В.Путин: Уважаемые господа!
Рад возможности выступить перед вами. Деловая элита играет сегодня все возрастающую роль в развитии всего комплекса российско-корейских отношений. Надеюсь, наша встреча послужит укреплению отношений и будет содержательной и полезной.
С улучшением ситуации на Корейском полуострове открываются новые перспективы. Россия поддерживает диалог, начатый пхеньянским саммитом руководителей Республики Корея и КНДР, и будет способствовать межкорейскому диалогу.
Мы считаем важным взаимодействие в рамках проектов с участием трех стран.
Убеждены, что такое сотрудничество будет способствовать стабилизации на Корейском полуострове и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Уважаемые господа!
Думаю, что вам, предпринимателям, которые привыкли тщательно просчитывать свой бизнес, всесторонне оценивать ситуацию, будет полезно, что называется, из первых уст получить информацию о политическом и экономическом положении в России.
Прежде всего хочу отметить, что в политическом плане наш принципиальный курс на строительство правового демократического государства неизменен.
В прошлом году мы начали проводить комплекс мер, направленный на обеспечение согласия и порядка в обществе и власти.
Налажено четкое и конструктивное взаимодействие законодательной и исполнительной властей. Согласованы общегосударственные цели и интересы.
Это дало положительный результат и отразилось на качестве работы Правительства и Федерального Собрания.
Более эффективно стали действовать управленческие структуры. Мы стремимся разбюрократить государственную систему, максимально сократить неоправданное вмешательство государства в экономику.
Серьезно занимаемся совершенствованием и укреплением судебной системы. Сделать ее по‑настоящему справедливой, эффективной, независимой – наша приоритетная задача. Рассчитываем, что это положительным образом отразится на инвестиционном климате.
2000 год стал для России лучшим за весь период реформ и по своим макроэкономическим показателям. ВВП увеличился почти на 8%, объем промышленного производства – на 9%.
Снизилась инфляция, выросли почти в 4,5 раза золотовалютные резервы страны. Впервые с начала экономических преобразований отмечен рост инвестиций в основной капитал, преимущественно за счет собственных средств предприятий, рост реальных доходов граждан – примерно на 9%, увеличение заработной платы – более чем на 22%.
В числе первоочередных экономических задач – обеспечение честной конкурентной среды, установление единых правил игры для всех участников рынка. Будем работать и над укреплением рыночных институтов, жестко противодействовать коррупции.
Важно, что сегодня Россия все более успешно интегрируется в мировую экономическую систему. В 1998 году Россия стала членом АТЭС. Для нас участие в форуме является одним из ключевых внешнеэкономических приоритетов. Россия – крупнейшая евроазиатская держава. Исторически она всегда была и остается своеобразным интеграционным узлом, связывающим Азию и Европу. В мае этого года в Москве состоится заседание делового консультативного совета АТЭС, на котором будут представлены предприниматели региона. Ведется подготовка к проведению в сентябре 2002 года Седьмого инвестиционного симпозиума и Третьей инвестиционной ярмарки АТЭС во Владивостоке.
Рассчитываем на активное участие представителей деловых кругов и госструктур вашей страны в этих мероприятиях.
Уважаемые господа!
Одна из главных тем сегодняшней встречи – развитие торгово-экономических отношений между нашими странами. К сожалению, динамично стартовавшее сотрудничество между нашими странами снизило темпы. К примеру, объем российско-корейского товарооборота сократился с 3,8 млрд. долларов в 1996 году до 2,8 млрд. долларов в 2000 году.
Отчасти это объективно объясняется последствиями финансовых кризисов 1998 года. За последние два года нам удалось несколько выровнять ситуацию за счет увеличения объема поставок в Корею российских товаров. В прошедшем году товарооборот вырос примерно на 20%. Но в целом торговля с Россией на сегодня составляет всего лишь 0,8% от общего объема внешней торговли Кореи. Согласитесь, этот мизерный объем не соответствует огромному потенциалу наших двух стран.
Не так успешно, как нам хотелось бы, продвигаются дела и в инвестиционной сфере. На сегодняшний день в нашем активе – 126 проектов при общем объеме южнокорейских инвестиций немногим больше 273 млн. долларов. Но фактически реализуется 91 проект с объемом 172 млн. долларов. А ведь это одна из тех сфер, где наше взаимодействие могло бы принести серьезные финансовые дивиденды.
