В.Путин:
Вы знаете, что в рамках Совета по науке при Президенте мы недавно проводили в Москве обсуждение ситуации, которая складывается в науке, в образовании. Совсем недавно, буквально несколько дней назад, была совместная встреча президиума Госсовета, того же самого Совета по науке и Совета Безопасности, где обсуждали проблемы инновационной деятельности.
И общественность, и Правительство в течение последних двух лет активно обсуждают проблемы, связанные вообще с образованием и наукой. И поэтому, когда Александр Геннадьевич [Хлопонин] пригласил приехать в край – мы с ним недавно тоже, несколько недель назад, встречались – и говорит: «Я уже полтора года губернатор, а Вы еще ни разу у нас не были, а между тем в 2002 году мы обсуждали проблемы развития края – помните, Александр Иванович Лебедь еще был жив. И много было проблем тогда с бюджетом, со сложными взаимоотношениями между различными субъектами, которые входят в край». Но практически сразу договорились, что в ходе этой поездки основная цель заключается в том, чтобы поговорить о сегодняшнем состоянии в крае.
Мы затронем и вопросы, связанные с развитием образования, науки. Мне бы очень хотелось действительно вас послушать, людей, которые непосредственно здесь у печки стоявши занимаются работой. В ближайшее время нужно будет принимать ряд решений в сфере медицины, образования и вообще в социальной сфере. Вы, наверняка, знаете тезис, который часто очень звучит в последнее время, и я его тоже озвучивал многократно, когда говорил о том, что деньги, прежде всего бюджетные деньги, должны идти в бюджетные учреждения не за факт существования этого учреждения в природе, а за результаты деятельности, которые должны отражаться в продукте, который получается от деятельности того или иного учреждения.
Идут люди, скажем, в вуз, хотят там учиться – и деньги туда должны идти за этими людьми. А если вуз как бы не собирает нужного количества людей, то вроде как бы за факт его существования платить не нужно. Здесь, знаете, много вузов, и мне бы хотелось послушать ваше мнение по этому вопросу, потому что это практически вопрос, который будет решаться Правительством в ближайшее время. Первое.
Второе, как вы смотрите на проблемы, которые мы еще вчера с губернатором обсуждали, сегодня тоже затронули. Все‑таки несоответствие пока того, что происходит в вузах с точки зрения конечного продукта, и того, что нужно на рынке труда. Второй вопрос.
Третий – как вы относитесь к платному образованию, как вы его чувствуете, видите, в каких соотношениях оно должно быть и в крае, и соответственно в стране, оправдывает ли это себя, и в чем, и в чем не оправдывает.
И, наконец, последний вопрос, такой был глобальный, – это Болонский процесс. На совете по науке мы даже немножко поспорили, потому что коллеги, которые говорили об этом процессе, в основном говорили в критическом ключе, говорили о том, что российская система образования лучше, чем то, что нам предлагают в рамках Болонского процесса, и вот эти магистратуры, и прочее, и прочее – это все суррогат высшего образования, которое было в Советском Союзе и сейчас есть в России, и мы можем понизить таким образом уровень нашего образования. Я думаю, что этот тезис имеет право на существование. Я, в принципе, с этим тезисом согласен. Но есть и другая сторона проблемы, которая заключается в том, что если мы хотим, чтобы наши специалисты были универсальными, чтобы перед ними рынок труда открывался не только в России, но и в Европе, – мы об этой стороне дела тоже не должны забывать. Как нам решить эту, на первый взгляд, трудно разрешаемую проблему – продвинуть ваш продукт на европейский рынок труда (хотя лучших и так забирают), но в то же самое время не опустить уровень подготовки и не разрушить нашу систему образования, которая в принципе действительно является хорошей: она – хорошая система, и разрушить ее ни в коем случае мы не можем себе позволить.
На Совете по науке звучали определенные мысли по этому поводу. Я сейчас не буду здесь их воспроизводить, потому что не хочу задавать как бы тот тон, который там сложился, – мне бы хотелось вас послушать. Но если у вас есть какие‑то другие темы, я бы с удовольствием обсудил. Пожалуйста.