Д.Медведев: Товарищи офицеры! Товарищи генералы!
Наша сегодняшняя встреча – ещё одна возможность обсудить вопросы, связанные с теми процессами, которые идут в Вооружённых Силах, с проблемами, которые существуют, и в целом подойти к обсуждению вопросов реформирования Вооружённых Сил, повышения боеспособности Вооружённых Сил.
В последние два года наши Вооружённые Силы активно модернизируются. Наша цель известна. Она заключается в том, чтобы сделать их более компактными и более эффективными, оснащёнными современными видами вооружений, современной техникой. И уже к декабрю текущего года планируется завершить основные организационно-штатные мероприятия по переводу Вооружённых Сил на новый облик.
В течение ближайших лет, а именно, по сути, начиная с этого года и по 2020 год ежегодные объёмы финансирования национальной обороны сохранятся на уровне 2,8 процента от валового внутреннего продукта. Это значительные деньги.
Не буду скрывать, для того чтобы выйти на эти показатели, нам пришлось внести довольно значимые корректировки и в бюджет, и в наши проектировки на ближайшие годы. Пришлось даже какие‑то программы подрезать, уменьшить для того, чтобы мы смогли сохранить финансирование Вооружённых Сил на таком уровне.
Это создаёт условия для того, чтобы оснастить войска новой техникой в соответствии с действующей редакцией Государственной программы вооружения и, что является не менее важной задачей и не менее сложной на самом деле, решить все социальные вопросы, которые существуют у военнослужащих. Эти вопросы также хорошо известны.
Прежде всего это индексация денежного довольствия, которую мы уже сейчас проводим, и реализация программы жилищного строительства. С 2012 года начнётся запланированное реформирование системы денежного довольствия военнослужащих не в соответствии с теми фрагментами, которые в настоящий момент у нас существуют, не в соответствии с теми избирательными подходами, которые действуют, а полное реформирование денежного довольствия.
В конечном счёте мы должны выйти на то, чтобы базовое содержание, денежное содержание военнослужащих увеличилось практически в три раза. И при этом то, о чём мы говорили в последнее время, что делали по тем наработкам, которые были созданы в рамках 400-го приказа и некоторых других документов Министерства обороны, сохранить и распространить на все Вооружённые Силы.
Все мероприятия, которые запланированы, мероприятия по реформированию должны быть самым тщательным образом просчитаны и материально обеспечены. Для этого проведена корректировка военного бюджета и организован контроль над использованием средств. Обращаю на это внимание всех руководителей Министерства обороны: все эти процессы должны быть завершены в координации с другими правительственными структурами, с тем чтобы у нас здесь была абсолютная точность.
Высокий уровень финансового обеспечения Вооружённых Сил позволит, надеюсь, освободить военнослужащих от несвойственных им хозяйственных функций – что, собственно, давно сделано в армиях других стран. Войска должны прежде всего уделять внимание оперативной подготовке, боевой учёбе, исключительно концентрироваться на этих темах. Обязанности по охране (прежде всего, может быть, даже не охране, а уборке), по бытовому обеспечению, по приготовлению пищи должны быть переданы гражданским организациям.
По замыслу, который был положен в основу оргштатных мероприятий, бригады создавались как самодостаточные, современные, сбалансированные формирования, которые способны выполнять поставленные перед ними задачи в самые короткие сроки и в любых условиях. Здесь присутствуют все командиры бригад, существующих в Вооружённых Силах. Хотел бы, чтобы вы доложили мне, получилось ли это, доложили откровенно, понимая, что от этого зависит успех тех преобразований, которые в настоящий момент ведутся.
Организационные изменения в Вооружённых Силах происходят. И мы можем смотреть за эффективностью этих изменений в рамках тех учений, которые проходили, имею в виду «Осень-2009» и «Восток-2010». На части учений я присутствовал. Они показали, что созданные соединения, части постоянной готовности в целом работают достаточно профессионально и эффективно. Мне также было бы полезно знать ваше мнение о качестве реформирования, об организационных изменениях, что, на ваш взгляд, себя зарекомендовало с лучшей стороны, а с чем есть проблемы.
Прежде всего индексация денежного довольствия, которую мы уже сейчас проводим, и реализация программы жилищного строительства.
Я думаю, что для начала разговора достаточно.
Пожалуйста.
И.Тимофеев: Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Командир 56-й гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады гвардии полковник Тимофеев, город Камышин Волгоградской области, Южный военный округ.
Развитие средств вооружённой борьбы существенно изменило взгляды военного руководства ведущих зарубежных стран на боевые действия вооружёнными силами. И стал очевиден тот факт, что на смену современным войнам приходят войны фукционально-избирательного воздействия с использованием оружия, разработанного на основе передовых технологий.
