В.Путин: Уважаемые дамы и господа!
Прежде всего я хочу вас поблагодарить за возможность побывать в Шотландии, побывать в Эдинбурге, поблагодарить за теплый прием.
Сейчас только мы побывали в замке. Это, конечно, удивительное сочетание мощи, величия, истории. И у нас была возможность послушать детей, как они играли, пели, танцевали. Это было сочетание жизни, молодости, исторических корней, оно производит очень сильное впечатление.
Я с удовольствием приехал в Шотландию. Я здесь был лет восемь назад – точно не помню, но примерно восемь лет назад, и тогда еще мне очень запомнились и природа, и доброжелательные люди, с которыми пришлось общаться, а сейчас в ходе государственного визита не мог не приехать, потому что человек, с которым у меня сложились очень добрые и личные отношения, Премьер-министр господин Блэр, сам родом отсюда. Правда, я вчера спросил его: «Умеешь ли ты играть на волынке?» Он ответил: «Нет, играть не умею, но в Шотландию съездить рекомендую». И, действительно, это событие очень приятное в моей жизни – посещение Шотландии и Эдинбурга.
Мне очень приятно встретиться с людьми влиятельными, представителями шотландского общества и бизнеса. От вас в немалой степени зависит успешное развитие отношений между Россией и Великобританией в целом.
Но прежде чем говорить о вещах совсем приятных, удаляться в историю, я бы, имея в виду, что здесь, в зале, есть представители бизнеса, буквально два слова хотел бы сказать о том, как в нашей стране развивается ситуация с точки зрения экономики. В течение последних трех-четырех лет Россия демонстрирует очень приличные темпы экономического роста. Прирост ВВП за первые пять месяцев текущего года составил 7,1 процента, а в среднем за три года – 6 процентов. Для России это неплохой показатель.
Хороший профицит бюджета дал нам возможность значительно снизить налоговое бремя. Это, в свою очередь, «раскрепостило» отечественный бизнес, создало благоприятные условия для иностранных инвесторов. Их сегодня привлекают высокая доходность вложения капиталов, наличие современного законодательства и стабильная политическая ситуация.
Конечно, проблем у нас немало, но мы знаем, как их решить. Именно поэтому уверенно поставили перед собой задачу – увеличение за 10 лет ВВП в 2 раза. Мы посчитали: для того, чтобы это произошло, нам нужно, чтобы ежегодно ВВП прирастал на 7,2 процента. Как я сказал, за последние три года ВВП в стране рос в среднем на 6 процентов. В принципе эта задача для нас сложная, но выполнимая.
Еще несколько лет назад и такие перспективы казались абсолютно недостижимыми. Однако наша страна развивается достаточно динамично, и, должен прямо сказать, что планы, которые мы перед собой ставим, часто даже отстают от реальной жизни. В России сегодня открываются огромные возможности для национального бизнеса и для наших партнеров из‑за рубежа, и, конечно, здесь нужно проявлять инициативу, не дожидаясь официальных соглашений и договоров.
Конечно, у правительств и политических лидеров своя роль в укреплении контактов между нашими странами. Но государства мало что могут сделать, если у таких авторитетных и влиятельных людей, которые собрались в том числе сегодня здесь, не будет стремления сотрудничать, находить взаимные интересы и обмениваться опытом. А такое стремление друг к другу у народов наших стран было всегда. И здесь мой уважаемый коллега, выступая только что передо мной, упомянул об этом.
Целые династии шотландцев служили России верой и правдой. Среди них такие выдающиеся люди, как Патрик Гордон – первый наставник нашего выдающегося царя-реформатора Петра Великого, князь Барклай де Толли – главнокомандующий русскими войсками в войнах с Наполеоном, Яков Брюс – фельдмаршал русской армии, Чарльз Камерон, о котором здесь уже говорили, – архитектор, и вот только что при встрече я упоминал одного из наиболее уважаемых, почитаемых и любимых в стране классиков нашей литературы поэта Михаила Лермонтова – он тоже с шотландскими корнями, его родственники жили в графстве Файф.
В России помнят и знают многих из ваших предков, которые сыграли огромную роль – без всякого преувеличения могу сказать, – огромную роль в истории Российского государства.
