В.Путин: Господин Федеральный канцлер, уважаемые дамы и господа!
Наши встречи во время российско-германских саммитов стали традицией. Но сегодняшняя встреча для меня особенно эмоциональна. Я хочу поблагодарить наших немецких коллег и друзей за то, что они организовали нашу встречу именно здесь, в Веймаре.
Должен сказать, что сегодняшняя прогулка по городу и посещение музея Гете произвели на меня большое впечатление. Рекомендую всем моим российским коллегам, кстати сказать, и немецким – могут быть и такие, побывать в этом музее и посмотреть. Я лишний раз убедился в том, как глубоки были наши связи еще в те времена, как люди старались вникнуть в жизнь друг друга, в мысли друг друга, насколько глубоким был интеллектуальный обмен между людьми, которые определяли будущее своих стран, будущее Европы. Они создавали соответствующую атмосферу, прежде всего в межгосударственных связях.
Прочность нашего сотрудничества достигается, конечно, не только укреплением межгосударственных отношений, но и в огромной степени укреплением контактов между людьми. Здесь важно все: и дружеские связи, и культурный обмен. Я сейчас все еще под впечатлением от посещения музея. Мы видели в библиотеке книги Пушкина, которые переводил Гете. Первый памятник, который мне попался на глаза в Веймаре, был памятник Пушкину. Все это создает соответствующую среду.
Но самым важным направлением является взаимодействие наших экономик. Это, по сути, стержень наших двусторонних отношений. Экономика в центре внимания и нынешнего раунда российско-германских консультаций. Мы с Герхардом Шредером уже обменялись мнениями о том, что сделано за год после нашей встречи в Санкт-Петербурге, и пришли к выводу, что в целом дела идут неплохо.
Оправдало себя решение о создании рабочей группы высокого уровня. Мы поручили ей предметно заняться стратегическими вопросами наших торгово-экономических отношений, прежде всего расчистить накопившиеся завалы. Таких проблем остается немного, все меньше и меньше, но они еще есть. Группа работала и над решением проблемы торгового сальдо бывшей ГДР в «переводных рублях», урегулированием просроченных платежей по «Гермесу».
Должен сказать, что неурегулированный вопрос с «переводным рублем» нельзя назвать долгом с российской стороны в полном смысле этого слова, и наши немецкие коллеги с этим согласились. Это были не кредиты, а подведение торгового сальдо, причем основные суммы накопились за несколько последних месяцев. В общем, там много неясных вопросов.
Тем не менее мы считаем, что эта проблема должна быть урегулирована. У меня есть все основания полагать, что сегодня на межправительственной встрече мы можем прийти к окончательному решению этой проблемы. В то же время Герхард Шредер сообщил мне, что продвижение в этом направлении позволит вдвое увеличить финансовую поддержку тем, кто намерен работать в России в рамках «Гермеса».
Первые конкретные результаты начинает давать проработка группой совместных инвестиционных проектов. Правда, удалось продвинуть вперед далеко не все, что было запланировано. Однако на подходе ряд новых крупных решений. Мы были здесь свидетелями подписания нескольких документов. Очень радует, что речь идет не только об энергетике и высокотехнологичных областях. Вместе с тем впереди много крупных проектов, например, прокладка Североевропейского газопровода, строительство Северо-Западной ТЭЦ, модернизация крупных российских предприятий, культурные проекты.
Как видите, имеются серьезные заделы на будущее. Есть чем гордиться и в настоящем. В 2001 году на 14 процентов вырос товарооборот, он достиг рекордной цифры – свыше 24 миллиардов евро. Для нас очевидно, что германский бизнес активно работает на российском рынке. По общему объему инвестиций, накопленному в России, Германия лидирует среди наших основных партнеров, они составляют 17,3 процента от общего объема. Однако по прямым инвестициям – их около полутора миллиардов, это немного – пятое место после США, Великобритании, Нидерландов и Кипра.
Их объемы вполне сопоставимы и с российскими инвестициями в экономику ФРГ. Они оцениваются примерно в 1,3 миллиарда долларов. Мы можем говорить в этом случае о паритетном взаимодействии наших капиталов, о взаимодополняемости экономик. Сегодня с участием министров экономического блока мы более подробно проанализируем состояние дел и имеющиеся проблемы. Они вполне преодолимы.
Более того, для германского бизнеса сейчас открываются дополнительные благоприятные возможности для освоения российского рынка. В России сегодня можно не только рисковать, хотя бизнес – это всегда определенный риск, но и стабильно работать, получая достаточно высокие прибыли. Можно сказать и больше, по ряду важнейших позиций условия для развития бизнеса в России, могу это утверждать смело, даже лучше, чем во многих других странах.