Что представляли собой наши Вооружённые Силы до реформирования? Основу их составляли соединения и части сокращённого состава и кадров. Были «бумажные» дивизии и полки, так как они были не в состоянии реагировать на внезапно возникающие задачи либо иные угрозы. Таким примером было ведение боевых действий в Республике Чечня, когда на временной основе создавались подразделения, воинские части по принципу «с миру по нитке».
Будучи командиром роты, в декабре 94-го года сам был вынужден отдавать специалистов, наводчиков, механиков-водителей в батальонную тактическую группу полка. И, собрав тактическую группу, едва набирали личный состав для несения службы в наряде. Прибыв в феврале 95-го года в город Грозный, был назначен командиром роты соседнего полка. И порой создавалась такая обстановка, что командиры не знали подчинённых, а подчинённые не успевали узнать командиров.
Что представляло моё соединение до реформирования? Это был десантно-штурмовой полк постоянной боевой готовности. Но чтобы полк был готов к выполнению задач, необходимо было провести большой комплекс мероприятий: получить личный состав из военных комиссариатов, технику из народного хозяйства, загрузить боеприпасы на автотранспорт. И только через сутки полк был в состоянии выполнить задачи. Но время не ждёт и сейчас предъявляет нам сложные требования – это части, соединения, которые способны оперативно реагировать на внезапно возникающие задачи, те или иные угрозы.
Сейчас я командую полнокровным воинским организмом, который укомплектован личным составом, техникой. Боеприпасы, все материальные запасы загружены в автомобильный транспорт, и бригада сейчас с готовностью выполнит любые задачи в течение часа.
Техническую основу полка сейчас составляет автомобильная техника «КАМАЗ» и «УАЗ» 2010 года выпуска, что повысило манёвренные возможности соединения в три раза. Увеличение средств огневого поражения, средств разведки, переносные радиостанции спутниковой связи позволили увеличить боевой потенциал бригады в два раза. В условиях сокращения службы по призыву до одного года, Вы правильно отметили, проблема сейчас – это интенсивность боевой подготовки. Задача – снять с солдата не свойственные ему обязанности. В бригаде эта проблема уже решена, гражданские организации взяли на себя эти обязанности. Вывозом мусора и банно-прачечным обслуживанием занимается у меня фирма «Славянка» (город Волгоград), сейчас идёт набор персонала для уборки территории и обслуживания солдатских общежитий. Обслуживание техники проводит фирма «КАМАЗ-Центр», а организация питания также возложена на отдельную фирму. На настоящий момент ничто и никто не мешает проводить полнокровную боевую учёбу личного состава.
В результате проведённой реформы мы получили новое мобильное соединение, которое возможно будет перебрасывать в любой театр военных действий в короткие сроки, способное вести боевые действия в труднодоступной и горной местности, в населённых пунктах, где нецелесообразно применение других соединений, а порой невозможно.
Мы должны выйти на то, чтобы денежное содержание военнослужащих увеличилось практически в три раза.
Соединение способно широко применять манёвры на высокой скорости вдоль фронта и в глубину, совершать обходы, охваты, в том числе и вертикальные, взаимодействовать с мотострелковыми войсками, артиллерией, авиацией, быть полнокровной частью межвидовой группировки на театре военных действий, способно выполнить любые поставленные задачи.
Товарищ Верховный Главнокомандующий! Вооружение и военная техника, которой укомплектована бригада, позволяет выполнять поставленные задачи перед бригадой, но это на сегодняшний день. Так как у меня подразделение применяется в тактическом десанте, хочется, чтобы в подразделения армейской авиации поступили новые образцы вертолётов, которые способны как десантировать, так и оказывать эффективную огневую поддержку десанту, так сказать, универсальные летающие танки.
Мои десантно-штурмовые роты на автомобилях «УАЗ». Да, они манёвренные, но не обладают той необходимой степенью защищённости личного состава и не дают возможность установить дополнительные огневые средства.
Здесь, на сборах, нам показали перспективные образцы автомобильной техники. Я надеюсь, что в ближайшее время соединение у меня будет вооружено данной техникой.
Д.Медведев: Спасибо.
Товарищ полковник, у меня такой вопрос. По поводу нынешней конфигурации бригады, тех оргштатных изменений, которые прошли, хотел бы, чтобы Вы доложили мне и, естественно, другим начальникам, которые здесь присутствуют, на Ваш взгляд, является ли нынешняя конфигурация бригады уже приспособленной к тем задачам, которые стоят сегодня перед Вооружёнными Силами, или же всё‑таки нам нужно что‑то доводить?
