В.Путин: Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Британский бизнес, я должен отметить это с удовольствием, всегда выгодно отличался здравым смыслом, взвешенностью и прагматизмом. И мы со своей стороны надеемся на то, что такой же подход мы будем наблюдать со стороны наших партнеров в Великобритании и в будущем.
Господин Томпсон в своем вступительном слове упомянул, что торговый баланс складывается пока не в пользу наших партнеров из Великобритании, и, видимо, для этого есть определенные причины. Мы с вами готовы здесь и сейчас подумать над причинами такого положения и вместе поискать пути, которые не только улучшили бы этот баланс и общую ситуацию в наших торгово-экономических отношениях, но и обозначили бы точки развития, хорошие перспективы для вашего бизнеса в России.
Я хочу напомнить и обратить ваше внимание на то, что за этим столом сегодняшних переговоров в ходе дискуссии принимает участие Министр торговли РФ господин Фрадков, Министр топлива и энергетики России господин Калюжный, Руководитель Администрации Президента господин Волошин и посол Российской Федерации в Великобритании господин Карасин.
Господин Карасин не только хорошо знает Великобританию, он здесь работает уже не первый раз. Он был одним из активных членов кабинета, регулярно принимал участие в заседаниях Правительства, имеет возможность напрямую поддерживать контакты с любым членом кабинета и решать оперативно те вопросы, которые будут возникать в ходе наших дальнейших контактов. Я подчеркиваю это специально и хочу обратить ваше внимание на то, что посол будет выполнять здесь не только представительские функции, но и оперативно может и должен реагировать на все проблемы, которые будут возникать в ходе вашей работы в России.
Теперь я хотел бы перейти непосредственно к делу и вначале подчеркнуть, что прошедшие в России выборы и депутатов парламента, и Президента создали прочную базу для стабильного экономического развития и сотрудничества России с нашими зарубежными партнерами. Сотрудничества, построенного на политике реализма и баланса интересов. Давно известно: взаимная выгода – это лучшая защита от взаимных распрей. Эта аксиома британского бизнеса хорошо известна и нам, и мы очень рассчитываем, что деловые круги Великобритании станут нам здесь еще более надежным, важным союзником и партнером.
Позвольте коротко обрисовать положение дел в российской экономике. Думаю, излишне напоминать, что в нашей стране реально действует новая экономическая система. Инструменты рыночной экономики не просто существуют, они уже не первый раз доказали свою эффективность. В том числе помогли достаточно быстро преодолеть кризис августа 1998 года. Хочу обратить ваше внимание на то, что уже в прошлом году ВВП вырос на 3,2 процента. Наибольший рост отмечен при этом в химической и нефтехимической, легкой, деревообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Цифры прироста по этим отраслям не только для России, они в целом для мировой экономики значительны – от 16 до 21 процента. При этом темпы роста цен сократились вдвое.
Итоги первого квартала текущего года только подтвердили положительные изменения. Инфляция в России с 8,4 процента в январе 1999 года снизилась до 0,6 процента в марте 2000 года. Экономический рост в России стал абсолютной реальностью. Инвестиции в основной капитал выросли в январе на 4,5 процента, в феврале – на 8 процентов и примерно на столько же – в марте.
Нужно сказать, что темпы роста реальные, существенные, но мы не удовлетворены этими темпами роста. На встрече в Новой Зеландии несколько месяцев назад я имел возможность поговорить с лидерами этого региона. Конечно, там темпы роста повыше, где‑то от 2,5 до 8 процентов в среднем, но надо отметить, что 3,5 процента рост ВВП для России на данном этапе – неплохой показатель. Главное, это реальный показатель, не надуманный.
Мы и дальше собираемся действовать столь же энергично. Новое Правительство будет ставить только реально достижимые цели. Считаем, что обещать, а потом не выполнить – самая порочная политика. И, как говорят в Великобритании, за долг словом не расплатишься, поэтому мы постараемся все делать в реальном исчислении, в реальных цифрах и в реальных показателях.
В бюджетной политике – несмотря на огромное бремя расходов по обслуживанию государственного долга – мы собираемся принимать и выполнять бюджеты с первичным профицитом. При этом хочу особо обратить ваше внимание на то, что Россия выполняла и намерена выполнять все свои обязательства перед иностранными инвесторами: как перед частными, так и перед государственными. Но мы также понимаем, что ни бездефицитный бюджет, ни стабилизация курса рубля не могут быть самоцелью экономической политики. Это лишь средство – пусть и очень эффективное – для решения задачи стабильного экономического роста. К этому и будем стремиться. Мы не раз заявляли, что действия власти в новый период российской истории будут базироваться на ряде ключевых принципов.
Во‑первых, государство не должно командовать бизнесом. Наоборот, все наши действия будут направлены на то, чтобы дебюрократизировать экономику и сделать ее более свободной. В этом смысле хочу обратить ваше внимание на то, что мы будем не только стараться проводить в жизнь принципы рыночной экономики, но и всячески способствовать ее дальнейшей либерализации.