Мне доставляет большое удовольствие быть здесь, выступать в этом великолепном зале юридической библиотеки. Здесь, конечно, так же, как и в замке, где мы были, чувствуется история, царит атмосфера приверженности закону. Право и легитимность – это фундамент, на котором должно строиться государство и развиваться общество. У нас за последнее время в России очень многое для этого сделано. Мы, по сути дела, в значительной степени обновили юридическую составляющую государственного устройства страны. Особенно это касается судебной системы. Мы приняли целый большой пакет законов, которые, без всякого сомнения, можно отнести к фундаментальным. Это Уголовно-процессуальный кодекс, это Гражданский процессуальный кодекс, это Административный кодекс, это Кодекс законов о труде, это целый пакет пенсионного законодательства. Это федеральный закон о статусе судей. Я так подробно говорю об этом именно здесь, потому что это как раз то место, которое располагает к тому, чтобы обменяться информацией по этим проблемам.
Думаю, что именно в этом историческом зале наиболее уместен и разговор о проблемах современного мира, о системе его безопасности и значении международного права.
Эти вопросы сегодня выходят на первый план. Страница «холодной войны» закрыта, но мы столкнулись с новыми трудностями, противоречиями и новыми угрозами. Это межэтнические конфликты, международный терроризм, организованная преступность, наркоторговля, экологические угрозы, массовые эпидемии, угроза распространения оружия массового уничтожения.
Их масштаб с каждым годом возрастает. Глобализация сегодня концентрирует все: капиталы, информацию, политику, но в том числе и угрозы. И мы должны адекватно реагировать на эти вызовы. Уверен, что самый эффективный механизм реагирования – это наша солидарность.
Нам могут помочь только наша сплоченность, взаимоуважение, доверие друг к другу.
Должен сказать, что весь этот комплекс вопросов постоянно присутствует на переговорах с британским руководством. По многим из них наши взгляды близки, а по некоторым – действительно совпадают, говорю это с полной ответственностью.
Мы едины в том, что сегодня принципиально важно отстаивать не только нормы международного права, но и морально-этические принципы, выработанные многими мировыми сообществами еще до нас.
Важно укрепить авторитет и роль ООН, которая остается универсальным инструментом управления международными процессами.
Без преувеличения можно сказать: от того, какой путь обеспечения своей безопасности изберет сегодня мировое сообщество, будет зависеть будущий облик нашей планеты.
Уважаемые дамы и господа!
В гостеприимной и прекрасной Шотландии, как я уже говорил, я был несколько лет назад. С тех пор память о прямом и открытом характере шотландцев сохранилась в самом лучшем виде. И, должен сказать, что в этом есть много сходства с народом моей собственной страны, с народом России.
Может быть, поэтому нам легко находить взаимопонимание и с Премьер-министром, и еще с одним известным шотландцем, который сегодня занимает заметное место в международных структурах, особенно связанных с вопросами безопасности. Я имею в виду прежде всего господина Робертсона, Генерального секретаря НАТО, с которым у нас тоже сложились хорошие отношения. Думаю, что мы многое сделали в последнее время с точки зрения укрепления институтов безопасности, имея в виду и интеграцию России в эти структуры. Мы создали, как вы знаете, хороший мост взаимодействия с Североатлантическим блоком.
Я уверен, это сходство характеров между нашими народами в немалой степени будет способствовать развитию деловых связей и дружеских контактов на всех уровнях, и очень рассчитываю на то, что мы вместе, в том числе и с присутствующими сегодня здесь, в этом зале, успешно будем справляться с этой задачей.
Благодарю вас за внимание.
* * *
Вопрос: Все христиане надеются на то, что происходящие сейчас процессы позволят установить и укрепить хорошие отношения между церквами Востока и Запада. Мне хотелось бы верить, что господин Президент примет участие в этом. Намерены ли Вы содействовать этому?
В.Путин: Я с Вами абсолютно согласен. В современном мире это одно из основных направлений нашего взаимодействия, потому что одна из проблем, о которой я упоминал, о которой мы все очень хорошо знаем – я имею в виду терроризм, – все чаще и чаще приобретает религиозный характер.
На самом деле терроризм не имеет ничего общего с мировыми религиями и религиями вообще. Террористы только прикрываются религиозными лозунгами, но наладить диалог между религиями – значит наладить диалог между цивилизациями.
