Есть ведь входящий НДС, исходящий НДС: вот исходит этот НДС на те компании, которые потом исчезают. Есть коррупционная составляющая этого налога, о чем Вы сказали, – это, конечно, возвратность, прежде всего. Поэтому и сегодня мы обсуждаем вопрос о том, как модернизировать этот налог без ущерба для бюджета. Есть предложения по введению налога с продаж, есть вообще отмена налога и замена его другими, повышением других налогов. Но мы, разрабатывая наши предложения вместе с «Единой Россией», внесли наше предложение о том, чтобы изменить администрирование этого налога. Это самый нереволюционный путь. Налог остается таким же – НДС. Просто его начисляют на другую налогооблагаемую базу без переходного исчисления входящего и исходящего налога. А начисляется он только собственно на добавленную стоимость, которая была в этой компании сделана. То есть это прибыль, амортизация, фонд оплаты труда и ЕСН [единый социальный налог], который начисляется на фонд оплаты труда. И очень простая схема: никаких переходящих НДС, никаких счетов-фактур огромного количества, которые сегодня мы вынуждены представлять в налоговую инспекцию. Этот налог будет исчисляться очень просто. Это одно из предложений. И мы хотели бы Вас попросить обратить на него внимание и, если можно, дать поручение Правительству, чтобы вместе наши эксперты бизнеса и Правительство рассмотрели это предложение. Конечно, хотелось бы, чтобы какие‑то изменения в этом налоге были. Сам бизнес устал от этих фирм-однодневок, как мы их называем, «мартышек», потому что они создают неравные условия конкуренции. Нормальный бизнес, честный бизнес становится сразу в неконкурентную ситуацию с теми, которые пытаются этот налог не платить.
В.Путин: А ставку налога обсуждали с Правительством?
Б.Титов: Ставку мы обсуждали с Правительством – были предварительные решения, чтобы снизить налог до 13 процентов, было принято решение, что начиная с 2009 года. Вот ждем 2009 год. Но если мы перейдем на новое администрирование, то мы считаем, что если мы сохраним 18 процентов, то бюджет только выиграет. Мы вместе с «Единой Россией» сделали расчеты, привлекая в том числе государственные институты в качестве экспертов: на 69 миллиардов при ставке без изменений вырастут доходы. Если мы уменьшим ставку, там будут выпадающие доходы бюджета, но в этом случае они будут компенсироваться за счет того, что будет расти бизнес и будет меньше криминогенных схем.
В.Путин: А мнение налоговой инспекции?
Б.Титов: Мы еще пока окончательных мнений не получили, отрицательного или положительного. Пока это находится на стадии рассмотрения. Никто из экспертов не смог сказать, что есть какие‑то отрицательные моменты. Он не революционен, он приводит к тому, что если не менять ставку, то никаких дополнительных расходов…
В.Путин: Дело не в расходах. Дело в том, чтобы не создавать дополнительных лазеек для ухода от налогов.
Б.Титов: Некоторые из лазеек мы не закроем, но новых точно не создадим.
В.Путин: А упрощение произойдет?
Б.Титов: Упрощение точно произойдет, мы просто будем экономить на бухгалтериях.
В.Путин: Хорошо. У меня прямо сейчас встреча с экономическим блоком Правительства, я это поручение сформулирую.