В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы уже не первый раз обсуждаем вопросы законодательной деятельности, определяющие перспективы развития регионального нормотворчества. Отмечу, что за прошедший год и в ходе бюджетного процесса, и в процессе законотворчества регионы научились полнее использовать возможности, появившиеся в результате разграничения предметов ведения и полномочий. В ряде территорий сумели весьма решительно сосредоточить свои внутренние ресурсы на приоритетных направлениях, которые одинаково важны для решения общегосударственных задач и целей развития той или иной территорий.
Всячески поддерживаю активное влияние регионов на совершенствование федерального законодательства: в итоге повышается качество и общенациональной правовой базы, и законов самих субъектов Федерации. Еще раз подчеркну: укрепление единства правового пространства остается нашим важнейшим общенациональным приоритетом. Эта трудоемкая задача должна быть предметом систематической, постоянной деятельности законодательных органов субъектов Федерации.
При этом обращаю особое внимание, что, по информации Министерства юстиции России, только в десяти субъектах Федерации полностью завершена работа по приведению собственных правовых актов в соответствие с федеральными.
Конечно, огромная работа по самым важным приоритетным направлениям выполнена, основные вопросы закрыты, но работы, как мы видим, еще очень и очень много.
Кроме того, как уже показала реализация национальных проектов, о которых мы сегодня тоже будем говорить, имеющиеся пробелы регионального законодательства серьезно тормозят решение важнейших социально-экономических задач, принятых нами совместно. И, в конечном счете, могут обернуться настоящими «черными дырами» для бюджетов всех уровней.
Так, значительная часть неурегулированных вопросов относится к реализации проекта «Доступное и комфортное жилье». Мы с вами прекрасно понимаем, что это одна из самых острых вечных проблем нашей страны. Именно поэтому мы должны обратить особое внимание на то, что происходит в этой сфере. А между тем не приняты акты, необходимые для запуска в территориях отдельных положений Земельного и Градостроительного кодексов. Они ведь не случайно принимались, без их реального функционирования в территориях не удастся решить всех стоящих в этой сфере вопросов.
В частности, субъектам Российской Федерации необходимо самостоятельно урегулировать вопросы территориального планирования и размещения объектов жилищного строительства, порядок установления границ городов и поселений. Я очень рассчитываю, что в ходе сегодняшнего разговора мы проясним, что этому препятствует и какие подходы к решению здесь имеются, какие решения должны быть приняты.
Далее. В нормативных правовых актах целого ряда регионов выявлены серьезные нарушения норм федерального законодательства. Больше того, часть этих нарушений ведет к ограничению прав и свобод граждан. Это абсолютно недопустимо.
В том числе неоправданно сокращается перечень льгот на оплату жилья и коммунальных услуг. Сужается круг лиц, имеющих право на льготы и субсидии, а также на получение жилищного сертификата.
Считаю, что региональные законодатели и ваш Совет также должны самым предметным образом проанализировать практику применения на местах норм Земельного кодекса. Часто, к сожалению, местными администрациями нарушается порядок проведения конкурсных процедур. Есть случаи отказов от проведения открытых аукционов по выделению участков под жилую застройку. Навязываются дополнительные обременения при подключении домов к инженерным сетям. Как мы с вами хорошо знаем, хорошими намерениями выложена дорога в ад. Только начинаются эти обременения, якобы для того чтобы жизнь людей была лучше, в конечном итоге получается хуже.
Всё это оборачивается реальным торможением для нацпроектов и решения конкретных задач, которые перед нами стоят в области социальной политики. Прошу региональных законодателей и их контрольные органы оказать муниципалитетам непосредственное содействие в развитии полноценных, сугубо рыночных, институтов в сфере жилищного строительства.
И, наконец, существенный блок задач встает перед территориями в области бюджетного законодательства.
Сегодня в ряде субъектов Федерации объемы собственного финансирования образования, здравоохранения, жилищной сферы и агропромышленного комплекса превышают ассигнования федерального бюджета. Это вкупе со средствами, выделенными на нацпроекты, дает серьезные возможности для эффективного решения социальных проблем людей.
Обращаю внимание: столь значительное аккумулирование сил и средств на прорывных направлениях в конечном итоге должно привести к энергичной модернизации всех названных отраслей. Это стратегическая задача, и прошу о ней как федеральные ведомства, так и органы власти в территориях никогда не забывать. Сегодня у нас есть все предпосылки для кардинальных перемен в социально-экономических условиях жизни в России. Надо максимально воспользоваться этим для качественного роста благосостояния наших граждан.
Спасибо за внимание.
Надеюсь, мы с вами сегодня еще более предметно обменяемся мнениями по всем вопросам, которые я затронул в своем вступительном слове.