Наша европейская цивилизация, безусловно, уходит своими корнями в христианство. А Европа должна быть открыта для всех народов – любого вероисповедания, любого цвета кожи, любой культуры. Но европейская культура, по моему глубокому убеждению, основана в значительной степени на ценностях христианства. Христианство очень многообразно, и внутри него есть свои проблемы. Мы о них хорошо знаем. Я думаю, что и в Соединенном Королевстве об этом знают не хуже меня. Наша задача – объединять религии вообще и направления в христианстве в частности.
Я прекрасно понял Ваш намек, касающийся сближения позиций Русской православной церкви и Святого Престола. Уверяю Вас, что светские власти России делают все для того, чтобы сблизить позиции по тем спорным вопросам, которые еще остаются. Я знаю намерения Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, он настроен очень по‑доброму, и мы рассчитываем на то, что отношения между Святым Престолом – Римской католической церковью и Русской православной церковью будут развиваться позитивно.
Вопрос: Сможет ли Россия вступить в Евросоюз в течение Вашего второго президентского срока?
В.Путин: Россия не ставит перед собой целью вступление в Евросоюз в полном формате. Россия большая страна. Несмотря на распад Советского Союза, по территории – это самая большая страна в мире. 145 миллионов человек населения.
Наша экономика находится в стадии становления. Нам очень многое нужно сделать для того, чтобы создать современное демократическое общество. Мы, по сути дела, только приступили к строительству многопартийной системы. Это достаточно длительный процесс. Существуют еще и чисто формальные сложности, которые мы перед собой видим. Я имею в виду укрепление внешних границ. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что на ряде направлений экономической интеграции такое условие является необходимым. Все это требует значительных финансовых ресурсов и времени.
Вместе с тем Россия, как я уже говорил, – это часть европейской культуры. Уверен, что в этом зале ни у кого нет сомнений по этому поводу. Более того – без России европейская культура не являлась бы полноценной, а если это так, то Россия, без всяких сомнений, – часть Европы. Европа продолжается и за Уральскими горами, потому что если мы возьмем людей, которые живут на Дальнем Востоке, они мало чем отличаются от тех граждан России, которые проживают в европейской части.
Это в принципе очень хороший потенциал будущего развития Европы, но сегодня мы должны ставить перед собой реальные цели. Мы должны как минимум сделать так, чтобы в Европе не возникало новых разделительных линий, чтобы люди имели возможность общаться между собой, чтобы правила Шенгенской зоны не воспринимались как нечто, подобное Берлинской стене, которая разъединяла Европу еще несколько лет назад.
Мы должны сделать все для того, чтобы Россия и Европа помогали развивать друг друга гармонично и стабильно. У нас есть взаимная заинтересованность друг в друге потому, что даже по структуре экономики Россия и Европа удачно дополняют друг друга.
Мы намерены обсуждать с Премьер-министром строительство северного маршрута газопровода из России в Европу с заходом в Великобританию. Специалисты знают, каковы запасы Западной Европы по газу, в том числе Соединенного Королевства и Норвегии. А у нас это есть, есть в достаточном количестве и по приемлемым для европейской экономики ценам. Это означает, что если мы это сделаем, то Европа будет получать в длительной исторической перспективе – речь идет о десятках лет – устойчивое газоснабжение по приемлемым ценам, а также естественные преимущества в конкурентной борьбе с другими регионами мира. Разве Европа в этом не заинтересована? Конечно, да. Так же как, на мой взгляд, Европа заинтересована и в развитии культурных и гуманитарных связей. В неменьшей степени в этом заинтересована Россия. Нужно все делать для того, чтобы мы уходили от стереотипов прошлых лет, убирали завалы и созидали широкие улицы совместной работы с двусторонним движением. Мы вполне можем это сделать. А какие юридические формы приобретут эти процессы, сейчас сказать трудно. Во всяком случае, реальными задачами сегодняшнего дня являются строительство единого экономического пространства между Россией и Европой и снятие барьеров для общения между людьми.
Вопрос: Одним из ключевых аспектов Ваших реформ в России было усовершенствование вертикали власти от местного до федерального уровня. Какими уроками Вы могли бы поделиться в этой связи?
