Э.Памфилова: Во‑первых, я к Вам за поддержкой от имени многих наших общественных организаций.
Вызывает глубокую озабоченность вчерашнее принятие Государственной Думой в первом чтении законопроекта, который предполагает ужесточить контроль за деятельностью общественных некоммерческих организаций. В общем‑то все согласны, что порядок в этой сфере наводить надо, но само исполнение, когда депутаты не учли мнения общественных организаций, общественности, вызывает большую озабоченность. Законопроект, к сожалению, с правовой точки зрения не совершенен: нарушается Конституция, наши обязательства в сфере международного права. К сожалению, если он будет принят в таком виде, то он затруднит деятельность очень многих общественных организаций, которые работают в сфере культуры, образования, помогают людям по самым острым социальным проблемам: детям, сиротам, беспризорникам, работают с ВИЧ-инфицированными, решают молодежные проблемы. Мы внимательно проанализировали и пришли к выводу, что данный законопроект очень серьезно ударит по нашему сотрудничеству с соотечественниками. Особенно на постсоветском пространстве. Это, кстати, противоречит хорошей идее – выделять средства из бюджета на поддержку наших общественных организаций стран ближнего зарубежья.
Очень большая проблема в том, что тот механизм, который предложен, очень ужесточает регистрацию по сравнению даже с более либеральной регистрацией коммерческих объединений. В результате законопроект вообще парализует деятельность большей части организаций на долгое время, а приличная часть вообще может исчезнуть, потому что у них недостаточно ресурсов, чтобы преодолевать бюрократические препоны, которые воздвигаются. То есть административные барьеры резко усилятся.
Вообще вызывает недоумение, почему Минюст берет на себя дополнительно к своей регистрирующей функции не свойственную ему функцию финансового контроля. Для этого есть и налоговые службы, и службы финансового мониторинга. Я думаю, что сейчас достаточно много возможностей у наших правоохранительных органов бороться с теми организациями-оборотнями, которые действительно не выполняют свои функции.
В.Путин: Вы знаете мою позицию по части этих проблем. Она заключается в том, что политическая деятельность в Российской Федерации должна быть максимально прозрачной, а это значит, что максимально прозрачными должны быть все вопросы, связанные с финансированием политической деятельности в нашей стране. В этой связи продолжающееся финансирование политической деятельности в России из‑за границы, считаю, должно быть в поле зрения государства. И особенно если это финансирование из‑за границы осуществляется по государственным каналам иностранных, других стран. А те или иные организации, функционирующие у нас в стране и занимающиеся политической деятельностью, по сути, используются как инструмент внешней политики других государств. Вместе с тем, конечно, при решении вопросов подобного рода институты гражданского общества в России не должны пострадать. С этим я абсолютно согласен и обязательно поговорю на этот счет с руководством Государственной Думы. Мы обязательно с ними посоветуемся и обсудим эту ситуацию с тем, чтобы любые шаги в этой сфере не наносили, повторю еще раз, ущерба гражданскому обществу в России.