Д.Медведев: Уважаемые представители средств массовой информации!
Хотел бы сказать, что сегодня важный день в российско-латвийских отношениях. Впервые за всю историю современной государственности наших стран проходит официальный визит Президента Латвийской Республики в нашу страну. Это результат наличия политической воли к тому, чтобы, преодолевая определённые сложности, в то же время находить новые возможности для развития связей, двусторонних отношений, восстанавливать атмосферу доверия, развивать дружественные контакты между двумя соседними и близкими государствами.
Вы знаете, за последнее время нам удалось довольно много сделать для того, чтобы укрепить наши отношения. Мы сейчас с господином Президентом обменивались мнениями: в узком составе разговаривали. Большое количество контактов на самых разных уровнях, которые в конечном счёте способствовали тому, что только что было сделано вот здесь, за этим столом, а именно подписан большой, серьёзный набор документов, которые, прежде всего, направлены на защиту интересов людей, которые живут на территории наших стран. Несмотря на то, что эти договоры касаются разных сторон: и социальных вопросов, и вопросов реагирования на чрезвычайные ситуации, спортивных контактов, и, что особенно важно для развития экономического сотрудничества, вопросов избежания двойного налогообложения (по этому вопросу трудно всегда договариваться, но это удалось сделать), – все эти документы должны дать новый импульс развитию двустороннего сотрудничества. Кстати, это сотрудничество иногда развивается даже помимо воли политиков или в связи с какими‑то сложностями.
Хотел бы, пользуясь случаем, поблагодарить руководство Латвийской Республики за помощь, которая была оказана во время пожаров на нашей территории этим летом: участвовала и латвийская пожарная служба, и на самом деле это был такой товарищеский вклад в решение этой проблемы. Мне кажется, что это очень достойный пример того, как должны развиваться отношения между людьми и, может быть, даже между политиками.
Мы сегодня с господином Президентом обсудили самые разные вопросы двусторонних связей. Мы говорили и об экономике, сейчас продолжим обсуждение этих вопросов. Мы говорили о гуманитарном измерении, о культурных связях, которые существуют между двумя нашими государствами. Естественно, мы говорили об истории, которая достаточно сложна и которая зачастую не способствовала сближению между государствами. Мы говорили о будущем этих отношений.
И мы едины в том, что будущее наших отношений напрямую зависит от желания наших народов развивать добрые отношения друг с другом и от политической зрелости людей, которые стоят у кормила власти. Именно они должны осознавать, что лучше общаться, чем не общаться; лучше встречаться, чем избегать встреч; лучше договариваться по тем вопросам, по которым мы можем договориться, чем отказываться от таких договорённостей.
Да, у наших стран есть разночтения в позициях, у нас есть трудные страницы, далеко не все вопросы, которые существуют между нашими государствами, можно закрыть за один визит, пусть даже официальный. Хотя мы, считаю, довольно многое сделали: только что подписанные документы – это действительно очень важные договорённости.
Но самое главное – мы сегодня с господином Президентом абсолютно открыто обсуждали все сложности. Мы говорили об исторических проблемах, которые реально оцениваются в наших странах зачастую по‑разному, в том числе и события Второй мировой войны. С другой стороны – есть и одинаковые оценки того периода, и здесь нужно просто пытаться слышать друг друга, смотреть исторической правде в глаза и вести эти дискуссии на академическом поле, не превращая соответствующие вопросы в повод для политических свар.
Мы, конечно, говорили о достаточно сложных моментах, связанных с рядом внутренних вопросов, включая судьбу наших соотечественников. Мы говорили о том, что сделать для преодоления тяжёлых проблем прошлого.
Мы с господином Президентом договорились о создании специальной комиссии историков, которая должна более внимательно проанализировать исторические события прошлого, получить доступ к тем архивам, которые ещё не были открыты и которые требуются для того, чтобы прояснить те или иные события нашего совместного прошлого. Поэтому считаю, что это было бы очень полезно для того, чтобы мы заложили правильный фундамент в будущие отношения.
