В.Путин: Уважаемые дамы и господа!
Искренне признателен за приглашение посетить ваш Университет – старейший в Техасе, занимающий передовые позиции в науке и образовании. Рад видеть всех собравшихся в этом зале. Моя особая благодарность, конечно, руководству Техаса и Хьюстона, Президенту Джорджу Бушу-старшему, а также господину Джеймсу Бейкеру за организацию нашей встречи.
Когда мы встретились, я с удивлением обнаружил, что господин Джеймс Бейкер помнит нашу первую встречу. Она состоялась в 1992 году в Санкт-Петербурге. Я был тогда достаточно скромным городским чиновником, а господин Джеймс Бейкер был очень большим начальником. Тем не менее он эту встречу запомнил, что мне очень приятно, а также то, что еще тогда администрация США во главе с господином Джорджем Бушем-старшим обращала внимание на Россию, даже работала в регионах. Работала непосредственно, напрямую, лично, и все это, как мы видим, даром не проходит. За это я хочу поблагодарить и бывшее, и сегодняшнее руководство Америки.
Конечно, отсюда, из Техаса, хочу поприветствовать и всех граждан Соединенных Штатов Америки.
Для граждан России Техас – это не просто «штат одинокой звезды», романтика которого захватывает всех, кто знает и любит Америку (а в России таких много). Это – не только символ независимости, благородства и стремления американцев к справедливости. Для России Юг Америки – это хорошо освоенный экономически, богатый регион. Район, с которым нам не надо начинать сотрудничество с «чистого листа», потому что у нас уже есть много общего. Это – и нефтегазовая индустрия, и стремительно набирающая обороты совместная работа в космической области. В стенах Космического центра имени Джонсона уже давно звучит русская речь. И у нас с вами есть даже общий праздник. Это 12 апреля – день, когда первый космонавт планеты, наш соотечественник Юрий Гагарин, совершил первый в мире космический полет. Насколько мне известно, законодательное собрание Техаса объявило этот день праздничным. Для нас это особый знак, это, уверяю вас, по‑особому располагает нас к Техасу.
Думаю, даже эти факты утвердительно отвечают на вопрос, который был актуален еще давно, а сейчас он стал актуален вдвойне: нужны ли друг другу Россия и Америка?
Сегодня мы по‑настоящему осознали, что это значит – быть вместе. Стали наполнять это понятие новым содержанием, искать пути более продуктивного, качественно нового сотрудничества. И в этой связи наши отношения не должны рассматриваться только сквозь призму событий 11 сентября. Хотя, конечно, эти события дали шанс сделать двусторонние связи долгосрочными и по‑настоящему дружескими. Сегодня на политиках лежит особая ответственность. Они должны не только адекватно ответить на вызов террористов, но и заново оценить историю и логику взаимоотношений между нашими странами, понять, как их строить дальше, на что опираться, к чему стремиться. Одним словом, мы обязаны услышать «пульс истории».
И здесь, я убежден, на первый план выходит проблема доверия. Люди в наших странах пока до конца не избавились от стереотипов «холодной войны», во всяком случае, не все, это надо признать. К ним добавился и не всегда позитивный опыт последнего десятилетия. И потому по обе стороны океана от наших переговоров, сегодняшних переговоров с действующим Президентом США, ждут главного: чтобы мы нашли общий язык по тем проблемам, решения которых от нас ждут миллионы людей и в России, и в США, и во всем мире. Ждут, чтобы политики и в Америке, и в России оставили позади двойные стандарты, ненужные подозрения и скрытые цели. Чтобы они вышли на открытый, прямой и результативный диалог. «Холодная война» не должна больше цеплять нас за рукава.
Сегодня уже много сделано для того, чтобы отношения между Россией и Америкой строились на основе учета интересов друг друга. Мы учимся реально смотреть на потенциал наших стран, не преувеличивая и не преуменьшая его.
Возможности нашего конструктивного взаимодействия на самом деле огромны. Они, к счастью, не ограничиваются межгосударственными отношениями. Контакты между общественными организациями, культурный обмен, дружеские связи многих тысяч людей – все это наш общий капитал. Мы должны его наращивать и расширять во всех сферах неформального сотрудничества.
