В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья, коллеги!
Я прежде всего хочу поприветствовать руководителей районов и сельхозпредприятий, которые здесь собрались, и поздравить с наступающим праздником – Днем работника сельского хозяйства. Хочу вам искренне пожелать всего самого доброго, успехов и личного счастья, как в таких случаях говорят.
Успехи в этом году в целом по селу неплохие. И в Оренбургской области тоже есть чем гордиться. У меня в справке написано, что 3,5 миллиона тонн зерна уже собрали – это очень хороший результат, и я вас искренне и от души поздравляю. У нас намечается Президиум Госсовета как раз по этой проблеме, и любопытно было бы не только посмотреть, но и послушать. Сейчас руководитель очень бегло рассказал о том, как складывалась судьба вот этого комплекса («Оренбургская марка». – Прим. Пресс-службы Президента), и только что мы были на хлебокомбинате, где весьма любопытно прозвучали некоторые вещи. На первый взгляд звучит тривиально, но на самом деле показательно. На хлебокомбинате я спросил, сколько рентабельность составляла три года назад – 3%. А сейчас после интеграции ряда составляющих – производства, переработки и бытовой сети – 17%. Вот это результат. От этого зависят и другие показатели. Поэтому создание подобных интеграционных комплексов решает сразу несколько проблем.
Знаете, я привык в последнее время произносить длительные монологи. Я бы не хотел здесь этого делать. У нас еще предстоит производственное совещание – президиум Госсовета, и поскольку мы в таком составе собрались, я думаю, что и мне, и моим коллегам – губернаторам, руководителям российских регионов и представителям Правительства – тоже было бы любопытно послушать ваше мнение о том, как складывается ситуация в аграрном комплексе. Мнение людей, которые непосредственно работают, руководят предприятиями, длительное время трудятся и имеют серьезный производственный опыт.
* * *
Далее приводятся реплики В.Путина на выступления ряда участников встречи.
О мерах по защите отечественного рынка от поставок импортного продовольствия:
Кроме тех, кто производит масло, у нас есть еще другие люди, живущие в стране и работающие в других секторах и отраслях экономики. Поэтому защитные меры для узкой группы производителей в данном случае выгодны. Но если это приведет к повышению цен на основные продукты питания, то это в конечном итоге много проблем может принести с собой для населения. Поэтому, конечно, мы будем за этим следить.
Правительство должно тонко реагировать. Если вы говорите, что вам ниже себестоимости приходится продавать, то здесь нужно делать вывод: либо не производить то, что убыточно, а стране – закупать; если у нас открытая страна, открытая экономика, в конечном итоге населению будет выгодно. Либо, тонко реагируя на это, настраивать все, что можно в этом смысле использовать, в том числе и квотирование на то, чтобы вы хотя бы не с убытком работали. Но чтобы это негативно не влияло на население с точки зрения цен для потребителей. Мы обратим на это внимание потому, что кроме масла есть и другие товары.
* * *
О принятом Правительством механизме реструктуризации долгов сельхозпроизводителей и возможности полного их списания:
Можно найти более либеральный подход, но все же надо найти такой подход, который бы заставлял эффективно работать. Это должен быть такой механизм, который бы заставлял бороться за результат. Просто так все вычеркнуть было бы неправильно, но более либеральный подход, наверное, можно отработать.
Кроме того, можно себе представить ситуацию, при которой можно выработать определенные механизмы, – в случае общепризнанных проблем природного характера, техногенного, когда можно было бы из общего правила сделать исключение. Но в целом мы с вами понимаем, что оно выработано так, чтобы стимулировать, даже заставить платить текущие платежи.
* * *
Проблема убытков, связанная с такими ситуациями, как стихийные бедствия, погода, – это проблема рынка страховых услуг, которых у нас вообще нет на селе.
Это другая тема, над которой должны задуматься и Минэкономики, и Минфин. Это очень важная тема. Мы держим этот рынок услуг, никого туда не пускаем, а сами ничего предоставить не можем. Чего держим? Но это другая тема.
* * *
Что касается «небезразличия» к проблемам села, тот тут и говорить нечего. Как можно быть безразличным, у нас 40 миллионов человек проживает на селе – 27 процентов населения Российской Федерации, – поэтому, само собой разумеется, внимание государства должно быть повышенным.