Мы с господином Президентом также обсуждали международную ситуацию. Мы довольно много в этом году виделись: мы виделись в Лиссабоне на саммите НАТО; мы виделись с господином Президентом на саммите ОБСЕ; мы виделись 9 мая во время празднования окончания Второй мировой войны и Победы в Великой Отечественной войне. Господин Президент приехал – это был, безусловно, важный шаг.
Так что количество встреч в этом году между нами, как между главами двух государств, беспрецедентное. И рано или поздно это должно было перетечь в качество, а качество – это и есть официальный визит Президента Латвии в Российскую Федерацию. Я ещё раз приветствую Президента господина Затлерса в Москве.
В.Затлерс: Спасибо.
Уважаемые журналисты, дамы и господа! Хочу поблагодарить Президента Медведева за приглашение посетить Россию с официальным визитом и за ту доброжелательную и дружественную атмосферу, которую имеем я и моя делегация в течение этого визита в Москве.
Я тоже считаю, что это исторический визит: не было официального визита, не было вообще визитов такого уровня уже примерно лет 16–20. И я бы расценивал эту важность, разделив на три части.
Первое: за последние два-три года Латвия и Россия работали на всех уровнях, чтобы улучшить сотрудничество. И сегодня практическим результатом этой работы было подписание этих соглашений, и церемония, как вы видели, была довольно длинной. Это как будто точка в конце предложения, и это уже создаёт основу для наших обществ, для наших бизнесменов к дальнейшему сотрудничеству.
Второе, конечно, это экономика. Реально я очень рад, что меня сопровождает самая большая делегация деловых кругов за всю историю Латвии. Это не только интерес к России – это ещё и доверие бизнесменов к России как к партнёру.
И я уверен, что будут и последующие контакты с последующими результатами. Но уже сегодня результат на виду: торговый оборот за 10 месяцев этого года вырос на 27 процентов. Это во время кризиса. Так что мы имеем хорошее начало, и нам остаётся только продолжать.
Третье. Это, конечно, вопросы будущего. Президент Медведев правильно подчеркнул, что мы встречаемся регулярно, но нужен и такой разговор, как сегодня, серьёзный разговор по всем темам без исключения, которые нас волнуют, интересуют, и что мы можем искать пути решения тех, может быть, не таких лёгких проблем и ситуаций, которые имеем в наследство.
И я очень приветствую то, что нам удалось договориться насчёт комиссии историков, на более открытые архивы. И это такие символичные поступки доброй воли, которые будут позитивно влиять на отношения между Латвией и Россией.
Конечно, хорошие двусторонние отношения. Будет положительный эффект также на отношения между Евросоюзом и Россией, НАТО и Россией. Латвия является членом Евросоюза, членом НАТО. И мы готовы способствовать развитию положительных процессов в отношениях между этими организациями и Российской Федерацией.
Я выразил свою поддержку процессу создания безвизового режима между Россией и Евросоюзом. Это работа, которая требует много домашних работ. Латвия проходила этот путь от полной изоляции до визового режима, до безвизового режима, до Шенгенской зоны.
Мы знаем, что практически надо делать. И, думаю, это очень важно, что именно Латвия, которая имеет границу с Российской Федерацией, выражает поддержку этому процессу. Это хорошо повлияет и на весь регион, и на всю Европу в ближайшем будущем.
Я мог бы говорить много, пересказывать всё то, что мы успели достичь за час очень конструктивных переговоров. И я смотрю на российско-латвийские отношения в будущем с оптимизмом. Это только начало.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, Вы упомянули о том, что на переговорах обсуждалось положение российских соотечественников в Латвии. Скажите, пожалуйста, в каком ключе шла дискуссия на эту тему?
