Д.Медведев: Здравствуйте, уважаемые коллеги!
У нас вчера случилась трагедия: разбился самолет – погибли люди. Прежде чем мы начнём работать предлагаю почтить их память…
Уважаемые коллеги! Хотел встретиться с вами, считаю это важным, для того чтобы обсудить ситуацию, которая сложилась и в мире, и в нашей стране в результате грузинской агрессии, которая произошла 8 августа.
Вы представляете самую активную и одну из наиболее влиятельных частей гражданского общества в России и, естественно, имеете и деловые, и просто человеческие, персональные контакты со своими коллегами и внутри страны, и за рубежом. И ваша позиция на сегодняшний день является для государства, для всего общества весьма значимой.
Не буду давать сейчас анализ того, что произошло. Это было сделано мною неоднократно. Отмечу лишь, что непреложным фактом является то, что тбилисский режим развязал против осетинского народа реальную войну, и только благодаря действиям России она была остановлена. Но, к сожалению, она успела принести горе и русским, и осетинам, и грузинам – всем, лишить жизни, оставить без крова тысячи людей.
Россия не просто могла, она должна была остановить это кровопролитие, защитить своих граждан и миротворцев. Иного приказа как Верховный Главнокомандующий я, конечно, отдать не мог. Убеждён, что в такой ситуации любой лидер государства, которое ценит себя, поступил бы точно так же.
Хотел бы специально подчеркнуть, что все наши действия и в тот, и в последующий периоды основывались на строгом соблюдении норм международного права, того миротворческого мандата, который был у наших сил. Сегодня основная задача – сделать так, чтобы не было рецидивов этой военной авантюры. Вы понимаете, что она могла зайти очень далеко. Кроме того, Южная Осетия и Абхазия объявили о своём суверенитете, и Россия признала их независимость. Мы вышли на установление дипломатических отношений. На этой неделе я подпишу соответствующие специальные соглашения о развитии дружеских связей с этими новыми субъектами международного права. Эти соглашения будут, естественно, включать в себя и военную компоненту.
Надеюсь, что признание двух новых государств откроет и возможности для работы российского бизнеса с ними. Предстоит восстановить разрушенные здания, сооружения, инфраструктуру, построить новые объекты и, естественно, оказать гуманитарную поддержку.
В этой связи хотел бы сказать, что мне кажется неплохой идея создания фонда для пострадавших в Южной Осетии. Рассчитываю, что присутствующие здесь предприниматели присоединятся к этому начинанию, и можно было бы обсудить вместе с другими организациями – с Общественной палатой, с некоммерческими организациями, неправительственными организациями – конкретные направления работы.
Уверен, что российское бизнес-сообщество внесёт и свой вклад в объяснение реального положения дел, реальных причин случившегося и, естественно, в укрепление позиций России, имиджа России за рубежом – особенно в условиях той кампании, которая сегодня ведётся.
Уважаемые коллеги, мы с вами прекрасно понимаем, что трагические события в Южной Осетии обострили и без того непростую ситуацию на финансовых и иных рынках. Мы уже не первый год понимаем свою прямую зависимость от проблем мировой экономики, которая в настоящий момент переживает далеко не лучшие времена. Тем не менее, несмотря ни на что, надо последовательно двигаться вперёд, продолжая решать приоритетные для нашей страны задачи. Не так давно об этом говорил, проводя совещание с членами Правительства, с основными игроками фондового рынка, и здесь ещё раз скажу: убеждён, что у России есть все условия для экономического подъёма.
Конечно, любой военный и политический кризис неизбежно создает экономические проблемы и трудности для ведения бизнеса. Знаю, что вас беспокоит вопрос, как дальше будут развиваться экономические связи, как будут строиться наши отношения с европейскими странами, с Соединенными Штатами Америки, с другими государствами. Я об этом тоже говорил: мы будем делать всё необходимое для продолжения взаимовыгодного сотрудничества, ничего другого нам не надо, будем предпринимать меры для защиты собственности нашего бизнеса за рубежом.
Вообще защита интересов российского бизнеса не только внутри страны, но и за рубежом является одним из приоритетов государства. Об этом я говорил, когда формулировал известные пять принципов российской внешней политики. Если нам будут пытаться закрывать выходы на те или иные рынки, я думаю, что мы понимаем, какие это последствия повлечёт. Никакой катастрофы ни для государства, ни для здесь сидящих не произойдёт (в какой‑то степени это лишь подтолкнёт развитие внутреннего рынка), хотя, конечно, нам бы этого не хотелось.
