В.Путин: Добрый день! Здравствуйте!
Я думаю, что перед тем, как мы начнем обстоятельную беседу, уместно будет вспомнить, что Академия наук является – и не только у нас, а вообще в мире – уникальным мультидисциплинарным научным учреждением, равных которому, наверное, в мире нет.
Члены Академии наук возглавляют крупнейшие научные центры страны, которые вносят огромный вклад не только в развитие самой науки, но и в развитие экономики, промышленности, обороны, безопасности государства.
Мы знаем и проблемы, с которыми наука сталкивается в последние годы. Несомненно, они связаны прежде всего с недостаточным финансированием. Надо признать, что даже те скудные ресурсы, которые выделялись или были прописаны на бумаге, в течение очень длительного периода времени фактически в науку не поступали. Только в последний год, или примерно в последние полтора года, те незначительные ресурсы, которые были прописаны в Законе о бюджете, были направлены в науку полностью. Мы знаем, что этого, конечно, недостаточно. Но это важно не столько с точки зрения финансирования, скорее это действует как моральный фактор.
Мы знаем другие проблемы, с которыми наука сталкивается сегодня, – и старение науки, и утечка мозгов. Причем утечка мозгов не только за границу. По официальным данным Правительства, около 30 тысяч российских ученых – а это, как правило, люди молодые, перспективные – работают за границей.
Но дело даже не только в том, что происходит утечка мозгов за границу. Дело в том, что и в другие секторы экономики активно происходит отток. Собственно говоря, понятно почему. Потому что даже по такому примитивному признаку, по признаку уровня заработной платы наука в выгодную сторону, к сожалению, сегодня не отличается. Примерно на 15 процентов зарплата в научной сфере ниже, чем в промышленности.
Причин здесь много. Я думаю, что мы сегодня об этом поговорим. Причин много. Мы знаем, что в условиях «холодной войны» огромные ресурсы выделялись государством и направлялись прежде всего в сферу военной науки, прикладной науки, перепадало и другим отраслям.
Сегодня ситуация совершенно другая. А инновационная активность экономики страны, к сожалению, очень низка. Примерно пять процентов предприятий страны активно применяет новые и новейшие достижения. Только пять процентов – в то время как, скажем, в Западной Европе этот уровень доходит до 80–87 процентов.
Нам, наверное, нужно будет поговорить и о совершенствовании взаимоотношений между государством и наукой. Ясно, что государство не может и не должно, наверное, финансировать все и вся. Но понятно также, что государство обязано сосредоточивать усилия на каких‑то прорывных направлениях, которые представляют общегосударственный интерес, на фундаментальных исследованиях, в которые никто, кроме государства, вкладывать деньги не будет.
Но, наверное, будет честно, если мы поговорим об эффективности управления самой наукой, потому что наука, ее деятельность, развитие науки должны соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Именно тогда она будет востребована обществом, государством и промышленностью.
Думаю, даже уверен, что все эти проблемы будут подняты на нашей сегодняшней встрече.