Д.Медведев: Мне вопрос или господину Президенту? Мне? Я считаю, что эти вопросы, вообще‑то, нужно задавать нашим коллегам, потому что речь идёт о ситуации, которая в Латвии, а не в России.
Тем не менее мы действительно эту тему затронули, потому что она, с одной стороны, такая сложная и щепетильная, касается большого числа людей, которые живут в Латвийской Республике. Мы понимаем всю сложность ситуации, которая возникла в силу известных геополитических процессов. В то же время мы исходим из того, что в отношении части людей, которые в настоящий момент не являются гражданами, рано или поздно должны быть приняты решения, которые позволят адаптировать их в нормальную социально-экономическую и политическую жизнь.
Господин Президент дал мне абсолютно откровенный анализ того, что было и что может быть. Это было полезно, потому что мы давно на эту тему вот так прямо, глаза в глаза, не разговаривали. Это нормально, потому что это непростая тема, но разговор откровенный. И конечно, в разрешении этой ситуации прежде всего, как мне представляется, заинтересована сама Латвия, потому что это люди, которые живут на территории Латвии, которые, насколько я понимаю, хотят продолжать там жить.
Но мы не можем к этому относиться безучастно. Именно поэтому был подписан соответствующий Указ о возможности приезжать в Россию без виз. Это определённые, может быть, какие‑то возможности созданы для тех, кто живёт на территории Латвийской Республики и хочет такого полноценного общения с близкими и вообще просто с теми, кто живёт в Российской Федерации. Поэтому мы исходим из того, что здесь наши коллеги должны принять определённые правовые решения, которые будут способствовать укреплению гражданской основы, собственно, самого государства.
Как мне представляется, это было бы в интересах развития самой Латвии и тех людей, которые живут там. И это полностью соответствует международным подходам, подходам, которые действуют внутри Евросоюза. Но мы понимаем, что это непростая ситуация, она зависит от решения различного рода политических сил, которые к этому по‑разному относятся.
Собственно, вокруг этого и был основной разговор. Я сказал господину Президенту, что мы, конечно, весьма внимательно наблюдаем за развитием этой ситуации, потому что для нас это не посторонний и не праздный вопрос, но понимаем, что разрешение этого вопроса находится в руках властей Латвийской Республики.
В.Затлерс: Мне этот вопрос задавали и накануне визита. И вопрос был очень простой: как живут русские в Латвии? Мой ответ был очень короткий: хорошо.
Каждая страна заинтересована, чтобы число граждан было побольше. И Латвия не исключение. Латвия заинтересована, чтобы число граждан было бы побольше. Но мы получили конкретное наследство, наследство от того населения, какое было: и этнически, и в отношении гражданства Латвийской Республики.
И мы дали всем право без каких‑то ограничений получить латвийское гражданство, если конкретный человек это желает. Этот принцип мы соблюдали все 20 лет, он даёт хороший эффект. Ещё раз скажу: у нас в Латвии ни в школе, ни в отделении соцпомощи, ни на улице, ни на стадионе никто не поймёт, кто есть кто. У нас все одинаковые.
Вопрос: У меня вопрос к господину Медведеву. Вы перечислили несколько встреч, которые произошли в этом году. Встречи происходят действительно на регулярной основе. Хотелось бы узнать, пригласили Вас в Ригу? Если да, то каким должен быть политический фон? Что должно измениться, чтобы мы Вас увидели в Риге? И как быстро это может произойти – может быть, уже в следующем году?
В.Затлерс: Откроем тайну: пригласили в Ригу, пригласили.
Д.Медведев: Спасибо, пригласили, да. Собственно, чего тут после этого говорить? Господин Президент только что сказал: действительно пригласили. Пригласили с радостью и с открытой душой, что называется. Мне приятно было услышать это приглашение. Так получилось, что я ни разу не был в Риге и ни разу не был в Латвии. И конечно, мне просто интересно было бы там побывать.