У нас формируется один из самых либеральных в Европе налоговых режимов, вы знаете об этом. Наше Правительство и Центробанк заявили о своем намерении осуществить с 2004 года переход всех российских коммерческих банков на международные стандарты финансовой отчетности. Государство ведет постоянный диалог с бизнес-сообществом. Сегодня различные ассоциации в России объединяют не только крупный, но и малый, и средний бизнес.
В России еще 280 лет назад были созданы гильдии и цеха, направляющие потенциал мелких разрозненных производителей, сегодня мы извлекаем полезные уроки из прошлого, причем не только в российском, но и в международном масштабе. Думаю, что российские бизнес-объединения станут активным партнером аналогичных германских структур. Мы хорошо понимаем ключевое значение сотрудничества на уровне малых и средних предприятий, и условия для этого уже есть. Мы будем их последовательно улучшать. Планируется введение упрощенной системы налогообложения, которая в два, в четыре раза снимет нагрузку на этот сектор экономики России.
Кроме того, надеемся, что российское инвестиционное агентство, созданное при германском содействии, будет работать в первую очередь с небольшими фирмами, будет помогать им устанавливать деловые контакты. Эффективность работы этого агентства пока нельзя назвать достаточной. Мы призываем его более тонко чувствовать энергетику бизнес-сообщества, приоритеты и стремления его развития.
Кроме того, еще в полной мере не наладилось деловое сотрудничество с восточными землями Германии, и его потенциал очень велик. На этой территории немало городов, которые в прошлом были побратимами российских территорий. Кое‑где эти связи сохранились, а для новых контактов вызрели уже и причины, и условия. В этой части ФРГ у нас очень много старых друзей, в том числе и в деловом мире.
Стратегически мы должны ориентироваться на динамичное, но долгосрочное сотрудничество. Экономики наших стран, как я уже говорил, взаимодополняемые. Германия – главный поставщик в Россию машин и оборудования. С другой стороны, за счет российских поставок обеспечивается треть потребностей ФРГ в газе и на четверть – в нефти.
Я хотел бы повторить здесь некоторые мысли, высказанные вчера на форуме. Нас несколько беспокоят те правила, которые действуют в рамках Европейского сообщества. Согласно им из страны – не члена ЕС страна, входящая туда, может получать, учитывая ее потребности, не больше 30 процентов энергетических ресурсов. В связи с расширением Европейского сообщества это может вызвать достаточно серьезные последствия. Если мы считаем правильным создание единого экономического пространства, то говорить недостаточно, нужно предпринимать какие‑то шаги, действия, вырабатывать какие‑то правила. И включать в правила игры Россию.
Я позволю себе уйти от общих фраз и перейти к более конкретным вещам. Мы продаем на границе газ за 100–110 долларов за тысячу кубов, а в Центральной и Западной Европе он реализуется потребителям в четыре и более раза дороже. И не потому, что здесь кто‑то хочет набивать карманы, а потому, что транспортировка, распределение, хранение дорого стоят. Если мы сегодня или завтра ограничим поступление российских энергоресурсов на европейский рынок, это не приведет к уменьшению цены. А рост цен поставит в невыгодное положение европейскую экономику, снизит ее конкурентоспособность по сравнению с экономиками других регионов мира. Это может достаточно тяжелым бременем лечь на бытового потребителя.
Мы должны не только думать и говорить об этом, мы должны действовать. Я призываю бизнес-сообщество обратить на это внимание и влиять соответствующим образом на тех, кто принимает решения в Брюсселе. Необходимо поощрять традиционное сотрудничество в области энергетики. Мы поддерживаем и участие наших партнеров в модернизации российского энергетического сектора, во внедрении передовых технологий добычи и транспортировки энергоносителей. Это серьезный вклад в обеспечение энергетической безопасности европейского континента.
Наш экспорт сегодня в значительной степени состоит именно из сырья и энергоносителей. Очевидна необходимость перехода к новой философии сотрудничества, основанной на инвестиционном взаимодействии и производственной кооперации. Будущее здесь за высокотехнологичными и наукоемкими областями. У нас есть интересные проекты в области информатики и телекоммуникаций, в био- и плазменной технологии, в фундаментальных и прикладных науках. Предлагаем их к совместной проработке с партнерами из ФРГ. Политическая поддержка со стороны нашего Правительства будет обеспечена.
Уважаемые коллеги!
Выступая в Веймаре, не могу обойти вниманием и его историю. С этого я начал, этим же хотелось бы и закончить. Именно здесь веймарский классицизм провозгласил важный жизненный принцип: «свободная личность в действии». А ваш великий земляк Гете, в свое время получивший титул почетного члена Российской академии наук, воплотил этот принцип в своем гениальном творчестве. В этой связи наша встреча здесь, в Веймаре, придает особое содержание отношениям России и Германии. Я благодарю вас за внимание. Большое спасибо.