Развитие Азиатско-Тихоокеанского региона, куда, по оценкам многих экспертов, постепенно перемещается центр тяжести мировой политики и экономики, действительно впечатляет. Часто можно слышать о вызревающем здесь экономическом чуде. В этих утверждениях есть свой резон. Хотя мне по душе более прагматичный подход. Ведь на чудо можно только уповать. А мы имеем дело с результатами масштабной и напряженной работы, которую проводят государства АТР. Достаточно упомянуть, что здесь производится две трети глобального ВВП и сосредоточена значительная часть мировых инвестиционных капиталов.
Россия стремится вносить свой реальный вклад в экономическое развитие этого региона. Прирост ежегодного товарооборота нашей страны со странами АТР составляет более 20 процентов. С Китаем, например, торговля растет на 20–30 процентов в год, и по итогам текущего года, очевидно, выйдет на рекордную для наших государств цифру – в 25 миллиардов долларов. Те же тенденции – и с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В наших действиях и планах мы исходим из того, что Россия – неотъемлемая часть АТР. Этот регион – не только пространство бурного экономического роста. Здесь проявляется одно из позитивных следствий глобализации – постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития различных регионов мира. Еще одна отличительная черта АТР – высокая динамика интеграционных процессов, которые позитивно влияют на формирование нового, более справедливого мироустройства. Для нас такой настрой на коллективный поиск решения региональных проблем важен и ценен. Кроме того, мы на деле видим стремление и готовность стран АТР учиться на опыте других, к примеру у государств Европы, которые прошли свой путь к солидарности и взаимоподдержке, к осознанию того, что продуманная интеграция, опирающаяся на отлаженно работающие институты и механизмы, может эффективно обеспечить безопасность и процветание.
Мы осознаем, что развитие России может быть успешным лишь при условии самого активного участия в региональной интеграции. Конструктивная вовлеченность в эти процессы – наш стратегический выбор, важнейшая задача на обозримую перспективу. Этими соображениями руководствовалась Россия при присоединении в 1998 году к форуму «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество». Сегодня на пространстве АТР это самый представительный механизм консультаций, совместного обсуждения ключевых региональных и международных вопросов.
Вместе со своими партнерами мы продуктивно используем площадку форума, чтобы сообща определять «правила игры» на экономическом поле региона. И, что особенно важно, опираемся на принципы консенсуса и добровольности, которые уже доказали свою эффективность.
Между тем пришло время проанализировать итоги и реалистичность достижения в срок программных для форума Богорских целей – о создании в регионе системы свободной торговой и инвестиционной деятельности. Подчеркну, что здесь важны не частности, а именно стратегические задачи, определенные в Богоре. И, на мой взгляд, форуму есть что предъявить миру. Главное, что все экономики АТЭС включая Россию сознательно встали на путь торговой и инвестиционной либерализации и уже прошли по нему различные по длине, но равные по своей значимости отрезки пути.
Давайте вспомним, что Богорские цели принимались одиннадцать лет назад, когда АТЭС концентрировал усилия на «чистой экономике». Кто тогда, к примеру, мог предугадать масштабы террористической угрозы? Однако после трагических событий 11 сентября 2001 года в США проблематика борьбы с терроризмом и противодействия другим угрозам прочно вошла в число приоритетных тем АТЭС. Россия видит в АТЭС важный инструмент укрепления антитеррористического фронта как в региональном, так и глобальном измерениях. Удовлетворен, что все мои коллеги по форуму разделяют такой подход.
Логично, что сегодня основное внимание уделяется объединению усилий по пресечению финансовой подпитки террористических организаций. Однако, к чести форума, он не ограничивается лишь этим профильным направлением. Лидеры АТЭС обратили внимание на необходимость совместных шагов по ослаблению материальной базы террора: недопущение незаконного оборота ПЗРК, усиление нераспространенческих режимов в регионе. В свою очередь активное сотрудничество в ликвидации экономической отсталости, обуздании оргпреступности, в борьбе с коррупцией постепенно сокращает питательную среду этих негативных явлений.
Особую роль здесь должны сыграть усилия АТЭС по развитию в регионе межкультурного, межцивилизационного диалога. Множество культур и религий – это уникальное преимущество региона. Россия считает, что АТЭС способна проявлять намного больший интерес к вопросу сближения людей, населяющих разнообразный Тихоокеанский регион. Наша организация должна инициировать программы в области культуры, средств массовой информации, других гуманитарных областях. Большую пользу и востребованность имел бы такой проект, как создание серии телевизионных фильмов о деловой этике и корпоративной культуре разных народов региона. Его можно было бы реализовывать в рамках АТЭС и продвигать через национальные СМИ, а также через уже существующие программы форума в сфере делового образования. Считаю также очень своевременной идею, которую отстаивает действующий председатель АТЭС – Республика Корея. Речь идет о подключении механизмов форума к активизации региональных обменов в области культуры.
