Д.Медведев: Здравствуйте!
Прежде всего, спасибо за то, что пригласили у вас побывать. Не буду скрывать, я заехал в школу, в вашу маленькую школу в Измайловке, для того, чтобы поговорить о школьной жизни вообще, но в частности остановиться на некоторых идеях, которые прозвучали в Послании Президента, с которым я обратился позавчера. Там, если вы отметили, довольно большой раздел был посвящён школьным делам. Это продолжение того, что было в Послании 2009 года, где была сформулирована инициатива «Наша новая школа». Наша задача сейчас заключается в том, чтобы все наши школы получили соответствующий импульс для развития – и не только материальный, хотя материальный, конечно, может быть, наиболее важный.
У вас хорошая школа, сразу скажу.
Реплика: Спасибо.
Д.Медведев: И говорю это не ради того, чтобы похвалить хозяев, – она на самом деле хорошая. Прямо скажу – мы шли как раз с Галиной Ивановной по коридору, – конечно, у нас не все школы такие маленькие, малокомплектные; есть школы, которые в гораздо менее привлекательных зданиях находятся, зачастую там и нормальных условий для обучения не создано, даже удобства, что называется, во дворе. Но, конечно, мы их число будем планомерно сокращать, будем заниматься созданием современных школ. На это как раз и настроены инициатива «Наша новая школа» и та идея, с которой я выступил в Послании.
В чём она заключается? Какая бы школа ни была: и школа, в которой учится полторы тысячи учеников (я когда‑то в Ленинграде учился в такой, огромная школа, у нас было в некоторых случаях по пять классов: «А», «Б», «В», «Г» и «Д» – так было понятно; ещё тогда у нас получше было с рождаемостью, и страна побольше была), и самые-самые маленькие школы (может быть, гораздо меньше вашей), находящиеся в довольно сложных условиях, – так вот каждая школа должна получить свою программу развития. Причём это должна быть не «маниловщина», но в то же время это должен быть такой полёт фантазии, что называется: что бы мы хотели видеть в своей школе, но применительно к условиям местности. Конечно, невозможно себе представить, что на месте маленькой школы вырастет школа в десять раз больше, но это и ни к чему, потому что всё нужно делать сообразно населённому пункту, количеству людей, но вот как должна выглядеть школа – мне кажется, это важно. Я предварительно эту тему обсуждал и с Правительством, и с общественностью, и с экспертами: конечно, мы не сделаем такие школы в течение года, двух, трёх, но если у любой школы – у нас их сейчас, Андрей Александрович [Фурсенко], сколько?..
А.Фурсенко: 52 тысячи.
Д.Медведев: 52 тысячи. Так вот, если у этих 52 тысяч школ будет своя концепция развития, ориентированная на 5, на 10 лет, то всё‑таки это будет уже определённый шаг вперёд, потому что можно считать деньги: деньги местные, деньги региональные и деньги федеральные, можно привлекать спонсоров, можно готовить какие‑то программы под новые условия. То есть, мне кажется, такой перспективный облик школы должен быть в каждой школе Российской Федерации, я и вам предлагаю то же самое сделать. У вас на самом деле хорошие условия, но понятно, что всегда есть к чему стремиться, есть что развивать. Вот это такая тема.
Я хотел бы, наверное, с вами обсудить то, что я всегда обсуждаю с педагогами в школе: это нынешняя система построения образования, единый госэкзамен, подушевая система финансирования, соответственно самый сакраментальный вопрос – ваша зарплата, – что с этим делать. Сейчас много, кстати, на эту тему говорят и пишут. Я посмотрел, сейчас эта тема обсуждается в интернет-пространстве, пошла новая волна обсуждений: сколько реально зарабатывают педагоги в школе. В общем, цифры называются очень разные, я как раз хотел просто вас поспрашивать. Если вы расскажете, было бы неплохо. Я имею в виду зависимость заработной платы от соответствующих показателей в работе и так далее.
Вот, наверное, приблизительный круг вопросов, который, если у вас будет интерес, мы могли бы сейчас обсудить. Ну и любые другие вопросы, которые у вас есть, потому что я не так часто приезжаю в сельские школы, даже расположенные в таком прекрасном горном месте. Так что, пожалуйста.
(Обращаясь к Г.Глебовой.) Галина Ивановна, хотите что‑нибудь сказать?
