Д.Медведев: Мне бы, конечно, не хотелось, чтобы наше общение с моими коллегами сегодня запомнилось только одним: что мы весь день 7 декабря обсуждали победу России в гонке преследования по футбольному чемпионату. Хотя может так сложиться, что, действительно, во время всех публичных мероприятий именно с этого всё начиналось. Я ещё раз хотел бы наших коллег поблагодарить за добрые слова, которые были сказаны в адрес России, тем более я понимаю, насколько сложно некоторым моим коллегам эти слова произносить. Но политики – люди мужественные.
Несколько слов, уважаемые коллеги, о сегодняшнем саммите. Он действительно был очень хорошим, он имеет прямое отношение к деятельности Круглого стола промышленников России и Евросоюза. Мы занимались, собственно, тем, о чём вы нас просите или с чем вы к нам обращаетесь в своих рекомендациях. И конечно, прежде всего мне хотелось бы отметить тот самый успех, связанный с переговорами по ВТО, который на самом деле сегодня был достигнут. Я даже скажу шире, я хотел бы на этой площадке, где присутствуют представители крупного бизнеса Европейского союза, Российской Федерации, сказать, что я весьма признателен моим коллегам из Евросоюза, и Президенту Евросоюза, и Председателю Еврокомиссии за активное сотрудничество по этому вопросу в последнее время, которое увенчалось очень хорошими результатами, точно так же, кстати, как я признателен и нашим американским партнёрам, и Президенту Соединённых Штатов Америки за то, что было сделано в этом году, и за исполнение обещаний, которые мне лично давались, в установленные сроки. Далеко не все международные партнёры так себя ведут в определённых ситуациях.
Теперь в отношении того, что нужно делать. Конечно, нам нужно стараться избавляться от барьеров, которые существуют и которые тормозят развитие бизнеса в наших государствах. К числу таковых относится и визовый режим, о котором мы сегодня говорили. Мы постарались сделать всё, чтобы сдвинуть этот процесс с мёртвой точки. Я считаю, что он сдвинулся. Теперь его решение в значительной мере зависит от политической воли руководства Евросоюза и от того, как к этому процессу будут относиться представители бизнес-комьюнити, потому что, в общем, всё, что мы делаем по визовым облегчениям, в конечном счёте, по отмене виз, по разрешениям на работу, это должно помочь вам, как и другим гражданам государств Евросоюза и Российской Федерации. Поэтому, как мне представляется, это в наших взаимных интересах, и я рассчитываю на то, что вы будете способствовать этому процессу.
Теперь несколько слов по ситуации в нашей стране. Она в целом развивается по ожидаемому сценарию, я сегодня моих партнёров информировал об этом. С июня у нас появились признаки оживления в экономической конъюнктуре. За последнее время нам удалось стабилизировать ситуацию в экономике, и годовой рост валового внутреннего продукта будет где‑то на уровне 4 процентов, может быть, даже чуть больше, а, может быть, немножко меньше. В общем, посмотрим. В любом случае это неплохо. Хотя, конечно, в прошлом году был очень существенный обвал, и мы сегодня как раз на эту тему рассуждали.
За последние десять лет, я считаю, мы смогли создать определённый запас прочности, почему, собственно, и в кризисный период, и в посткризисный период мы испытываем проблемы, но это не колоссальные проблемы, это всё‑таки преодолеваемые проблемы. Именно поэтому мы сегодня обменивались информацией о том, как обстоят дела в отдельных государствах Евросоюза, что делается для поддержки евро, потому что это, безусловно, и в наших интересах. Мы используем евро не только в качестве резервной валюты, но и, естественно, она является торговой валютой для нас. Поэтому я считаю, что этот обмен мнениями очень полезен. И, конечно, мы его будем продолжать.
Ещё одна тема, сопрягающаяся с визами, о которой мы частенько говорим, это изменение в правовом статусе тех, кто приезжает работать в Российскую Федерацию. Это, собственно, тоже вопрос барьеров. Я недавно проводил на эту тему комиссию, с удивлением там обнаружил целый ряд норм ещё, по сути, советского периода, которые подлежат безусловной отмене, касающиеся командирования иностранных специалистов по территории Российской Федерации. Можете не сомневаться, я все указания дал, и в ближайшее время всё это будет отменено. Мы сделали и некоторые другие шаги. Изменили закон о правовом положении иностранцев. Теперь существуют такие преференции, как неприменение механизмов квотирования, выдачи разрешения на работу на срок до трёх лет с возможностью продления. Кстати сказать, по состоянию на 1 ноября текущего года число таких разрешений для высококвалифицированных специалистов из стран Евросоюза составляет 814 штук. Это немало с учётом того, что с этим раньше было весьма и весьма сложно.