В.Путин: Вы знаете, ничего необычного в тех процессах, которые происходят у вас и у нас, нет, и они не противоречат друг другу. Дело в том, что когда мы меняли (в незначительной степени) устройство высших органов власти Российской Федерации, мы не изменяли Конституцию России, и фундаментальные основы российской государственности остались нетронутыми. Единственное, что мы сделали, – поменяли порядок формирования верхней палаты парламента.
В этом зале находятся руководители регионов, которые раньше работали в качестве депутатов парламента Российской Федерации. Здесь мэр Москвы, губернатор Новгородской области, губернатор Ленинградской области. Я считаю, что когда люди, которые возглавляют регионы, являются представителями исполнительной ветви власти и, находясь в парламенте, голосуют за те или иные законы, в качестве его, – такая ситуация называется противоречием. Это противоречит интересам как одной, так и другой ветви власти. Это смешение двух ветвей власти – исполнительной и законодательной. Мы постарались уйти от такого состояния, потому что на практике это мешало, поскольку противоречило основополагающим принципам устройства современного государства. Должен сказать, что это негативно сказывалось на жизни некоторых регионов. Поэтому подавляющее число руководителей регионов, как это ни покажется странным, в интересах укрепления российского государства поддержали мое предложение. И без их решения это предложение не могло бы быть реализовано, потому что был принят соответствующий закон, за который верхняя палата проголосовала, то есть сами руководители регионов проголосовали за то, чтобы изменить такой порядок формирования верхней палаты. Были противники, были сторонники, но количество сторонников, если закон был принят, оказалось больше, поэтому мы перешли к другой форме представительства регионов в верхней палате. Ничего другого у нас, по сути дела, не изменилось.
Что касается федеративного устройства Российской Федерации, то оно не отменяется. Никакой централизации по советскому образцу не происходит, и происходить не будет. Мы создали еще так называемые федеральные округа, в задачу которых входит только одно: подвинуть федеральные функции, московские функции, ближе к территориям страны, имея в виду огромную территорию Российской Федерации. Этот процесс – процесс притирания полномочий – непростой. Но перед полномочными представителями Президента в федеральных округах стоят конкретные задачи. Хотя им и не всегда удается сдержать административную прыть, они не должны вмешиваться и не будут вмешиваться в компетенцию руководителей регионов. Я думаю, что постепенно все это будет в достаточно гармоничной форме урегулировано.
Что касается тех процессов, которые происходят в других странах, в том числе и в Соединенном Королевстве, то я не считаю себя вправе здесь ничего комментировать. Во всяком случае, тот федерализм, о котором я сказал, в России будет укрепляться. Мы полагаем, что командовать из единого центра, в частности из Москвы, всем, что происходит в регионах Российской Федерации, – невозможно. Во всяком случае, невозможно это делать эффективно.
Вопрос: В связи с новыми взаимоотношениями между Европой и США в чем Вы видите дальнейшие пути развития Содружества Независимых Государств, и каково Ваше отношение к возможности переизбрания Президента Белоруссии Александра Лукашенко на третий срок?
В.Путин: Должен сказать, что Вы меня несколько удивили этим вопросом. Здесь, в Шотландии, спрашивать про внутриполитические проблемы Белоруссии.
Я не могу комментировать, что там происходит. Могу только сказать, что третьего срока Президента Путина не будет точно. Вот это я могу гарантировать наверняка. Мы в России будем жить по основному закону страны, по Конституции, которая предусматривает четырехлетний срок президентства. Можно быть избранным только на два срока. Что в Белоруссии, честно говоря, не очень хорошо знаю и комментировать не могу.
В отношении сближения Европы и США. А что там сближаться? Европа и США – очень тесные союзники, надеюсь, что так дальше и будет. Это один из важнейших элементов стабильности в сегодняшнем мире. Да, были проблемы, связанные с иракским кризисом. У нас по некоторым серьезным вопросам есть расхождения, и внутри Европы есть расхождения. Но это не то, что позволило бы и что могло бы вернуть мир на грань конфронтации по примеру Карибского кризиса. Слава Богу, такие времена позади.
Вопрос: Что бы мог российский Президент посоветовать своим британскому и американскому коллегам в связи с проблемой Ирака?