Г.Глебова: Да, я хочу о зарплате сказать. Как мы уже говорили, у нас школа малокомплектная, поэтому мы в большом выигрыше перед другими сельскими и даже городскими школами: у нас совсем другой норматив, и в нашей школе средняя зарплата 17 тысяч 971 рубль, то есть зарплата хорошая.
Д.Медведев: Для сельской малокомплектной школы приличная.
Г.Глебова: У нас маленький коллектив, правда, нагрузки тоже приличные.
Д.Медведев: Большие нагрузки – это сколько в малокомплектной школе?
Г.Глебова: 25–26 часов.
Д.Медведев: 25–26 – это сколько в день получается?
Г.Глебова: У нас шестидневка. То есть имеется в виду не ставка. Завуч также ведёт часы, зам по воспитательной тоже ведёт эти часы, отсюда и сложилась эта зарплата. Хотя детей, Вы сами видели, не столь много, но то, что школа малокомплектная, – в большом выигрыше. И то, что мы перешли на новую форму оплаты труда, это стимулировало.
Д.Медведев: Вам нравится работать по ней или нет? Просто скажите откровенно, не стесняясь Министра, а уж тем более Президента.
Л.Фомина: У нас хорошая зарплата. Я, например, с высшей категорией, у меня зарплата как у директора школы 22 тысячи. Поэтому очень хорошо я зарабатываю, я довольна, моя семья очень довольна, мои дети, младшая дочка второй институт заканчивает, и она тоже очень довольна, что мама работает, хорошо зарабатывает, может помочь. Так что это здорово, просто здорово. У нас есть такая возможность – заработать. Это когда пошла подушевая оплата.
Д.Медведев: А до этого сколько было?
Л.Фомина: А до этого я получала где‑то 16–17.
Д.Медведев: Но тоже в принципе ничего для наших условий. Ну а что молодёжь получает?
Е.Дьяченко: Молодёжь получает 14.
Д.Медведев: Я имею в виду не педагогическую, а вообще среднюю зарплату.
А.Фурсенко: Средняя зарплата по стране – больше 20. И это как раз главная проблема, Дмитрий Анатольевич: важно приблизить среднюю зарплату учителей к средней зарплате по стране.
Д.Медведев: Это на самом деле, я абсолютно согласен, самая главная проблема и для учителей, и для врачей. Зарплату надо сделать немного повыше, дотянуть её до среднего уровня по стране.
* * *
Л.Фокина: Тренажёры нам поставили город и краевые спонсоры.
Г.Глебова: Это тоже связано опять с подушевым финансированием, потому что у нас норматив на ребёнка большой, часть идёт на зарплаты, часть – на приобретение. Например, в этом году только 450 тысяч на всё потратили, на наглядные пособия.
Д.Медведев: Хорошо. А что покупаете? Книжки?
Г.Глебова: Книги у нас – 93 процента обеспеченность, то есть почти все 100.
Д.Медведев: Книгами обычными, нормальными, не электронными?
Г.Глебова: Учебниками. Наглядные пособия покупаем. Мы в рамках программы также получили кабинет русского языка, кабинет химии, кабинет географии и кабинет биологии. Четыре кабинета.
Д.Медведев: Это я помню. Я хорошо помню и помню, как мы «воспитывали» разных людей, имеющих к этому отношение.
Это нормальные кабинеты, скажите откровенно? Потому что когда я ещё в Правительстве работал, занимался нацпроектами, не все комплекты были хорошего качества. Я помню, мы и с химией разбирались, с биологией. Там пособия рассыпались, реактивы не реагировали.
А.Фурсенко: То, что получили, очень хорошего качества.
Д.Медведев: Приличного качества?
А.Фурсенко: Да. И всё применяемо. Но мы заставили поменять всё. Помните? Штрафы наложили.
Н.Тарминян: То, что мы получили, – качественное: и наглядные пособия, и плакаты.
Очень хорошие, особенно комплект лабораторных работ, полный комплект. Дети удовольствие получают, когда выполняют лабораторные работы.
Д.Медведев: Это хорошо.
Н.Тарминян: Я очень довольна.
Д.Медведев: Довольны – это отлично. Это важное заявление, потому что мы тогда столько нервов потратили на все эти лабораторные штуки и ещё на «Школьный автобус», на эту программу.
Поставки были очень некачественные: автобусы были абсолютно не приспособлены для перевозки детей, пришлось тогда собирать специальное совещание, собрали всех руководителей, и был результат, в общем, непростого разговора.