Мы продвигаем партнёрство для модернизации, о чём мы сегодня много говорили с нашими коллегами. Я считаю, что это действительно очень важная тема. Мы создаём специальные места локализации этой работы, в частности, такой центр, как центр в Сколкове, ряд присутствующих здесь компаний любезно согласились поучаствовать в создании этого центра. Был подготовлен закон, который касается создания преференциального режима для резидентов этого центра. Я надеюсь, что это заработает, и, самое главное, это будет та система, из которой будут произрастать новые очаги развития новых, современных высоких технологий в нашей стране.
Я хотел бы поблагодарить вас за то, что вы столь скрупулёзно готовите предложения для нашего круглого стола. В принципе, мы, собственно, над ним уже и так работаем. Я посмотрел рекомендации: если говорить о вступлении России в ВТО, то здесь всё, что называется, на столе. Новое соглашение, регулирующее экономические отношения между Россией и Евросоюзом, безусловно, важнейшая вещь, об этом сейчас сказал Анатолий Борисович Чубайс. Мы готовы рассматривать и то, что Вы говорите, как Вы сказали, «в агрессивном стиле». Вопрос, конечно, в совместимости определённых подходов и в необходимости соблюдения целого ряда договорённостей, которые в настоящий момент существуют.
Я сегодня, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что никаких проблем для ВТО, для членства России в ВТО с присутствием России в составе Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России не существует. Мы в Таможенном союзе, и мы индивидуально вступаем в ВТО, что потом как раз было прокомментировано моими коллегами. Но, конечно, это всё‑таки целый набор обязательств, которые мы на себя взяли. И буквально через несколько дней я буду встречаться с моими коллегами, которые должны будут вместе с Россией составить единое экономическое пространство, это наш новый общий рынок.
Мы, кстати, надеемся, что этот рынок будет привлекателен для государств Евросоюза, потому что в этом случае у них появляется возможность работать не только на территории России, но и по одинаковым правилам на территории Казахстана и на территории Белоруссии, что, безусловно, создаёт определённые конкурентные преимущества. Но в то же время, если говорить о новом соглашении, которое регулирует экономические отношения между Россией и Евросоюзом, конечно, мы должны учитывать и сам по себе факт наличия Таможенного союза и будущего Единого экономического пространства.
Те практические инициативы, которые вы предлагаете, мне кажутся, безусловно, полезными. Скажем, инициатива по расширению сотрудничества в области технических стандартов, как мне представляется, это, может быть, даже самая простая вещь, но крайне необходимая, потому что мы изменили законодательство. Я лично за этим следил, собирал наших коллег министров, представителей бизнеса. Мы договорились о том, что на территории России будут применяться нормативы Евросоюза в тех случаях, когда нет российских нормативов, а это достаточно широкий круг случаев. А будущие наши нормативы, которые будут приниматься, будущие наши стандарты должны быть абсолютно гармонизированы со стандартами Евросоюза. В то же время здесь есть ещё чем заняться всем присутствующим, потому что существует целый ряд областей, где, может быть, мы имеем избыточное регулирование, где оно, может быть, должно быть изменено или даже отменено. И наоборот, существует целый ряд областей, где такое регулирование недостаточно.
Интеллектуальная собственность. Мы понимаем, что это очень важная тема для инновационной модернизации России. За последнее время мы пересмотрели целый ряд наших подходов. Я сам, говорил недавно об этом, был большим консерватором в смысле правил о регулировании интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Но сейчас я несколько изменил свою позицию. Почему был большим консерватором? Потому что когда‑то я принимал участие в написании действующей редакции Гражданского кодекса. Я считаю, что мы должны быть более открыты рынку, и правила, которые существуют в рамках гражданского законодательства, посвящённые интеллектуальной собственности, должны, конечно, в большей степени учитывать современные потребности бизнеса, включая самые разные международные правила, наиболее часто упоминаемое соглашение ТРИПС и некоторые другие.
Совершенствование передвижения граждан – об этом я уже сказал, мы будем и дальше этим заниматься. И при этом ещё раз хотел бы подчеркнуть, что мы рассчитываем, что финальной целью, финальной остановкой нашей работы будет безвизовое общение и облегчённый режим для присутствия персонала стран Евросоюза в Российской Федерации и, соответственно, российского персонала в странах Евросоюза.
Я ещё раз хотел бы Вас поблагодарить за ту большую работу, которую Вы ведёте. И я уверен, что это будет сближать государства, сближать народы и создавать гармоничные условия для развития бизнеса.