В.Путин: Уважаемый Вячеслав Михайлович! Уважаемые коллеги, друзья!
Вы собрались, чтобы подвести итоги истекшего года. Но уверен, что этим разговор не ограничится. С наступлением 2000 года Россия вступила в новую полосу своего развития, и потому сейчас самое время начинать прямой разговор о том, как изменилась за прошедшее десятилетие наша судебная система и какой она должна быть уже в самом обозримом будущем.
Среди юристов судьи всегда отличались особым авторитетом и взвешенностью, взвешенностью в своих суждениях и своих действиях. Именно в ваших руках закон обретает реальную силу, становится инструментом восстановления справедливости. Вы выступаете от имени государства и выносите свои решения именем Российской Федерации.
Суд – это власть, власть огромная и ко многому обязывающая. Привычное представление о суде как о карательной машине, как о «суде скором, но не всегда правом» должно навсегда уйти в прошлое. На смену привычке ходить за защитой к начальству должно прийти понимание удобства и выгоды восстановления нарушенных прав через закон с вашей помощью.
Сегодня граждане все чаще и смелее обращаются в суды. Но соответствуют ли сама судебная система, сами суды этим возросшим ожиданиям? Об этом мы сегодня и поговорим. Это хороший повод осмыслить то положение, в котором находится судебная система.
На сегодняшний день около 850 тысяч уголовных и гражданских дел ждут своего разрешения в российских судах. Только в судах Москвы на 1 января этого года находилось на рассмотрении почти 8 тысяч дел. При этом только в прошлом году в городе на дополнительное расследование было возвращено более двух тысяч дел, а треть всех решений вынесена с нарушением сроков.
К сожалению, эти цифры говорят не только о загруженности судей, но и о том как много еще людей томятся в ожидании правомерного решения своих проблем. А ведь очень часто это вопросы их личной судьбы. Мы с вами это прекрасно понимаем. По многу месяцев, а то и лет обвиняемые в совершении преступлений находятся в следственных изоляторах. На долгие сроки откладывается рассмотрение гражданских исков, связанных с решением жилищных, наследственных, семейных вопросов.
Между тем как раз из таких житейских ситуаций люди делают выводы об эффективности государственной власти, справедливости судов и уровне демократии в стране. И потому это ко многому обязывает как судейский корпус, так и руководство страны – вообще государственную власть в целом.
Самый яркий показатель правового характера государства – это реальная независимость судебной власти. Но эта проблема старая, и не только в нашей стране, она стара как мир. Еще Анатолий Федорович Кони говорил: судью необходимо «оградить от условий, дающих основание к развитию в нем малодушия и вынужденной угодливости». Здесь нет ни одного лишнего слова.
К сожалению, даже в условиях новой России нам приходится наблюдать рецидивы прежнего отношения к судам как придаткам бюрократической машины. Так, наделение судей соответствующими полномочиями относится к компетенции Президента России. В связи с этим настораживают попытки некоторых руководителей субъектов Федерации создать подконтрольные им региональные судебные системы. Всем еще памятен демарш руководства Республики Ингушетия, которое пыталось вынести на республиканский референдум вопрос о порядке назначения судей, вынести – в обход федерального закона и в нарушение гарантий равенства прав граждан на всей территории России. Кроме того, в конституциях отдельных российских республик до сего времени содержатся нормы, устанавливающие, что судьями могут быть только граждане этих республик. Уже в самой формулировке заложен десяток нарушений.
Хотел бы сразу сказать: в этом вопросе мы полностью поддерживаем позицию Верховного Суда и Совета судей Российской Федерации, выступающих против посягательств на изменение действующего порядка создания судов, назначения федеральных судей. Столь же неприемлемыми считаю разговоры о ревизии существующего статуса судей и попытки ограничить закрепленные законодательством гарантии неприкосновенности, независимости и самостоятельности судей. Любые дальнейшие попытки нарушить эти конституционные принципы будут пресекаться самым решительным образом.
Более 8 лет назад – еще Верховным Советом Российской Федерации – была одобрена концепция судебной реформы, направленная на утверждение в новой России сильной и независимой судебной системы.
В этом процессе обновления непосредственными участниками были сами судьи. По инициативе Верховного Суда внесены и приняты законы «О военных судах», «О Судебном департаменте», «О финансировании судов Российской Федерации». Но, несмотря на всю важность принятых законодательных актов, в судебной системе все еще много серьезных проблем, решены далеко не все задачи.
