В.Путин: Дорогие друзья!
Мы знаем, с какими сложностями вам приходится здесь сталкиваться, причем каждодневно. К сожалению, не обходится и без человеческих жертв.
Я хотел бы несколько слов сказать о политике России в этом регионе в целом, а потом поговорить о вещах более конкретных.
Стратегическое значение Юго-Восточной Европы определяется для России не только геополитическими факторами, но и историческими традициями, культурной, религиозной близостью наших народов, а также географической близостью этого региона к российской границе.
Свою политику на балканском направлении Россия вписывает в общий контекст создания стабильной демократической системы общеевропейской безопасности. Главная задача – достижение в регионе прочного, справедливого мира, надежной безопасности и стабильности на базе фундаментальных принципов международного права и, разумеется, решений международного сообщества. Прежде всего я имею в виду Дейтонские соглашения и резолюцию Совета Безопасности Организации Объединенных Наций №1244. Хотел бы подчеркнуть, что последовательное осуществление этой принципиальной линии имеет решающее значение для обеспечения прочных позиций России в Юго-Восточной Европе и сейчас, и в перспективе.
В этом регионе заметна роль Российской Федерации. Наши партнеры призывают нас к еще более активному участию в делах региона. Это во многом вопрос эффективности наших действий и конкретного вклада России в стабильную ситуацию на Балканах. В политическом плане важно продвигать применение нового, комплексного подхода при урегулировании ситуации на Балканах. Именно его мы положили в основу выдвинутой российской инициативы о заключении со странами региона соглашения, которое обеспечило бы неукоснительное соблюдение общепринятых базовых принципов межгосударственных отношений. Прежде всего взаимного признания суверенитета и территориальной целостности.
Другая приоритетная задача – упрочение российского экономического присутствия здесь. Возможности для этого имеются, и неплохие. Сегодня в Белграде, да и вчера в Любляне, мы с руководством обоих государств об этом подробно говорили.
Обстановка на Балканах остается сложной. Переплетение политических, экономических, национальных, конфессиональных проблем создает благоприятную почву для серьезных кризисов. Кризисов, которые способны создать реальную угрозу не только для европейской, но и для глобальной безопасности. Так было в истории человечества уже не один раз. Несмотря на массированное международное гражданское и военное присутствие, процесс примирения как здесь, в Косове, так и в Боснии и Герцеговине идет, к сожалению, крайне медленно. В Боснии и Герцеговине вот уже пять с половиной лет войны нет, но мирный процесс, определенный Дейтонским соглашением, «пробуксовывает». Националистические партии продолжают реально влиять на ход политической жизни страны. Попытки же международных структур силовыми методами переломить ситуацию в регионе – и вы понимаете, что я имею в виду – дали, к сожалению, результат, обратный ожидаемому.
Серьезной угрозой стабильности стране стала кризисная ситуация вокруг так называемого хорватского вопроса. Я имею в виду в первую очередь вывод почти всего личного состава хорватской армии из‑под контроля гражданской власти. Это тревожный симптом. На всем европейском пространстве происходит как раз обратный процесс. Армия должна быть поставлена под контроль гражданских властей. Здесь почему‑то наоборот. И реакции со стороны международного сообщества, которая требуется, мы пока не видим.
В результате несогласованных действий международных организаций в Боснии и Герцеговине мирное урегулирование может быть вообще отброшено назад. Однако до сих пор согласованного плана действий по разрешению хорватской проблемы не существует.
В городах Баня-Лука и Требина произошли столкновения на религиозной почве. Пострадали десятки людей. Действия экстремистов, которые грозят подорвать и без того хрупкую стабильность в стране, должны получить решительный отпор. В противном случае подобные инциденты могут привести к новому вооруженному противостоянию.
Недостаток взаимосвязей между различными международными структурами, их постоянное вмешательство в деятельность органов власти всех уровней приводит к дублированию ими функций друг друга, не позволяет боснийским политикам самостоятельно искать пути решения конкретных проблем и подчас даже снимает с них ответственность за происходящие события, что, на наш взгляд, абсолютно недопустимо.
Такое развитие событий нетерпимо, оно неизбежно ведет в тупик. Задачей международного сообщества в Боснии и Герцеговине должно быть создание условий для самостоятельного обеспечения политическими силами страны мира, демократии, экономического и социального развития, интеграции в европейские структуры. Хочу подчеркнуть: самостоятельно.
У нашей Отдельной воздушно-десантной бригады в Боснии и Герцеговине протяженный и весьма ответственный участок. И мы знаем, что вам повсеместно приходится сталкиваться с проявлениями вражды, нетерпимости, насилия, обусловленного пролитой кровью, проблемами, которые возникли не вчера и не сегодня. Мы знаем, как профессионально российские военнослужащие в этих условиях выполняют свой долг.
Теперь несколько слов о Косове. Все знают, что в России негативно восприняли ускоренное принятие конституционных рамок самоуправления Косова. Слишком много уступок сделано радикалам. Документ имеет целый ряд существенных недостатков, на которые российская сторона неоднократно обращала внимание. В нем прежде всего отсутствует ссылка на неукоснительное соблюдение резолюции №1244 Совета Безопасности ООН, включая основополагающие концепции – уважение суверенитета и территориальной целостности Югославии.
