В.Путин: Прежде всего хочу поблагодарить за приглашение. Мне приятно быть сегодня среди вас еще и потому, что Северо-Запад – мой родной регион, и мне очень приятно видеть здесь очень много знакомых мне лиц, с которыми я работал.
Это очень важный регион страны, поэтому ту практику, которая сложилась в последнее время, а именно участие ключевых министров Правительства России в работе региональных ассоциаций руководителей субъектов Федерации – считаю очень важной и примечательной. Хочу поблагодарить вас за приглашение, прежде всего [губернатора Санкт-Петербурга] Владимира Анатольевича Яковлева, потому что у него были свои командировочные планы, которые ему пришлось изменить. За это мы ему вдвойне признательны.
Не буду говорить о важности региона, вы знаете об этом не хуже меня, потому что каждый здесь присутствующий посвятил свою жизнь работе на благо страны. Насколько мне известно, сегодня вы рассматриваете ряд актуальных для региона проблем: это дороги и транзит по транспортным коридорам. Когда мы с Владимиром Анатольевичем [Яковлевым] вместе работали в Петербурге, мы этим довольно активно занимались. Думаю, не случайно, что сегодня руководители регионов уделяют этому вопросу такое внимание. Дорога Е18 и другие транспортные артерии, которые естественным образом вписывают Северо-Запад России в европейское экономическое пространство, должны оставаться в центре внимания регионов в целом и Правительства России. То значение «окна в Европу», которое еще Петр Великий придавал Петербургу, думаю, и сегодня актуально для всего Северо-Западного региона страны.
Хочу заверить, что Правительство уделяет этому должное внимание, и, на мой взгляд, соответствующие ведомства справляются с этой работой. Это направление будет приоритетным, потому что без развития транспортной инфраструктуры трудно говорить о развитии промышленности и экономики в целом.
Кстати, можно поздравить нашего хозяина, главу Республики Карелия, который, пока мы вместе ехали, рассказал о результатах социально-экономического развития региона: рост – 22 процента. Это заметный результат даже на фоне известных положительных тенденций в экономике России в целом. Рост промышленного производства на уровне 22 процентов – это гораздо выше, чем в среднем по стране. Но если говорить о том, что нас ждет, то мы будем ориентироваться на позитивный, оптимистический прогноз развития, а это значит, что без транспорта, транспортных возможностей, развязок и транспортной инфраструктуры говорить о развитии экономики в целом весьма и весьма затруднительно.
То же самое относится и ко второй рассматриваемой вами теме – энергетике. Мы уже неоднократно говорили на этот счет, могу повторить еще раз. Конечно же, на сегодня мы столкнулись с проблемой, которая прежде находилась для нас в другом измерении. Реальным ограничителем роста экономики стал недостаток энергетических ресурсов. Вы знаете, что в 90-е годы в связи со спадом производства даже образовался некоторый избыток электроэнергии, которая зачастую экспортировалась в больших объемах, в том числе и из вашего региона. Две крупные атомные электростанции – Кольская и Ленинградская – не только с избытком обеспечивали регион, но и продавали ее за рубеж. Сейчас ситуация меняется. И это, конечно, важнейший вопрос, который вы вынесли на повестку дня Ассоциации. Мне будет небезынтересно послушать ваше мнение по поводу перспектив и приоритетов развития. Не случайно в составе нашего «десанта», так скажем, приехали Министр атомной энергии Евгений Адамов и Министр топлива и энергетики Виктор Колюжный. Возможно, сейчас окончательных решений принято не будет, но нам бы очень хотелось узнать, как вы видите это развитие, потому что есть проблемы и на Кольской атомной электростанции, и на Ленинградской АЭС, которую мы с Министром атомной энергетики недавно посетили. Проблемы связаны прежде всего с необходимостью проведения ремонтных работ, смены блоков – присутствующие прекрасно понимают, о чем я говорю.
Нужно также поговорить и о тех планах, которые у вас есть с точки зрения развития энергетики в регионе. Вы знаете, что одной из существенных проблем страны на ближайшую перспективу будет вопрос энергетического баланса России. Это важнейшая проблема, которую мы с вами не имеем права игнорировать. Наоборот, сегодня мы с вами должны уделить этому самое непосредственное внимание. Если еще совсем недавно сами газовые компании, «Газпром» активно подталкивали страну к тому, чтобы энергетика пользовалась ресурсами газовой промышленности, – сегодня, наоборот, Рем Иванович [Вяхирев], как вы знаете, говорит, что «он лучше сам в печку залезет», что газ нельзя палить – его нужно использовать для химической промышленности, его нужно экспортировать, его нужно использовать более рачительно. В этом есть определенный смысл. Тогда стоит вопрос, что нам делать на ближайшую перспективу. Знаю, что у вас есть планы строительства новых мощностей, ориентированных на газ. Значит, нам надо подумать о возможности использования угля. Это другая технология, это другие расходы, но это и другие запасы, это и соответствующая загрузка рабочих мест и так далее. Нам нужно посмотреть на эти проблемы в комплексе. К этому я вас сейчас призываю.
И, наконец, вопрос развития пушного звероводства. Казалось бы, вопрос мелкий, но на самом деле для Севера России это вопрос серьезный – и с точки зрения сохранения традиционных промыслов, и с точки зрения экономики. Насколько я представляю, мы утрачиваем определенные позиции в этой отрасли ввиду экологических проблем, а также медленного переоборудования отрасли. Мы утрачиваем рынки. Мы открыли свои таможенные границы для дешевого, хотя и качественного импортного товара, но нужно подумать и над созданием нормальных условий для отечественного производителя. Если у вас есть свои соображения по этой проблеме, то мы можем их обсудить с находящимся здесь председателем Таможенного комитета.
Я знаю о проблеме, поставленной здесь председателем Правительства Карелии, по поводу вывозных пошлин на балансы. Это касается многих северных регионов страны. Давайте посмотрим по‑государственному. Наверно, возникают проблемы с наполняемостью бюджетов, которые в определенной мере зависят от экспортной составляющей, особенно в северных регионах, получающих доходы от экспорта леса. Но мы должны к этому вопросу относиться серьезно: мы должны загружать собственную промышленность – нельзя экспортировать только сырье, мы не должны превращаться окончательно в сырьевой придаток наших соседей. Давайте посмотрим на перспективу. Я не говорю, что мы категорически против какого‑либо пересмотра нынешнего положения дел. Но мы за то, чтобы уделить первостепенное внимание отечественной промышленности и экспортировать не первичное сырье, а продукты переработки, хотя бы первичной. И здесь нам с вами нужно найти государственный баланс, причем найти такой подход, который будет ориентирован на будущее, а не просто на сегодняшний день с целью получения быстрых денег. Нам нужно посмотреть на загрузку нашей перерабатывающей промышленности и технологического сектора. Если мы не будем это делать и не наведем порядок сегодня, то и завтра не приступим к этому, и послезавтра тоже. С той проблемой, которую ставят экспортеры леса, мы сталкиваемся во всех отраслях, в том числе и в «нефтянке». Нам все нефтяники говорят, что, по их мнению, выгоднее экспортировать сырую нефть. А кто же будет заниматься переработкой?
Я призываю к такой дискуссии. Мы открыты для этого. Надеюсь, что мы проведем сегодня время с пользой.