Особенно велики здесь возможности научного сообщества. Ведь только две страны в мире изначально избрали стратегию развития науки по всему спектру направлений. Это – США и Россия. Стремление к производству знания, в том числе и фундаментального, – свойство и американской, и российской культур. Но российский багаж фундаментальных и технологических знаний реализован еще не в достаточно полной мере. Поэтому у совместных российско-американских исследований и разработок, на наш взгляд, очень большие перспективы. Тем более что у нас уже есть пример такого успешного сотрудничества, это – НАСА. Кроме того, очень важно взаимопроникновение наших систем образования. Они по‑разному организованы, но каждая доказала свое право на жизнь, и каждая эффективна, имеет свои традиции и свой особый образовательный «вкус». Поэтому контакты в этой сфере принесут пользу и детям, и их родителям, и в целом нашим странам.
Здесь, в этой аудитории, я хотел бы это особо подчеркнуть, творческие контакты на уровне «корней травы» – как любят говорить в Америке – подчас много плодотворнее, чем совещания чиновников даже самого высокого уровня.
В формировании новых отношений мы также очень рассчитываем на активную роль бизнеса. Мы видим, как в последние годы в американских деловых кругах растет интерес к российскому рынку. Такой поворот абсолютно оправдан. Сегодня в нашей стране есть все условия для эффективного инвестирования в самых различных областях. У меня есть все основания говорить об этом с уверенностью.
Во‑первых, России удается удерживать высокие темпы экономического роста. По итогам прошлого года рост ВВП составил 8,3%, в этом году планировался 4%, будет около 6% – 5,7–5,8%. Динамика промышленного производства также показала устойчивый рост. По итогам года мы рассчитываем выйти на 8%. И причиной тому – не только благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. В России активно заработали внутренние стимулы. Один из показателей – работа банковского сектора, кредиты которого в промышленность увеличились более чем на 40%.
Во‑вторых, заметно улучшились правовые условия ведения бизнеса. Количество лицензируемых видов деятельности с 2000 (в таком виде мы это получили еще со времен плановой экономики) уменьшилось до 104. Это пока многовато, но мы намерены сделать еще один шаг по дебюрократизации, по либерализации экономики России. Регистрация предприятий бизнеса в самое ближайшее время будет осуществляться по принципу «одного окна» – в единой системе и по общим правилам. Соответствующий закон в июле следующего года вступит в силу.
Положительное влияние на инвестиционный и деловой климат, несомненно, окажет новый Земельный кодекс, отсутствие которого много лет тормозило развитие экономики.
Приняты законодательные меры по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем. Мы вступили в открытую борьбу с «черным бизнесом», который, как ржавчина, разъедал экономику страны. Мы поддержали легальный бизнес, он получил дополнительную защиту.
В‑третьих, постепенно меняется к лучшему корпоративное управление российских компаний. Подготовлен кодекс корпоративного управления, основанный на мировых стандартах ведения бизнеса.
Четвертое, тоже весьма существенное и, пожалуй, самое главное, – это снижение налогового бремени, то, о чем в России говорили годами (почти целых десять лет), и то, что было сделано в самом минимальном виде до последнего времени. С января 2002 года ставка налога на прибыль снизится с 35% до 24%. Все льготы отменяются, то есть повышается прозрачность российского бизнеса. И я нисколько не сомневаюсь, что такой подход к формированию правил игры мы выдержим.
В области ресурсоиспользования введен единый налог вместо трех. И, наверное, многие в этом зале знают, что нашей гордостью на сегодняшний день является самый низкий налог на физических лиц. Самый низкий в Европе, причем плоская шкала его, по которой люди платят вне зависимости от их доходов, составляет всего 13%. Должен сразу сказать, что такой либеральный подход привел к резкому увеличению сбора налогов в федеральный бюджет.
Одна из наших приоритетных задач – вступление России в ВТО. Мы намеренно синхронизируем этот процесс с внутренними реформами. Хотя понимаем, что этот шаг связан не только с преимуществами, но и с дополнительными обязательствами. Понимаем, что делать это придется в сжатые сроки, и при этом сознательно ускоряем переговорный процесс. Уже готовится пакет законопроектов, которые ликвидируют «белые пятна» с точки зрения международных стандартов и правил ВТО.
При этом хотел бы особо отметить, что мы будем добиваться стандартных условий принятия России в ВТО. Процесс достаточно сложный, но в последнее время, причем не без поддержки наших американских партнеров, развивается успешно.