Что касается инвестиций, то, конечно, можно разработать систему каких‑то преференций, особенно для сельского хозяйства, но генеральный путь развития – это создание приемлемых инвестиционных условий. Это целый комплекс проблем, который подлежит решению. Это не только дешевые деньги, дешевые кредиты, это целая система мер, которая должна быть осуществлена. И они разные и по масштабу, и по весу, и по характеру.
* * *
О гарантиях инвестиций в сельское хозяйство, в частности для улучшения плодородия земель, со стороны промышленных предприятий:
— Ясно, что Вы хотите обеспечить свою безопасность как инвестор. У Вас предприятие в собственности?
— Это частное предприятие.
— Вы не боитесь вкладывать туда деньги?
— Нет.
— Ну вот и ответ на Ваш вопрос по земле. Только при этом нужно действовать крайне аккуратно. И можно все это делать по мере укрепления институтов государства, которое в состоянии было бы гарантировать исполнение того, что оно прописывает в законах, чтобы не разбазаривать сельхозугодья.
Если посмотрим некоторые законодательства Западной Европы, то там лес можно купить, но нельзя истребить без разрешения государственных органов. И можно быть почти наверняка уверенным, что это решение будет исполнено. У нас, к сожалению, с нашей расхлябанностью, мы пока этого гарантировать не можем. Поэтому в сфере, которую мы с вами сейчас рассматриваем, действовать надо крайне осторожно.
Когда я говорю об укреплении государства, я имею в виду как раз способность государства исполнять свои собственные решения и законы. Вот по мере роста возможностей и укрепления государства можно переходить постепенно и к более цивилизованным отношениям в сфере землепользования, но это, конечно, нужно делать крайне осторожно, имея в виду социальные последствия.
* * *
О Земельном кодексе и гражданском обороте сельхозземель:
В законе, который сейчас рассматривается в Совете Федерации, земли сельхозназначения не рассматриваются. Что касается иностранцев, тоже особый режим. Это многократно обсуждалось, все это – известная проблема, проблема правильная. Нельзя считать, что она не существует, тем более для приграничных регионов. Не думаю, что ваш регион является критичным в этом смысле. Но есть регионы России, где эта проблема серьезно стоит.
И никто не будет торопить с решением проблем, связанных с гражданским оборотом сельхозземель, имея в виду и социальный аспект: как это отразится на трудовых ресурсах, что будут делать люди на селе. Инвестиции вложили, значит, следующий шаг у предпринимателей – сокращение издержек. Одно из самых простых решений этой проблемы – сокращение избыточной рабочей силы. Но мы с вами должны думать о том, что дальше будет. Сколько человек окажется высвобожденными? Поэтому никакой суеты и спешки здесь не будет, но думать, конечно, об этом нужно.
Еще раз хочу сказать, что Земельный кодекс, который сейчас принимается, сельхозземель не касается, а проблема гражданского оборота земель сельхозназначения будет рассматриваться отдельно, без всякой спешки, с учетом реалий, которые мы имеем на сегодняшний день в этом секторе российской экономики, с учетом исторических особенностей России, с учетом социальных проблем и т. д.
То есть будем аккуратно двигаться к нормальной, естественной ситуации, может, совершенствуя арендные отношения на первом этапе, предоставляя больше прав руководителям регионов, – при общих правилах, сформулированных на уровне Федерации.
* * *
Один из участников вскользь затронул проблемы социального характера. Без решения этих вопросов нам трудно будет что‑то делать на селе в целом, а эти вопросы у нас оказались запущенными, к сожалению, в связи с общими проблемами, которые на селе сложились. Здесь важно решение проблем инфраструктуры – дороги, транспорт, общественный транспорт, связь, а также культура, образование, здравоохранение, физическая культура.
Весь этот огромный комплекс проблем подлежит рассмотрению, и при большем внимании со стороны органов власти и управления, в том числе со стороны Правительства. Конечно, в бюджет 2002 года мы существенных изменений внести не можем, но после сегодняшнего разговора становится очевидным, что Правительство должно уделить этому больше внимания. Ему будет поручено доработать программу социального развития села и учесть необходимые параметры этой программы в следующем бюджете. Соответственно, то, что закладывается в бюджет 2002 года, должно быть соответствующим образом исполнено, но, думаю, что к бюджету 2003 года мы уже должны не только разработать, но и предложить основные параметры программы социального развития села.