Во‑первых, правовая база отправления правосудия еще не в полной мере соответствует Конституции России. Неоправданно затянулось принятие базового закона о судах общей юрисдикции. Отсутствуют крайне необходимые для деятельности судов новые Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, а также законодательный акт об административном судопроизводстве. Конституционный Суд России уже вынес четырнадцать постановлений о несоответствии Конституции отдельных положений действующего Уголовно-процессуального кодекса. Общий смысл этих постановлений – усиление состязательных начал в процессе. Может быть пора, наконец, реализовать в полном объеме такую конституционную норму, в соответствии с которой арест, заключение и содержание под стражей производятся только в соответствии с судебным решением. Это не значит, что прямо сейчас это нужно сделать, но задуматься над этим мы должны.
Во‑вторых, сохраняющийся пока прежний процессуальный порядок не позволяет эффективно осуществлять судебную защиту законных прав и интересов граждан, в частности связанных с расширением возможностей их доступа к правосудию и обеспечением защиты на стадии предварительного следствия.
И, наконец, в‑третьих, реформирование российского законодательства должно проходить в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Вы знаете, 5 мая 1998г. Россия ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, ставшую составной частью нашей правовой системы. Кроме того, была признана юрисдикция Европейского суда по правам человека. И сегодня надо обратить особое внимание на те проблемы российской судебной системы, которые могут вызвать возражения Европейского суда, прежде всего это соблюдение разумных сроков судебного разбирательства. Практика Европейского суда показывает, что при длительных сроках судебного разбирательства в национальных судах других стран ссылки на загруженность, нехватку судей или недостаточность финансирования судов никак не считаются оправданием.
Сегодня хотел бы остановиться еще на одном ключевом аспекте вашей деятельности – разрешении дел, связанных с преступностью в экономической сфере. Переход от централизованной плановой экономики к рынку невозможен без укрепления основ рыночного механизма и, в первую очередь, без эффективной работы правовых институтов.
Важнейшая задача государственного регулирования экономики – это обеспечение эффективной работы рынка, создание стабильных условий его функционирования. И это требование в полной мере относится не только к законодательным и исполнительным органам власти, но и к судам как общей юрисдикции, так, разумеется, и арбитражным.
Новое гражданское и уголовное законодательство сочетает два подхода к охране прав и законных интересов участников экономических отношений: с одной стороны, оно гарантирует свободу экономической деятельности и права предпринимателя, с другой – предъявляются требования и к самим хозяйствующим субъектам, предъявляются исходя из интересов государства. И ваша роль в этих процессах – обеспечить интересы всех участников, проводя линию на укрепление налоговой дисциплины, борьбу с отмыванием незаконных доходов и нелегальным вывозом капитала.
Я хочу обратить на это внимание. У нас очень много говорят о том, что государство необоснованно ушло из экономики, я уже говорил об этом несколько раз; думаю, что среди коллег еще раз могу повторить. Это не значит, что государство должно вмешиваться, как было, в экономику, восстанавливать директивное плановое хозяйство, командовать – оно должно создавать мощные рычаги, внятные правила. И эти внятные правила должны не только регулироваться, а сохраняться государством. Государство должно уделять максимум внимания тому, чтобы эти правила были одинаковы для всех и соблюдались всеми участниками рынка. Только тогда у нас будет понятная инвестиционная ситуация, хороший инвестиционный климат. Безусловно, государство должно не только создавать новые механизмы, но и сохранять эффективность уже существующих.
Напрямую это касается финансирования судебной системы. Этот вопрос еще недавно стоял настолько остро, что в процесс даже вступил Конституционный Суд России. В соответствии со статьей 124-й Конституции «финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия». При этом речь идет как о финансовом обеспечении программ развития судебной системы, так и о содержании самих судей. Получая скромную зарплату, вы разрешаете дела, цена которым – миллиарды рублей. Не имея реальной защиты, противостоите преступлениям и опасным преступникам.
