Д.Медведев: Уважаемые друзья!
Я думаю, что в целом наше уже, считаю, регулярное совещание по проблемам малого бизнеса (потому что мы достаточно часто встречаемся и обсуждаем) приносит определённые плоды, несмотря на то что я сказал в самом начале. Это пока только общие контуры нашей работы. На мой взгляд, основная проблема заключается как раз в том, что здесь, на верхнем уровне, когда мы всё это обсуждаем, у нас с вами единая позиция. Все понимают, для чего это делается, все понимают, в какой ситуации нужно наступить на горло собственной песне и пожертвовать даже частью своих полномочий, но когда это опускается на этаж, на два, на три вниз – всё совершенно меняется. Почему наши коллеги, представляющие смоленский малый бизнес, говорят: «Вы абсолютно правильные вещи говорили, но вот Вы уедете, и как с нами здесь поступят – это отдельный вопрос»?
Поэтому первое, что я хотел бы сказать по итогам нашего сегодняшнего совещания, необходимо посмотреть, что будет твориться здесь, вплоть до контроля за конкретными предприятиями. Потому что мы не можем дискредитировать те решения, которые принимаем сами.
Второе. Эльвира Сахипзадовна [Набиуллина] сказала, что малый бизнес не защищён юридически, мы должны ставить его на мощную правовую основу, заниматься защитой советников различного рода, создавать доступные формы обращения к юридическим услугам. Я с этим в целом согласен, будучи сам юристом. Но, знаете, по‑хорошему нам нужно, чтобы малый бизнес имел наименьшее количество поводов обращаться в суд и консультироваться с юристами. Почему? Потому что во всём мире малый бизнес гораздо в меньшей степени вовлечён в правовые вопросы по сравнению с нашим.
Вот посмотрите (да я сам когда‑то этим занимался лет 15 назад, например), создается предприятие, предприятие вот такого размера, небольшое совсем. Генеральный директор будущий или хозяин зовёт одного юриста, второго юриста, пишут уставы, что‑то обсуждают, то есть уже начинается такая работа, как будто он затеял многомиллиардный проект или собирается вот-вот украсть что‑то такое, что впоследствии приведёт его неизбежно на скамью подсудимых.
Согласен практически со всеми предложениями, которые здесь звучали и в отношении скорейшей разработки, внесения антирейдерского пакета. Надеюсь, что это у нас в ближайшее время будет сделано.
Во всём мире же по‑другому: обратился за регистрацией, без всяких юристов, на самом деле, заполнил заявление в зависимости от того, где регистрация происходит, и всё.
Я, конечно, понимаю, что у юристов я отчасти здесь хлеб отнимаю, но тем не менее нам нужно сделать так, чтобы количество обращений малого бизнеса к юристам было минимальным. Есть большие проблемы у других, и этим занимаются наши коллеги, но малый бизнес должен в этом смысле всё‑таки чувствовать, что у него упрощённая система и документооборота, и просто упрощённая система взаимоотношений с государством, чтобы в затратах малого бизнеса 50 процентов не сидело в вознаграждении адвоката.
Согласен практически со всеми предложениями, которые здесь звучали и в отношении скорейшей разработки, внесения антирейдерского пакета. Надеюсь, что это у нас в ближайшее время будет сделано. Осенью, да, мы собирались вносить в Думу?
Э.Набиуллина: Он в Думе.
Д.Медведев: Он в Думе? А что тогда нужно сделать там?
Э.Набиуллина: Там у нас есть нерешённые вопросы по подсудности дел Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда, потому что наше предложение, чтобы не было разночтений по делам, решать экономические споры, в том числе с гражданами и по малому бизнесу, по индивидуальным предприятиям, в Высшем Арбитражном Суде.
Пока этот вопрос не решён между Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом.
Д.Медведев: Давайте тогда так. Это на самом деле вопрос согласования.
Э.Набиуллина: Это сдерживающий момент.
