В.Путин: Уважаемая госпожа Ганди, дамы и господа, дорогие друзья.
Для меня большая честь выступить в Мемориальном фонде Джавахарлала Неру.
В нынешнем году отмечается 115 лет со дня рождения этого выдающегося сына и гражданина Индии. Имя Неру неразрывно связано с борьбой за освобождение Индии, с ее становлением как суверенного государства.
Неру был истинным патриотом. Этот мыслитель и выдающийся гуманист стремился увязать воедино дело национальной свободы с принципами демократии и общественного прогресса.
Он, безусловно, опережал свое время и в своих идеях неизменно обращался в будущее. Его жизненное кредо основывалось на непреходящих общечеловеческих ценностях, которые и сегодня служат ориентиром в строительстве более безопасного и более справедливого миропорядка. Миропорядка – избавляющего человечество от опасного противостояния идеологий, национальной и религиозной нетерпимости.
Он говорил о глубокой общности судеб всех стран и народов мира. Вот почему наследие Неру принадлежит не только своей родине, но и всему человечеству.
Мир для Неру был не просто воздержанием от войны, а активным и положительным подходом к международным отношениям. «Мы можем серьезно расходиться, но мы должны воздерживаться от гневных нападок и проклятий», – говорил он.
И не случайно Неру был одним из инициаторов внедрения в международное общение «панча шила» – пяти принципов мирного сосуществования. А разработанная им в теории и воплощенная на практике политика неприсоединения не исчерпана и сегодня стала весомым фактором международной жизни. И потенциал движения неприсоединения, как представляется, отнюдь не исчерпан.
Мир во многом изменился со времени Неру. Новое столетие часто именуют эпохой глобализации. Она, конечно, несет в себе невиданные потенциальные возможности для экономического и научного прогресса, взаимообогащения мировых культур, для создания достойных условий жизни человека.
В то же время представляются крайне опасными попытки перестроить созданную Богом многоликую, многообразную, современную цивилизацию по казарменным принципам однополярного мира. И чем настойчивее, авторы и сторонники этой идеи, тем больше человечество будет сталкиваться с опасными диспропорциями в экономическом и социальном развитии. С глобальными угрозами международного терроризма, организованной преступности, наркоторговли. Тем больше будет нарастать опасность распространения оружия массового уничтожения, а затем и опасность его попадания в руки террористов.
Тем больше на поверхность будут вырываться многочисленные региональные конфликты. Все эти угрозы будут нарастать, поскольку в конечном счете в их основе лежит политическая и экономическая несправедливость, а ведь никогда диктатура, тем более диктатура в международных делах не решает и никогда не решала проблемы подобного рода, даже если эта диктатура упакована в красивую обертку псевдодемократической фразеологии, она даже в этом случае не в состоянии будет решить проблемы системного характера, а напротив будет их только усугублять. Только сбалансированная демократическая система международного права и способность международного сообщества добиваться исполнения его норм всеми без исключения государствами мира способна направить нас по пути разрешения сложнейших задач, перед которыми стоит человечество.
Конечно, не сложно бороться за справедливые нормы и принципы. Гораздо сложнее самим научиться, самим жить по этим принципам. Разумеется, мы с вами, и в России, и в Индии, так же как и все наши партнеры на международной арене, никогда не должны забывать об этом.
Россия и Индия – активные и конструктивные участники этих процессов. И мы выступаем здесь как партнеры и единомышленники, вносим свой вклад в строительство справедливого миропорядка.
Очевидно, что центральная координирующая роль в выработке коллективного ответа на современные угрозы должна принадлежать ООН. Организации, обладающей уникальной универсальностью и опытом деятельности на глобальном уровне. И мы многого ждем от работы созданной Генеральным секретарем ООН Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам.
При этом трудно согласиться с утверждением, что ООН, ее институты утратили актуальность, либо не способны эффективно реагировать на современные вызовы. Дело не в действенности механизмов ООН, а в готовности самих государств-членов этой организации совместно и решительно бороться во имя общей цели.
Россия открыта к разумным вариантам реформирования ООН, в частности – расширения ее Совета Безопасности. Однако любые возможные преобразования в столь важном системообразующем институте должны проводиться на основе самого широкого согласия.
В этой аудитории еще раз повторю: Россия занимает принципиальную позицию поддержки кандидатуры Индии в качестве одного из будущих постоянных членов Совета Безопасности. Считаю, что это право ваша великая страна доказывает своими бурно растущими международным влиянием и экономическим потенциалом. Подтверждает самостоятельным внешнеполитическим курсом на базе принципов Устава ООН.
Важная роль в построении более безопасного и справедливого миропорядка принадлежит, на наш взгляд, региональным международным структурам. Мы приветствуем становление региональных центров координации и сотрудничества в Европе, Азии и на других континентах.
Россия активно участвует в реализации интеграционных проектов в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Шанхайской Организации Сотрудничества. Мы тесно взаимодействуем с Евросоюзом в интересах строительства единой Европы, без границ и новых берлинских стен.