Падение фондового рынка и отток иностранного капитала высветили и ещё одну серьёзную проблему: наше присутствие на отечественном фондовом финансовом рынке всё ещё крайне мало. Я имею в виду и государственные финансовые институты, и частные страховые компании, и пенсионные компании. А ведь во всём мире именно эти игроки стабилизируют общую ситуацию на финансовом рынке. Нам сейчас нужно эту ситуацию грамотно использовать, применить накопленные ресурсы, активно заниматься созданием новых институтов.
Не снимается, а, наоборот, становится ещё более актуальной задача создания в Москве – стало быть, и в России – международного финансового центра.
Сегодня также стратегически важно продолжить работу по развитию малого и среднего бизнеса. Хотел бы специально подчеркнуть, что всё намеченное в этой сфере: и в сфере законодательства, и в сфере организации работы – будет исполняться. Внутренняя модернизация остается нашим приоритетом.
С учётом в том числе и последних событий будет доработана и Концепция долгосрочного развития России на период до 2020 года. В ней должны содержаться дополнительные меры поддержки малого бизнеса, вообще в целом поддержки отечественных компаний, которые работают в ключевых отраслях экономики.
На нынешнем этапе конкурентоспособность страны будет зависеть от темпов технологической модернизации – нам тоже это очевидно. В связи с этим необходимо значительно увеличить вложения в исследования и разработки. Государство готово к стимулированию таких расходов, но при понимании, конечно, того, что основная часть расходов, основная часть финансирования пойдёт за счёт бизнеса.
И ещё один вопрос – это дальнейшее расширение экономических свобод. Ни у кого не должно быть сомнений: мы и дальше будем снижать риски предпринимательской деятельности, стараться избавить наших людей, наших предпринимателей от административных барьеров. Более того, должны создаваться условия для новой инвестиционной волны. И здесь мы рассчитываем, конечно, прежде всего на российских инвесторов, хотя с удовольствием ждём и иностранных.
Думаю, мы могли бы поговорить и о налогах, эта тема всегда актуальна для бизнеса. Исхожу из того, что в целом по‑крупному дополнительных налогов быть не должно, хотя мы должны разобраться с некоторыми вопросами, в том числе с эффективной ставкой ЕСН. Хотел бы услышать и ваши соображения по этому поводу.
Что касается снижения налогов, этот вопрос сейчас обсуждается, он, разумеется, непростой особенно при возникновении ситуаций, типа той, что случилась в августе. Но уже в ближайшее время мы, конечно, поставим точку в этой дискуссии.
Ещё одна тема – вступление в ВТО. Вы знаете, что сейчас, по сути, движение приостановлено; очевидно, что августовские события высветили не только момент истины в международных отношениях, но и во внешнеэкономической ситуации. Хотел бы здесь ещё раз сказать, что мы готовы и считаем правильным вступление России в ВТО, но, естественно, на приемлемых для нас условиях. ВТО – это не «морковка», это набор довольно сложных обязанностей, которые на нас возлагаются, и, уже если мы их на себя принимаем, пусть это сделают по‑человечески, а не пугают нас тем, что мы сами на себя что‑то примем дополнительное.
Хотел бы ещё сказать в завершение: конечно, мы остаёмся открытой и готовой к равноправному сотрудничеству страной. Никакая конфронтация и изоляция нам не нужны. Мы этим наелись в предыдущие десятилетия. Но, конечно, мы и дальше будем защищать свои интересы, которые, кстати сказать, никаким другим интересам по большому счёту не противоречат.
Несмотря на то что произошло в августе, несмотря на военное решение, ничего в принципах экономической политики изменяться не будет. Смены приоритетов быть не должно. Нам не нужна ни милитаризация, ни огосударствление экономики. Но, безусловно, нужен порядок. И этот порядок будет обеспечиваться государством при сохранении базовых ценностей, прав и свобод, которые вытекают из нашей Конституции, основных законов.
Считаю важнейшей задачей на сегодняшний момент – защиту права собственности, укрепление суда в нашей стране, вопросы коррупции. Мы все необходимые решения обязательно примем. В ближайшее время я проведу Совет по противодействию коррупции, и мы внесём все необходимые законы в Государственную Думу. Иными словами, все приоритеты развития нашей страны сохраняются, пусть не надеются на смену курса.