А у вас автобус есть?
Г.Глебова: Есть.
Только хотела сказать, что, когда уже учли все пожелания, которые были, тогда мы получили хороший автобус.
Д.Медведев: То есть он удобный, там всё, что нужно для перевозки, есть?
Г.Глебова: У нас «Газель» на 11 человек, потому что у нас людей мало, кого мы подвозим, остальные местные. То есть большой автобус нам не нужен, многие рядом живут.
* * *
Д.Медведев: Давайте, может быть, вернёмся тогда всё‑таки к дидактическим вопросам. Как обстоят дела с единым госэкзаменом?
Г.Глебова: У нас ещё не было ни одной двойки по русскому языку за все выпуски, ни одной. По математике были, и то это было связано с тем, что долго болел учитель, в этом году он просто долго болел, а так нет.
Е.Новокрещенова: Я учитель начальных классов и завуч этой школы. Выпускники нашей школы поступают в высшие учебные заведения, более 50 процентов; 50 – в сузы, все дальше продолжают учиться. И всё‑таки, я считаю, именно благодаря ЕГЭ наши дети маленькой сельской школы имеют такую же возможность, как и дети городских школ.
Д.Медведев: Очень важно.
А вот та система приёма госэкзаменов, которая сейчас уже откорректирована, – она более-менее нормальная? Есть какие‑то к ней претензии? Это уже даже не мне, а Министру можно сказать.
Е.Новокрещенова: Дети испытывают волнение при ЕГЭ, но мы говорим о том, что итоговая аттестация – это всегда очень волнительный момент.
Д.Медведев: Вы знаете, я думаю, даже взрослые испытывают волнение при ЕГЭ, иногда даже учителя.
Е.Новокрещенова: Мы отмечаем, что взрослые, может быть, даже больше волнуются, чем дети.
Д.Медведев: Но вообще нужно всё‑таки не бояться готовить детей к определённым жизненным испытаниям. Когда я учился, экзамены были два раза, после 8-го и после 10-го класса, но ведь до этого экзамены были практически каждый год, это тоже было. И это, кстати, формировало определённые навыки сдачи экзаменов, что потом очень пригождается при сдачи экзаменов в университетах. Так что, что бы там ни говорили, подготовка к ЕГЭ – это определённая закалка для наших детей, для наших учеников.
* * *
У вас очень красиво, но надеюсь, что ещё лучше будет, всё‑таки мы сейчас в край много денег вкладываем. Надеюсь, что это даст отражённый эффект во все сферы, в том числе и в образование, потому что не бывает так, чтобы такого рода инвестиции не тянули за собой другие инвестиции, так во всём мире происходит. Так что надеюсь, что и Олимпиада поможет здесь всем, в том числе и образованию края тоже должна помочь. Надеюсь, всё будет нормально.
* * *
У вас действительно очень симпатичная школа, но, тем не менее, завершу на тех же словах, с которых начал. Даже для такой маленькой и, в общем, вполне благоустроенной школы всё равно нужно создать модель развития на будущее. И, кстати, очень здорово, что у вас школа совмещена с детским садом. Это вообще‑то супер просто, и для родителей это очень удобно, ну и для учителей в принципе нормально, потому что всегда понимаешь, что твой ребёнок после того, как он в детский сад походил, сможет идти в соответствующую школу.
А вот, кстати, я единственное, что не спросил: в детсад‑то есть очередь или нет? Потому что у нас с этим, конечно, в стране не очень хорошо.
Л.Цвигун: У нас сельский детский сад, так что мы всех охватываем.
Д.Медведев: То есть практически очереди нет?
Л.Цвигун: Есть ещё кратковременное пребывание детей и группа семейного воспитания. Будем также работать по семейным группам, в многодетных семьях открывать, чтобы детки были под присмотром, воспитывались, обучались.
Д.Медведев: Наша задача заключается в том, чтобы очередь в детские сады, которая у нас сейчас есть, она больше полутора миллионов человек, постепенно (конечно, не за год, даже не за два, к сожалению), свести на нет. Потому что это основной ограничитель или один из основных ограничителей для семей, которые хотят завести детей, причём не первого, потому что первого заводят все, один ребёнок должен быть всегда, а вот второй, третий – это всегда очень сильно связано с наличием мест в детских садах. Обязательно этим тоже займёмся.
Хорошо. Спасибо вам за приглашение.