О том, что основное направление наших усилий выбрано верно, можно, в частности, судить по тому, как активно стартовал российско-американский бизнес-диалог. Здесь уже формируются отраслевые «группы по интересам». С такой инициативой для авиакосмического сектора выступила компания «Боинг». Учреждается круглый стол российских и американских высокотехнологичных компаний, который с российской стороны возглавляет ученый с мировой известностью – академик Велихов. Есть и другие примеры, о которых вы здесь, в Техасе, тоже наверняка знаете.
В нынешнем году, уважаемые дамы и господа, приток иностранных капиталовложений в Россию увеличился на 40%. Абсолютная цифра пока небольшая, но в процентном содержании рост заметный. Но, к сожалению, США по объему прямых иностранных инвестиций уступили первенство Кипру, Голландии и Германии. Но, если приток капиталов из первых двух стран – это не что иное, как репатриация наших собственных российских капиталов, то укрепление позиций Германии говорит об инвестиционном интересе Европы к промышленности России. Мы рассчитываем, что в Америке примут этот вызов достойно.
В России уже сегодня есть немало стабильных секторов экономики, которые в нынешних условиях становятся одним из факторов поддержки общей системы безопасности. Речь в первую очередь идет о наших энергетических ресурсах. Россия по‑прежнему остается надежным и предсказуемым партнером – поставщиком нефти и другого энергетического сырья.
В нашем двустороннем сотрудничестве уже имеются первые, как говорят в Америке, «истории успеха». Завершается строительство нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума – самого крупного в России инвестиционного проекта с участием американского капитала. Несколько дней назад компания «Эксон-Мобил» объявила о переходе к основной инвестиционной фазе проекта «Сахалин-1», который предусматривает капиталовложения от 12 до 15 миллиардов долларов, а общий объем трат по проекту может составить до 30 миллиардов долларов.
В автомобилестроении начинается совместное производство нового внедорожника с участием «Дженерал Моторз», активно работает и компания «Форд». Компания «Пратт энд Уитни» переводит в Россию, на один из наших заводов производство части своей продукции. Такая же ситуация с некоторыми узлами, которые производит «Боинг».
Деловые круги здесь работают самостоятельно, но мы считаем чрезвычайно важным оказывать им необходимое содействие по линии Правительства Российской Федерации. Такие же намерения есть и у американской администрации во главе с Президентом Джорджем Бушем.
В этой связи на первый план выходит вопрос о сохраняющихся барьерах в торгово-экономической области. Они должны быть окончательно сняты. Двигаться вперед проще без лишнего «балласта», доставшегося нам от времен «холодной войны». Я не хочу здесь особенно растекаться мыслью по древу, вы понимаете, что я в том числе имею в виду и поправку Джексона–Вэника, которая реально на практике уже не действует. Каждый год администрация ее «обесточивает», она остается каким‑то символом противостояния, непонятно каким символом.
Свои шаги на пути преодоления прежних препятствий мы уже сделали. И сегодня рассчитываем не только на конструктивные шаги администрации США, но и на поддержку в этих вопросах со стороны американских деловых кругов.
Я знаю, что в этой аудитории много представителей аэрокосмического и нефтяного бизнеса. Мы уже давно активно взаимодействуем в области космоса. Создание Международной космической станции – это на 85% российско-американский проект.
Мы укрепляем правовую базу режима соглашений о разделе продукции, делая таким образом инвестиции в нефтяную отрасль еще более выгодными.
Масштабы открывающихся возможностей по добыче российской нефти и газа могут на десятилетия загрузить нас совместной работой. Причем речь идет не только об инвестициях американских компаний в Россию, но и о российских инвестициях в совместные проекты. И такие примеры тоже уже есть.
Уважаемые дамы и господа! У техасских ковбоев каблуки у сапог немного скошены внутрь, чтобы, работая на ранчо, не запачкаться грязью. Чистота – прекрасный символ, в том числе и для международных отношений. Сегодня здесь, на встречах и официальных переговорах, люди слушают то, что мы говорим. Но судить об этом будут позже не по нашим разговорам, а по нашим делам. Тогда и будет видно, насколько были чисты наши помыслы и искренни наши намерения. Никому не нужна дружба и сотрудничество, существующие только на бумаге.
Нам всем предстоит кропотливая и упорная работа. Здесь, в Техасе, достаточно профессионалов своего дела, понимающих истинную цену перспектив сотрудничества с Россией.
