В.Путин: Уважаемая госпожа Президент Финляндской Республики!
Уважаемый господин председатель!
Дамы и господа!
Мне чрезвычайно приятно выступить в такой представительной аудитории, перед людьми, которые не понаслышке, очень хорошо знают, что такое Россия, которые работают на рынке нашей страны. Знают и сильные, и слабые стороны, проблемы. Должен сказать, что для нас Финляндия тоже не рядовой партнер. Финны пробивали себе путь вперед терпением и усердным трудом. В итоге страна сумела с выгодой для своих граждан воспользоваться всеми возможностями рыночной экономики, демократии и верховенства закона.
Не в последнюю очередь, надеюсь, сыграли в развитии Финляндии особые отношения с Советским Союзом. Это тоже хорошо известный факт. И мы должны дорожить тем уровнем взаимоотношений, который был достигнут за последнее десятилетие.
Мы рады, что живем по соседству с Финляндией. И очень дорожим отношениями доверия и партнерства. Они сложились давно, терпеливо выстраивались. И наша задача – относиться к этому позитивному взаимодействию бережно, развивать и укреплять его.
Прежде чем перейти к вопросам нашего экономического сотрудничества, хотел бы сказать несколько слов о ситуации в России.
Думаю, что вы особенно хорошо чувствуете, как меняется, стабилизируется обстановка в России. Тесное взаимодействие законодательной и исполнительной власти, наладившееся после парламентских и президентских выборов, позволило принять законы, отсутствие которых серьезно тормозило развитие страны.
Мы продолжаем укреплять систему государственного управления, развивать федеративные отношения.
Эти процессы позитивно влияют и на экономику. Не хотел бы перегружать вас цифрами, но некоторые показатели я все‑таки назову. В прошлом году рост валового внутреннего продукта в России составил 8,3 процента, а объема промышленного производства – 11,9 процента. Таких темпов роста у нас не было более 30 лет. Очень важным моментом считаем четкое исполнение государственного бюджета. В прошлом году впервые достигнут его профицит. Россия аккуратно выплачивает внешние долги, выполняет все свои обязательства. Хочу отметить, без внешнего рефинансирования в течение нескольких лет.
Активно проводится налоговая реформа, основная суть которой – в снижении фискального бремени. С этого года ставка налога на доходы физических лиц самая низкая в Европе – 13 процентов.
Поступления с этого вида налога, несмотря на его радикальное снижение, возросли на такую величину, какую мы откровенно не ожидали. За семь месяцев этого года – на 54 процента.
Общие налоговые сборы тоже выросли – более чем на 30 процентов. Кроме того, мы стремимся сделать нашу налоговую систему прозрачной и справедливой.
Мы будем продолжать работу в этом направлении. Недавно принят закон, который снижает ставку налога на прибыль предприятий с 35 до 24 процентов. Тоже один из самых низких в Европе. И это самое главное. И на это я хочу обратить ваше внимание. С понижением уровня налогообложения мы отменяем всякие льготы и непрозрачные схемы.
Существенно упрощена система налогообложения в области использования природных ресурсов. Вместо трех введен один налог. Но самое важное – он «удобен в употреблении» и потому исключает произвол чиновников при его установлении и взимании.
Мы понимаем, как важно устранить условия, порождающие коррупцию. На это направлен еще целый пакет законов по дебюрократизации. Мы его так называем. На самом деле речь идет о либерализации экономики.
Вот только два примера. Теперь для регистрации предприятий потребуется не три месяца, как раньше, а несколько дней. Вместо 2000 лицензируемых видов деятельности установлено только 100. Думаю, что это не предел. Мы и дальше будем идти в этом направлении.
В России активизировался внутренний рынок, заработали предприятия, возросли реальные доходы населения. И хотя общий уровень жизни в стране остается низким, самое главное, что к простому человеку возвращается вера. В то, что впереди не новые трудности и кризисы, а поступательное движение вперед, реальное улучшение ситуации.
Теперь – к вопросам двустороннего торгово-экономического взаимодействия. Хотел бы подчеркнуть, что, несмотря на известные проблемы и шероховатости, нашим странам удалось выйти на такой его уровень, которого у России нет и с некоторыми странами СНГ.
Прошлогодний оборот составил 5,2 миллиарда долларов с перспективой его роста до 5,8 миллиарда долларов в текущем году. Я согласен с оценкой председателя, который сказал, что перспективы больше – до 7 миллиардов евро. Все это не может не радовать, но было бы ошибкой считать, что мы, как здесь говорят, уже нашли волшебную мельницу Сампо. Не секрет, что отчасти наши успехи обусловлены благоприятной конъюнктурой на международных финансовых рынках и рынках энергоносителей. Правда, должен оговориться, энергетическая сфера дала доходов меньше, чем машиностроение или некоторые другие отрасли.