И.Тимофеев: Товарищ Верховный Главнокомандующий, соединения в виде бригад – наиболее оптимальная форма содержания соединений и частей, так как упразднена система уровней управления. Если раньше существовала, например, четырёхуровневая система управления (полк, дивизия, армия, округ), сейчас я, например, подчиняюсь напрямую командующему округа. То есть вместо четырёхзвенной стала двухзвенная система. Батальоны у меня стали практически автономные, способные выполнять задачи без доукомплектования, без средств усиления и подразделений усиления. То есть в этом направлении, товарищ Верховный Главнокомандующий, оптимальный вариант.
Д.Медведев: Понятно.
Когда мы обсуждали этот вопрос, в общем, это всегда вопрос человеческий, если хотите, потому что изменение звенности в управлении любой крупной системой, в том числе и прежде всего Вооружёнными Силами, – это и уменьшение количества начальников. По понятным причинам это болезненный процесс. Всегда приходится принимать кадровые решения и нужно думать, куда наших товарищей устраивать, с другой стороны – не возникнет ли проблем. Задавали вопросы и мне, и Министру обороны, и начальнику Генерального штаба, будет ли работать такая система, потому что мы привыкли работать несколько в иных условиях. Служба проходила с иным количеством звеньев. Так это ещё с советских времен было. Но то, что Вы докладываете, надеюсь, доказывает, что эта система работает.
Ещё одна тема, которую Вы затронули, и я в своём вступительном слове тоже обозначил, – это передача несвойственных функций организациям, которые специально выполняют эти задачи на основе договоров. Я услышал, что у Вас всё работает, есть договоры. Хотел бы, чтобы Вы ещё раз сказали: качество этих услуг Вас устраивает, оно выше, чем в случае, когда этим занимались сами военнослужащие?
Высокий уровень финансового обеспечения Вооружённых Сил позволит, надеюсь, освободить военнослужащих от несвойственных им хозяйственных функций.
И.Тимофеев: Качество выше, товарищ Верховный Главнокомандующий. Здесь мы в основном выигрываем в том, что солдат освобождён, он занимается боевой подготовкой, что очень важно в условиях призыва до одного года.
Д.Медведев: То есть вы практически от нарядов ушли.
И.Тимофеев: Так точно.
Д.Медведев: Понятно.
И ещё одна тема, которую Вы обозначили, – по поводу новых вооружений. Здесь я хотел бы и Вам сказать, и всем присутствующим. Конечно, то, что у нас есть сегодня, это, безусловно, лучше того, чем мы располагали в начале этого десятилетия, но это всё ещё очень и очень далеко от того, к чему мы стремимся. Вы упомянули «УАЗы». Я могу назвать и другие транспортные средства, просто не буду это делать, чтобы никого не ставить в неловкое положение. Но, к сожалению, степень их защищённости от весьма простых видов вооружений, включая стрелковые виды вооружений, практически нулевая. У нас очень долгое время даже нормальным бронированием не занимались, потому что считали, что это дорого. Сейчас задача заключается в том, чтобы все транспортные средства, все наши и лёгкие, и более тяжёлые виды транспортных средств получили эффективную защиту и от стрелкового оружия и, по возможности, от более тяжёлых видов оружия. Это, безусловно, дороже, но это жизни людей, это жизни наших военнослужащих, это в конечном счёте эффективность применения Вооружённых Сил. Поэтому обязательно этим будем заниматься, точно так же, как будем, конечно, заниматься и выполнением Государственной программы вооружений в целом.
Есть у Вас какой‑то ещё вопрос?
И.Тимофеев: Никак нет, товарищ Верховный Главнокомандующий.
Д.Медведев: Спасибо.
Пожалуйста.
Я.Резанцев: Командир 57-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады Восточного военного округа гвардии полковник Резанцев.
Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Реформирование, возросшая интенсивность боевой подготовки резко обострила проблему, которая заключалась в недостаточном, а порой откровенно низком уровне индивидуальной профессионально-должностной подготовки офицеров. Сегодня не секрет, что офицеры частей сокращённого состава и кадры на протяжении длительного времени занимались решением в основном бытовых проблем. Вооружение и военная техника этих частей длительное время (десятилетиями) стояла на хранении и приходила в негодность. В течение реформирования необходимо было переломить психологию офицеров в вопросе подхода к боевой готовности и боевой подготовке. Так, был проделан комплекс мероприятий по определению дальнейшего должностного предназначения каждого офицера. Те, кто изъявил желание проходить службу в современных условиях, кто готов был обучаться, уже сегодня занимаются по усовершенствованной системе подготовки. Пример этому – сегодняшнее мероприятие. Мы совершенствуем свой уровень в ходе проведения сборов с руководящим составом, в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки, которые с этого года приобрели межвидовой, совместный характер, то есть все командиры, всех уровней обучаются выполнению поставленной задачи в теснейшем взаимодействии с частями и подразделениями всех видов и родов Вооружённых Сил. Подтверждением моих слов служит та высокая оценка, которую получили результаты проведённого оперативно-стратегического учения «Восток-2010», где была продемонстрирована готовность защиты интересов Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Товарищ Верховный Главнокомандующий, также в этом году удалось возродить один из основных принципов обучения, когда каждый командир обучает своего подчинённого. Независимо от занимаемой должности все офицеры бригады проводят не менее шести часов занятий еженедельно, что непосредственно влияет на их личную подготовку. С теми, кто не пожелал проходить службу в современных условиях или был неспособен к исполнению своих обязанностей, пришлось расстаться, они были уволены из рядов Вооружённых Сил.
У нас есть чёткий план, как действовать дальше, и, смею вас заверить, абсолютная решимость, непреклонная решимость довести преобразования до конца.
Другая проблема, с которой нам пришлось столкнуться на начальном этапе реформирования, – недостаточное количество выпускников учебных заведений, готовых к выполнению функциональных обязанностей без проведения дополнительной подготовки, без проведения так называемого этапа становления в занимаемой должности. Эта проблема решена на сегодняшний день путём прохождения каждым офицером, который выдвигается на вышестоящую должность, комплекса дополнительных мероприятий по подготовке. Занятия с ним проводят преподаватели, имеющие богатый опыт прохождения службы в этих занимаемых должностях. И тем самым мы получаем офицера-управленца, готового исполнять должностные обязанности без дополнительной подготовки и способного поддержать боевую готовность вверенного ему подразделения на уровне, обеспечивающем гарантированное выполнение задач по предназначению.
Д.Медведев: Спасибо.
Товарищ полковник, Вы сказали о том, что с теми, кто не пожелал или не смог приспособиться к условиям службы в новых условиях, пришлось расстаться. Зачастую в средствах массовой информации и в высказываниях отдельных аналитиков приходится читать очень жёсткие вещи по поводу того, как проходят реформы, по поводу того, в каком состоянии находится боеспособность Вооружённых Сил. Это нормально, наверное, потому что должны быть и критические сюжеты, должен быть разбор того, что делается. У нас открытое общество, и Вооружённые Силы в этом смысле не являются закрытой корпорацией. Тем не менее иногда эти суждения носят запредельно жёсткий характер. Некоторые из них касаются увольнения из рядов Вооружённых Сил. В этом контексте у меня к Вам вопрос: какое количество военнослужащих на Ваших глазах в процентном отношении из Вашей бригады было уволено?
Я.Резанцев: Товарищ Верховный Главнокомандующий, моя бригада переформирована из 81-й отдельной гвардейской мотострелковой дивизии. В период реформирования в распоряжение мне было выведено 611 офицеров, 415 из них уволены из рядов Вооружённых Сил именно по той причине, о которой я Вам доложил ранее. Безусловно, нельзя избежать этих критических высказываний, но разрешите Вам доложить, что выросло практически целое поколение офицеров, которые занимались, как я уже сказал, не хочу повторяться, решением именно бытовых проблем, не связанных с исполнением обязанностей военной службы. Они столкнулись на первом этапе с этими трудностями и приняли решение. Всем тем, кто изъявил желание продолжить службу в дальнейшем, были предоставлены места, равнозначные должности, но, к сожалению, как я уже сказал, были и те, кто принял решение уволиться из рядов Вооружённых Сил.
Д.Медведев: Это решение было принято сознательно, мы с Вами как раз об этом говорим. Нам нужна современная и компактная армия, адекватная угрозам, которые исходят от вероятного противника, и в то же время армия, которая оснащена современным вооружением, где служат профессиональные офицеры и хорошо подготовленные солдаты. Именно поэтому мы занимаемся всеми вопросами, включая вопросы денежного содержания. И несмотря на то, что у нас очень непростая финансовая ситуация была в прошлом году, и в этом году она не очень лёгкая, тем не менее в соответствии с моим решением объём денежных средств, который будет направлен на закупку новых вооружений, существенно вырос. Это очень большие суммы, которые мы должны будем правильным образом потратить до 2020 года. Я абсолютно уверен, что мы сможем с этой задачей справиться. При этом, конечно, помимо собственно финансовой стороны, я надеюсь, что наша промышленность тоже к этому сможет подготовиться. Потому что мы понимаем, многие подрядчики, многие предприятия оборонного комплекса просто либо расслабились, либо разучились работать в условиях хронического недофинансирования. Но как только деньги начинают появляться, появляется стимул для того, чтобы создавать и новые образцы вооружений. С другой стороны, расслабляться мы никому не дадим.