И в заключение я хотел бы сказать:
На российском рынке сегодня ваши риски значительно меньше, чем несколько лет назад. Думаю, что это вещи абсолютно очевидные. Нас действительно многое объединяет, и мы очень похожи друг на друга. И когда здесь господин Бейкер приводил литературные сравнения, касающиеся господина Джорджа Буша-старшего и господина Джорджа Буша-младшего, он говорил о желудях и дубах. Но у нас тоже есть поговорка очень похожая, по смыслу абсолютно идентичная, – «яблоко от яблони недалеко падает». И я абсолютно уверен в том, что та эстафета, которую подхватил господин действующий Президент США у своего отца, – в надежных руках и мы с ним многое сможем сделать на пользу народов России и Соединенных Штатов Америки.
Спасибо вам за внимание.
Вопрос: Как Вы оцениваете ситуацию в Афганистане и каким Вы представляете будущее этой страны?
В.Путин: Разумеется, ситуация в Афганистане – это одна из основных тем, которая находится и находилась во внимании этих и предыдущих встреч с Президентом Соединенных Штатов, в том числе и в Шанхае. Вы обратили внимание, что после встречи в Шанхае я, возвращаясь домой в Москву, сделал остановку в столице Таджикистана Душанбе и там провел рабочую встречу с руководством Северного альянса. Я, по сути, изложил нашу общую с Соединенными Штатами позицию по ситуации, которая складывалась в Афганистане на тот момент, и изложил нашу общую позицию относительно будущего Афганистана. Она заключается в следующем: организация, которая оказалась связанной с международным терроризмом – движение «Талибан», – не должна быть представлена в будущем руководстве Афганистана. Вместе с тем будущее руководство Афганистана должно опираться на широкую поддержку всех этнических групп, представленных в этой стране, на поддержку соседних государств и ООН. В принципе такая позиция устроила руководство Северного альянса, и оно проявило готовность работать вместе с международным сообществом, в том числе и с Россией, и с США. События, которые сейчас мы наблюдаем, никакой неожиданностью для нас не являются, собственно говоря, сегодня мы наблюдаем достижение тех целей, которые мы перед собой ставили.
Первый этап совместной работы – освобождение севера Афганистана, а затем Кабула. Эти цели достигнуты. Сейчас, конечно, на первое место выходит проблема политического урегулирования. Стратегическая цель – определение будущего Афганистана, но в то же время считаю вполне обоснованной позицию Президента Буша, которая заключается в том, что мы не должны ослаблять и прямых усилий, направленных на борьбу с теми людьми, которые подозреваются в совершении террористических актов и скрываются на территории Афганистана, а также с теми, которые их укрывает, где бы они ни прятались. Те, кто отошел от Кабула, те, кто прячется в горах, в других местах, преследуются, и, я уверен, правосудие доберется и до них. Поэтому на данный момент, еще раз хочу это подчеркнуть, в целом ситуация под контролем. Она говорит о том, что мы достигаем тех целей, которые перед собой ставим, и, координируя наши усилия в таком же ключе, будем дальше совместно работать.
Вопрос: Как Вы видите отношения России и НАТО? Существует ли возможность увидеть Россию частью НАТО?
В.Путин: НАТО создавалось в определенный исторический период и для определенных целей: оно создавалось как противодействие Советскому Союзу, и я говорил об этом на встрече с Президентом Бушем в Любляне, еще, по‑моему, в 1956 или 1957 году советское правительство обратилось к ведущим странам НАТО с предложением принять Советский Союз в НАТО. На тот момент Советскому Союзу было отказано, я читал ноты по этому вопросу. Были изложены причины, по которым Советскому Союзу отказали в приеме в НАТО: это тоталитарный характер советской системы, проблема Австрии и Восточной Европы. Для нас, как видите, в историческом плане никакой новизны в объединении усилий с НАТО не существует. Как Вы видите, на сегодня не существует ни одной причины, которая бы стояла на пути объединений усилий НАТО и Российской Федерации.
НАТО стало реалией сегодняшнего дня. На этой организации лежит серьезная ответственность за поддержание стабильности в мире. Мы сегодня уже работаем с НАТО в рамках Постоянного совета, готовы расширять сотрудничество.