Тем не менее энергоносители и сырье продолжают занимать в российском экспорте в Финляндию преобладающую долю. Иногда даже говорят об «энергетической» или «сырьевой» зависимости Финляндии от России. Но это не так. Зависимость наступает, когда есть неравное партнерство. В этом смысле, думаю, никаких вопросов в отношениях хозяйствующих субъектов России и Финляндии не возникает и не возникнет. Мы с вами понимаем, что близость к российским ресурсам дает финской промышленности и немало преимуществ перед европейскими конкурентами.
Тем не менее мы намерены менять структуру экспорта в Европу и в Финляндию в частности. Речь не идет о сокращении поставок сырья и энергоносителей. Россия, безусловно, заинтересована в развитии энергетического сотрудничества и с Финляндией, и с ЕС в целом. Мы нацелены на самое тесное взаимодействие с вами в таких проектах, как освоение Штокмановского и Тимано-Печорского месторождений, строительство Североевропейского газопровода.
Но наш стратегический приоритет во внешней торговле – «облагораживание» структуры экспорта, выход на поставку готовой продукции, а не только сырья. У нас есть позитивный опыт сотрудничества с финскими коллегами.
У торгово-экономического сотрудничества между нашими странами большая история. Бывало, что его развитие определялось интересами политики. Сегодня многое изменилось, и оба наших государства заинтересованы в прагматичном подходе. Поэтому ни один товар не может рассчитывать на особые льготы на наших рынках только потому, что на нем написано «сделано в Финляндии» или «сделано в России».
Ясные приоритеты в вопросах экономического сотрудничества у нас, безусловно, существуют. Россия готова продвигать проекты, перспективные с точки зрения совместного предпринимательства. Но не должно быть иллюзий, что такие проекты будут реализовываться на каких‑то особых для них условиях. Думаю, что льготы и особые условия заключаются в нашей близости и хорошем знании друг друга. Это уже большое преимущество перед всеми. Хорошо развиты инфраструктуры и в развитии совместных инфраструктурных проектов с помощью правительств двух государств и поддержке Президента Финляндской Республики.
Сегодня основное внимание мы уделяем выработке четких и долгосрочных экономических правил, при которых на российском рынке было бы удобно и выгодно работать всем инвесторам.
Содействие инвестициям – важнейшее направление нашего сотрудничества. Мы особенно заинтересованы в финских инвестициях. Финляндия уже прочно вошла в число стран, которые хорошо понимают выгоды российского рынка. Но перспективы здесь настолько широки, что достигнутое мы считаем недостаточным. Уровень нашей кооперации позволяет рассчитывать на значительное увеличение финских инвестиций.
Поэтому мы готовы обсуждать необходимые действия для этого и со стороны России, и Финляндии. Одно из базовых соглашений – Соглашение о взаимной защите капиталовложений. Оно будет способствовать заключению новых инвестиционных контрактов. Кстати, сегодня наши крупнейшие металлургические компании «Интеррос» и «Оутокумпу» подписывают соглашение о сотрудничестве по строительству новой норильской обогатительной фабрики.
Сегодня у нас немало общих задач. Российско-финляндская граница стала признанной магистралью для торговых потоков между Россией и странами Евросоюза. Нам сообща надо поддерживать и развивать ее, совершенствовать транспортную инфраструктуру, обустраивать пункты пропуска, отшлифовывать взаимодействие таможенных и пограничных служб.
Делается в этом плане немало. Однако уже сейчас следует задуматься о перспективах коммерческих проектов транспортных коридоров. Таких, как, например, проект Северной железной дороги от Перми до Оулу, способной связать Урал с финскими портами в Ботническом заливе.
К числу проектов, которые являются жизненно важными для наших стран, следует отнести строительство Северо-Западной ТЭЦ, паромной переправы и скоростной железной дороги между Санкт-Петербургом и Хельсинки, а также экологические проекты.
Нам известно о намерениях крупнейших компаний, работающих в области лесной промышленности, вложить значительные инвестиции в российскую лесопереработку. Мы будем оказывать всемерную поддержку этим компаниям.
Должен сказать, что развитие ситуации в экономике России способствует нашему сотрудничеству и вселяет определенный оптимизм. Мы рассчитываем, например, на рост экономики России в этом году в 4 процента. Сейчас я могу вам заявить, что скорее всего мы подойдем к цифре 6 процентов роста. И наряду с тем, что было сделано в прошлом году, это серьезно улучшает атмосферу сотрудничества с нашими партнерами за границей, в том числе и прежде всего с нашим таким близким партнером, как Финляндия.
Завершая свое выступление, хочу сказать: финские предприниматели – одни из лучших европейских знатоков нашего рынка. Мы тоже хорошо вас знаем. Поэтому нам достаточно легко вести дела друг с другом.
Одним словом, у нас столько причин для плодотворного сотрудничества, что легче работать, чем их перечислять. И я хочу пожелать вам всего доброго, успешного бизнеса и очень надеюсь, что мы будем с вами встречаться в такой компании регулярно не только у вас в Хельсинки, но и в Москве.
Всего вам доброго.