Во‑вторых, надо вводить твердые и одинаковые правила для всех уровней бизнеса. При этом государство берет на себя обязательства не только устанавливать такие правила, но и неукоснительно их соблюдать. Я понимаю, что это звучит несколько общо, но без того, чтобы сказать сегодня об этом вслух, уже не обойтись.
В‑третьих, не меньше, чем твердые правила, России сегодня нужна независимая и эффективная судебная система. Я имею в виду как суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды. В этом направлении мы тоже намерены действовать более энергично.
И, наконец, последнее. В России не только новый Президент и будет новое Правительство, но есть еще много прагматиков, настроенных на конструктивную работу с исполнительной властью. И это естественный результат целенаправленной политики на консолидацию общества вокруг решения четких практических задач.
Я хочу особо обратить на это ваше внимание, потому что очень много проблем, связанных и с оттоком капитала, и с нестабильностью экономической системы, в общем и целом и у людей, которые занимаются Россией предметно и профессионально – в значительной степени в последние годы было связано с политической нестабильностью. С учетом той консолидации, о которой я только что сказал, можно отметить, что эта проблема – одна из ключевых проблем в России – преодолевается успешно.
Несколько слов о наших экономических вопросах, которые вызывают беспокойство и у вас, и у нас. Один из них – это, конечно, непомерное налоговое бремя. Я сейчас не буду вдаваться в теорию, но понятно, что оно, безусловно, связано с повышенными обязательствами государства. И это та философия, которую мы постепенно будем менять. Мы намерены уделить больше внимания малоимущим слоям населения. Помогать людям целевым образом, делать нашу социальную поддержку и помощь такой, чтобы она доходила до конкретных людей, но в то же время постараемся дебюрократизировать экономику. В этом и смысл той либеральной политики, о которой я вскользь упомянул выше.
Сейчас налоговая нагрузка на реальный сектор экономики очень велика. Мы понимаем, что именно в этом кроется причина ухода от налогообложения, утечки капиталов из России. На этом направлении уже развернута большая работа: в июне во втором чтении будет рассмотрена вторая часть Налогового кодекса, определяющая конкретные ставки налогов и облегчающая налоговое бремя. Мы понимаем, что в решении этих задач лежит ключ к улучшению инвестиционного климата.
Конечно, главная задача – поиск внутренних источников роста, однако вопрос об иностранных инвестициях остается для нас важнейшим фактором, фактором интеграции России в мировую экономику. И восстановить доверие инвесторов можно, лишь ослабив фискальный характер российской экономической политики, взяв линию на качественно новый инвестиционный климат. В этом направлении мы и намерены действовать. Уже активно идет процесс возвращения российского капитала из‑за границы.
Это еще одна из проблем, на которую мне хотелось бы обратить внимание. Это происходит незаметно, зачастую в виде инвестиций из офшорных зон. На них тоже будем обращать особое внимание. Но я бы рассматривал это как серьезный сигнал для иностранных инвесторов. Думаю, что по мере завершения работы над поправками к законодательству нам следует ждать и заметного потока инвестиций, причем уже в самое ближайшее время. В России уже есть разветвленная правовая база для инвестиций. В том числе созданы твердые правовые основы для привлечения инвестиций в отрасли нефтегазового сектора и добычи природных ископаемых. В Госдуме продолжается работа над законопроектами о конституционных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами, о запретах и ограничениях на осуществление иностранных инвестиций на территории РФ. Федеральными законами о налоге на добавленную стоимость, о таможенном тарифе, о налоге на прибыль предприятий и организаций установлен ряд льгот для иностранных инвесторов. Приняты также местные законы, направленные на поощрение притока иностранных инвестиций. Предусматривается введение должности омбудсмена, который будет помогать в разрешении проблем, возникающих у инвесторов.
Считаю также важным подчеркнуть: мы против передела собственности. Об этом я неоднократно говорил публично. Несмотря на определенную обструкцию со стороны наших левых оппонентов, тем не менее даже в период предвыборной кампании я заявлял об этом публично. Последовательная защита прав собственников в России – базовый и бесповоротный принцип нашей политики. В частности, уже скоро будут поставлены заслоны против использования процедуры «декоративных» банкротств. Сегодня это зачастую, к сожалению, предлог для перемены собственника.
Как видим, уже много сделано для того, чтобы развернуть мировые инвестиционные потоки в направлении России. Мы, в свою очередь, открыты для конструктивной критики и предложений. Надеюсь услышать сегодня эти предложения от вас.
Мы рассчитываем, что более подробный разговор на эту тему состоится уже скоро в Лондоне на международной конференции «Россия-2000: новая реальность, новые возможности».
Великобритания входит в четверку наших крупнейших иностранных инвесторов. Объекты британских инвестиций расположены на территории всей страны, от Петербурга до Сахалина. Мы готовы развивать этот успех, а я считаю, что это неплохой показатель.