Что должно измениться? Да, Вы знаете, я считаю, что в принципе если мы будем общаться в таком ключе, как сегодня, то этого вполне достаточно, чтобы такой визит состоялся. Тем более что есть, о чём поговорить, и есть, что посмотреть.
Ещё раз спасибо господину Президенту за приглашение.
В.Затлерс: Добро пожаловать.
Д.Медведев: Спасибо.
Вопрос: Вопрос к обоим президентам. Если позволите, он не напрямую касается российско-латвийских отношений, тем не менее речь идёт о соседней и для России, и для Латвии стране – о Белоруссии: как бы вы прокомментировали или дали свои оценки состоявшимся в этой стране выборам?
Д.Медведев: Знаете, несколько моментов.
Первое. Выборы в Белоруссии – это внутреннее дело Белоруссии, и то, что там происходит, это, в конечном счёте, является внутренним делом соседнего нам государства.
Второе. Насколько я понимаю, несмотря на то, что обработано практически полное количество бюллетеней, официальные итоги выборов ещё не подведены, и здесь своё слово должна сказать избирательная комиссия Белоруссии. Она должна официально объявить об итогах выборов.
Третье. Я надеюсь, что в результате этих выборов Белоруссия будет современным государством, продолжит развитие по пути создания современного государства, основанного на демократии и дружбе со своими соседями.
Для нас Белоруссия – безотносительно к тому, кто возглавляет страну, – всегда будет одним из самых близких государств, одной из самых близких стран, связанной с нами и историей, и культурой, и языком, и тысячами, десятками тысяч незримых экономических нитей и огромным количеством межчеловеческих связей. Поэтому, конечно, для нас развитие государства и демократии в Белоруссии являются очень важными.
Но ещё раз хотел бы подчеркнуть: надо дождаться результатов этих выборов. И мы здесь исходим из того, эти результаты должны отражать суверенную волю народа Белоруссии.
В.Затлерс: Я могу только присоединиться: это внутреннее дело Белоруссии. Главное, чтобы выборы были демократичными, чтобы народ Белоруссии считал их честными. И надо способствовать, чтобы не было такой реакции, как беспорядки, на результаты выборов. Это всегда показатель демократической зрелости конкретной страны. Я к этому и призываю белорусов.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, Вы уже частично коснулись этой темы – нашего совместного прошлого, истории. Всё‑таки хотел бы уточнить, считаете ли Вы, что спорные вопросы истории стоит обсуждать и дальше на межгосударственном уровне, например тему инкорпорации или оккупации, как считают латвийские власти, или передать историкам, и на межгосударственных переговорах эту тему закрыть?
Д.Медведев: Вы знаете, вообще ещё древние предлагали отдавать Богу – Богово, а кесарю – кесарево. Но в наших отношениях, конечно, невозможно разделить до конца политику и историю, но к этому надо стремиться. Именно поэтому мы с господином Президентом договорились о создании соответствующей комиссии.
Потому что есть такие исторические темы, которые всегда будут очень сложными, и, если вокруг них начинать какую‑то обильную политизацию, скорее всего это приостановит нормальный дружественный диалог и будет вызывать взаимные обиды и неприязнь. Это, кстати, касается не только наших отношений, например, с Латвией – это касается наших отношений с целым рядом других стран.
Но здесь нужно просто, что называется, общаться открыто, доверительно, не пряча сложные вопросы куда‑то в глубину, но обсуждая их именно на уровне компетентных специалистов, а не только на уровне, скажем, парламентариев или политиков. Потому что прежде всего необходимо всё‑таки выработать согласованные или близкие позиции по каким‑то отдельным историческим тяжёлым страницам.
Поэтому мне бы хотелось, чтобы сначала, конечно, происходил исторический диалог, но этот исторический диалог проходил в таком ключе, чтобы он помогал общению политиков и, в конечном счёте, соединял народы. Если мы таким образом выстроим это общение, это будет полезно и для народа Российской Федерации, и для народа Латвии.