У нас были определённые проблемы, скажем, с беспилотными летательными аппаратами. Мы были вынуждены принять решение о закупке ряда иностранных образцов. В результате качество наших беспилотников, которые производятся в разных местах, существенно улучшилось, потому что наши производители боятся потерять этот рынок. И это нормально. Не гарантированное раскассирование денег, а именно выявление наиболее подготовленных производителей в результате конкурентного размещения заказов.
И другая составляющая – это денежное довольствие, денежное содержание офицерского корпуса и контрактников в конечном счёте. Хотел бы, чтобы вы ещё раз услышали это от Верховного Главнокомандующего. Все те решения, которые были приняты, непростые решения, они все будут реализованы, включая вопрос по денежному довольствию. Мы договорились о том, что лейтенант должен получать 50 тысяч, он будет эти деньги получать, даже несмотря на то, что у нас есть проблемы с финансированием целого ряда государственных программ, потому что иначе мы не сможем создать боеспособную армию. А какая у нас была армия, мы хорошо с вами знаем. Только что нам говорили про «бумажные» дивизии и кадрированные подразделения. Было же это всё! И не только, кстати, в новейшей истории России, и в советский период было, причём с каждым годом количество кадрированных частей увеличивалось и увеличивалось. Как это отражалось на нашей обороноспособности? Понятно, как. И офицеры, к сожалению, которые в том числе в таких местах служили, занимались в основном хозяйственными задачами.
Денежное довольствие и жильё. Все эти программы будут реализованы, здесь никаких сомнений быть не может.
Наша обязанность обеспечить полным объёмом социальных гарантий всех, кто будет увольняться. Это всё тоже будет сделано и по жилью, и по пенсии, и по всем другим вещам. Это действительно святая обязанность государства. Но не заставлять служить тех, кто служить сегодня не готов. Так что то, что Вы сказали, меня как раз укрепляет в этой уверенности. Спасибо.
Пожалуйста.
В.Рогалев: Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Полковник Рогалев, 74-я мотострелковая бригада, Центральный военный округ, г.Юрга.
Бригада в современном составе существует уже 17 лет. Она не раз доказывала свою боеспособность и эффективность. Но за последние два года произошли существенные изменения, в том числе переход на новую организационно-штатную структуру и получение новой техники. Новой техники в бригаде сейчас до 30 процентов. В основном это техника тылового и технического обеспечения. Боевой техники единицы, но уже с этой техникой боевые возможности бригады значительно увеличились. Это показали исследовательские учения 2009 года, которые проводились бригадой, и оперативно-стратегические учения «Восток-2010» в текущем году. Подразделения бригады во взаимодействии с авиацией, ведением всесторонней разведки с помощью новейших средств разведки, в том числе и беспилотных летательных аппаратов, с применением макетов вооружения и военной техники, произведённой нашей промышленностью, эффективно решали боевые задачи, успешно форсировали водные преграды. Но нельзя не сказать о том, что боевая техника, стоящая на вооружении бригад, не в полном объёме отвечает современным условиям. Я прежде всего хочу коснуться боевых машин пехоты и танков.
Руководство Вооружённых Сил, товарищ Верховный Главнокомандующий, информирует нас о том, что согласно Государственной программе вооружения, которая сейчас проходит, до 2015 года до 30 процентов новейших образцов вооружения и военной техники поступит в войска, а до 2020 года на 70–100 процентов в войска поступят перспективные образцы вооружения и военной техники. И мы надеемся, товарищ Верховный Главнокомандующий, что принципиально новые образцы танков и боевых машин пехоты с повышенной огневой мощью и в то же время повышенной защищённостью экипажей будут поступать на вооружение уже в ближайшее время не единичными образцами, а комплексно. Это значительно повысит боевые возможности бригады.
Д.Медведев: Спасибо.
В порядке комментария. Я уже говорил о том, в каком состоянии мы многие образцы техники имеем. И, к сожалению, даже часть из того, что сейчас выпускается, не в полной мере нас удовлетворяет и в смысле огневой мощи, и в смысле защищённости экипажа. К сожалению, не защищает, я уже сказал, даже от стрелкового оружия. Мне только что Министр обороны докладывал. Поэтому мы будем заниматься воспитанием таких производственных предприятий. Тот, кто не сможет выпускать современную технику, тот её поставлять не будет. Я обращаюсь ко всем директорам наших оборонных предприятий. Или нормальную технику будут делать, или придётся с такими структурами контракты разрывать. У нас оборонный комплекс не маленький.