Россия углубляет диалог с АСЕАН, с которой в 2003 году подписана политическая Декларация о партнерстве в деле мира и развития. Мы принимаем активное участие в работе Асеановского регионального форума безопасности; ведется подготовка соглашения об экономическом сотрудничестве. Россия – заинтересованный участник организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Мы также полагаем, что важнейший вклад в глобальную стабильность и прогресс может внести внеблоковое взаимодействие в формате Россия–Индия–КНР. А наше деловое сотрудничество способно стать важным фактором социально-экономического развития каждой из стран.
Уважаемые дамы и господа!
Четыре года назад, выступая в Парламенте Индии, я от имени России поддержал предложение Индии по формированию коллективного фронта борьбы с международным терроризмом.
Мы высоко ценим взаимодействие с Индией в борьбе с терроризмом. Рассматриваем его как наш совместный вклад в укрепление глобальной антитеррористической коалиции. У двух наших стран – серьезно столкнувшихся с преступлениями террористов и испытавших боль потерь – общее понимание сути и принципов антитеррористической борьбы.
По отношению к террору не может быть двойных стандартов. И тем более, терроризм не может, не должен использоваться как инструмент в каких‑либо «геополитических играх» или интересах.
В этом плане исключительно важное значение имеет резолюция 1566 Совета Безопасности ООН, принятая по инициативе России. Она обязывает все государства неуклонно привлекать к ответственности террористов, их пособников и спонсоров.
Мы также принципиально стоим на том, что терроризм нельзя отождествлять с какой‑либо отдельной религией или этнической группой.
Такие попытки – опасное заблуждение. Именно террористам и их покровителям выгодно развязать конфликт цивилизаций и религий, стравить народы.
Единство и межнациональное согласие мы будем беречь, а если нужно будем защищать его. И это должны знать те, кто считает, что наши многонациональные и многоконфессиональные государства и общества можно попытаться расколоть и ослабить, стравить различные части между собой.
Огромная численность мусульманских конфессий, давняя сопричастность исламской истории и культуре, соседство с ведущими исламскими государствами, – предопределяют и особую роль России и Индии в решении острейших проблем, волнующих сегодня исламский мир. Речь, прежде всего, об иракском, афганском и ближневосточном урегулировании.
Мы крайне озабочены непрекращающимся ростом насилия в Ираке. И убеждены, что стабилизировать обстановку можно лишь через развитие внутрииракского диалога, нацеленного на достижение общенационального согласия. Согласия по основным параметрам будущего государственного устройства Ирака. Мы поддерживаем усилия ООН по нормализации ситуации в этой стране, мы поддержали и резолюцию номер 1556, определившую график политического процесса в Ираке. Принимая эту резолюцию, мы все исходили из того, что будут созданы и обеспечены условия для выборов в этот срок. Вместе с тем, мы с тревогой наблюдаем продолжение активных боевых действий оккупационных войск с силами иракского сопротивления. Все это способно поставить под серьезный вопрос возможность проведения в Ираке честных и демократических выборов в начале следующего года, как это было запланировано.
Россия искренне заинтересована в развитии демократических процессов в Афганистане, становлении его в качестве единого, независимого и процветающего государства. Государства, свободного от терроризма и наркотиков и занимающего достойное место в международном сообществе.
Вместе с тем, мы знаем, в каких сложных условиях проводились выборы в Афганистане. Исходим из того, что они по объективным причинам не смогли привести к сбалансированному учету интересов основных политических сил. Надеемся, что при формировании основных органов власти и управления, будут найдены такие решения, которые создали бы базу для широкой поддержки избранного президента.
Формированию гражданского общества в Афганистане будет содействовать и проведение весной будущего года парламентских выборов в этой стране.
Что касается положения в Южной Азии, то мы полагаем, что длительная напряженность между Индией и Пакистаном не способствовала урегулированию существующих там проблем. И при этом – ослабляла общие усилия в борьбе с международным терроризмом.
Вот почему сегодня мы приветствуем развитие всеобъемлющего индо-пакистанского диалога. Считаем исключительно важным закреплять и развивать появившиеся позитивные тенденции в отношениях Индии и Пакистана, наращивать меру доверия, активизировать торгово-экономические, спортивные, культурные связи.
Мы с Премьер-министром затронули крупные инфраструктурные проекты в области энергетики, в известной степени можно осуществить их на многосторонней основе.
Расширение взаимопонимания между двумя странами, выдвижение новых инициатив по разрешению застарелых проблем, включая кашмирскую, отвечало бы интересам не только народов Южной Азии, но и делу всеобщего мира и безопасности.
Уважаемые дамы и господа!
Визит Неру в Советский Союз почти полвека назад, в 1955 году, стал своего рода новым «открытием Индии». Именно тогда был заложен фундамент нашей дружбы и сотрудничества, база российско-индийского стратегического партнерства.
Мощный источник силы российско-индийского партнерства – в том, что оно базируется на безусловной поддержке широких общественных кругов как в России, так и в Индии. Можно смело утверждать, что и в России, и в Индии на этот счет существует своего рода национальный консенсус. Это позволяет последовательно укреплять все составляющие нашего партнерства.