Я коснулся лишь части вопросов. Вас, естественно, волнуют и другие. Уважаемые коллеги, я готов их выслушать и обсудить в ходе традиционной для нас дискуссии.
***
Д.Медведев: Сергей Ренатович, спасибо.
Прежде чем отпустить представителей средств массовой информации, я сделаю несколько замечаний по итогам того, что прозвучало.
Во‑первых, несмотря на достаточно активную политическую жизнь, которая никогда не прекращается на планете, всё‑таки зависимость экономики от политической жизни, слава Богу, не такая высокая. Поэтому я считаю, что и в нынешней ситуации независимо от ряда политических событий, смены администраций в каких‑то странах, других политических сезонных изменений наша экономическая политика должна оставаться неизменной. У нас очень серьёзный внутренний экономический потенциал и не менее серьёзный запас внутренней прочности. И, несмотря на те глобальные экономические проблемы, которые есть сегодня, тем не менее ситуация в нашей экономике в целом абсолютно стабильна, у нас уж точно нет ни кризиса, ни предкризисной ситуации – развитие идёт. И, несмотря на то, что мы, конечно, не закрыты от международных проблем, я считаю, что в наших силах все эти проблемы на внутрироссийском рынке решить.
Я хотел бы поддержать ряд идей, которые здесь прозвучали. Мы должны посылать и действительно абсолютно разумные, правильные сигналы по поводу, скажем, того, как принимаются решения в рамках стратегических отраслей, то, что Александр Николаевич говорил в своём выступлении. Действительно должны быть примеры применения соответствующего закона – и позитивные, и, может быть, негативные, если они будут, – в любом случае этот закон должен действовать. Это не закон о запрете появления иностранных инвесторов в тех или иных отраслях, а об особом порядке их появления там. Если порядок соблюдён – значит, тогда эти инвестиции могут появляться, и мы им рады.
По налоговым вопросам. Мы сейчас, естественно, обсудим все те идеи, которые были высказаны, в менее публичном ключе, потому что решения окончательного нет, но мне крайне важно послушать и ваше мнение, уже часть позиций была высказана. В то же время не могу не откликнуться на то, что было сказано в отношении ситуации вокруг финансовых проблем, – стоимость денег, в целом вопрос ситуации на финансовом рынке. Я хотел бы ещё раз сказать, что задачей Правительства в настоящий момент является обеспечение дополнительной ликвидности на внутреннем рынке. Такие возможности есть, и такие поручения даны. Эту проблему нужно снять – настолько, насколько возможно в условиях достаточно сложной финансовой мировой ситуации, – на внутрироссийском рынке.
И последняя вещь, по поводу санкций. Мы понимаем, что такое санкции. Санкции – это обоюдоострое оружие. Давить на Российскую Федерацию при помощи санкций бессмысленно. У нас не такая система принятия решений в стране, не такая система управления, чтобы это могло привести к изменению внешней политики. В какой‑нибудь банановой республике, наверное, можно закрыть пару каналов, и после этого ситуация будет драматической. У нас она такой не будет. И, как я представляю себе, по‑моему, это начинают осознавать наиболее горячие головы, которые призывали к санкциям.
Нам не нужна, ещё раз об этом скажу, ни изоляция, ни, упаси Бог, гонка вооружений. Это путь в тупик, в никуда. Мы себя истощить, как когда‑то Советский Союз, не дадим. Но, конечно, будем принимать все необходимые меры по укреплению нашей обороноспособности.
Все остальные проблемы, которые возникают, для нас не критичны. Мы с вами понимаем, что мы с ними справимся. Если всё‑таки кто‑то будет пытаться предпринимать санкции, мы понимаем, что потери будут носить симметричный характер – вряд ли это кому‑то нужно. Нам, во всяком случае, не нужно точно.
Защита интересов общества – это наша с вами совместная задача. И мы с вами уже достаточно давно договорились о том, что даже при наличии разных мнений (скажем, по каким‑то экономическим проблемам внутри страны у бизнес-сообщества могут быть свои представления – государство в какой‑то момент к ним прислушивается, какие‑то решения тем не менее, может быть, не принимаются) позиция бизнеса и власти во внешних отношениях будет единой, я в этом не сомневаюсь.
Власть, государство будет защищать бизнес, бизнес будет занимать конструктивную позицию – естественно, развивая те решения, которые были приняты.