В нашем портфеле сегодня 31 инвестиционный проект, и мы предлагаем британской стороне принять в них участие. Еще во время визита Премьер-министра Великобритании в Россию, где мы с ним встречались в Петербурге, некоторые из этих предложений были переданы Премьер-министру. Они касаются авиационной и космической техники, судостроения, транспортных средств. В наших планах – расширение российско-британского взаимодействия в торгово-экономической сфере, и об этом мы сегодня опять будем разговаривать с Премьер-министром Великобритании. Тем более что за последние 10 лет уже наработаны солидные контакты. В Государственный реестр России внесено более 900 организаций, созданных при участии фирм Великобритании. Из них более 40 процентов составляют предприятия со стопроцентным британским капиталом, а 483 – это представительства британских компаний.
Но я должен также заметить, что с середины 90-х годов в нашем деловом партнерстве наблюдалась некоторая стагнация. Стагнация, которая не вписывается ни в тенденции глобальной экономики, ни даже в элементарный здравый смысл, несмотря на все проблемы, которые происходили в России за последнее время.
Между тем перспективы развития отношений, на наш взгляд, значительны. Мы видим их в увеличении доли готовых изделий и наукоемкой продукции в российском экспорте в Великобританию, в поставках на российский рынок производственного и прочего оборудования. Готовы вести переговоры и о возобновлении использования британской кредитной линии для финансирования инвестиционных проектов британских фирм в России. При этом рассчитываем на закупки в Великобритании передовых технологий.
Считал бы также полезным активизировать деятельность межправительственного комитета по торговле и инвестициям. В последнее время его активность несколько снизилась. Он вполне способен и должен стать реальным локомотивом российско-британского делового сотрудничества.
Знаю, что, наверное, у присутствующих есть вопросы по многим проблемам российской экономики. Наверняка вас интересует перспектива газовой отрасли, наши планы по привлечению в Россию мировых лидеров в области высоких технологий, наши дальнейшие шаги по защите прав интеллектуальной собственности. Если сегодня такие вопросы прозвучат, присутствующие здесь члены Правительства изучат их, и вы получите конкретные ответы в ближайшее время, а может быть, и прямо сейчас.
Уважаемые господа!
Россия уже давно не урезанная карта Советского Союза, а самостоятельное государство, вполне самодостаточное, приобретающее все большую и большую уверенность в себе.
И эта уверенность базируется не только на опыте реформ, но и на опыте собственных ошибок. Мы их видим, признаем и стараемся делать соответствующие выводы. За эти годы мы научились отличать реальные возможности от виртуальных. И наконец признали верховенство внутренних задач над внешними эффектами. Вот почему руководство России сейчас много работает, чтобы упорядочить и развить именно внутриэкономические процессы. И одна из базовых целей такой политики – стать притягательным магнитом как для отечественных инвесторов, так и для авторитетных деловых кругов мира, к которым мы, без всяких преувеличений, относим и деловые круги Великобритании.
Мы хорошо знаем, что такое притяжение не возникает само по себе. Оно достигается только осязаемыми экономическими результатами, политикой и открытостью миру. Оно достигается ясным пониманием всей сложности решаемых и стоящих перед страной проблем и задач. Но в не меньшей мере наши успехи зависят от объективности, доверия и терпения всех тех, кого мы уже с полным основанием можем считать нашими партнерами. Я опять обращаю свои слова к вам. Наши успехи зависят от нашего общего стремления к диалогу в противовес невыгодной политике изоляции.
А те масштабные перемены, которые произошли в России за какие‑то 10 лет, говорят сами за себя и значат много больше пустых слов, фраз и призывов.
В заключение хотел бы отметить, что представители британского правительства неоднократно заявляли о желании видеть российский ракурс как один из приоритетов вашей экономической политики. У нашей страны точно такое же понимание этих вопросов и точно такое же стремление к сотрудничеству. И потому хочу обратиться к вам с просьбой активно подержать наше взаимное стремление, ибо любые намерения и планы правительств будут абсолютно бесплодны, если деловые люди наших стран не сочтут, что это эффективно и выгодно.
Хорошие дела лучше хороших слов. Надеюсь, что на пороге нового века вы проявите традиционную дальновидность – а именно с этого я и начал свое сегодняшнее выступление – и с пользой для себя и народов обеих наших стран реализуете те огромные возможности, которые открываются в новой России.
Мы с оптимизмом относимся к тем позитивным переменам, которые сейчас происходят в наших двусторонних отношениях благодаря усилиям Премьер-министра Великобритании. Мы разделяем благородные цели борьбы за национальный прогресс и процветание и будем продолжать модернизацию российской экономики в духе свободы предпринимательства, демократического развития и цивилизованных открытых позиций в интегрированном мировом хозяйстве.
В ходе сегодняшней дискуссии мы с удовольствием ответим на любые ваши вопросы и постараемся, чтобы эти ответы были предельно конкретными и предметными.
Уважаемые господа, благодарю вас за внимание.