В.Путин: Что касается закона о Севере, то давайте к нему вернемся, если он нужен. Нужно, чтобы он был эффективным, действенным, качественным. Я знаю, как готовятся решения и в Правительстве, и в Думе. К сожалению, очень часто эти решения назвать качественными нельзя. Юридической путаницы много. Я сейчас не говорю о каком‑то конкретном законе – я говорю в целом о качестве нашей работы. Поэтому давайте вернемся, но будем над этим работать как положено.
Теперь по поводу северного завоза и использования ресурсов. Во многих территориях такой проблемы в последние годы не существует. Что касается того, как тратить ресурсы, выделяемые по тем или иным федеральным каналам, то это, конечно, дело региональных руководителей. Вот Вы сказали, что руководитель думает и принимает решение в пользу оплаты отпусков энергетикам, вместо того чтобы решать проблему с северным завозом. Кроме завоза и отпусков бюджетников есть еще много других расходов, на которые руководители часто идут, есть и всякие инвестиционные региональные программы. Поэтому когда местное руководство направляет деньги на бюджетников, то это не означает, что эти деньги изымаются из тех средств, которые предназначены для северного завоза, – они тратятся на другие цели: кроме этих двух составляющих, там еще много всякого другого. Руководитель должен определить приоритеты, вот о чем речь; это его ответственность. Да, существуют проблемы своевременной индексации в связи с ростом цен на энергоносители и так далее. Но ведь все заранее знают, что будет, тем не менее считают, что важнее построить школу или важнее построить больницу. Это вопрос приоритетов. Я не исключаю, что мы к этому должны вернуться и посмотреть на эту проблему более тщательно и, может быть, внести какие‑то коррективы.
* * *
В.Путин (в ответ на реплику о ветеранах):
Спасибо большое, Николай Иванович. Вы затронули очень острые вопросы. Я сейчас не буду вдаваться в каждый и каждый из них комментировать подробно, но и уходить от этих острых вопросов тоже считаю неправильным. Один из самых злободневных вопросов, тех, которые на слуху, – я регулярно встречаюсь с разными ветеранами из разных регионов страны – это, конечно, льготы.
Мы должны признать с вами, что в разных регионах эти льготы по‑разному доходят до ветеранов. В сельских местностях и малых городах часто слышал от ветеранов: «Дайте нам денег, я лучше пойду в магазин, куплю что‑нибудь вкусненькое или съезжу куда‑нибудь отдохнуть, потому что нет у меня телефона и другими льготами я не пользуюсь». По самым скромным подсчетам, в полном объеме по назначению используется только 10 процентов «льготных» средств, а 90 процентов средств расходуются не очень эффективно. Я абсолютно согласен с тем, что при любом варианте решения этого вопроса ветераны не должны пострадать, их положение не должно быть ухудшено. Правительство должно учитывать это и найти такие варианты решения, которые с учетом сегодняшнего состояния экономики и бюджета возможны. Вопрос не в том, чтобы что‑то отнять или кого‑то лишить каких‑то льгот, а в том, чтобы улучшить положение ветеранов и сделать его более справедливым. Вот о чем идет речь, а не о том, чтобы сократить расходы бюджета на эти цели. Ведь ветеран хочет не только питаться нормально, но и лекарства получать, и жить в нормальных условиях, и не замерзать в зимний период. Но у нас, к нашему стыду, есть такие случаи, когда люди замерзают в своих квартирах. Все это взаимосвязано: и проблемы ЖКХ, и содержание жилищного фонда, и льготы – это все завязано в один клубок. При любом варианте решения вопроса Правительство обязано найти такой способ, который не ухудшит положение ветеранов.