Конечно, мне трудно претендовать на всеобъемлющую характеристику многогранной внешнеполитической деятельности Г.Шрёдера. Принято считать, что наследие видных политиков может быть объективно и в полной мере оценено только по прошествии времени. Но личный вклад Канцлера настолько ярок, а его политика настолько последовательна, что определенные оценки уместны уже сегодня. Поэтому я рад возможности высказать свою личную точку зрения. Она основана на продолжительной совместной работе и чисто человеческих впечатлениях от общения с Канцлером Германии.
Хотел бы выделить главное качество Г.Шрёдера как политика – это исключительно высокая ответственность, мужество и надежность. Добавлю к этому умение решительно отстаивать долгосрочные интересы своей страны. В ходе переговоров он всегда был нацелен на конкретный практический результат, который служил бы Германии и ее народу. Но при этом Г.Шрёдер всегда слушал и воспринимал аргументы партнеров, никогда не ставил задачу любой ценой «продавить» свою точку зрения. Наоборот, его отличает открытость к диалогу, готовность к поиску компромиссов во имя общего дела, во имя достижения конструктивных решений.
Наши взгляды на актуальные проблемы международной жизни не всегда совпадали. Это вполне естественно для сложного и противоречивого мира «большой политики». Однако по одному, ключевому вопросу у нас никогда не было разногласий: это понимание стратегической важности развития и углубления долгосрочного российско-германского сотрудничества.
Отношения между нашими странами на протяжении веков имели во многом решающее значение для всей политической ситуации в Европе. Известно, что конфронтация и конфликты между ними оборачивались катастрофами общеевропейского и глобального масштаба. А плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество – стабилизировало обстановку, открывало перспективы мира и стабильности на континенте.
Канцлер Г.Шрёдер с самого начала проявлял искреннее желание приумножить все лучшее, все позитивное, что было накоплено в российско-германских связях. И, без преувеличения, его можно назвать не только одним из главных вдохновителей нашего стратегического партнерства, но и человеком, который сыграл уникальную роль в завершении долгого и сложного процесса исторического примирения россиян и немцев. Глубоко символично, что в год 60-летнего юбилея окончания Второй мировой войны, принесшей столько жертв и страданий нашим народам, Россия и Германия вышли на самый высокий в истории отношений уровень взаимопонимания и сотрудничества, а сам Канцлер Германии присутствовал на торжествах 9 мая в Москве.
Наши страны выступают сегодня на международной арене с единых позиций либо действуют параллельно, отстаивая принципы примата международного права, мирного урегулирования конфликтов. В этом смысле я вижу Г.Шрёдера как продолжателя традиций, сформулированных в свое время великим немецким философом И.Кантом.
Доверительные отношения с Германией служат важной составляющей долгосрочного взаимодействия России с Евросоюзом в целом. В связи с этим хотел бы отметить и позитивный характер наших встреч в формате «тройки» с участием Ж.Ширака. Напомню, что подобные саммиты начались еще в то время, когда Канцлером Германии был Г.Коль.
Именно при Г.Шрёдере Германия вместе с США и Россией оперативно и весомо включилась в борьбу против международного терроризма как главного вызова глобальной стабильности. ФРГ стояла у истоков Боннского процесса по Афганистану, определившего стратегию возрождения государственности этой страны. Присутствуя в Афганистане и других «горячих точках», целенаправленно работая в ООН и иных многосторонних институтах на направлении миротворчества, превентивной дипломатии, профилактики и урегулирования кризисов, постконфликтного менеджмента – Германия проявляет себя не только как надежный партнер в рамках взятых на себя ранее обязательств перед своими традиционными союзниками, но делает это, не нарушая основополагающих принципов и норм международного права, не позволяя втягивать себя в сомнительные акции, не поддаваясь какому бы то ни было давлению извне.
Под руководством Канцлера Г.Шрёдера ФРГ оказалась в состоянии проводить независимую внешнюю политику, основанную на лучших традициях европейского гуманизма и национальных интересах. Без стереотипов прошлого, с полным осознанием роли и значения Германии в современном мире и на базе глубокого анализа будущего международных отношений.
Позволю себе заметить, что независимая внешняя политика – это один из важнейших элементов суверенитета любой страны.
Все мы хорошо понимаем и знаем, что далеко не все государства и их лидеры как в прошлые времена, так и сегодня в состоянии проводить такую политику. Шрёдер смог.
Я, конечно, помню, как, будучи в оппозиции, Г.Шрёдер подчас критически относился к отдельным элементам внешней политики своего предшественника на российском направлении. И в том, что став Канцлером, он по сути продолжил линию Г.Коля в отношениях с Россией, я вижу не отход от своих принципов и конъюнктуру, а, наоборот, умение подняться над этой текущей конъюнктурой, умение оценить реалии и на их основе выстроить практическую политику.
А реалии сегодняшнего мира таковы, что от добрых отношений между Россией и Германией зависит не только надежное снабжение Европы энергоносителями, не только создание новых рабочих мест, повышение конкурентоспособности наших экономик, но и в самом широком смысле этих слов – стабильность и безопасность в мире. Надеюсь, что осознание этих базовых ценностей будет лежать в основе российско-германского взаимодействия как сегодня, так и в будущем.