Второе – по поводу Государственной программы вооружения. Вы абсолютно точно назвали цифры. Мы действительно планируем двигаться этапами. Самое главное, чтобы наш оборонный комплекс эти большие заказы смог переварить. Потому что, к сожалению, была ситуация недофинансирования, и многие предприятия работают не в полной мощности, плюс нужно создавать новые линии, внедрять новые образцы техники. Поэтому будем идти по этапам: сначала менять 20–30 процентов и в конце, к 2020 году, выйдем на замену от 70 до 100 процентов всех видов вооружений. На это предусмотрена беспрецедентная цифра в наших бюджетных проектировках. Эта цифра называлась. Я её назову ещё раз – это 21 триллион рублей. Это огромные деньги даже для такого большого государства, как Российская Федерация. Я надеюсь, что все эти средства будут потрачены разумным образом на приобретение самых современных образцов военной техники. Спасибо.
Вооружённые Силы активно модернизируются. Наша цель известна – сделать их более компактными и более эффективными, оснащёнными современными видами вооружений, современной техникой.
Есть у Вас вопросы какие‑то?
В.Рогалев: Нет.
Д.Медведев: Пожалуйста.
Пинчук: Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Капитан первого ранга Пинчук, командир бригады надводных кораблей (Балтийский флот, Кронштадт).
Для каждого моряка Кронштадт является своего рода духовной ценностью. И последние решения, которые были осуществлены по Кронштадту (присвоение почётного звания «Город воинской славы», возрождение Морского собора, строительство военно-научного учебного центра), конечно, нашли полностью поддержку всех моряков Военно-Морского Флота.
В соединении кораблей, которым я командую, ещё 10 лет назад ходили корабли средним сроком службы 10–15, а то и 25 лет. Это были в основном технически неисправные, технически неготовые, неукомплектованные личным составом, с заниженными запасами, порой вообще годами не выходящие в море корабли. Сегодня в состав соединения вошли новые корабли. Это многоцелевые корабли класса «Корвет» для решения задач в ближней зоне. В этом году этими кораблями была решена задача уничтожения остаточной минной опасности в акватории Финского залива, уничтожено порядка 70 потенциально опасных объектов времён войны. Как Вы знаете, товарищ Верховный Главнокомандующий, строительство «Северного потока» было начато своевременно, и в дальнейшем корабли Военно-Морского Флота будут продолжать выполнять задачи по обеспечению безопасного функционирования этого объекта.
Вооружение и военная техника, которая поставлена на новые корабли, позволили численно существенно сократить личный состав, находящийся на корабле, практически в три раза. И требования, предъявляемые к этому личному составу, достаточно сильно возросли. Наряду с офицерами это военнослужащие по контракту. Вы сегодня говорили об этом. На флоте проводится большая работа по их обучению, воспитанию, по созданию благоприятных условий службы. Однако хотелось бы, чтобы и на государственном уровне эта категория военнослужащих нашла поддержку.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
Товарищ капитан первого ранга, я, во‑первых, хотел бы, в свою очередь, сказать, что Кронштадт нам всем дорог. И это действительно особое место не только для российских военных моряков, но и вообще для всех наших граждан, потому что это и особый город, и особая база. Мы и дальше будем предпринимать всё, что от нас зависит, для возрождения Кронштадта. Не так давно я был в Южной Корее, принял гюйс крейсера «Варяг». Как раз в Кронштадте недавно состоялась церемония его передачи. Это очень знаменательное событие для всех наших Вооружённых Сил и вообще для нашей страны.
Теперь в отношении того, о чём Вы сказали. Я до этого говорил о необходимости проведения в жизнь тех решений по личному составу, которые принимались, включая решения по социальному пакету. Это денежное довольствие, естественно, жильё. Все эти программы будут реализованы, здесь никаких сомнений быть не может. Ещё раз, даже в такой довольно сложный период (в прошлом году и в этом году), мы темпы строительства жилья не снижали, а наращивали и для тех военнослужащих, которые увольняются из Вооружённых Сил, и темпы строительства служебного жилья и жилья для постоянного проживания для действующих офицеров.