Сегодня на первый план выходят те угрозы, которые вчера казались не столь существенными. Мы с вами знаем об этом не только по событиям 11 сентября, но и по нашей озабоченности, которая может возникнуть с возможным распространением средств массового уничтожения – не только ядерного оружия, но и биологического, и химического. Есть и другие угрозы, которые выходят на первый план. Надо сказать откровенно, что НАТО создавалось не для того, чтобы противодействовать этим угрозам в первую очередь. Сегодня все руководители ведущих стран НАТО признают, что если есть союзник, который может внести в противодействие этим угрозам реальный, заметный и существенный вклад, то это Россия. Мы к расширению сотрудничества с НАТО готовы, готовы идти настолько далеко, насколько готов идти сам Североатлантический блок, с учетом, конечно, национальных интересов Российской Федерации.
Мы сейчас обсуждаем самые разные варианты расширения нашего сотрудничества, есть очень хорошие предложения. По крайней мере, любой сидящий в этом зале согласится со мной в том, что если мы хотим, чтобы участник мирового сообщества последовательно, настойчиво и эффективно выполнял какое‑то решение, то он должен участвовать в выработке этого решения и чувствовать ответственность за его выполнение. Если мы найдем механизм, при котором Россия будет включена в процесс принятия решений, я думаю, что мы добьемся качественного изменения в отношениях между Россией и Североатлантическим блоком. Мы готовы к этой работе, повторяю еще раз, в данный момент мы ведем очень интенсивные и позитивные консультации, в том числе и с Президентом Бушем.
Вопрос: Что мы можем сделать для формирования качественно новых стратегических отношений между Россией и США?
В.Путин: Я думаю, что и вчерашнее заявление Президента Буша, и мое выступление в посольстве России в Вашингтоне показывают, что в этом плане нами подготовлены очень серьезные и качественные изменения, соответствующие сегодняшним реалиям. Мы накопили много оружия. Были проведены определенные сокращения, но абсолютно недостаточные.
Вернемся к трагедии 11 сентября, такой ужасной в современном супертехнологичном мире. Удары такого рода являются болезненными, я уже не говорю о применении средств массового уничтожения. Но у нас тысячи ядерных боезарядов, мы можем по нескольку раз уничтожить любую крупную державу; сегодня США, так же как и Россия, в состоянии вести вооруженный конфликт с использованием средств массового уничтожения одновременно со всеми ядерными державами – даже сумасшедшему в голову не придет возможность развития ситуации подобного рода.
Конечно, для того чтобы сократить опасность несанкционированных запусков, опасности техногенного характера, связанные с ядерными материалами, – конечно, мы должны стремиться к понижению количественного порога стратегических наступательных вооружений. Вчера Президент Буш объявил, до какого уровня США готовы опуститься, – должен вам сказать, что Российская Федерация давно заявляла о том, что она со своей стороны эти пороги для себя в целом определила. И если мы будем действовать совместно, то мы вместе сделаем мир гораздо более безопасным, чем тот, в котором мы живем сегодня.
Вопрос: Как Вы видите будущее земельной реформы?
В.Путин: Вы знаете, земельный вопрос в России – не столько юридический и не только экономический: это очень сложный эмоциональный фактор жизни страны, так было традиционно на протяжении столетий. Отсутствие нормального оборота земли является серьезным сдерживающим фактором в развитии экономики.
В данный момент мы приняли закон о свободном рыночном обороте земли в городах и промышленных центрах, в процентном отношении это небольшое количество всех земель. За скобки этого решения вынесены вопросы оборота земель сельскохозяйственного значения. Связано это с тем, что за последнее десятилетие сложилась довольно сложная система арендных отношений, и, на мой взгляд, был допущен ряд ошибок, которые привели к созданию большой группы людей, обладающих правом на отдельные земельные участки, но не имеющих возможности реально ими владеть, пользоваться и распоряжаться, то есть они собственниками реальными не стали. Три элемента собственности – владение, пользование, распоряжение – не состоялись. Но бумажка о том, что человек является собственником, – на руках. Это создало довольно запутанную ситуацию, и надо действовать довольно аккуратно, чтобы те люди, которые имеют на руках эти документы, не чувствовали себя обманутыми.
Эксперты сейчас вырабатывают различные варианты выхода из этой ситуации. Но в конечном итоге путь в рынок является единственно правильным. Мы будем действовать и идти по этому пути, но – исходя из исторических условий – действовать очень аккуратно.