Хочу подчеркнуть, что для увеличения иностранных инвестиций в российскую экономику мы предприняли целый комплекс мер. Прежде всего по обеспечению прозрачности и предсказуемости экономической политики, совершенствованию инвестиционного, валютного, налогового законодательства.
Один из первых расчетов в любой торгово-экономической деятельности – это расчет предстоящих налоговых отчислений. Еще совсем недавно налоговая нагрузка в нашей стране, в том числе и на предпринимательские структуры, была явно завышена. Но сегодня ситуация изменилась.
С 1 января этого года вступила в действие вторая часть Налогового кодекса, где четко представлена система федеральных налогов. И те, кто уже познакомился с нашими новыми налоговыми правилами, называют их либеральными, а ставки налогов – одними из самых низких в мире.
Формирование нового Налогового кодекса мы надеемся завершить уже в этом году. На очереди и принятие Земельного кодекса, который позволит упорядочить земельные отношения, сделать эту сферу более привлекательной для инвестиций. Планируем внести изменения и дополнения в валютное законодательство, упростить систему валютно-экспортного контроля. Убежден, что это также будет способствовать улучшению инвестиционного климата, свободному и цивилизованному движению капиталов.
Одна из наиболее показательных проблем в отношениях с иностранными инвесторами – законодательная база соглашений о разделе продукции. Хочу подчеркнуть, что список месторождений, подпадающих под их действие, будет расширяться. К нему добавляется, в частности, Ковыктинское газоконденсатное месторождение, к которому в вашей стране проявляется немалый интерес. Начато решение спорных вопросов по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Мы подтверждаем нашу приверженность правилам игры, принятым на международном инвестиционном рынке. Этому должна помочь также подготовка к предстоящему вступлению нашей страны в ВТО.
Россия готова к активному партнерству в освоении нефтяных и газовых ресурсов Дальнего Востока и Сибири, сооружении сети нефте- и газопроводов, строительстве мощных сверхдальних линий электропередачи. Отрадно, что ваша страна одной из первых оценила эту возможность, что выразилось в договоренности о реализации крупного совместного газового проекта.
Широкие перспективы открывает использование российских наземных, водных и воздушных транспортных артерий для осуществления мирового коммуникационного прорыва. Он должен значительно «сблизить» Евро-Атлантический и Азиатско-Тихоокеанский регионы. Так, маршрут в Европу по Транссибирской железнодорожной магистрали значительно короче и, что важнее, экономически эффективнее других возможных вариантов. Думаю, что это весомый аргумент в пользу российских предложений по созданию евразийского транспортного коридора. Этот путь откроет дорогу к богатейшим природным кладовым Сибири, к разработке которых мы только приступаем.
Хочу отметить, что Россия обладает многими современными, а порой и просто уникальными технологиями. Так, мы готовы предоставлять услуги по запуску космических аппаратов, использованию российских космических данных дистанционного зондирования Земли.
Важное направление нашего сотрудничества – развитие контактов в сфере науки и образования. Мы убеждены, что высокий интеллектуальный потенциал российских ученых будет эффективно работать в условиях нового, информационного века.
И последнее. Мы знаем, что Федерация корейской промышленности установила хорошие деловые отношения с Российским союзом промышленников и предпринимателей. В октябре 2000 г. во время визита Премьер-министра Республики Корея Ли Хан Дона в Москву между этими двумя организациями было подписано соглашение о сотрудничестве. В это же время проходила встреча деловых кругов России и Кореи, которая показала взаимную заинтересованность в расширении двустороннего сотрудничества.
Думаю, что такие встречи позволят не только решить практические вопросы, но и позитивно повлияют на настрой корейских бизнесменов. Снимут неуверенность и неоправданные опасения в отношении торгово-инвестиционных операций с Россией. Помогут корейским предпринимателям с присущей им энергичностью взяться за дело. Тем более что сегодня для продвижения нашего торгово-экономического партнерства есть все необходимые условия. А мы, политики, окажем вам все необходимое содействие.
Благодарю вас за внимание.