Россия заинтересована в дальнейшем взаимодействии по всему спектру стоящих перед нами целей, включая обеспечение равного доступа всех стран к преимуществам глобализации. Отдельно выделю актуальнейшую проблему готовности к чрезвычайным ситуациям. Все мы помним и скорбим о жертвах стихийных бедствий, обрушившихся на ряд стран региона. Активная совместная работа по ликвидации нанесенного ущерба продолжается. Однако не менее важно налаживать сотрудничество в создании эффективных механизмов раннего предупреждения таких катастроф. Уверен, АТЭС может здесь очень многое сделать. И Россия готова внести в эту деятельность свой вклад. У нас много наработок в сфере высоких технологий, связанных с прогнозированием стихийных бедствий, мониторингом окружающей среды, развитием системы оповещения и эвакуации людей, преодоления последствий природных катастроф. Мы – за подготовку масштабных совместных проектов в этой области.
Вообще с самого начала своего участия в АТЭС Россия ставила на ключевое место именно свой технологический потенциал, который имеет отличные перспективы, причем не только в сфере промышленности, но и в равной степени в области медицинских и биологических технологий. АТЭС может гордиться своей ролью в обуздании атипичной пневмонии. Сейчас пришло время использовать этот опыт для борьбы с птичьим гриппом. Это наша общая проблема. Поэтому мы должны нанести этой эпидемии превентивный удар, чтобы она из птичьей не стала человеческой. Имею в виду не только опыт карантинных мер, но и общие программы разработки и производства вакцин. Россия имеет здесь неплохой опыт и возможности.
Мы со всей серьезностью и ответственностью подходим и к таким направлениям нашей совместной деятельности, как энергетика и транспорт. В силу своего географического положения и ресурсных позиций – причем отнюдь не только сырьевых, но и технологических и интеллектуальных – Россия готова играть одну из ключевых ролей в формировании новой транспортной и энергетической архитектуры в АТР. Естественно, вместе с нашими партнерами, с опорой на их возможности, в том числе инвестиционные.
Вступая в АТЭС семь лет назад, Россия хорошо осознавала свой уникальный потенциал транзитной территории. Перевозка грузов через нас оказывается намного дешевле, чем иные торговые пути. Речь идет о грузопотоках между двумя мощными центрами мировой экономики: тихоокеанским и европейским. У нас уже накоплен серьезный практический опыт в этой сфере. Но проекты такого рода требуют международного сотрудничества в рамках большого региона. АТЭС как раз и является механизмом такого сотрудничества.
Приведу, может быть, неожиданный для многих пример – транскорейскую магистраль. Этот проект, предполагающий доставку грузов через юг и север Кореи, постепенно продвигается, хотя эти темпы – из‑за медленного прогресса в корейском ядерном вопросе – быстрыми не назовешь. Существование такого проекта, значительно удешевляющего издержки по доставке грузов между Европой и Азией, – один из элементов терпеливых усилий, которые Россия наряду с другими участниками шестисторонних переговоров по Корее предпринимает для превращения Корейского полуострова в зону мирного сотрудничества и развития. Рано или поздно он такой зоной станет, и тогда всем нам, членам АТЭС, предстоит активно сотрудничать в выполнении множества проектов, жизненно необходимых этому региону.
Я призываю всех задуматься о тех огромных возможностях, которые открывают транспортные проекты, рассматриваемые в рамках Шанхайской организации сотрудничества, речь – о транспортных и иных магистралях, пересекающих просторы Центральной Азии. Они также открывают большие перспективы для транзита между тихоокеанским и европейским регионами и будут напрямую влиять на ускоренное развитие регионов, через которые эти магистрали проходят.
Не надо забывать и те возможности, которые АТЭС предоставляет для сотрудничества в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, развития малого и среднего предпринимательства, инновационных технологий. В августе этого года российская делегация приняла активное участие во встрече АТЭС по малому и среднему бизнесу. Это важный сигнал о подключении к тихоокеанскому партнерству сотен небольших российских компаний, которые в любой стране являются основой экономического развития. Это, безусловно, и новый импульс для сотрудничества России со странами региона.
Участие в АТЭС – один из неоспоримых и долгосрочных приоритетов внешнеполитической и внешнеэкономической линии России в АТР. Наша цель – содействие хозяйственному и социальному развитию своей страны, прежде всего районов Сибири и Дальнего Востока. Здесь очевидны две главные взаимосвязанные задачи. Первая – применять у себя дома, сообразуясь с национальными интересами, потребностями и возможностями, общие установки и коллективный практический опыт форума. Вторая задача – продвижение через АТЭС российских технологий, концептуальных разработок, методик, а также конкретных продуктов, образцов техники и оборудования. Все это может быть использовано для реализации программных целей форума. Соответствующий потенциал у России есть. И такая форма российского «нашествия» будет, я уверен, только приветствоваться нашими партнерами по АТЭС.
Время летит стремительно. Еще свежи в памяти впечатления от саммита АТЭС в Сантьяго, Но скоро мы вновь соберемся вместе, на этот раз в Пусане. Сама тема предстоящего саммита «К единому сообществу – через испытания и обновление» предполагает обмен мнениями о путях дальнейшего упрочения «атэсовской семьи», развития сотрудничества в решении стоящих перед нами проблем, повышения эффективности нашей совместной работы. Уверен в успехе пусанской встречи. И, пользуясь случаем, хотел бы выразить искреннюю признательность руководству Республики Корея, всем нашим южнокорейским партнерам за весьма плодотворное лидерство АТЭС в текущем году.