Мы не только сдвинулись с того уровня, на котором были наши отношения при прежнем правительстве. Напротив, за последние месяцы, были сделаны серьезные шаги, и нам удалось создать предпосылки, чтобы сделать прорыв по ряду важных направлений сотрудничества.
Очевидные положительные сдвиги наметились в последнее время в российско-индийской торговле. Конечно, ее нынешние показатели отнюдь не исчерпывают имеющегося потенциала. Ни Россию, ни Индию не может устраивать положение, когда их торговый оборот составляет не более полутора процентов внешнеторгового оборота каждой из стран-партнеров. Причем, с обеих сторон в торговле преобладают товары сырьевой группы.
Вместе с тем ситуация начинает меняться в позитивную сторону. Уже запущен ряд масштабных инициатив долгосрочного характера. Прежде всего – это проект нефтедобычи «Сахалин-1» в России и строительство атомной электростанции «Куданкулам» в Индии. Считаю, что именно в инвестиционном сотрудничестве, в осуществлении крупных стратегических проектов – будущее российско-индийских экономических связей.
Российские компании, в свою очередь, готовы участвовать в осуществлении принятых в Индии долгосрочных программ разведки, добычи и транспортировки углеводородов, строительства и модернизации электростанций, обеспечения безопасности железных дорог и во многих других.
Подлинно стратегическим можно назвать уже реализуемый при участии России, Индии и Ирана проект международного транспортного коридора «Север-Юг», который призван оказать существенное воздействие на движение транспортных потоков между Европой и регионом Южной Азии и Персидского залива. По своему потенциалу этот маршрут способен стать одной из несущих конструкций экономической и интеграционной архитектуры гигантского евразийского региона.
Наша страна готова участвовать и в других крупных региональных инфраструктурных проектах строительства трубопроводов, шоссейных и железнодорожных магистралей. Уверен, что осуществление таких проектов содействовало бы экономическому сближению государств-участников, укреплению их политического взаимопонимания, сотрудничества по другим направлениям.
В ходе состоявшихся переговоров мы с индийским руководством поставили еще одну общую задачу – наращивать торговлю высокотехнологичной продукцией, совершенствовать формы и методы инвестиционного сотрудничества, укреплять научно-техническое партнерство в таких приоритетных отраслях, как космос, информатика, связь. На это направлены, в частности, российско-индийские соглашения, подписанные в ходе нашего нынешнего визита в Индию.
Высокие технологии – компьютеризация, интернет, спутниковые коммуникации, волоконная оптика – движущая сила глобализации. Чем доступнее будут они человечеству, тем меньше будет разрыв между его развитой и развивающейся частью. А значит – меньше будет и поле противоречий между ними.
Уверен, что многополярность мира высоких технологий могла бы в значительной мере способствовать сбалансированности развития цивилизации.
Россия и Индия обладают мощнейшим потенциалом для того, чтобы сообща разрабатывать современные, в том числе альтернативные технологии. И полагаю, что будущее – за формированием нашего полноценного научно-технологического партнерства.
Качественно новые черты в последнее десятилетие приобрело российско-индийское военно-техническое и военное сотрудничество. Наша страна уже не просто поставляет Индии вооружения, военную технику или новейшие технологии. Все больше развивается совместная деятельность в сфере разработок военной техники. В перспективе можно вести речь и о скоординированном выходе на мировой рынок вооружений.
Вооруженные силы двух стран также приобретают опыт проведения совместных учений, хорошим примером стали прошлогодние маневры российских и индийских военных моряков в Индийском океане.
Хочу подчеркнуть: наше содействие укреплению боевой мощи Вооруженных Сил Индии – на самом современном передовом уровне – не направлено против каких‑либо третьих государств. И важно то, что оно служит для обеспечения безопасности не только самой Индии.
Мимо индийских берегов проходят важнейшие морские пути от Персидского залива к Восточной Азии, Китаю и Японии. Энергетическая безопасность обширного района мира, противодействие морскому терроризму и пиратству неотделимы от общей стратегии безопасности азиатских стран и всех крупнейших держав мира. Убеждены, любые планы по обеспечению безопасности на транспортных коммуникациях в Индийском океане будут неполными и неэффективными без активного участия и присутствия Индии.
Уважаемая госпожа Председатель!
Уважаемые друзья!
Завершая свое выступление, хочу вновь отдать дань уважения памяти Неру. Немногие из зарубежных политиков и государственных деятелей пользовались такой всенародной известностью и искренним уважением в нашей стране. В памяти моих соотечественников он навсегда остался открытым и доброжелательным, смелым и мудрым лидером великой и древней страны.
Его идейное наследие остается во многом созвучным настроениям наших современников, стремящихся сделать мир более человечным, более демократичным и более безопасным. Уверенно смотрит в будущее и его любимая Индия, выходящая на передовые рубежи в развитии экономики, науки и культуры.
Я искренне желаю мира, процветания и новых успехов народу Индии. Индии, которая всегда была, и, уверен, останется настоящим другом и надежным партнером России.
Благодарю за внимание.