Сохранены те положения, против которых справедливо выступает Белград (и вчера, и сегодня с Президентом Воиславом Коштуницей мы об этом достаточно подробно говорили). В частности, вводятся посты президента и председателя правительства края, создается собственная судебная система. Правовые рамки будущего самоуправления края возводятся почти до уровня Конституции.
Документ принят в обход Совета Безопасности ООН и вопреки нашим настойчивым рекомендациям рассмотреть его в Совете Безопасности и одобрить соответствующими решениями. Мы неоднократно излагали свое отрицательное отношение и к проведению общекраевых выборов в Косове, намеченных на 17 ноября сего года. В условиях, когда из края изгнано более 300 тысяч неалбанских жителей, их итоги могут привести практически к нейтрализации результатов. На практике это приведет к легализации этнической чистки. Хочу подчеркнуть, что Россия не выступает против выборов вообще. Мы за выборы. Но за выборы справедливые, которые обеспечили бы участие всех групп населения, проживающих в этом районе.
В последние месяцы мы стали свидетелями перемещения экстремизма из Косова на юг Сербии и в Македонию. То есть последовательно предпринимаются попытки реализации идеи создания «великой Албании», государства, которое включало бы все территории, населенные албанцами. Дошло даже до угроз в адрес Греции, члена ЕС и НАТО, в северо-западной части которой также проживают этнические албанцы.
Хочу обратить на это ваше внимание. Наш опыт на Северном Кавказе подсказывает, что люди, которые выступают с идеями подобного рода, меньше всего заинтересованы в создании прочной государственности какой бы то ни было – албанской, либо сербской, либо любой другой. Потому что это ставит их под контроль международного сообщества и будет мешать проводить преступную деятельность, связанную с наркотиками, с распространением оружия, проституцией и так далее. Люди, которые вынашивают и открыто говорят об этих идеях, заинтересованы в сохранении «мутной воды», в которой можно вылавливать преступные доходы.
Международному сообществу необходимо предпринять меры для изоляции вооруженных экстремистов. На юге Сербии это пока сделать удается, но и там мир достаточно хрупок. С учетом того, что с этим районом граничит зона ответственности подразделений 13-й тактической группы российского воинского контингента, от вас во многом зависит и процесс стабилизации на юге Сербии.
В Македонии события развиваются по крайне тревожному сценарию. Еще раз хочу вспомнить, что мы предупреждали об этом несколько месяцев назад. Сбываются, к сожалению, наши самые плохие прогнозы. На руководство этой страны оказывается сильнейшее давление с целью максимального удовлетворения требований экстремистов. Это практически косовский вариант. К чему это приводит, мы очень хорошо знаем.
Да, если межэтнические, межрелигиозные проблемы есть, их нужно решать. Но это требует такта, терпения, ни в коем случае недопустимо применение оружия. Сажать за стол переговоров экстремистов абсолютно недопустимо. Нужны меры по изоляции вооруженных экстремистов и террористов. Нужно надежно пресечь подпитку боевиков оружием и новыми рекрутами, для чего должна быть плотно перекрыта граница Македонии с Югославией на косовском участке, а также македонско-албанской границе. Следует предпринять неотложные действия по ликвидации каналов финансирования боевиков.
Наконец, в политическом плане это крайне важно, чтобы никто в регионе не питал иллюзий относительно того, что международное сообщество смирится с попытками решать политические проблемы силой. Обеспечение мира и стабильности в Косове, Боснии и Герцеговине – это важнейшая предпосылка для продвижения мирного процесса в районе в целом. Его основой, как я уже отметил, является резолюция Совета Безопасности ООН №1244 и Дейтонские договоренности, которые стали результатом непростых компромиссов. Только полное и неизбирательное выполнение положений этих документов в соответствии с их буквой и духом способно создать условия для мира и стабильности в регионе, содействовать превращению Балкан из «пороховой бочки» Европы в зону мира, стабильности и взаимовыгодного сотрудничества.
Высокопрофессиональные и эффективные действия российских военных в сложных условиях межэтнических и межрелигиозных конфликтов продемонстрировали, что Россия является государством, без которого невозможно обеспечить мир и стабильность в этом взрывоопасном регионе. Без всякого преувеличения могу сказать, что вся страна внимательно следит за вашей деятельностью и высоко оценивает то, как вы выполняете стоящие перед вами задачи. Мы решительно отвергаем имевшие место попытки запятнать наших миротворцев, представить их в глазах мировой общественности настроенными антиалбански и антимусульмански. Наши контингенты действует здесь в строгом соответствии с принятыми международными обязательствами. Мы уверены, что наши миротворческие контингенты, действуя в крайне сложной обстановке, испытывая трудности, связанные с объективной необходимостью активизации нашего военного присутствия в этом регионе, будут и впредь достойно выполнять поставленные задачи, что будет способствовать укреплению авторитета России и на Балканах, и на международной арене в целом.
Что касается тех вопросов, которые были здесь поставлены только что командирами, мы в оперативном режиме постараемся их решить. Я имею в виду вопросы, связанные со снабжением и обеспечением нормального вывода частей и подразделений.
Спасибо.