В.Путин: Если Вы позволите, то я это сделаю при личных контактах с моими американским и британским коллегами. Но позиция России по иракской проблеме Вам известна. Она не изменилась. На мой взгляд, ход событий показывает ее основательность. Единственное, о чем, я считаю, сейчас нужно говорить, – это то, что нужно преодолевать разногласия, думать, как эффективно выходить из той ситуации, которая сложилась на данный момент времени, действовать согласованно на площадке Организации Объединенных Наций. Потому что какое бы иракское руководство в будущем ни было создано, оно сможет заявить о себе, своей легитимности, поддержке со стороны международного сообщества в том случае, если этот процесс пойдет через ООН. Другие варианты будут как бы подрывать доверие к будущему руководству. У нас есть хороший пример для этого – Афганистан. Как там проходил и происходит процесс нормализации обстановки, формирования органов власти, специалистам хорошо известно. Думаю, что это вполне хороший пример, который может быть положен в основу работы и на иракском направлении.
Вопрос: Ожидаете ли Вы какие‑нибудь улучшения в российско-грузинских отношениях?
В.Путин: От грузин никуда не деться, даже в Шотландии.
Я много раз высказывался на этот счет, могу еще раз повторить нашу позицию. У нас нет неразрешимых проблем с Грузией. Вообще нет никаких проблем, кроме одной, и руководство Грузии об этом знает. К сожалению, до сих пор на территории Грузии находятся бандформирования, в том числе связанные с «Аль-Каидой». Тех людей, которые прошли подготовку в Панкисском ущелье Грузии, отлавливают сегодня в западноевропейских странах, в Париже, Берлине, Риме и, уверен, если поковыряться, и в Соединенном Королевстве они будут обнаружены.
Это – проблема. Мы понимаем сложности, с которыми сталкивается грузинское руководство. В силу целого ряда причин не буду сейчас их перечислять. Мы хотим только одного – чтобы эта проблема была решена: либо самой грузинской стороной, если она в состоянии это сделать, либо с помощью партнеров. Мы готовы предоставить для этого все необходимые средства: деньги, оружие, специалистов, прямое участие спецподразделений российской армии. Если все это неприемлемо, тогда грузинская сторона должна все сделать самостоятельно.
У нас неплохой диалог с руководством Грузии в последнее время. Несмотря на все сложности и угрозы со стороны террористов в адрес руководителей правоохранительных органов и спецподразделений Грузии, в их составе все‑таки есть мужественные люди, профессионалы. В результате их работы в Грузии уничтожены несколько международных террористов, захвачены те, кто напрямую причастен к взрывам жилых домов в Москве. Эти люди переданы российским правоохранительным органам. Мы благодарны за это руководству Грузии. Надеюсь, что сотрудничество будет укрепляться дальше.
Вопрос: Какой Вы видите роль России в будущей системе международных отношений?
В.Путин: Россия не просто член ООН. Россия является одним из основателей этой организации. Сегодня она является постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Наша страна активно развивает отношения с Европой, с азиатскими странами. Это естественно, потому что своей значительной частью Россия присутствует в Азии. Как Вы знаете, Российская Федерация совсем недавно стала полноправным членом «большой восьмерки», и я рассказывал вам о темпах развития российской экономики, о том, как укрепляется российская государственность, но мы прекрасно понимаем наши слабости.
Мы самые большие по территории, очень богатая минеральными ресурсами страна. У нас есть другие преимущества, которые заключаются в том, что образовательный уровень населения очень высок и ничем не уступает общеевропейскому. И это тоже большое, можно сказать, естественное преимущество России. Но есть и минусы.
Несмотря на высокие темпы, все‑таки это низкий уровень развития экономики, плохая инфраструктура, низкий уровень доходов населения. Есть и другие проблемы. Поэтому мы, понимая свои преимущества, не собираемся задирать нос и дремать на своих природных богатствах. Мы прекрасно осознаем, что сами по себе, находясь в недрах российской земли, они ничего из себя не представляют. Нужны ресурсы, капиталы, нужно современное управление. А для того, чтобы в стране все это было, нужно создавать условия. Конечно, требуется время, но мы будем настойчиво идти по этому пути, и чем более устойчивой будет страна, чем более прочной будет демократия в России, тем больше у нее будет успехов в сфере экономики и в сфере интеграции в международное гуманитарное, экономическое пространство. Мы уверены, что такая страна, как Россия, займет свое достойное место.
Большое вам спасибо за внимание.