Отдельная тема – это контрактники. Здесь, надо признаться, мы пока ещё только готовимся к тому, чтобы надлежащим образом поддерживать таких военнослужащих. Надо признаться, что пока нынешний вид денежного довольствия, нынешний объём денежного довольствия не в полной мере создаёт условия для нормальной службы. Естественно, я это понимаю, понимает и руководство Министерства обороны. Поэтому мы, конечно, вернёмся в ближайшее время к вопросу обеспечения контрактников. При этом мы должны понимать, что от того, как мы решим проблему с контрактниками, зависит в конечном счёте и вопрос комплектования Вооружённых Сил, потому что именно на них будет лежать значительная часть служебных обязанностей в рамках существующей штатной организации Вооружённых Сил Российской Федерации. Поэтому контрактники – очень важная проблема. Мы должны выйти на оптимальный размер денежного содержания контрактника, подготовить окончательно его социальный пакет, с тем чтобы на такую службу приходили всё‑таки подготовленные люди. А те, кто остаются, например, после срочной службы, соответственно, тоже имели должную мотивацию для такого рода службы. Так что этим будем обязательно заниматься. Спасибо.
Вооружённые Силы – это, безусловно, прежде всего сами военнослужащие, которые имеют необходимый набор социальных гарантий, и это современная техника.
Пожалуйста.
И.Ахмеров: Товарищ Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации!
Капитан первого ранга Ахмеров, командир 44-й бригады противолодочных кораблей Тихоокеанского флота, пункт базирования – Владивосток.
В состав моей бригады входят четыре больших противолодочных корабля, все корабли постоянной готовности. С недавнего времени у кораблей соединения появилась возможность больше выходить в море, и за последние два года наплавность кораблей соединения увеличилась практически в три раза. Более половины времени в течение года корабли находятся в море.
С 2008 года перед соединением стоит задача обеспечения безопасности морского судоходства в Аденском заливе и у побережья Сомали. Все корабли моей бригады без исключения успешно выполнили эту задачу, неделю назад очередной отряд вышел в район Аденского залива во главе с БПК «Адмирал Виноградов». Кроме этого в результате реформирования Восточного военного округа увеличилось взаимодействие между силами флота, авиации и Сухопутных войск. Но вместе с тем остаются несколько проблемных моментов. При нахождении корабля в море и обслуживании сложных систем и комплексов на корабле повышаются требования к подготовленности всех членов экипажа, особенно если это корабль боевой службы и находится вдали от берегов России. Цена ошибки слишком высока. Поэтому мне как командиру соединения на корабле боевой службы приходится увеличивать количество контрактников, перемещая их с других кораблей, так как матрос срочной службы не до конца в полной мере успевает освоить эту сложную технику. На соединении на флоте и в округе делается много, и большая работа проводится по набору на контракт, по привлекательности контрактной службы, в том числе и по жилью. Строится большой жилой комплекс на Снеговой Пади во Владивостоке. Но на настоящий момент этот вопрос остаётся достаточно важным не только на уровне соединения флота, округа, но и на государственном уровне.
И второй вопрос – это то, что задача в Аденском заливе перед кораблями соединения требует более качественного тылового и технического обеспечения всех кораблей. На настоящий момент в зоне Индийского и Тихого океанов нет ни одной нашей базы на территории иностранных государств, где наши корабли могли бы качественно провести и пополнение запасов, и техническое обслуживание, и в какой‑то степени отдых личного состава. В настоящее время это выполняется с помощью судов обеспечения, включаемых в отряд кораблей. Я думаю, что формирование таких баз, возможно, повысило бы качество тылового и технического обеспечения и уменьшило бы затраты.
Д.Медведев: Спасибо.
Товарищ капитан первого ранга, я, во‑первых, хотел бы Вас и всех Ваших товарищей поблагодарить за несение службы в районе Африканского Рога, Аденского залива. Это сейчас, по сути, район боевых действий. Та, казалось бы, опереточная опасность, которая ещё, может быть, лет 20 назад исходила от пиратов, сейчас превратилась в угрозу международной безопасности. И когда мы встречаемся с руководителями других государств, обсуждаем борьбу с пиратами. Немножко странная ситуация, казалось бы, но тем не менее это, к сожалению, так. И поэтому я хотел бы Вас поблагодарить и всех Ваших товарищей за то, что вы достойно и профессионально исполняете свой служебный долг, защищая наши гражданские суда, иностранные гражданские суда и подчас принимая решения о защите наших гражданских судов с риском для жизни.
Я полагаю, что мы и дальше продолжим исполнение наших международных обязанностей в этом районе по двум причинам. Во‑первых, потому что нам действительно нужно защищать наши гражданские суда и (по договорённости с другими странами) суда, плавающие под иностранными флагами.
А во‑вторых, это всё‑таки помогает поддерживать необходимую выучку. Как Вы правильно сказали, количество выходов в море существенно увеличилось, это очень важно. Вообще мы должны стремиться к тому, чтобы все эти виды и возможности по выходу в море, по полётам, допустим, для лётчиков, по оперативным, тактическим, стратегическим учениям использовались, что называется, на полную катушку для поддержания боеготовности Вооружённых Сил и поддержания профессиональной выучки военнослужащих.
