В.Путин: Добрый день, Владимир Петрович! С праздником!
В.Лукин: Вас тоже. Я как гость скажу сразу несколько слов.
В.Путин: Слушаю Вас, Владимир Петрович.
В.Лукин: Прежде всего сегодняшний день – особенный. Это Международный день по защите прав человека. Это дата, которая была связана, как известно, с решениями Организации Объединенных Наций в 1950 году, т. е. ровно через два года после того, как была принята Всеобщая декларация прав человека. И с тех пор во всем мире этот день отмечается как дата, когда надо обратить особое внимание на человека во всех точках земного шара. И с этой точки зрения, по нашей же воле, поскольку Советский Союз подписал Всеобщую декларацию и все последующие документы, теперь мы являемся частью той системы, которая является частью системы международного права и куда входит Всеобщая декларация и этот день.
И в этот день есть смысл поговорить о том, как у нас с этим обстоит дело. Тут можно выделить два параметра. Параметр исторический – свыше полувека прошло с того времени, и за это время, конечно, в нашей стране многое изменилось – многое изменилось к лучшему.
Если говорить о злобе дня – как в Священном писании говорится, довлеет дневи злоба его – то тут ситуация довольно противоречивая, на мой взгляд.
Я первый полный год работаю по Вашей инициативе в должности Уполномоченного по правам человека в России и должен сказать, что вскоре будет подготовлен ежегодный доклад, который я надеюсь Вам вручить, и там отмечены как плюсы, так и минусы.
К плюсам я бы отнес некоторые важные изменения, которые в этом году произошли. В частности, на мой взгляд, улучшилась и законодательная ситуация, и практика наших миграционных дел. И в этом смысле я считаю, что те новые поправки, которые были внесены по Вашей инициативе, являются совершенно правильными и очень своевременными. Хотя надо сказать, что, конечно, это вещь, которая должна развиваться.
В этой связи я хотел бы сказать, что я Вам принес и через некоторое время передам одну инициативу. Она связана с тем, чтобы не только на символическом уровне, как это было сделано совершенно справедливо недавно, но и по существу подвести черту под временами раскола нашей страны в период Гражданской войны и так далее. Речь идет о предложении официально отменить декрет от 1921 года ВЦИКа и Совета народных комиссаров, по которому от двух до трех миллионов людей оказались автоматически просто негражданами нашей страны. По‑моему, это было бы очень своевременно.
Есть неплохие изменения, во всяком случае, идет работа, я бы так сказал, с улучшением ситуации в местах заключения и временного содержания. Я беседовал лично – мне по долгу службы приходится посещать такие места, –так вот я беседовал с заключенными без начальства, и многие из них говорят, что ситуация не сказка, она и не должна быть сказкой, но ситуация меняется в более цивилизованную сторону. Это хорошо.
В.Путин: Нужно все равно мониторить ситуацию в местах лишения свободы. Там еще очень много не сделано.
В.Лукин: Есть очень много несделанного. Есть иногда и протесты. Среди них бывают и обоснованные наряду с необоснованными. Но я говорю о том, что динамика ощущается.
Есть вещи, которые по‑прежнему вызывают серьезное беспокойство. Это прежде всего ситуация с детьми, детьми-сиротами – их очень много. Дети из социально трудных семей. И все это пока ограничивается прикидками и всем прочим. Здесь, по‑моему, должны быть очень серьезные сдвиги. И, естественно, мы в наш колокольчик будем звонить по этому поводу.
Есть очень серьезные проблемы с инвалидами, хотя, конечно, есть попытки улучшить их ситуацию, но надо менять атмосферу, надо менять отношение к ним. К сожалению, здесь мы далеко отстали от целого ряда стран, и эта ситуация пока в целом вызывает очень серьезную тревогу.
И еще один момент, о котором я бы сказал, он общий момент, который влияет на все вопросы: все больше поступает жалоб, что бездушно относится бюрократия, бюрократический аппарат к просьбам граждан, ко всему такому, что затрагивает их практический интерес. Есть попытки давления бюрократии на общество, отписки. В законодательном плане, к сожалению, как мы все хорошо знаем, существует проблема, когда вместо того, чтобы серьезно обсуждать какую‑то сложную проблему, начинаются попытки как‑то что‑то быстро продавить, по касательной проинформировать общество. В результате возникают проблемы, последствия которых тяжелые.
Конечно же, имею в виду и законопроект по регистрации, который сейчас в центре общественного внимания. Я согласен и разделяю те замечания, которые содержатся в Вашем заключении к этому закону, но остается фактом и то, что если бы была возможность обсуждать каким‑то образом этот закон, то всего этого можно было бы избежать и избежать ущерба, который несомненно, нанесен стране и руководству страны. Надо было извлечь выводы из ситуации с первоначальной версией закона о гражданстве. Надо не дирижировать, как это делают иногда бюрократические структуры, а сначала поговорить.
Качество законов, на мой взгляд, значительно важнее, чем какие‑то сроки их прохождения, особенно измеряемые днями и неделями. Тут я хотел бы, чтобы Вы дали соответствующий импульс. Собственно, это было сделано в рамках данного законопроекта. Может быть, это заслуживает и такого общего импульса.
На этом я хотел бы приостановиться и сказать, что если бы я пришел и сказал, что у нас все хорошо с правами человека, то это была бы последняя наша встреча, затем мне надо было бы написать заявление об отставке. К сожалению или к счастью, это не так.
В.Путин: Давайте подробнее поговорим о тех проблемах, которые Вас беспокоят.