Это, конечно, реалии сегодняшнего дня и не самые лучшие реалии. Разумеется, все должно сопоставляться с возможностями государства. Но ясно также и то, что государство, если оно хочет, чтобы все нормально функционировало, чтобы была отдача от хозяйственной деятельности и от государственных институтов, должно уделять этому больше внимания. Я не хочу сейчас давать никаких обещаний. Неправильно было бы говорить о резком повышении зарплаты. Но я хочу сказать, чтобы вы знали, что такое понимание есть, и мы будем обязательно двигаться в этом направлении. Надо сказать: уже многое сделано для сохранения должного статуса судей. В истекшем году была обеспечена своевременная и в полном объеме выплата заработной платы судьям и работникам аппаратов судов. Повысились должностные оклады, для чего объемы финансирования были увеличены почти на 184 миллионов рублей, но это пока только полдела.
Целевые программы по укреплению законности и борьбе с преступностью, к сожалению, были также недофинансированы. Из‑за отсутствия средств не реализуются многие уже принятые законы. Из‑за нехватки денег не обеспечены и конституционные права обвиняемых на рассмотрение их дел судом присяжных. Сегодня такие суды действуют лишь на территории 9 субъектов Федерации, хотя они должны функционировать уже повсеместно.
И, наконец, из‑за отсутствия материальных ресурсов суды подчас не имеют самого элементарного: не могут выполнить требования закона по вызову свидетелей, переводчиков, экспертов; не хватает бланков, конвертов и денег на почтовые расходы. По‑прежнему не решена проблема компьютеризации и применения технических средств при ведении протокола судебного заседания.
Мы не снимаем с себя ответственности за такое положение дел и будем его исправлять. Я уже много об этом сказал. И думаю, что если государство не обратит должного внимания, то и соответствующих сборов налогов не будет, не будет функционировать экономика. На это нельзя жалеть денег.
Между тем и сами суды обязаны принять меры по контролю за собственными расходами и наведению порядка в финансовых потоках. Иначе трудно противостоять попыткам некоторых местных руководителей «приватизировать» суды путем их частичного финансирования.
Еще одна важнейшая проблема, которую хотел бы затронуть, – это проблема кадров.
Уже говорил: стало общим местом сетование на загруженность судов. Действительно, на сегодняшний день остаются вакантными более 1000 должностей судей.
Указом Президента Российской Федерации штатная численность судей в 2000 году увеличена на одну тысячу единиц. Снизить нагрузку на федеральных судей поможет и реализация Федерального закона «О мировых судьях». Общая численность мировых судей должна составить почти пять с половиной тысяч человек.
Все это еще острее ставит задачу создания эффективной системы подготовки судейских кадров и их качественного отбора. Необходимо совершенствовать не только порядок отбора кандидатов в судьи, но и процедуру их назначения и освобождения от должности. Действующий ныне порядок сложен, крайне длителен и не дает гарантий продвижения по профессиональной лестнице.
Но сегодня хотел бы сказать и о другом: кадровые проблемы не сводятся только к вышеуказанным. Авторитет судебной власти и эффективность ее деятельности во многом определяются профессионализмом судей и их объективностью при рассмотрении дел. Конечно, по сравнению со многими западными странами обеспеченность судьями в России пока в среднем в два-три раза ниже. Но недоукомплектованность судейского корпуса не должна препятствовать реализации прав граждан добиваться рассмотрения своего дела в законные сроки.
Дорогие друзья!
Вы хорошо понимаете: результаты вашей работы напрямую влияют на политическую и экономическую жизнь общества. Суды были и должны оставаться ключевым звеном в механизме обеспечения демократии, в обеспечении условий для рывка России в новый век.
После декабрьских выборов у вас появилось много дополнительной работы. Граждане и объединения обращаются к вам с примерами нарушения избирательного законодательства как в федеральных, так и в региональных органах власти. И этот поток обращений вряд ли пойдет на убыль до наступления лета.
Вы нашу позицию знаете, я имею в виду позицию Правительства: государству и обществу на выборах нужен честный результат и открытая честная предвыборная кампания. Только так можно получить полноценную и эффективно действующую политическую власть, только так в стране будет обеспечена демократия и порядок.
В ходе конференции вы будете наверняка много говорить и о реализации судебной реформы в стране, реформы, прямо скажем, затянувшейся, трудной и неоднозначно воспринимаемой в обществе. От ее конечного результата, а также от вашей личной человеческой порядочности и профессионализма зависит вера людей в незыблемость Закона.
Очень хочется надеяться, что и дальше в своей работе вы будете руководствоваться принципами профессиональной чести, судейского долга и ответственности перед Родиной. Хочу всему судейскому корпусу России пожелать всего самого-самого доброго. Спасибо вам за внимание.