По контрактникам я только что говорил Вашему коллеге. Мы, конечно, понимаем эту проблему. И то, что Вам приходится выдёргивать контрактников с других кораблей, это не очень здорово. Сейчас нужно просто понять, какая сумма будет достаточной для того, чтобы простимулировать контрактников. Мы это неоднократно обсуждали и на заседаниях Совбеза, принимали участие в этом обсуждении Министр и начальник Генерального штаба. Я думаю, что здесь нужно будет в какой‑то мере плясать от денежного довольствия лейтенанта, но для этого нам нужно подготовиться, с тем чтобы это решение было финансово обеспеченно. Но, ещё раз повторяю, без современных, хорошо оплачиваемых, социально мотивированных контрактников в армии, в Вооружённых Силах ничего, конечно, происходить не будет.
И поводу того, о чём Вы во второй части сказали. Наши возможности по дозаправке, по отдыху на территориях иностранных государств – это очень важная часть нашей мобильности, нашей защищённости. К сожалению, так получилось, что ряд прежних возможностей для нашей страны исчез. Как Вы понимаете, базы на территориях иностранных государств по распоряжению Президента Российской Федерации не создаются. Для этого необходимо проводить сложную политико-дипломатическую работу, для того чтобы нас хотели видеть и рассматривали это как элемент укрепления собственного имиджа, собственной безопасности в других государствах. Не буду скрывать от Вас, некоторые идеи на эту тему у нас есть, но называть их вслух я тоже по понятным причинам не буду. Но очевидно то, что, когда, скажем, за кораблями идут суда обеспечения, это очень дорого и затраты действительно огромные. И очень зачастую неэффективно, когда этот обоз приходиться за собой таскать по территории всего мирового океана. В этом смысле наши нынешние партнёры имеют гораздо лучшие условия, потому что они понатыкали себе баз в самых разных частях мира, заходят и заправляются. В общем, это тема, которая требует действительно внимательного государственного участия. Спасибо большое.
Я хотел бы предложить Министру обороны несколько слов сказать.
А.Сердюков: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые товарищи!
Мы сегодня подводим промежуточный итог перехода Вооружённых Сил на новый облик. И убеждён, что преобразования, которые сейчас проходят, дадут абсолютно новый импульс развитию армии и флота.
На сегодняшней встрече были подняты вопросы, связанные с техническим оснащением, боевой подготовкой, и социальные вопросы. Мы все эти вопросы ещё раз в Министерстве обороны будем рассматривать и ни один из них не оставим без внимания.
Во второй части у нас сегодня будет проведена коллегия. Думаю, что мы на этой коллегии ещё раз рассмотрим эти же вопросы, будем об этом говорить.
Хочу сказать, что результаты анализа необходимо использовать и для работы конкретных направлений деятельности всех должностных лиц, органов военного управления. В дальнейшем это позволит нам скорректировать всю программу по реформированию Вооружённых Сил.
И в завершение мне бы хотелось сказать, что все преобразования, которые происходят в армии, конечно же, не должны проходить только усилиями Президента, Правительства, Министерства обороны, но и каждого офицера, каждого командира во всех частях и соединениях. Поэтому я хочу поблагодарить прежде всего, Дмитрий Анатольевич, Вас за поддержку. Ну а всё остальное лежит на наших плечах.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
Уважаемые товарищи, я, во‑первых, конечно, хотел бы всех вас поблагодарить за то, что вы с пониманием и в то же время с самоотдачей сегодня занимаетесь реформированием Вооружённых Сил. Говорю это не для того, чтобы просто сделать вам приятное. Это на самом деле так.
Во‑вторых, вы прекрасно знаете, знаете лучше всех в нашей стране, в каком сложном положении были наши Вооружённые Силы ещё некоторое время назад. И сегодня проблем очень много. Но сегодня у нас есть чёткий план, как действовать дальше, и, смею вас заверить, абсолютная решимость, непреклонная решимость довершить, довести эти преобразования до конца. Потому что, как вы убедились на собственном примере, даже при наличии определённых издержек, они, конечно, есть, это всё‑таки другой уровень оснащённости Вооружённых Сил и другие социальные гарантии для военнослужащих. И это самое главное.
Я всегда говорил и здесь ещё раз скажу: Вооружённые Силы – это, безусловно, прежде всего сами люди, военнослужащие, которые имеют необходимый набор социальных гарантий, и это современная техника. При наличии этих составляющих та реформа, которая сегодня идёт, будет весьма и весьма полезной. Я в этом уверен.
Ещё раз хотел бы поблагодарить вас за службу и выразить надежду на то, что всё то, что мы делаем, принесёт свой результат.