Д.Медведев: По всей вероятности, это согласование уже придётся проводить Администрации Президента. Это не правительственный вопрос. Поэтому я хотел бы, чтобы Администрация Президента взяла это на контроль и провела совещание на уровне Руководителя или заместителя Руководителя Администрации с участием высших судов.
Дальше. Здесь упоминалось в числе предложений нотариальное согласие о переходе доли. Я не против. Это Вы как раз говорили, да, Эльвира Сахипзадовна?
Единственное, просто уже по собственному правовому опыту хочу сказать, что чем больше такого рода соглашений, тем, как правило, труднее оформить сделку. Здесь же, в этом случае, будет уже несколько фактов регистрации: нотариальное удостоверение договора и впоследствии, если речь идёт, скажем, об обществе с ограниченной ответственностью, там как минимум будет регистрация изменений в учредительные документы.
В общем, здесь нужно подумать, не создаст ли это каких‑то непроходимых трудностей. Хотя я, естественно, не возражаю. В общем, если Вы считаете, что это рационально, если всё‑таки на практике это срабатывает и защищает, давайте тогда расширим перечень обязательных случаев нотариального удостоверения сделок.
По тем предложениям, которые формулировал Игорь Юрьевич Артемьев, мне в целом кажется, что всё, что Вы говорили, вполне разумно. Давайте постараемся двинуться по этому пути, и в части вот этого самого совета, который во всех субъектах можно было бы создать. Я специально не давал коллегам, которые представляют общественные организации, слово, потому что мы часто общаемся, встречаемся. Но вы поддерживаете идею вот таких советов во всех субъектах Федерации?
Реплика: Обязательно надо сделать.
Д.Медведев: Хорошо, спасибо. Мы будем считать тогда, что здесь есть мнение нашей бизнес-общественности.
Да, ещё одна вещь, на которую специально хотел обратить внимание. Мы здесь всё говорили по поводу этого самого закона об аренде и о собственности. Из этого закона вытекает необходимость принятия региональных законов. С тем чтобы наши уважаемые муниципалы здесь не устраивали такие неприятные вещи, о которых было сказано, законы должны быть приняты максимально быстро.
Поэтому я надеюсь, что, как только соберётся Законодательное Собрание после летних каникул, соответствующие изменения в ваши региональные законодательные акты будут сделаны. Вы в основном там говорили по этим делам.
Реплика: …три месяца…
Малый бизнес не должен нами рассматриваться просто как фискальный источник. Так вообще нельзя никакой бизнес рассматривать, потому что за этим люди стоят, иногда большие коллективы.
Д.Медведев: Да-да, считайте, что я сократил.
Реплика: Есть типовой договор, разработанный Комитетом по собственности…
Д.Медведев: Отлично. Тогда нужно этот типовой документ нашим уважаемым коллегам из субъектов Федерации просто использовать и проще и лучше работать в единой правовой плоскости. Так ведь, Юрий Яковлевич?
Ю.Чайка: Конечно.
Д.Медведев: Насчёт поручения по проверке Вы всё сказали. Вместе с Рашидом Гумаровичем [Нургалиевым] попросил бы тоже над этими вопросами работать.
И самое последнее, то, о чём Владимир Александрович [Гайдук] говорил. Государству необходимо определиться, что для государства малый бизнес. Это на самом деле вроде бы философская постановка вопроса, но абсолютно справедливая. Естественно, что малый бизнес не должен нами рассматриваться просто как фискальный источник. Так вообще нельзя никакой бизнес рассматривать, потому что за этим люди стоят, иногда большие коллективы.
Но если говорить о малом бизнесе, то, если хотите, я закончу пафосными словами: это, по сути, способ возрождения нашей страны. Вот эти цифры заоблачные, что мы называем, 70 процентов, они действительно высокие. Но даже если мы сможем 40–50 процентов людей вовлечь в реальное дело, мы просто получим совершенно другую страну. Это действительно наша одна из самых реальных надежд. Поэтому мы и дальше будем этим заниматься, и я буду держать все эти вопросы под личным контролем.
Спасибо вам большое.